Контакты

Этапы развития анатомической науки. История развития анатомии. Исторические этапы развития анатомии

Первые этапы развития анатомии предусматривали описание органов человеческого тела, которые наблюдали при вскрытии трупов.

I этап Описательная анатомия – этот метод господствовал вплоть до xx столетия.

II этап Систематическая анатомия – организм человека стали изучать по системам органов, объединенных общей функцией, строением и развитием.

III этап Топографическая анатомия (или хирургическая эпоха) – при хирургических вмешательствах хирурги должны были точно определять место положения органа в человеческом теле.

IV этап Пластическая анатомия – формы и выпуклости человеческого тела.

V этап Функциональная анатомия – связана с систематической.

VI этап Возрастная анатомия – изучает человека в разные периоды жизни.

VII этап Сравнительная анатомия – сравнивает тело человека с разными животными.

VIII этап Археологическая анатомия – изучает человека в разные эпохи жизни.

5. Древние ученые анатомы:

Врачевание возникло раньше, чем появились сведения о строении и функции органов тела животных и человека.

Вскрытие тела животных проводились при жертвоприношениях и приготовлении пищи, человека – при бальзамировании.

Гиппократ – 460л. до н.э. – время зарождения анатомии.

Открыл 4 вида жидкости – кровь, слизь, желчь, черная желчь.

Ошибки – артерии содержат воздух, мозг вырабатывает семя.

Платон – (427-347 до н.э.) выявил, что головной мозг позвоночных животных развивается в передних отдела спинного мозга.

Ошибки – 3 души (мозг, печень, сердце – здесь находится 3 души).

Аристотель – главным органом в организме является сердце. Открыл сухожилие и нервы.

XVI век описал 7 пар черепных нервов. Написал труды «О частях тела человеческого».

Авиценна – написал книгу «Канон врачебной науки».

Андрас Везалий – 1514-1564 написал труд в 7 книгах «О строении человеческого тела».

Гарвей – (1578-1657) большой круг кровообращения, анастомозы – места соединения крупных сосудов.

Сервет - (1511-1553) малый круг кровообращения.

Азелли - (1591-1626) описал лимфатические сосуды брыжейки тонкой кишки.

В 1725г – была открыта академия наук в Петербурге.

В 1795г. – Университет в Москве.

Ломоносов – открыл закон сохранения материи, сформулировал трехкомпонентную теорию цветного зрения, дал первую классификацию вкусовых ощущений.

Шванн - (1810-1882) открыл клетку, в 1839г. создал клеточную теорию строения организмов.

Пирогов – был военно-полевой врач, вскрыл 12 тысяч трупов. Применил наркоз, шины, открыл фасции.

Лесгафт – применил метод рентгенографии, основоположник физического развития.

Воробьев – создал атлас, применения бальзамирования (труп Ленина).

Сеченов – открыл рефлексы головного мозга.

Павлов – пищеварительная система, нервная система, 2-я сигнальная система (роль слова).

6. Анатомическая номенклатура:

Смотри приложение №1.

Анатомия в Древнем мире и Средневековье. Научный вклад Гиппократа, Герофила, Эразистрата, Клавдия Галена, Авиценны, Леонардо да Винчи, Андрея Везалия в развитие анатомической науки.

Анатомия в Древнем мире. Научный вклад Гиппократа, Герофила, Эразистрата, Клавдия Галена в развитие анатомической науки.

Изучение человеческого организма началось, когда древние охотники видели органы животного, убитого на охоте. Наскальные рисунки эпохи палеолита свидетельствуют о том, что первобытные добытчики уже знали о расположении жизненно важных органов (сердца, печени и др.). Не стоит забывать и о традициях каннибализма, Значительную роль в развитии анатомии сыграло ритуальное бальзамирование трупов в Древнем Египте. В папирусе Смита (XVI в. до н.э.), длиной 4,68 м запечатлена анатомия и хирургия древних египтян, описаны 48 случаев травматических повреждений черепа, мозга, шейных позвонков, грудной клетки и позвоночника и методы их исцеления.

Некоторые сведения о сердце, печени, легких и других органах тела человека содержатся в древней китайской книге «Нейцзин» (XI – VII вв. до н.э.), На рубеже III и II вв. до н. э. в Китае выходит «Трактат о внутреннем». Ценные данные были получены в Индии. В индуистской книге «Аюр-Веда» («Знание жизни», VI в. до н.э.), где указывалось что у человека 500 мышц, 90 сухожилий, 900 связок, 300 костей, 107 суставов, 24 нерва, 9 органов, 400 сосудов с 700 разветвлениями. Однако наибольшие успехи в изучении анатомии в древнем мире были достигнуты в античной Греции. Гиппократ, врач-ПЕРИОДЕВТ (460 – 377 гг. до н.э.) являлся основоположником учения о темпераментах человека. Он считал, что кровь (sanquis) – производит сердце; слизь (phlegma) – мозг; желтую желчь (chole) – печень; черную желчь (melania chole) – селезенка. Свыше 100 медицинских сочинений собрано в так называемом «Гиппократовом сборнике» По мнению Гиппократа, хороший врач должен определить состояние пациента уже по одному его внешнему виду. Заострившийся нос, впалые щеки, слипшиеся губы и землистый цвет лица свидетельствуют о близкой смерти больного. Еще и теперь такая картина называется «Гиппократовым лицом». Он сформулировал учение о четырех основных типах телосложения и темперамента, собравшего в своих книгах имевшиеся в то время сведения о строении тела человека, описавшего некоторые кости крыши черепа, позвонки, ребра, внутренние органы, глаз, суставы, мышцы, крупные сосуды.

Аристотель. 384 – 322 гг. до н.э. изложил в своих книгах ряд интересных фактов о строении животных организмов, различал у животных, которых вскрывал, сухожилия и нервы, кости и хрящи. Он отметил разницу между нервами и сухожилиями, изучал зародыш цыпленка и развитие сердца, отметил общие черты строения тела и органов человека и животных, тем самым стал основоположником сравнительной анатомии.

В Александрии благодаря анатомированию и вивисекции строение и функции головного мозга, нервов, сердца, сосудов изучали Эразистрат и Герофил.

Эразистрат. 300 – 250 гг. до н.э. (Книдосская школа) изучал строение сердца, его клапанов, описал двигательные и чувствительные нервы, желудочки мозга, ввел термины «артерия», «паренхима». Эразистрат обнаружил места выхода нервов из головного мозга.

Герофил (врач Александрийской школы) описал некоторые из черепных нервов, оболочки мозга, продолговатый мозг, двенадцатиперстную кишку (дал название), глазное яблоко, предстательную железу. Герофил (335-280 гг. до н. э.) первый начал вскрывать трупы людей в целях изучения анатомии. Он дал названия некоторым образованиям и органам, например, как «Писчее перо», «12п.кишка», «простата». Его ученица АГНОДИКА – первая женщина анатом.

Выдающийся врач и энциклопедист древнего мира Клавдий Гален из Пергама (131 – 201) обобщил имеющиеся к тому времени анатомические знания, описал ряд черепных нервов, некоторые кровеносные сосуды, надкостницу, многие связки. Он первым заинтересовался функцией органов. Из-за запрета церкви на вскрытие трупов людей Гален изучал анатомию путем вскрытия свиней, собак, овец, обезьян, львов и был уверен в тождественности строения тела животных и человека. Труды Галена в течение 14 веков были основными источниками анатомических и медицинских знаний и неизменно пользовались покровительством церкви.

До начала V века до н. э., в ионийский период, в Древней Греции знания о строении человека и животных находились примерно на уровне знаний народов Востока. Древние греки черпали знания из знакомства с анатомией животных, а, кроме того, им, вероятно, разрешалось вскрывать преступников. Эврипид описал воротную вену, Анаксагор - боковые желудочки мозга, Аристофан-две оболочки мозга, Эмпедокл - ушной лабиринт, Алкмеон - зрительный нерв и слуховую трубу, Диоген - аорту, сонную артерию, яремную вену, левый желудочек сердца. В VIII-VI веках до н. э. основоположниками греческой философии - Фалесом, Анаксимандром, Анаксименом и Гераклитом - была выдвинута идея естественного саморазвития мира. По Фалесу, источником жизни является вода, по Анаксимандру - влага, земля и тепло солнца, по Анаксимену - воздух, по Гераклиту - огонь. Гераклит указывал, что всякое изменение в мире есть результат борьбы. Хотя эти философы и заложили основы диалектического понимания развития природы, но понять эволюцию живого они не могли. Учение об эволюции было сформировано только в XIX веке.

Основоположником анатомии и физиологии в Греции считается Алкмеон Кротонский, первым написавший книгу по анатомии в конце VI - начале V века до н. э. Он вскрывал трупы животных и указал, что головной мозг является средоточием ощущений и мышления, уяснил значение нервов для органов чувств, первый создал теорию ощущений и показал, что животные обладают ощущениями, а человек не только ощущает, но и мыслит. Эта особенность отличает человека от животных. По мнению Алкмеона, болезнь заключается в нарушении равновесия влажного или сухого, теплого или холодного, горького или сладкого и т. д. Признавая материальность живого, он верил в материальность души.

Основы стихийного материализма, заложенные в философии ионийскими натурфилософами, были развиты в Древней Греции Левкиппом (V век до н. э.), Анаксагором (500-428 гг. до н. э.) и Эмпедоклом (492-432 гг. до н. э.). Они рассматривали строение и происхождение мира с позиций античной атомической теории, которая строилась на том, что из мелких частиц «семян» состоят все растения и животные. Например, Анаксагор не различал животных и растения по их строению и функциям. Он считал, что растения и животные способны думать, ощущать, огорчаться, радоваться и мыслить; человек отличается тем, что у него есть руки. В процессе пищеварения, по мнению Анаксагора, частицы мышц соединяются с мышцами, крови - с кровью, сердца - с сердцем и т. д. Учение атомистов сыграло определенную роль в создании идеи о естественном происхождении живых существ, что было весьма прогрессивным и противоположным религиозным учениям о божественном происхождении человека. Это учение было продолжено Демокритом (460-370 гг. до н. э.), считавшим, что атомы вечны и неизменяемы, никем не созданы и не могут быть уничтожены, жизнь - соединение атомов, смерть-разъединение. По Демокриту, все живые существа произошли из ила, который в результате гниения под действием солнца дал начало живым существам. Зародыш развивается из семени, содержащего частицы всех частей тела. Это противоречило сложившемуся мнению, что семя (половые клетки) является продуктом мозга.

Гиппократ (460-377 до н.э.)

Современником Демокрита был Гиппократ (460-377 гг. до н. э.), величайший врач античного мира, основные идеи которого находят применение и в современной медицине. Гиппократ был сыном врача (в те времена профессия врача передавалась по наследству). Уже в 20 лет Гиппократ был знаменит как врач. О вкладе Гиппократа в медицину мы можем судить по книгам, объединенным через 100 лет после его смерти в так называемый Гиппократов сборник. Этот сборник представляет свод медицинских знаний доаристотелевского периода и назван медициной гиппократиков. Гиппократ был практический врач, и его материализм выражался в том, что, отвергая вмешательство сверхъестественных сил в возникновение и развитие болезни, он признавал наблюдение и опыт. Гиппократ придавал значение в развитии болезни факторам внешней среды, учитывая возраст и образ жизни больного.

Принцип гиппократиков состоял в том, что надо лечить не болезнь, а больного. Философия жизни, по Гиппократу, строилась на огне, воде, воздухе, земле и их свойствах (теплый, холодный, влажный, сухой). Он создал учение о жидкостях, которые входят в определенных пропорциях в состав организма. Гиппократ считал, что если кровь, слизь, желтая желчь и черная желчь количественно и качественно смешиваются правильно, то организм будет здоров. Это учение было весьма прогрессивным для того времени.

Будучи прекрасным врачом, Гиппократ естественно стремился познать строение человека. Он и его ученики имели большее представление об анатомии, чем врачи стран Древнего Востока, но несомненно и то, что Гиппократ сам недостаточно знал анатомию. В книгах времен Гиппократа лучше всего излагалось строение костей, вероятно, потому, что их часто находили выветренными на поверхности почвы. Довольно подробно были описаны кости черепа, позвонки и ребра. Первый позвонок еще не был известен. Мало знали они и о мышцах, которые обобщались понятием «мясо». Во времена Гиппократа многие сухожилия и нервы не идентифицировались, но различали слуховой, зрительный, тройничный и блуждающий головные нервы, плечевой, межреберные и седалищный спинномозговые нервы. Из внутренних органов были известны желудок и кишечник (как один орган), печень и желчный пузырь, селезенка, почка, мочевой пузырь, лимфатические и молочные железы. Головной мозг принимали за железу, вырабатывающую жидкость и семя, но уже были догадки, что мозг выполняет и психические функции.

Гиппократики считали, что в сердце имеются желудочки, предсердия, клапаны и сосуды. Вдыхаемый воздух служит для охлаждения сердца. О движении крови были смутные представления. В глазном яблоке описывались три оболочки, кроме сетчатой. Стекловидное тело принималось за зрительную жидкость. Если в сборнике Гиппократа и встречаются точные анатомические данные, то они были получены не Гиппократом, а другими авторами. Есть предположения, что даже присяга врача относится к более древнему периоду, чем жизнь Гиппократа. Представление об эмбриональном развитии человека и животных основывалось на воззрениях Демокрита.

В IV-III веках до н. э. в противоположность материалистическим представлениям Демокрита и Гиппократа возникло идеалистическое учение Платона (429-347 гг. до н. э.), объясняющее материальный мир несовершенным отражением постигаемых разумом идей. Жизнь на Земле возникла с появлением человека, сотворенного богом. Многообразие животного мира - результат отклонения от обычного развития людей. По мнению Платона, мозг является вместилищем бессмертной части души, а в сердце и животе обитают ее смертные части. Учение о трех душах оказало определенное влияние на взгляды Аристотеля (384-322 гг. до н. э.), который был учеником Платона на протяжении 20 лет.

Аристотель - крупный ученый Древней Греции, воспитатель Александра Македонского, создатель огромного труда «История животных». Из его 400 работ, посвященных различным отраслям знаний, 4 больших и 11 малых трактатов содержали систематические данные того времени по зоологии и ботанике. Аристотель более подробно, чем в период гиппократиков, описал нервы головного мозга. В своих философских суждениях он путал материалистические и идеалистические представления о мире. Например, пассивная материя содержит активную форму, имеющую божественное начало. Аристотель, как и его учитель Платон, выделял душу трех видов. Растения имеют только питающую душу, животные наделены питающей и чувствующей душами, а человек, кроме двух, обладает собственной разумной душой. В отношении анатомических данных у него была уверенность, что человек имеет внутренние органы, подобные животным. Аристотель не был согласен с теми учеными, которые считали диафрагму центром мышления, и приписывал ей роль перегородки между грудью и животом. Описанные им анатомические данные были получены при вскрытии животных или заимствованы у других авторов, а подчас приводились и фантастические измышления, особенно при объяснении назначения органов. В труде «Лестница природы» Аристотелем предпринята попытка сопоставить различных животных и установить не только их различия, но и сходство. Им был сделан важный материалистический вывод, что всякое животное происходит от животного.

Создан: 2013-11-19 Обновлён: 0000-00-00

Введение в анатомию. Исторический очерк развития анатомии.
Определения, предмет и значение анатомии. Разновидности анатомии. История анатомии. Древняя анатомия. Краткий исторический очерк развития анатомии. Основные моменты в истории анатомии. Развитие анатомии у древних египтян, греков, римлян, в странах Востока и Средней Азии, в эпоху возрождения, в России


Развитие анатомии в эпоху возрождения

Во втором тысячелетии развитие городов, торговли, культуры послужило новым толчком к развитию медицины. Появляются медицинские школы. Одной из первых была открыта школа в Салерно, близ Неаполя, где раз в 5 лет разрешалось производить вскрытие трупов человека. Открываются первые университеты. Начиная с XIII в., в университетах выделяются медицинские факультеты. В XIV–XV вв. в них для демонстрации студентам стали вскрывать 1-2 трупа в год. В XVI–XVII вв. производились публичные вскрытия трупов человека, для чего создавались специальные помещения - анатомические театры (например, в Падуе, 1594 г., Болонье, 1637 г.).

(1452 – 1519), вскрыв 30 трупов, сделал многочисленные зарисовки костей, мышц, сердца и других органов и составил письменные пояснения к этим рисункам. Он изучил формы и пропорции тела человека, предложил классификацию мышц, объяснил их функцию с точки зрения законов механики. Является основоположником пластической анатомии.


(1514 – 1564), на основании собственных наблюдений, сделанных при вскрытии трупов, написал труд "О строении человеческого тела " (De Humani corporis fabrica ), изданный в Базеле в 1543 г. Где Везалий систематически и довольно точно описал анатомию человека, указал на анатомические ошибки Галена. Исследования и новаторский труд Везалия предопределили дальнейшее прогрессивное развитие анатомии. Его учениками и последователями в XVI – XVII вв. было сделано немало анатомических открытий, уточнений, исправлений; были обстоятельно описаны многие органы тела человека.

(1578 – 1657), в 1628 г. вышла книга "Анатомическое исследование о движении сердца и крови у животных ", в которой он привел доказательства движения крови по сосудам большого круга кровообращения (кровь движется по замкнутому кругу сосудов, проходя из артерий в вены через мельчайшие трубочки).


(1638 – 1731), голландский анатом усовершенствовал метод бальзамирования трупов, инъекцию цветных масс в кровеносные сосуды, создал большую для того времени коллекцию анатомических препаратов, в том числе препаратов, демонстрирующим пороки развития и аномалии. Петр I во время одного из посещений Голландии приобрел у Ф. Рюиша более 1500 препаратов для знаменитой петербургской Кунсткамеры.

(1628 – 1694), (фото Мальпиги) открыл в 1661 г. с помощью микроскопа кровеносные капилляры (анастомозы).

Развитие анатомии в России

(1748 – 1795), изучал строение почек, доказал отсутствие "промежуточных пространств" и наличие прямой связи между артериальными и венозными капиллярами. Таким образом, Шумлянский впервые доказал, что кровеносная система замкнута.

(1810-1881). Занимает особое место в истории анатомии и хирургии. Начав свою медицинскую деятельность в стенах Московского университета, он продолжал занятия анатомией и хирургией в Дерптском (ныне Тартуский) университете. По инициативе Н. И. Пирогова при Медико-хирургической академии был создан анатомический институт, усовершенствована система анатомической подготовки врачей. Н. И. Пирогов придавал большое значение точным знаниям анатомии. Большая заслуга Н. И. Пирогова как анатома – открытие и разработка оригинального метода исследования тела человека на распилах замороженных трупов с целью изучения взаимоотношений органов друг с другом и со скелетом. Результаты многолетних трудов Н. И. Пирогов обобщил в книге "Топографическая анатомия, иллюстрированная разрезами, проведенными через замороженное тело человека в трех направлениях " (1852 - 1859). Н. И. Пирогов изучил фасции и клетчаточные пространства в теле человека, опубликовал труд "Хирургическая анатомия артериальных стволов и фасций " (1838). Ему принадлежат "Полный курс прикладной анатомии человеческого тела " (1843 – 1848) и многие другие исследования по анатомии и хирургии. Именем Н. И. Пирогова названы язычный треугольник – участок верхнебокового отдела шеи, апоневроз двуглавой мышцы плеча (фасция Пирогова), лимфатический узел, расположенный в глубоком кольце бедренного канала, и другие анатомические образования.

(1837 – 1909). Выдающийся исследователь в области функциональной анатомии и теории физического воспитания. Автор фундаментального труда "Основы теоретической анатомии ". П. Ф. Лесгафт является основоположником теоретической анатомии в России. Он описал закономерности перестройки костного вещества под влиянием мышечной тяги, сформулировал принципы развития кровеносных сосудов и их взаимоотношений в зависимости от строения и функции органов, показал значение анастомозов между артериями в кровоснабжении органов и частей тела.

(1834 – 1894). Известный представитель Киевской анатомической школы, изучавший строение мозгового вещества надпочечников, а также коры головного мозга и описавший большой пирамидный нейрон (клетка Беца).


(1872 – 1954), основатель Ленинградской школы анатомов в области экспериментальной анатомии. Придавая большое значение эксперименту, он исследовал коллатеральное кровообращение, пластичность кровеносных сосудов при различных условиям существования, кровоснабжение нервов, первым (в 1896 г.) использовал рентгеновское излучение для изучения скелета.

(1876 – 1937). Выдающийся представитель харьковской школы анатомов. Исследователь вегетативной нервной системы, автор методов изучения нервов. Б. П. Воробьев описал нервные сплетения сердца и желудка у человека, одним из первым начал изучение иннервации методом электростимуляции нервов у животных. Он создал пятитомный "Атлас анатомии человека".

(1908 – 1971), внес большой вклад в изучение функциональной анатомии лимфатической системы человека и животных.

Задание:

  • Прочитать предложенный текст;
  • Выписать имена и фамилии ученых и деятелей, которые внесли весомый вклад и оказали влияние на развитие анатомии, как науки (ФИО, годы жизнидеятельности, вклад в науку)

Развитие и формирование представлений об анатомии и физиологии начинаются с глубокой древности.

Среди первых известных истории ученых-анатомов следует назвать Алкемона из Кратоны, который жил в V в. до н. э. Он первый начал анатомировать (вскрывать) трупы животных, чтобы изучить строение их тела, и высказал предположение о том, что органы чувств имеют связь непосредственно с головным мозгом, и восприятие чувств зависит от мозга.

Гиппократ (ок. 460 - ок. 370 до н. э.) - один из выдающихся ученых медицины Древней Греции. Изучению анатомии, эмбриологии и физиологии он придавал первостепенное значение, считая их основой всей медицины. Он собрал и систематизировал наблюдения о строении тела человека, описал кости крыши черепа и соединения костей при помощи швов, строение позвонков, ребер, внутренние органы, орган зрения, мышцы, крупные сосуды.

Выдающимися учеными-естествоиспытателями своего времени были Платон (427-347 до н. э.) и Аристотель (384-322 до н. э.). Изучая анатомию и эмбриологию, Платон выявил, что головной мозг позвоночных животных развивается в передних отделах спинного мозга. Аристотель, вскрывая трупы животных, описал их внутренние органы, сухожилия, нервы, кости и хрящи. По его мнению, главным органом в организме является сердце. Он назвал самый крупный кровеносный сосуд аортой.

Большое влияние на развитие медицинской науки и анатомии имела Александрийская школа врачей, которая была создана в III в. до н. э. Врачам этой школы разрешалось вскрывать трупы людей в научных целях. В этот период стали известны имена двух выдающихся ученых-анатомов: Герофила (род. ок. 300 до н. э.) и Эрасистрата (ок. 300 - ок. 240 до н. э.). Герофил описал оболочки головного мозга и венозные пазухи, желудочки мозга и сосудистые сплетения, глазной нерв и глазное яблоко, двенадцатиперстную кишку и сосуды брыжейки, простату. Эрасистрат достаточно полно для своего времени описал печень, желчные протоки, сердце и его клапаны; знал, что кровь из легкого поступает в левое предсердие, затем в левый желудочек сердца, а оттуда по артериям к органам. Александрийской школе медицины принадлежит также открытие способа перевязки кровеносных сосудов при кровотечении.

Самым выдающимся ученым в разных областях медицины после Гиппократа стал римский анатом и физиолог Клавдий Гален (ок. 130 - ок. 201). Он впервые начал читать курс анатомии человека, сопровождая вскрытием трупов животных, главным образом обезьян. Вскрытие человеческих трупов в то время было запрещено, в результате чего Гален, факты без должных оговорок, переносил на человека строение тела животного. Обладая энциклопедическими знаниями, он описал 7 пар (из 12) черепных нервов, соединительную ткань, нервы мышц, кровеносные сосуды печени, почек и других внутренних органов, надкостницу, связки.

Важные сведения получены Галеном о строении головного мозга. Гален считал его центром чувствительности тела и причиной произвольных движений. В книге «О частях тела человеческого» он высказывал свои анатомические взгляды и рассматривал анатомическое структуры в неразрывной связи с функцией.

Большой вклад в развитие медицинской науки внес таджикский врач и философ Абу Али Ибн Сына, или Авиценна (ок. 980-1037). Он написал «Канон врачебной науки», в котором были систематизированы и дополнены сведения по анатомии и физиологии, заимствованные из книг Аристотеля и Галена. Книги Авиценны были переведены на латинский язык и переиздавались более 30 раз.

Начиная с XVI-XVIII вв. во многих странах открываются университеты, выделяются медицинские факультеты, закладывается фундамент научной анатомии и физиологии. Особенно большой вклад в развитие анатомии внес итальянский ученый и художник эпохи Возрождения Леонардо да Винчи (1452-1519). Он анатомировал 30 трупов, сделал множество рисунков костей, мышц, внутренних органов, снабдив их письменными пояснениями. Леонардо да Винчи положил начало пластической анатомии.

Основателем научной анатомии считается профессор Падуанского университета Андрас Везалий (1514-1564), который на основе собственных наблюдений, сделанных при вскрытии трупов, написал классический труд в 7 книгах «О строении человеческого тела» (Базель, 1543). В них он систематизировал скелет, связки, мышцы, сосуды, нервы, внутренние органы, мозг и органы чувств. Исследования Везалия и выход в свет его книг способствовали развитию анатомии. В дальнейшем его ученики и последователи в XVI-XVII вв. сделали много открытий, детально описали многие органы человека. С именами этих ученых в анатомии связаны названия некоторых органов тела человека: Г. Фаллопий (1523-1562) - фаллопиевы трубы; Б. Евстахий (1510-1574) - евстахиева труба; М. Мальпиги (1628- 1694) - мальпигиевы тельца в селезенке и почках.

Открытия в анатомии послужили основой для более глубоких исследований в области физиологии. Испанский врач Мигель Сервет (1511-1553), ученик Везалия Р. Коломбо (1516-1559) высказали предположение о переходе крови из правой половины сердца в левую через легочные сосуды. После многочисленных исследований английский ученый Уильям Гарвей (1578-1657) издал книгу «Анатомическое исследование о движении сердца и крови у животных» (1628), где привел доказательство движения крови по сосудам большого круга кровообращения, а также отметил наличие мелких сосудов (капилляров) между артериями и венами. Эти сосуды были открыты позже, в 1661 г., основателем микроскопической анатомии М. Мальпиги.

Кроме того, У. Гарвей ввел в практику научных исследований вивисекцию, что позволяло наблюдать работу органов животного при помощи разрезов тканей. Открытие учения о кровообращении принято считать датой основания физиологии животных.

Одновременно с открытием У. Гарвея вышел в свет труд Каспаро Азелли (1591-1626), в котором он сделал анатомическое описание лимфатических сосудов брыжейки тонкой кишки.

На протяжении XVII-XVIII вв. появляются не только новые открытия в области анатомии, но и начинает выделяться ряд новых дисциплин: гистология, эмбриология, несколько позже - сравнительная и топографическая анатомия, антропология.

Для развития эволюционной морфологии большую роль сыграло учение Ч. Дарвина (1809-1882) о влиянии внешних факторов на развитие форм и структур организмов, а также на наследственность их потомства.

Клеточная теория Т. Шванна (1810-1882), эволюционная теория Ч. Дарвина поставили перед анатомической наукой ряд новых задач: не только описывать, но и объяснять строение тела человека, его особенности, раскрывать в анатомических структурах филогенетическое прошлое, разъяснять, как сложились в процессе исторического развития человека его индивидуальные признаки.

К наиболее значительным достижениям XVII-XVIII вв. относится сформулированное французским философом и физиологом Рене Декартом представление об «отраженной деятельности организма». Он внес в физиологию понятие о рефлексе. Открытие Декарта послужило основанием для дальнейшего развития физиологии на материалистической основе. Позже представления о нервном рефлексе, рефлекторной дуге, значении нервной системы во взаимоотношении между внешней средой и организмом получили развитие в трудах известного чешского анатома и физиолога Г. Прохаски (1748-1820). Достижения физики и химии позволили применять в анатомии и физиологии более точные методы исследований.

В XVIII - XIX вв. особенно значительный вклад в области анатомии и физиологии был внесен рядом российских ученых. М. В. Ломоносов (1711-1765) открыл закон сохранения материи и энергии, высказал мысль об образовании тепла в самом организме, сформулировал трехкомпонентную теорию цветного зрения, дал первую классификацию вкусовых ощущений. Ученик М. В. Ломоносова А. П. Протасов (1724-1796) - автор многих работ по изучению телосложения человека, строения и функций желудка.

Профессор Московского университета С. Г. Забелин (1735-1802) читал лекции по анатомии и издал книгу «Слово о сложениях тела человеческого и способах, как оные предохранять от болезней», где высказал мысль об общности происхождения животных и человека.

В 1783 г. Я. М. Амбодик-Максимович (1744-1812) опубликовал «Анатомо-физиологический словарь» на русском, латинском и французском языках, а в 1788 г. А. М. Шумлян-ский (1748-1795) в своей книге описал капсулу почечного клубочка и мочевые канальцы.

Значительное место в развитии анатомии принадлежит Е. О. Мухину (1766-1850), который на протяжении многих лет преподавал анатомию, написал учебное пособие «Курс анатомии».

Основателем топографической анатомии является Н. И. Пирогов (1810-1881). Он разработал оригинальный метод исследования тела человека на распилах замороженных трупов. Автор таких известных книг, как «Полный курс прикладной анатомии человеческого тела» и «Топографическая анатомия, иллюстрированная разрезами, проведенными через замороженное тело человека в трех направлениях». Особенно тщательно Н. И. Пирогов изучал и описал фасции, их соотношение с кровеносными сосудами, придавая им большое практическое значение. Свои исследования он обобщил в книге «Хирургическая анатомия артериальных стволов и фасций».

Функциональную анатомию основал анатом П. Ф. Лес-гафт (1837-1909). Его положения о возможности изменения структуры организма человека путем воздействия физических упражнений на функции организма положены в основу теории и практики физического воспитания. .

П. Ф. Лесгафт один из первых применил метод рентгенографии для анатомических исследований, экспериментальный метод на животных и методы математического анализа.

Вопросам эмбриологии были посвящены работы известных российских ученых К. Ф. Вольфа, К. М. Бэра и X. И. Пандера.

В XX в. успешно разрабатывали функциональные и экспериментальные направления в анатомии такие ученые-исследователи, как В. Н. Тонков (1872-1954), Б. А. Долго-Сабуров (1890-1960), В. Н. Шевкуненко (1872-1952), В. П. Воробьев(1876-1937),Д.А.Жданов(1908-1971)идругие.

Формированию физиологии как самостоятельной науки вXX в. значительно способствовали успехи в области физики и химии, которые дали исследователям точные методические приемы, позволившие охарактеризовать физическую и химическую суть физиологических процессов.

И. М. Сеченов (1829-1905) вошел в историю науки как первый экспериментальный исследователь сложного в области природы явления - сознания. Кроме того, он был первым, кому удалось изучить растворенные в крови газы, установить относительную эффективность влияния различных ионов на физико-химические процессы в живом организме, выяснить явление суммации в центральной нервной системе (ЦНС). Наибольшую известность И. М. Сеченов получил после открытия процесса торможения в ЦНС. После издания в 1863 г. работы И. М. Сеченова «Рефлексы головного мозга» в физиологические основы введено понятие психической деятельности. Таким образом, был сформирован новый взгляд на единство физических и психических основ человека.

На развитие физиологии большое влияние оказали работы И. П. Павлова (1849-1936). Он создал учение о высшей нервной деятельности человека и животных. Исследуя регуляцию и саморегуляцию кровообращения, он установил наличие специальных нервов, из которых одни усиливают, другие задерживают, а третьи изменяют силу сердечных сокращений без изменения их частоты. Одновременно с этим И. П. Павлов изучал и физиологию пищеварения. Разработав и применив на практике ряд специальных хирургических методик, он создал новую физиологию пищеварения. Изучая динамику пищеварения, показал ее способность приспосабливаться к возбудительной секреции при употреблении различной пищи. Его книга «Лекции о работе главных пищеварительных желез» стала руководством для физиологов всего мира. За работу в области физиологии пищеварения в 1904 г. И. П. Павлову присудили Нобелевскую премию. Открытие им условного рефлекса позволило продолжить изучение психических процессов, которые лежат в основе поведения животных и человека. Результаты многолетних исследований И. П. Павлова явились основой для создания учения о высшей нервной деятельности, в соответствии с которым она осуществляется высшими отделами нервной системы и регулирует взаимоотношения организма с окружающей средой.

Физиология XX в. характеризуется значительными достижениями в области раскрытия деятельности органов, систем, организма в целом. Особенностью современной физиологии является глубокий аналитический подход к исследованиям мембранных, клеточных процессов, описанию биофизических аспектов возбуждения и торможения. Знания о количественных взаимоотношениях между различными процессами дают возможность осуществить их математическое моделирование, выяснить те или иные нарушения в живом организме.

Понравилась статья? Поделитесь ей