Контакты

«Сила Сибири», это групповой интерес, выдаваемый за национальный проект и убыточный для страны

Новая стройка века – труба диаметром почти полтора метра уверенно тянется через всю Сибирь, от Якутии до Благовещенска. Через год магистральный газопровод "Сила Сибири" должен быть готов к работе – контракт, заключенный в мае 2014 года между российским Газпромом и Китайской Национальной Нефтегазовой Корпорацией (CNPC), предусматривает ежегодные поставки газа до 38 млрд кубометров в течение 30 лет и на момент подписания оценивался в 400 миллиардов долларов. Этот контракт правительство России до сих пор преподносит не только как выгодный коммерческий проект, но и как свою большую геополитическую победу.

Однако у "поворота на восток" есть обратная сторона. Российские налогоплательщики будут субсидировать китайских потребителей, а коммерческую выгоду в реальности получают только подрядчики этой стройки, считает Михаил Крутихин , партнер аналитического агентства RusEnergy.

В интервью "Сибирь. Реалиям" Михаил Крутихин, эксперт с 25-летним опытом работы в энергетической отрасли, объясняет, почему "Сила Сибири" не стоит тех денег, которые вкладывают в газопровод Газпром и государство.

– В мае 2019 года, согласно официальным пресс-релизам, должны начаться поставки газа в Китай по "Силе Сибири". На ваш взгляд, насколько реалистичны эти планы?

– Я думаю, что более реалистичный срок – где-то декабрь 2019 года. Мы видим, как лихорадочно идет подготовка к этой дате. По самому краткому сценарию, в минимальном объеме, выполняются строительные работы на линейной части газопровода. Создаются мощности по подготовке газа для прокачки его дальше в Китай, поскольку из газа нужно извлекать компоненты, которые мешают поставкам чистого метана – в частности, там есть азот (около 7%), гелий и другие компоненты. Идет бурение новых скважин, освоение Чаяндинского месторождения в Якутии, которое должно стать базой поставок газа по этому маршруту. Так что, думаю, что к декабрю 2019 года в минимальном объеме они могут успеть.

– И Чаяндинское, и Ковыктинское месторождения, откуда пойдет газ в "Силу Сибири", еще не разработаны и вообще разведаны сравнительно недавно. Газпром в них уверен?

– Давайте начнем с Чаяндинского, это основное, первое месторождение, откуда пойдет газ. По всем российским нормам и правилам, сначала нужно разрабатывать нефтяную залежь в месторождении, поскольку если нефть забросить и сразу качать газ, то упадет давление, и нефть навеки останется в земле.

Газпром объявил, что якобы выработал технологию, которая позволяет отбирать газ без того, чтобы падало давление в подземном нефтяном резервуаре. Я беседовал на эту тему с геологами крупнейшей американской нефтегазовой компании, они подняли меня на смех. Такой технологии не существует. Таким образом, Газпром идет на нарушение всех норм, он оставляет огромные запасы нефти в земле для того, чтобы срочно начать экспорт газа. Это первое по Чаянде.

Второе: это месторождение на самом пике добычи не способно давать больше 25 млрд кубометров газа в год. Это означает, что обещание Газпрома поставлять 38 млрд кубометров в год в Китай не может быть осуществлено на основании одного только этого месторождения. Нужно подключать к нему второе большое месторождение, уже не в Якутии, а в Иркутской области – Ковыктинское, которое тоже еще надо разрабатывать и строить дополнительно 800 км трубопровода, чтобы соединить Ковыкту с Чаяндой. Пока этого нет.

Таким образом, если мы говорим, что в декабре 2019 года пойдет газ в Китай, то это означает, что первоначальная мощность всей системы составит примерно 4-4,5 млрд кубометров в год. Для того, чтобы вывести "Силу Сибири" на 38 млрд кубометров, надо добывать с этих двух месторождений 42 млрд кубометров в год. Разница уйдет на то, чтобы выделять из газа компоненты, также нужно тратить газ на работу компрессоров на газоперекачивающих станциях. Если посмотреть на графики, подготовленные плановиками и экономистами Газпрома, такой добычи можно достичь примерно через 10 лет после начала прокачки газа в Китай. То есть на плановый показатель можно будет выйти не в 2019-м, а только в 2029 году.

– А Китай устраивает такая схема?

– Китайская позиция вообще очень интересная, мягко говоря. Китайцы на протяжении многих лет сопротивлялись уговорам Газпрома, который намеревался продавать им газ аж по трем маршрутам сразу. Один - через Владивосток, второй – по "Силе Сибири", которая тогда еще так не называлась, и третий – по газопроводу "Алтай", который иногда называют "Сила Сибири-2", из Западной Сибири, где находятся основные газовые промыслы Газпрома.

По этим трем маршрутам планировалось подавать 68 млрд кубометров газа: по 30 по "Алтаю" и "Силе Сибири" и 38 оставались на Дальний Восток. Китайцы сразу говорили, мол, извините, нам этот газ не нужен, мы свой газовый баланс закрываем без вас. С большим трудом из года в год подписывали какие-то рамочные соглашения, меморандумы о взаимопонимании, всем объявляли, что вот-вот придем к соглашению, пока, наконец, во время визита Путина в Шанхай в мае 2014 года не подписали документ, который еще за 20 минут до подписания назывался "Меморандум о взаимопонимании". То есть ни к чему не обязывал. С большим трудом уговорили китайцев назвать его "контрактом".

Остальные уговоры – поставить китайцам газ через Дальний Восток, через газопровод "Алтай" – никаких результатов не принесли, китайцы все эти идеи отвергают. Когда я в прошлом году разговаривал в Пекине с китайскими специалистами, они мне доверительно рассказали: "Вы знаете, мы закрываем свой газовый баланс без России, а вот этот российский газ нам понадобится только в одном случае – если в Тихом океане сложится тяжелая военно-политическая обстановка, и получение сжиженного природного газа из других источников окажется затрудненным или невозможным. Тогда мы попросим поставки газа из России". То есть, для них это запасный выход. И когда у нас говорят, что китайцы спят и видят, что к ним придет российский газ – это не соответствует действительности, это пустая пропаганда.

– Но в РФ этот контракт, когда он был заключен, преподносился как крупная геополитическая победа России.

– Это пустая, абсолютно пустая, не основанная ни на чем пропаганда. Давайте вспомним 2012 год: Газпром подготовил обоснование инвестиций в "Силу Сибири", и в конце этого документа говорилось: да, этот проект может иметь коммерческое значение, но только в том случае, если заложенная цена в нем газа будет увеличена на 50-70%.

Они рассчитали цену газа в трех разных вариантах: ее привязали к цене нефти по 60, 75 и 90 долларов за баррель. И согласно обоснованию инвестиций, которое делали газпромовские плановики и экономисты, получается, что даже по цене самой дорогой нефти проект не окупается даже в 2048 году! Это не коммерческий проект вообще.

Зачем он нужен России? Давайте посмотрим: у России очень много газа, девать его некуда, потому что в Европе, куда нацелены все наши газопроводы, потребление практически не растет. Сжиженный природный газ - мы только-только, очень робко начинаем здесь что-то делать, и наш сжиженный газ коммерчески не рентабелен. Либо газ должен отгружаться в суровых условиях Арктики, и тогда инфраструктуру берет на себя государство, как в проекте "Ямал СПГ". Либо опять надо прокладывать куда-то трубы. А куда? Единственное направление – это Китай.

Отчаянно стали уговаривать китайцев, не обращая внимания на коммерцию. А что такое "не обращать внимания на коммерцию"? Это означает, что китайцы будут брать газ по цене ниже себестоимости –себестоимости добычи, себестоимости прокачки, плюс операционные издержки и капитальные инвестиции, которые нужно вложить в эту самую "Силу Сибири": в газоперерабатывающий завод, в газохимический завод и много что еще. В результате российский налогоплательщик (Газпром все-таки государственная компания) будет субсидировать китайских потребителей газа.

Когда я пытаюсь представить себе, зачем это надо было делать, у меня только два варианта возможной логики тех, кто принимал решение. А решение принималось на самом верху в Кремле. Первое – это показуха: вот посмотрите, гигантская геополитическая победа, мы открыли новый маршрут экспорта нашего газа. Во что это обошлось, никто не считает. И вторая мотивация – это дать заработать подрядчикам, которые строят этот газопровод. Всё, другой мотивации я не вижу. А подрядчики известны тем, что у них смета примерно в 2,5-3 раза больше, чем на такие же работы у других компаний в других частях света.

– Насколько я помню, самые крупные подряды получили, причем без конкурса, АО "Стройтрансгаз", который принадлежит Геннадию Тимченко, и ООО "Стройгазмонтаж", который принадлежит Аркадию Ротенбергу.

– Тимченко, Ротенберг, вот эти все ребята. Они уже отличились – построили газопровод Сахалин-Хабаровск-Владивосток: с одного конца нет газа, а с другого конца нет потребления. Газопровод построен, миллиарды долларов в него вбуханы зачем-то.

– А "Сила Сибири" строится на деньги бюджета или на деньги госкомпании?

– Когда был подписан этот контракт в мае 2014 года, то газпромовцы, уже известные лживыми заявлениями, объявили, что китайцы согласились софинансировать проект и вложат в "Силу Сибири" 25 млрд долларов. Как выяснилось, китайцы ничего не обещали и не дали ни копейки. То есть все деньги – это газпромовские деньги, и поэтому Газпром, который вынужден сейчас тратиться на никому не нужные, коммерчески невыгодные, нерентабельные проекты, на протяжении последних трех кварталов оказался в списке компаний, которые вместо прибыли дают убытки. У Газпрома по текущим счетам красненькие цифры, а не черненькие.

– Только за счет вот этой инвестпрограммы?

– Это гигантские стройки с завышенными сметами, которые никогда не оправдаются. Это такие же были политизированные проекты как "Северный поток-2", как "Турецкий поток" – вот это все хозяйство не оправдывается.

– В июне 2014 года было сообщение, что президент поручал Минфину "подумать о докапитализации Газпрома". Реализовалась ли эта идея?

– Пока нет, этого не было, единственное, что Газпрому пообещали освобождение от некоторых налогов по поставкам газа через "Силу Сибири". Ну да, опять за счет российских налогоплательщиков: Газпром будет меньше платить налогов, а китайцы будут субсидированы нашими налогоплательщиками.

– Но хоть какая-то польза для экономики есть от этой стройки? Ну вот хотя бы она загружает работой трубопрокатные, металлургические заводы, созданы тысячи рабочих мест...

– Ну давайте тогда проложим трубу в Индию или еще куда-то, где она абсолютно не нужна никому! Толк-то от этого какой? Что, будем работать так, чтобы смысла никакого не было, не было никакого материального результата? Если поощрять такую работу, я не знаю, до чего можно дойти.

В свое время в Газпроме сопротивлялись принятию инвестиционного решения по "Силе Сибири", но в октябре 2012 года после заседания президентской комиссии по ТЭК, Владимир Владимирович Путин позвал к себе газпромовцев и приказал "ускорить принятие инвестиционных решений по вашим восточным проектам". Инвестиционное решение, несмотря на все сопротивление экономистов даже внутри Газпрома, было принято на заведомо нерентабельный проект.

– Тем не менее, все пресс-релизы Газпрома про "Силу Сибири" выдержаны в победном тоне.

– Почитайте журнал "Газпром", там еще веселее! Когда открывает рот какой-нибудь, извините, руководитель компании Алексей Миллер или его заместитель Александр Медведев, то обычно это вранье, давайте уж прямо скажем.

– Скажите, пожалуйста, а на газификацию внутренних регионов России "Сила Сибири" повлияет каким-то образом?

– В том же самом обосновании инвестиций, о котором мы говорили, сделаны расчеты по тому, сколько газа по этой трубе будет возможно потреблять внутри страны: не больше 4,5 млрд кубометров в год. Это микроскопическая величина для Газпрома и для России. В этом регионе просто нет достаточного потребления.

И второе: газификация России – вообще, довольно дорогое удовольствие. У нас населенные пункты в регионах разбросаны очень далеко друг от друга, и строить сеть газопроводов совершенно не выгодно. Решение для этого, конечно, есть. Это и так называемая распределенная энергетика с использованием местных источников энергии. Это и сжиженный природный газ: можно около большой трубы поставить заводик, делать сжиженный природный газ, а потом его автоцистернами развозить по деревням, по мелким городам - газифицировать эти места.

Газпром этим практически не занимается, хотя когда-то программу такую они принимали. Но для компании это считается невыгодным. Гораздо проще вбухивать деньги в никому не нужные газопроводы и в разработку газа. Столько уже освоено газовых месторождений, что можно еще одну Европу хоть завтра добавить к потребителям Газпрома. По нашим данным, мощности неиспользуемых промыслов Газпрома, которые можно задействовать – это более 200 млрд кубометров в год. Просто некуда этот газ поставлять.

– Обидно получается: "Силу Сибири" они строят, несмотря ни на какие издержки, а когда речь заходит о газификации российских регионов – начинают считать затраты и говорить о рентабельности. Хотя здесь затраты были бы оправданы как минимум улучшением качества жизни людей. Разве не так?

– Вот у меня нет ответа на этот вопрос. Я просто вижу, что годовая зарплата руководителя Газпрома – это примерно стоимость газификации Курской области. Ну, что делать…

– Я правильно понимаю, что вот эти 800 млрд рублей, которые Газпром инвестирует в "Силу Сибири", как раз и могли быть вложены в развитие российской инфраструктуры?

– Да, наверное. Или наоборот, могли из этих средств повысить зарплату высшим руководителям, менеджерам Газпрома. Тут разные варианты есть.

– Давайте оптимистичный вариант рассмотрим: на сколько регионов хватило бы этих денег?

– Мне трудно сказать, на сколько регионов. Газпром по бумагам направляет около одного миллиарда долларов в год на газификацию российских регионов. Но если смотреть в конце каждого финансового года, сколько они на самом деле денег потратили, то там кот наплакал. А когда мы видим, сколько газифицировано деревень, то никак не получается, что эти деньги пошли по назначению.

– На ваш взгляд, что для России было бы лучше: взять и остановить сейчас эту стройку или все-таки довести проект до конца?

– Там уже много сделано... Я думаю, что можно было бы доделать в минимальном варианте – довести трубу до Благовещенска, потом все это остановить и начать разработку нефтяных залежей Чаяндинского месторождения, чтобы они не пропали. Красиво нажать на кнопку, когда пойдет газ по "Силе Сибири", доложить о грандиозной геополитической победе и тихонечко забыть об этом начинании, чтобы не тратить больше денег.

– ​Не тратить больше денег конкретно на что?

– На расширение строительства, на доведение его через 10 лет до плановой мощности. Огромные деньги понадобятся на разработку второго месторождения, Ковыктинского, на новый отрезок газопровода в 800 км, подготовку газа на газоперерабатывающем заводе – очень много что потребуется.

К газоперерабатывающему заводу собираются еще пристроить газохимическое предприятие. И когда мы смотрим на перечень продукции, которую оно должно выпускать, то видим, что, в общем-то, нормального рынка в том регионе для этой продукции нет. Эту всю газохимию, все эти полиэтилены, полипропилены, стиролы и искусственные каучуки надо будет вывозить по железной дороге до Тихого океана, транспортировать морем. А там рынок схвачен конкурентами – придется демпинговать, то есть опять работать себе в убыток. Овчинка выделки не стоит, это опять очередное надувание щек.

– Так что же – "Сила Сибири" никогда не будет рентабельной, ни при каких условиях? А вдруг опять нефть подорожает?

– Не будет это все рентабельным. Потому что китайцы не будут платить. У них уже были заключены соглашения с Газпромом о формуле цены еще до подписания этого контракта, и там все привязано к стоимости нефти. Нефть сейчас дорожать не будет, а будет только дешеветь. Как я уже сказал, по расчетам самого же Газпрома до 2048 года (а если учесть, что на два года позже начали строить, то до 2050 года) рентабельности нет. Не окупается этот проект.

– Понятно. Всё это очень расстраивает, если честно.

– Ну что же делать! Когда мы говорим о Газпроме, это либо вранье с фанфарами, либо полное расстройство.

Подрядчики для строительства очередных участков газопровода «Сила Сибири» уже определены, сообщил во вторник предправления «Газпрома» Алексей Миллер. По данным портала госзакупок, решение по второму и третьему участкам магистрали должно быть принято не позднее 9 октября.

Миллер пояснил, что это решение принималось с учетом приостановки работ на системе «Южный коридор», высвобождающиеся силы будут направлены на «Силу Сибири». Основные подряды на «Южном коридоре» получили ЗАО «Стройтрансгаз» и «Стройгазмонтаж».

Якутский и Иркутский центры газодобычи

Газодобыча в Якутии (на базе Чаяндинского месторождения, запасы газа - 1,2 трлн куб. м) будет развиваться в едином комплексе с добычей в Иркутской области (на базе Ковыктинского месторождения, запасы газа - 1,5 трлн куб. м), ресурсная база которой будет подключена на следующем этапе.

Газотранспортная система

«Сила Сибири» станет общей газотранспортной системой для Иркутского и Якутского центров газодобычи и будет транспортировать газ этих центров через Хабаровск до Владивостока.

На первом этапе будет построен магистральный газопровод «Якутия - Хабаровск - Владивосток», на втором этапе Иркутский центр будет соединен газопроводом с Якутским центром.

Маршрут трассы ГТС пройдет вдоль трассы действующего магистрального нефтепровода «Восточная Сибирь - Тихий океан», что позволит оптимизировать затраты на инфраструктуру и энергоснабжение. Трасса ГТС преодолеет, в том числе, заболоченные, горные и сейсмоактивные участки.

Газопровод будет построен практически полностью из труб отечественного производства. На строительстве первой очереди «Силы Сибири» будет задействовано около 11 700 специалистов, эксплуатировать газопровод будут еще порядка 3000 человек.

Свое название ГТС получила по итогам проведенного конкурса.

Инвестиционное решение

В октябре 2012 года Правление ОАО «Газпром» (с 17 июля 2015 года - ПАО «Газпром») приняло окончательное инвестиционное решение по проекту обустройства Чаяндинского месторождения, строительства магистрального газопровода «Якутия - Хабаровск - Владивосток», а также объектов переработки газа в г. Белогорске.

Технические характеристики

протяженность - около 4000 км (Якутия - Хабаровск - Владивосток - около 3200 км, Иркутская область - Якутия - порядка 800 км);
диаметр - 1420 мм;
рабочее давление - 9,8 МПа (100 атм.);
производительность - 61 млрд куб. м газа в год.

Сроки реализации проекта

Ввод в эксплуатацию первой части ГТС «Сила Сибири» - магистрального газопровода «Якутия - Хабаровск - Владивосток» - конец 2017 года.

Социально-экономическое развитие

Расширение деятельности «Газпрома» в Якутии - это серьезный стимул для роста уровня социально-экономического развития региона. В частности, строительство газотранспортных мощностей на ее территории обеспечит возможность развития газификации. Газопровод «Якутия - Хабаровск - Владивосток» пройдет, в том числе, через южные районы Якутии. Трасса газопровода выбрана таким образом, чтобы газифицировать максимально возможное число их населенных пунктов.

Кроме того, создание Якутского центра газодобычи позволит повысить уровень занятости местного населения. При эксплуатации газопровода и добычных объектов «Газпрома» на территории республики необходимо будет задействовать около 3000 специалистов. Сегодня «Газпром» организует подготовку специалистов, в том числе из числа жителей Якутии, в российских профильных образовательных центрах, стимулирует разработку новых образовательных программ.

Экспортный потенциал

Мощная ресурсная база на Востоке России, последовательное формирование крупных центров газодобычи и создание необходимых транспортных коридоров позволит организовать здесь новый центр экспортных поставок российского газа, ориентированный на Азиатско-Тихоокеанский регион.

Начало обустройства Чаяндинского месторождения и реализации проекта строительства магистрального газопровода «Якутия - Хабаровск - Владивосток» позволило наряду с «западным» маршрутом трубопроводных поставок газа начать переговоры с Китаем по «восточному» маршруту.

21 мая 2014 года Председатель Правления ОАО «Газпром» (с 17 июля 2015 года - ПАО «Газпром») Алексей Миллер и Президент Китайской Национальной Нефтегазовой Корпорации (КННК) Чжоу Цзипин заключили контракт на поставку российского трубопроводного газа в Китай. Контракт сроком на 30 лет предусматривает экспорт в Китай 38 млрд куб. м российского газа в год.

На 1 января 2017 года «Газпром» сварил уже около 700 км газопровода «Сила Сибири», по которому Россия должна поставлять газ в Китай. До конца года запланирована прокладка ещё 600 км трассы, сообщает ТАСС . Однако эксперты полагают, что поставки газа в Китай могут быть невыгодны России и ударят по финансам россиян.

На 1 января сварено 700 км газопровода, уложено 490 км. До конца года «запланировано сооружение более 600 км», сообщил изданию член правления «Газпрома» Олег Аксютин.

В Китай Россия планирует транспортировать газ с месторождений Восточной Сибири: Чаяндинского месторождения в Якутии и Ковыктинского ― в Иркутской области. На российско-китайской границе в районе Благовещенска будет построена ветка в восточные районы Китая (через реку Амур расположен китайский город Хэйхэ). Кроме того, по газопроводу газом будут снабжаться российские регионы (через Хабаровск во Владивосток).

В 2017 году инвестиции «Газпрома» в газопровод увеличены с 76,162 млрд рублей до 158,811 млрд рублей.

В мае 2014 года между «Газпромом» и китайской газонефтяной компанией CNPC был подписан контракт на поставку в Китай по «восточному маршруту» в объёме 38 млрд кубометров газа ежегодно в течение 30 лет. Сумма контракта составляет $400 млрд. Поставки газа в Китай по контракту могут начаться в период 2019–2021 годы.

Спонсируем Китай?

Рост стоимости строительства, возможно, будет компенсирован за счёт федерального бюджета или роста цен на газ внутри России, опасаются «Ведомости».

Тем временем эксперты полагают, что стоимость газопровода не окупится. Китайцы более 10 лет не соглашались покупать российский газ на условиях «Газпрома». Они и сейчас демонстрируют, что российский газ им не сильно нужен, считает Михаил Крутихин.

По его мнению, Китай будет закупать газ по цене ниже его себестоимости. «Они явно рассчитывают на то, что „Газпром“, соорудив за государственный счёт газодобывающую и газопроводную систему ценой больше $100 млрд в безумном расчёте на милость единственного покупателя, будет умолять этого покупателя брать газ на любых условиях», ― цитирует Крутихина «Российская политика».

В случае завершения постройки газопровода и требования Китая продавать газ по низким ценам, у России есть три варианта. Первый ― принять все условия и снабжать китайских потребителей газом за счёт российских налогоплательщиков. Второй вариант ― продолжать тратить деньги и тянуть «Силу Сибири» до Тихого океана, где можно построить завод по сжижению газа и выйти на рынки АТР.

Третий путь ― строить новые трубопроводы. Аналитик ссылается на слова президента РФ, который заявил о возможном соединении «Силы Сибири» с сетью «Газпрома» и перегонке газа из Якутии и Иркутской области в Европу. При этом Крутихин заметил, что себестоимость газа будет фантастической.

О неокупаемости проекта «Сила Сибири» говорил ранее и экс-глава ЮКОСа Михаил Ходорковской. В интервью «Ведомостям» Ходорковский ранее заявил, что «в лучшем случае проект выходит в ноль».

«По сути, мы спонсируем промышленность Китая. Стратегически ситуация ещё хуже: мы Китаю нужны именно как сырьевой ресурс… В ситуации, когда страна поставила под удар свои поставки на Запад и мои китайские контрагенты понимают, что сейчас я в ослабленном положении, я бы договор никогда подписывать не стал. Я бы подождал ― полгода, год. Изменилась ситуация, китайские контрагенты понимают, что они для меня не единственные, что я имею возможность поставлять не менее выгодно в других направлениях, ― о! вот в этот момент можно разговаривать», ― пояснил Ходорковский.

Предполагалось, что это будет великий энергетический альянс будущего — Россия и Китай заключили гигантский контракт на поставки газа. Однако едва началась реализация этого проекта на 400 миллиардов долларов, как возникла опасность катастрофы: цены на газ неудержимо снижаются — а Россия не успела подстраховаться.

В мае прошлого года Россия с гордостью презентовала гигантский газовый контракт с Китаем. По его условиям, государственный концерн «Газпром» должен будет ежегодно поставлять из Якутии и Иркутской области на Дальний Восток и далее в Китай 38 миллиардов кубометров газа. Поставки должны начаться в 2018 году, как только газопровод будет построен.

Это, по крайней мере, предусмотрено в договоре. Строительство началось уже в сентябре 2014 года, и российский президент Владимир Путин сказал тогда, что это будет «крупнейший строительный проект в мире». Однако уже сейчас появляется все больше и больше признаков того, что «проект века», расходы на который Газпром оценил в 55 миллиардов долларов, обернется фиаско — по крайней мере, для России.

«Сейчас Газпром терпел бы убытки»

Газпром исходил из того, что получит за свои поставки порядка 400 миллиардов долларов. Однако при заключении сделки было оговорено, что цена, которую Китай будет платить за газ, будет коррелировать с ценами на нефть. И именно это сейчас является большой проблемой: в момент заключения сделки цена на нефть марки Brent составляла более 100 долларов за баррель. Однако вскоре после этого она начала снижаться, и сейчас баррель стоит менее 50 долларов.

При нынешней цене на нефть Газпром, наверное, не смог бы получать прибыль, предположил известный российский аналитик Ильдар Давлетшин в интервью газете Financial Times. По оценкам экспертов, цена на газ в момент заключения контракта составляла порядка 350 долларов за 1000 кубометров. Сейчас же, по словам Давлетшина, она могла бы упасть до 175 долларов, и это, определенно, был бы убыточный для Газпрома уровень.

Путин требует «всеобъемлющего плана действий»

Но еще хуже то, что Россия, по собственному признанию, не подстраховалась на случай, если цена на газ на протяжении продолжительного времени будет оставаться низкой. «Мы не ожидаем подобного развития событий», — сказал, по данным «Financial Times», один из менеджеров Газпрома.

Очевидно, российское руководство видит ситуацию иначе. В понедельник Кремль опубликовал слова Путина, потребовавшего до начала сентября разработать «всеобъемлющий план действий» по развитию инфраструктуры для поставок газа, в том числе по газопроводу «Сила Сибири». Москва ни в коем случае не может допустить, чтобы этот образцово-показательный проект обернулся провалом.

Пекин отменил очередной мегапроект

Хотя Газпром и заявил, что в настоящий момент не нуждается в государственной поддержке, руководство концерна не исключило, что она потребуется в будущем. «Возможно, что ситуация изменится, что санкции будут ужесточены, или что мы начнем дополнительные проекты», — сказал руководитель финансового отдела Газпрома Александр Иванников, добавив: «Я не могу исключать, что в будущем возникнет ситуация, когда нам потребуется помощь правительства».

Тем временем в Пекине, очевидно, услышали тревожные сигналы, потому что правительство недавно заморозило другой мега-проект с Россией. Говорят, что в конце июля китайское руководство отказалось дать «добро» строительству второго газопровода, по которому из Западной Сибири должны были бы транспортироваться до 30 миллиардов кубометров газа. Об этом сообщило издание Business Insider, не назвав, однако, конкретных причин для такого решения.

Китай будет расплачиваться юанями вместо долларов

Возможно, у Китая по причине недавнего биржевого кризиса возникли другие заботы, из-за которых он не может себе позволить лишние инвестиции. Возможно также, «что Китай просто переоценил рост своей экономики и теперь вынужден дать задний ход», — предположил в интервью нашему изданию эксперт по финансовым рынкам, ведущий инвестиционного блога Armoredhorse. com Йорг Романн (Jörg Rohmann).

Тем не менее, по словам эксперта, для обеих сторон реализация этого контракта имеет смысл. Ведь так же, как и за добытую в Арктике нефть, за российский газ Китай сможет расплачиваться не долларами, а юанями. Об этом обе стороны сообщили еще в июне. Таким образом, Китай может добиться того, что его валюта станет альтернативой доллару. В свою очередь, Москва, страдающая от западных санкций, получит нового партнера и альтернативную валюту, которую в случае необходимости сможет переводить в доллары. «Это один из элементов большой игры Китая, но и для России это логичный шаг», — объяснил Романн.

У России есть время до мая 2021 года, чтобы начать поставки

Тем не менее, обе стороны перенесли старт проекта «Сила Сибири». Как в понедельник сообщило российское информационное агентство «Интерфакс», контракт вступил в силу лишь 13 мая 2015 года — на семь месяцев позже изначально намеченного срока. Соответственно, строительные работы могут продолжаться дольше. Самым поздним моментом начала поставок может стать даже май 2021 года. Таким образом, у Газпрома есть несколько больше времени в ожидании нового роста цен на энергоносители.

В «Газпроме» состоялась рабочая встреча председателя правления компании Алексея Миллера и чрезвычайного и полномочного посла КНР в Российской Федерации Ли Хуэя.

Участники встречи высоко оценили уровень и динамику развития российско-китайских отношений в газовой сфере. Стороны отметили, говорится в сообщении газового монополиста, что двустороннее партнерство охватывает значительное количество направлений и продолжает расширяться.

Ключевым пунктом повестки остаются поставки в Китай российского трубопроводного газа. Стороны подтвердили полное соблюдение графика реализации проекта поставок газа по «восточному» маршруту и обсудили ход переговоров по проекту поставок по «западному» маршруту. На встрече также была подчеркнута важность сотрудничества в таких сферах как подземное хранение газа, газовая энергогенерация и газомоторное топливо.

Напомним, в 2014 году «Газпром» и китайская государственная нефтегазовая компания CNPC подписали Договор купли-продажи российского газа по «восточному» маршруту (по газопроводу «Сила Сибири»). Договор заключен сроком на 30 лет и предполагает поставку в КНР 38 млрд куб. м газа в год. В 2015 году «Газпром» и CNPC подписали соглашение об основных условиях трубопроводных поставок газа с месторождений Западной Сибири в Китай по «западному» маршруту (газопроводу «Сила Сибири-2»). Первоначально предусматривается поставка в Китай 30 млрд куб. м газа в год.

Позже, в 2015 году «Газпром» и CNPC подписали меморандум о взаимопонимании по проекту трубопроводных поставок природного газа в Китай с Дальнего Востока России.

По мнению начальника управления операций на российском фондовом рынке ИК "Фридом Финанс" Георгия Ващенко, у сторон нет существенных разногласий по срокам. Для Газпрома важно зафиксировать объемы, чтобы иметь стабильного потребителя. Дело в том, что азиатский рынок - премиальный по цене, и конкуренция со стороны СПГ там высокая, в том числе, за счет проектов того же Газпрома на Сахалине. За счет крупных объемов можно отсечь более мелких конкурентов. При текущих ценах это прибавит не менее 2 млрд к EBITDA. Но спешка в этом вопросе тоже, возможно, ни к чему: если цена к тому времени вырастет, то это будет дополнительным аргументом за строительство.

Действительно, соглашается аналитик «Алор Брокер» Алексей Антонов, если взглянуть на сетку российско-китайских переговоров по газовым проектам в этом году, то практически раз в два месяца в СМИ проходит информация – что «Сила Сибири» строится в соответствии с графиком и газ в Китай пойдет по трубам уже в 2019 году. Между тем важно понимать, что изначально дата пуска газопровода намечалась на 2-ю половину 2018 года. Позже сроки немного сдвинули до мая 2019 года, между тем в заявлениях энергетических чиновников прослеживалась неопределенность даже относительно этой даты, например в апреле этого года один из представителей Минэнерго обозначил, что поставки могут начаться в 20-21гг но быстро отказался от своих слов, подчеркнув что это были оговорки.

Более того, напоминает эксперт, из последнего отчета по итогам первого квартала 2016 года монополист изъял информацию о точном пуске начала добычи газа на Чаяндинском месторождении, а также сроки ввода в эксплуатацию первоочередного участка газопровода, что также может наводить на мысли об очередной отсрочке. Это подтверждает и тот факт, что трубники в этом году отгрузили меньше продукции для основных потребителей, так, мы отмечаем снижение выпуска труб большого диаметра (ТБД) у Группы ЧТПЗ – Челябинский трубопрокатный и у Первоуральского новотрубного завода, которые являются одними из основных поставщиков для Силы Сибири и Транснефти. Так из ТБД отгружено всего 323 тыс т, что на 37% меньше 1 полугодия 2015 года. Иными словами теоретически можно предположить, что газопровод прокладывается с небольшой пробуксовкой.

Между тем, считает Антонов, нет оснований предполагать что Сила Сибири встанет в строительстве, стороны все-таки обязаны выполнять свои обязательства тем более что на данный момент Газпром находится не в лучшем положении, ситуация с Северным Потоком-2 для поставок газа в Европу совершенно неоднозначная и обеспечение стабильных поставок 30 млрд куб м газа в год для Китая – надежный способ закрепится на Востоке. Более того у Газпрома на данный момент перепроизводство сырья составляет более 200 млрд куб м газа и в его интересах успеть в срок запустить поект к маю 2019 года – китайцы находятся в более выигрышном положении, за срыв сроков по обязательствам они могут попросить еще скидок на газ и нефть, а также медлить с ответом по Силе Сибири-2, которая подразумевает поставки еще 38 млрд куб м газа в год.

Безусловно, уверен аналитик, сейчас Сила Сибири для Газпрома выглядит скорее обременительным проектом – это связано в первую очередь с тем, что когда шли переговоры и подписывалось соглашение нефть стоила выше 100 долл за баррель. Сейчас же ее цена делает проект практически нерентабельным и поставки газа при ее сохранении на этом уровне будут лишь поддерживать жизнеспособность компании в ожидании лучших времен.

Между тем согласно китайской энергетической стратегии до 2030 года стране необходимо перевести собственную промышленность и генерации теплоэнергии с угля на газ, и внутреннее потребление газа с текущего в размере 53 млрд куб м в год должно составить 270 млрд куб м. при осуществлении перехода в ближайшие 7 лет потребление должно дорасти до 100 млрд куб м газа ежегодно. При таком раскладе, полагает Алексей Антонов, Сила Сибири-1 могла бы закрывать потребности Китая в газе более чем на половину и строительство второй ветки восточного маршрута в этой ситуации вполне логично.

Другой вопрос, захочет ли Китай строить Силу Сибири-2 и согласится ли Газпром на обозначенные условия, ведь строительство инфраструктуры по российской стороне финансируется за счет монополиста, а условия прокладки для компании одни из самых дорогостоящих, напомним что общая стоимость проекта оценивается в 44,3 млрд долл и несмотря на то что из-за девальвации российской валюты он подешевел с 55 млрд долл – добиться безубыточности при неполной загрузки трубопровода будет крайне тяжело. Добавим сюда, что Китай рассматривает в качестве поставщика газа еще и такие страны как Туркмения, Казахстан и Мьянма. Также дорогу может перейти проект Ямал СПГ от НОВАТЭКа.

Понравилась статья? Поделитесь ей