Контакты

А.Ахматова. Поэма "Реквием". Особенности жанра и композиции. Анна Ахматова, "Реквием": анализ произведения Жанр поэмы реквием ахматовой

“Реквием” – вершина гражданской поэзии в литературе XX в., дело всей жизни А. Ахматовой. Это памятник всем жертвам сталинских репрессий. Тридцатые годы оказались для поэтессы порой наиболее тяжелых испытаний. Эти годы она проводит в постоянном ожидании ареста, чудовищные репрессии не обошли стороной и ее дом, ее семью. Ахматова оказалась разведенной женой “контрреволюционера” Н. Гумилева, матерью арестованного “заговорщика”. Поэтесса ощущает себя частью народа, проводившего долгие месяцы в длинных тюремных очередях, чтобы

Сдать передачу и узнать хоть что-нибудь о судьбе близкого человека. В поэме “Реквием” речь идет не только о личной судьбе Ахматовой, но и о судьбе всей страны. Семнадцать месяцев в тюремных очередях Ленинграда, страшные годы “ежовщины”, безвинные страдания множества людей в годы массовых репрессий породили произведение огромной силы. Народная трагедия, вобравшая в себя миллионы судеб, была так огромна, что лишь библейский масштаб мог передать ее глубину и смысл. Сама композиция поэмы говорит о евангельском подтексте: “Посвящение”, “Вступление”, “Приговор”, “К смерти”, “Распятие”, “Эпилог”.
В начальном четверостишье Ахматова отвечает Жданову, который в своем разгромном докладе о журналах “Звезда” и “Ленинград” писал, что поэзия Ахматовой – поэзия обреченных, совершенно далеких от народа:
Нет, и под чуждым небосводом,
И не под защитой чуждых крыл,-
Я была тогда с моим народом,
Там, где мой народ, к несчастью, был.
В “Посвящении” говориться о трагедии всех матерей, как стоящих с ней сейчас в очереди, так и матерей всех времен. Скорбен горестный плач матери о несправедливо осужденном:
Приговор. И сразу слезы хлынут,
Ото всех уже отдалена,
Словно с болью жизнь из сердца вынут,
Словно грубо, навзничь опрокинут,
Но идет. Шатается. Одна.
Во “Вступлении” форма стихосложения и размер стиха постоянно меняются. И мы слышим разные голоса. То перед нами просто страдающая женщина, то поэтесса, то Мария. Вот голос, пришедший из горестных русских песен:
Эта женщина больна,
Эта женщина одна,
Муж в могиле, сын в тюрьме,
Помолитесь обо мне.
Вот – “поэтесса”, оглядывающаяся на погибший серебряный век:
Показать бы тебе, насмешнице,
Что случится с жизнью твоей,
И любимице всех друзей,
Царскосельской веселой грешнице,
Что случится с жизнью твоей.
Ахматова приводит несколько исторических картин, создавая тем самым собирательный образ:
Смертный пот на челе. Не забыть!
Буду я, как стрелецкие женки,
Под кремлевскими башнями выть.
Свои страдания поэт видит как бы со стороны, сознавая для себя невозможность пережить такие испытания:
Нет, это не я, это кто-то другой страдает.
Я бы так не могла, а то, что случилось,
Пусть черные сукна покроют
И пусть унесут фонари. Ночь.
Ясная логика и классический строй ее стиха прерываются, размер нарушается. “Черные сукна”, “унесут фонари.” – иносказания, означающие остановившуюся, окаменевшую речь. Поэт не в силах говорить, но, чувствуя себя обязанным озвучить страдания “стомиллионного народа”, поэт говорит, и слова его вновь обретают классические размеры и благородную ясность в “Приговоре” и “К Смерти”.
“Распятие” в поэме похоже на псалом. Жертвенные тюремные очереди приравнивают каждую мать-мученицу к Богородице:
Магдалина билась и рыдала,
Ученик любимый каменел,
А туда, где молча Мать стояла,
Так никто взглянуть и не посмел.
“Распятие” – это вселенский приговор бесчеловечной системе, походя ломающей судьбы детей и обрекающей матерей на безмерные страдания.
“Реквием” завершается преодолением немоты и безумия – торжественным и величественным стихотворением. Оно перекликается со знаменитыми “Памятниками” – Державина и Пушкина. Под пером Ахматовой эта тема приобретает необычный, глубоко трагический облик и смысл. Поэтесса возводит памятник всем жертвам репрессий в страшные, кровавые сталинские годы. Ахматова говорит о памятнике себе не как поэту, а как матери, одной из многих:
.здесь, где стояла я триста часов
И где для меня не открыли засов.
Завершение “Реквиема” звучит как призыв к вечной памяти, к невозможности забыть:
Затем, что и в смерти блаженной боюсь
Забыть громыхание черных марусь.
Сюжетно-композиционные особенности “Реквиема” позволяют автору, встраивая свои автобиографические переживания в контекст целой эпохи, выступить свидетелем и жертвой страшных лет в жизни страны.


(No Ratings Yet)

  1. Трудным, долгим и очень сложным был путь Анны Ахматовой. Он не мог быть легким для великой трагической поэтессы, родившейся на рубеже, на изломе эпох, двух веков, жившей в период тяжелейших...
  2. Ахматова творила в очень сложное время, время катастроф и социальных потрясений, революций и войн. Поэтам в России в ту бурную эпоху, когда люди забывали, что такое свобода, часто приходилось выбирать...
  3. Гений Пушкина, обаяние личности, его гуманистическая философия, открытия, сделанные в области русского стиха, оказали огромное влияние на развитие литературы XIX века, вошедший в историю как “золотой век” русской поэзии. Но...
  4. Анна Андреевна Ахматова творила в очень сложное время, время катастроф и социальных потрясений, революций и войн. Поэты В России в такую бурную эпоху забывали, что такое свобода, им часто приходилось...
  5. В то время л гостила на земле, Мне дали имя при крещенье – Анна. А. Ахматова Пересказать биографию Поэта всегда очень трудно. Где найти слова, которые не опошлили и не...
  6. Музыка и звук – то, что окружает каждого человека с детства. И волшебство звука не только в том, что он воплощает в себе жизненную ситуацию, как бы впитывает ее в...
  7. Анне Андреевне Ахматовой пришлось многое пережить. Страшные годы, изменившие всю страну, не могли не отразиться и на ее судьбе. Поэма “Реквием” явилась свидетельством всего, с чем пришлось столкнуться поэтессе. Внутренний...
  8. Заметно меняется в 20-30-е годы по сравнению с ранними книгами тональность того романа любви, который до революции временами охватывал почти все содержание лирики Ахматовой и о котором многие писали как...
  9. Темы поэта и поэзии, гражданственности поэтического слова чрезвычайно важны для всей лирики Анны Ахматовой. В самом начале творческого пути Ахматова уже осознавала себя поэтом. В раннем стихотворении “Музе” она точно...
  10. Поэма “Реквием” (вместе с “Поэмой без героя”) стала итогом творческого пути Анны Ахматовой. В ней поэтесса выразила свою гражданскую и жизненную позицию. Ранние стихотворения Ахматовой определяют подход поэта к темам...
  11. Тема реквиема живет не только в литературе. Она живет и в музыке. Свой реквием Моцарт начал писать в 1791 году. Но он не успел его закончить. Это сделали его ученики....
  12. Анна Ахматова прожила долгую жизнь, наполненную историческими катаклизмами: войнами, революциями, полным изменением жизненного уклада. Когда в первые годы революции многие интеллигенты оставили страну, Ахматова осталась со своей Россией, я пусть...
  13. Стихотворение Ахматовой “Клевета” было написано в 1922 году. Оно вошло в цикл стихов “Anno Domini”. В то время в России было много таких людей, “безвинно виноватых” только потому, что они...
  14. Мир человеческой души наиболее полно раскрывается в лирике А. Ахматовой и занимает в ее поэзии центральное место. Неподдельная искренность творчества Ахматовой в сочетании со строгой гармонией позволили современникам назвать ее...
  15. Анна Ахматова. Совсем недавно я впервые прочитал ее стихи, вчитался в них. С первых строк завораживающая музыка ее лирики увлекла меня за собой. Я прикоснулся к тому духовному миру, который...
  16. С именем А. Ахматовой в русской поэзии зазвучал новый прекрасный неповторимый голос. Войдя в литературу с поэзией Женской души, она сразу встала в ряд первых русских поэтов. Пройдет немного времени...
  17. Говоря о любовной лирике Ахматовой, нельзя не сказать несколько слов о чувствах самой поэтессы, о ее кумирах, о предметах ее восхищения. И одним из неоскудевающим источником творческой радости и вдохновения...
  18. Любовь То змейкой, свернувшись клубком, У самого сердца колдует, То целые дни голубком На белом окошке воркует, То в инее ярком блеснет, Почудится в дреме левкоя. Но верно и тайно...

Жанр «Реквиема»

Я соглашусь с Л.М. Ельницкой, Н. Лейдерманом и другими критиками, которые считают вопрос о жанре «Реквиема» спорным. Вот как Н. Лейдерман в своей статье «Время и величие скорби» описывает ситуацию, сложившуюся вокруг этого вопроса: «О жанре ахматовского «Реквиема» высказываются разные суждения. Одни исследователи называют «Реквием» лирическим циклом, другие возражают («Реквием» не обычный цикл стихотворений, а скорее поэма с огромным эпическим размахом), третьи предпочитают уйти от жанровых дефиниций, заместив их неопределенным обозначением - «некое органическое целое». Однако ни те, ни другие, ни третьи не приводят сколько-нибудь серьезных аргументов в пользу своей точки зрения. А ведь проблема жанра - ничуть не формальное дело: это вопрос о типе образа мира, который объединяет все компоненты произведения в единое художественное целое, а значит ощущение (или узнавание) жанра дает ключ к той системе условностей, которая формирует образ мира и делает пластически осязаемой и зримой авторскую концепцию» .

Л.М. Ельницкая же считает, что более устойчива тенденция видеть в «Реквиеме» поэму и ссылается на Е. Эткинда, который, анализируя композицию произведения, пришел к выводу о тщательной продуманности «Реквиема» в целом и деталях. «Реквием» подчинен закону симметрии: нельзя ничего прибавить или отнять, не нарушив пропорциональности частей и их равновесия. По мнению исследователя, более всего «Реквием» приближается к «Двенадцати» А.А. Блока. Ахматова, как и ее старший современник, также следует принципу монтажа отдельных лирических стихотворений в лирической поэме .

Но я соглашусь с Лейдерманом, который, как мне кажется, увидел «золотую середину». Он написал, что «Ахматова нашла в «Реквиеме» совершенно уникальный путь уравнивания автора и героя. Она «скрестила» жанр поэмы, относительно новую литературную форму, с одним из самых древних жанров русского фольклора - с плачем (причетью). Название - «Реквием» - вполне в духе Ахматовой: дать название не в лоб, а «по касательной», с загадкой, требующей от читателя некоторого напряжения при отыскивании жанрового ключа. С одной стороны, это ссылка к европейской культурной традиции, «озвучивание» национальной трагедии России классической мелодией всемирной скорби. А с другой, это название того католического ритуала, аналогом которого в русской, православной традиции выступает именно причеть» .

Также хочу упомянуть и о роде, к которому принадлежит поэма, хотя, как и на вопрос о жанре, на этот вопрос тоже нельзя дать однозначного и точного ответа: по структуре «Реквием» должен относиться к лирике, а по содержанию он больше относится к эпосу. Но, как пишет И. Ерохина, в произведении «лирическое и эпическое воплотилось в нераздельно-неслиянно сосуществующих образах-голосах - женщины (вдовы-матери) и Поэта» . И, действительно, этот эффект усиливает еще то, что в поэме нет имен, что характерно для героического эпоса, где важна не индивидуальность, не один человек, а народ; лишь упоминается Богородица, которая также выводит поэму на уровень героя-народа, а не героя-человека, так как символизирует горе матерей всей России.

Л.М. Ельницкая указывает несколько способов, которыми постоянно преодолевается личностно-лирический аспект. «Прежде всего», - пишет автор статьи, - «фольклорностью (в тексте поэмы воспроизводятся-имитируются народные песни разного типа, вводятся элементы сказочной гиперболизации и т. д.); стремлением к объединению лирических объектов в циклическое единство, что позволяет преодолеть сиюминутность лирики; переходами от «я» к «мы» (лирическое «я» автора стремится выразить чувства всех матерей, убитых горем, ничего не опуская и ничего не забывая) .

Раскрывая голос Матери, И. Ерохина пишет, что его мы слышим в центральной части поэмы, состоящей из лирических фрагментов, как и музыкальный Requiem из «номеров». Монтажная фрагментарность композиции отражает расщепленное, разрушенное сознание. В поэму эти лирические отрывки, «обрывки» эмоций преобразуют собственно рамочные элементы: «Вместо предисловия», Посвящение и Эпилог, наличие которых указывает на целостность; всепроникающее художественное, а не только тематическое единство, заставляет нас искать «сюжет». Важно, что именно в двух частях поэмы мы слышим голос Поэта. Его образ является неким скрепляющим раствором, восстанавливающим целостность личности, события, времени, мира. Сознание Поэта, его голос вбирает в себя сознание и голос героини как один из голосов «стомильонного народа». Ибо только Поэту дано описать это .

Личное и историческое в поэзии А.А. Ахматовой.
Поэма "Реквием".
(2 часа )


План урока

1. Миф о камерной поэтессе.
2. История поэмы "Реквием".
3. Пространство и время в поэзии А.Ахматовой.
4. Лирическая героиня.
5. Особенности композиции и жанра поэмы "Реквием".


1. Миф о камерной поэтессе.

Как считала Ахматова, даже самые благожелательные критики не увидели своеобразия ее поэтического лица. Критики создали об Ахматовой миф как камерной поэтессе, писавшей любовную женскую лирику, и только. Этот миф сопутствовал Ахматовой практически всю ее творческую жизнь.


Из рецензии Вас.Гиппиуса: "Голос, запевший в стихах А.Ахматовой, выдает свою женскую душу. Здесь все женское: зоркость глаза, любовная память о милых вещах, грация - тонкая и чуть капризная. Эта грация, эта не столько манерность, сколько видимость манерности, кажется нужной, чтобы закрыть раны, потому что подлинный лирик всегда ранен, а А.Ахматова - подлинный лирик".

Из рецензии С.Рафаэловича на книгу "Белая стая": "Лирик по природе своего дарования, центр тяжести и жизни, и творчества с первых же шагов нашедшая в любви, Ахматова - если судить по трем ее книгам - не только никогда не была счастлива, но пережила настоящую трагедию, которая вещает о себе чуть ли не с каждой страницы "Белой стаи". Не внешние обстоятельства, не случайные жизненные, не неудачные любовные опыты или несбывшаяся встреча с тем, кто роком предназначен, создали эту трагедию. Все это может вызвать только драму. Трагедия - неизбежность, неизбывность, роковая вина невинной души. Всякий способен пережить драму. Трагедия бывает уделом только крупной личности. И не спасут от нее ни "таинственный песенный дар", ни слава, ни красота, ни любовь - безответная или взаимная - все равно. Нельзя спастись от трагедии, можно только очиститься ею".

В.Брюсов, говоря о стихах Ахматовой, писал об "инструменте, имеющем одну струну".




Читальный зал >>

Тем временем уже в сборнике Ахматовой "Вечер" тема несчастной любви и разбитой жизни неожиданно соединяется с темой творчества. Здесь появляется очень нетрадиционный образ Музы. Это муза-сестра, отнимающая "золотое кольцо", а с ним и женское счастье - "Божий подарок", и взамен надевающая "оковы" творчества ("Музе").

Читальный зал. Стихотворение "Музе" >>



Основную задачу творчества Ахматова очень рано начинает понимать как свидетельство о своем времени. Тема памяти – одна из центральных тем ее поэзии; лирическая героиня Ахматовой почти постоянно живет воспоминанием.

Можно говорить и об изменении творческого почерка Ахматовой. В позднем автобиографическом наброске Ахматова напишет: "...в 1936-м я снова начинаю писать, но почерк у меня изменяется, но голос уже звучит по-другому. А жизнь приводит под уздцы такого Пегаса, который чем-то напоминает апокалипсического Бледного коня... Возврата к первой манере не может быть... 1940 - апогей".


"В те годы, - писала Л.К.Чуковская, - Анна Ахматова жила, завороженная застенком (место пыток при допросах - Е.И.) , требующая от себя и других неотступной памяти о нем, презирающая тех, кто вел себя так, будто его нету". (Л.К.Чуковская, "Записки об Анне Ахматовой", т.1). Много писала А.Ахматова и о Великой Отечественной войне.


Форум

Прочитайте отрывок из рецензии Виктора Шкловского на книгу стихотворений Ахматовой "Anno Domini MCMXXI" (с латинского «Anno Domini» переводится как «Лето Господне»):

"Книга обозначена датой написания, взятой как название. Быть может, поэт хотел подчеркнуть этим какую-то лирическую летописность своих стихов.

Мне кажется, что я выдаю чью-то тайну.
Нельзя разлучать этих стихов.

В искусстве рассказывает человек про себя, и страшно не потому, что страшен человек, а страшно открытие человека..."

2. История поэмы "Реквием"

В 1935 году Ахматова начинает работать над поэмой "Реквием". В тексте этого произведения вы увидите точную датировку: (1935 -1940); однако писалась поэма до конца жизни Ахматовой. Под эпиграфом стоит дата - 1961, под кратким предисловием - 1 апреля 1957 г.; существуют свидетельства, что один из вариантов "Эпилога" появился в 1964 году.

Судьба этой поэмы была трагична. Долгие годы ее опасно было даже записывать - текст «хранился» в памяти ближайших друзей автора. Л.К.Чуковская вспоминала: "Анна Андреевна, навещая меня, читала мне стихи из Реквиема... шепотом, а у себя в Фонтанном Доме не решалась даже на шепот; внезапно, посреди разговора, она умолкала и, показав мне глазами на потолок и стены, брала клочок бумаги и карандаш; потом громко произносила что-нибудь очень светское: "хотите чаю?" или "вы очень загорели", потом исписывала клочок быстрым почерком и протягивала мне. Я прочитывала стихи и, запомнив, молча возвращала их ей. "Нынче такая ранняя осень", - громко говорила Анна Андреевна и, чиркнув спичкой, сжигала бумагу над пепельницей. Это был обряд: руки, спичка, пепельница, - обряд прекрасный и горестный" (Л.К.Чуковская, "Записки об Анне Ахматовой", т.1). Лишь в конце 1962 года Ахматова решилась записать "Реквием".

В 1963 году поэма - без ведома Ахматовой - была напечатана в Мюнхене, и только в 1987 году - в СССР.

Прочитайте поэму "Реквием".

3. Пространство и время в поэзии А.А. Ахматовой.

В стихах Ахматовой всегда много значил образ Петербурга-Петрограда-Ленинграда.

Не случайно В.Жирмунский писал: " Петербургский пейзаж... был ее поэтическим открытием". В стихотворении 1915 года "Эпические мотивы" мы читаем:

Покинув рощи родины священной
И дом, где Муза Плача изнывала,
Я тихая, веселая, жила
На низком острове, который, словно плот,
Остановился в пышной невской дельте...
Был переулок снежным и недлинным.
И против двери к нам стеной алтарной
Воздвигнут храм святой Екатерины...

«Рощи родины священной» – вполне конкретное место: это Царское Село, откуда Ахматова и Гумилев переехали в Петербург. Картинка, нарисованная в процитированных строчках, очень конкретна и узнаваема – описывается их первый петербургский дом, так называемая "Тучка" (Тучков переулок, 17). Это Васильевский остров, рядом и пристань, и корабли, и храм.

В этом же доме находилась мастерская художника Н.И.Альтмана, описывалась в стихотворении она так:

Там комната, похожая на клетку,
Под самой крышей в грузном, шумном доме,
Где он, как чиж, свистел перед мольбертом...

Город в стихах Ахматовой оказывается свидетелем происходящих в нем событий; на городском пейзаже мы почти всегда видим отпечаток времени. Вот, например, как рассказывает Ахматова о дореволюционном времени в «Поэме без героя»:

За заставой воет шарманка,
Водят мишку, пляшет цыганка,
Матерится мастеровой,
Паровик идет до Скорбящей,
Дальше только сумрак смердящий,
У тюрьмы гигант часовой.

Комментарий:

Здесь описывается рабочий район Петербурга за Невской заставой. Отсюда до часовни «Божьей матери всех скорбящих радости» (у Ахматовой «до Скорбящей»), расположенной на старом Шлиссельбургском тракте (у нынешнего Фарфорового завода им. М. В. Ломоносова) шел паровик. А пустырь за Невской заставой был превращен в мусорную свалку – вот и возникает у Ахматовой строчка «Дальше только сумрак смердящий…».

Пространство и время поэмы «Реквием» также имеют множество конкретных примет: это Ленинград, Нева, знаменитая тюрьма Кресты, в которой содержались политические заключенные; понятно по каким причинам появляется в поэме сибирская река – Енисей (сюда ссылались арестованные). В поэме упоминаются тюремные затворы, списки заключенных, передачи им, черные маруси (так называли в народе машины для перевозки арестантов), кровавые сапоги, верх шапки голубой зловещей фигуры, сопровождаемой бледным от страха управдомом (имеется в виду сотрудник НКВД)...

4. Лирическая героиня.

Уже ранняя Ахматова часто говорит не только от своего имени, но и от имени "мы". Поначалу это «мы» противопоставляется враждебному, равнодушному к поэту миру. Постепенно это «мы» начинает охватывать все бóльшие массы людей - появляются стихи, отражающие общенародные бедствия, имеющие патриотическое и гражданское звучание ("И столетие мы лелеем / Еле слышный шелест шагов" ("Вечер"), "Думали, нищие мы, нету у нас ничего..." ("Белая стая"), "Мы сохранили для себя / Его дворцы, огонь и воду" ("Anno Domini"), "Принеси же мне горсточку чистой, / Нашей невской студеной воды" ("Северные элегии"), "Так вот когда мы вздумали родиться" ("Северные элегии"). Можно встретить у Ахматовой и постоянное употребление слов "брат", "сестра", друг, подруга.

Создание поэмы началось со стихотворения «Уводили тебя на рассвете...». Оно связано с арестом второго мужа Ахматовой Н.Н.Пунина (Пунин был арестован одновременно с сыном Ахматовой - Л. Н. Гумилевым).

Однако лирическая героиня этого стихотворения – персонаж из совершенно другого времени; она сравнивается со "стрелецкими женками". Одновременно в поэтическое пространство стихотворения вводятся реалии быта русской средневековой женщины. Глагол "выть" отсылает читателя к обряду причитания над покойником и к похоронным плачам, которые исполнялись во время этого обряда. Можно сказать, что стихотворение "Уводили тебя на рассвете..." стилизовано под фольклорный жанр причитания. Аналогичный образ женщины-плакальщицы можно встретить в русских исторических песнях, в том числе посвященных восстанию стрельцов.

Таким образом, уже в первой части «Реквиема» личное и историческое оказываются неразрывно связаны – события, происходящие непосредственно с лирической героиней, включаются в широкий исторический контекст; случившееся с ней представляется как типическая судьба.

Для них соткала я широкий покров
Из бедных, у них же подслушанных слов.

О них вспоминаю всегда и везде,
О них не забуду и в новой беде,

если зажмут мой измученный рот,
Которым кричит стомильонный народ,

Пусть так же они поминают меня
В канун моего поминального дня.

5. Особенности композиции и жанра поэмы "Реквием".


Вы уже поняли, что отдельные части "Реквиема" представляют стихотворения Ахматовой, созданные ею в разные годы. Фактически перед нами поэтический цикл, состоящий из десяти стихотворений, обрамленных прологом и эпилогом.

Первое и последнее стихотворения соотносимы по сюжету: это варианты вечной христианской темы Pieta (Мать Скорбящая).

Первое стихотворение - это монолог, произносимый от имени женщины из народа и вечной героини русской истории; она скорбит о сыне, уводимом на казнь:

Уводили тебя на рассвете,
За тобой, как на выносе, шла,
В темной горнице плакали дети,
У божницы свеча оплыла.

Сюжетный центр поэмы – пятое и шестое стихотворения – они посвящены сыну, который находится в тюремном заключении.

Десятое - "Распятие"; эта часть состоит из двух стихотворений, написанных с интервалом в три года (1940 -1943). Одно из них фиксирует сцену до смерти Христа, второе - после. Четверостишия контрастны, и вместе с тем продолжают друг друга. (Они противоположны и ритмически: I - пятистопный ямб, II - пятистопный хорей).

Все стихотворения объединены общей темой. Главный конфликт поэмы - конфликт между смертью и памятью. Тема памяти возникает в первом же стихотворении и продолжает звучать практически во всех последующих. В марте 1940, монтируя стихи в поэму и добавляя пролог и эпилог, Ахматова придала теме памяти еще большую глубину и содержательность; стало очевидно: речь в поэме идет не о личной, индивидуальной Памяти, а о памяти общей – памяти всего народа.

В "Посвящении" Ахматова пишет: "Перед этим горем гнутся горы..." Это горе народное, местоимение "мы" соединяет всех страдающих женщин России; в нем сливаются "я" и "они":

Для кого-то веет ветер свежий,
Для кого-то нежится закат -
Мы не знаем, мы повсюду те же,
Слышим лишь ключей постылый скрежет
Да шаги тяжелые солдат.

Мы можем заметить, что каждое из стихотворений, входящих в «Реквием», имеет свои жанровые черты: напоминает то историческую песню, то причитание. В результате в поэме - при общности темы, сюжета, характера образа лирической героини - возникает многообразие интонаций и голосов. Они сливаются в некий общий хор. А название поэмы – «Реквием» - вполне соответствует этим особенностям произведения. Вы можете спросить, почему?

Для того чтобы ответить на этот вопрос, стоит обратить внимание и на то, что в своих «Записных книжках» Ахматова писала название поэмы по-латыни – «Reqiem». Так принято называть католическую мессу (службу), богослужение по умершему. Очевидно, Ахматова возводила жанр своей поэмы к жанру реквиема. Также вполне возможно, что эта поэма связывалась в сознании автора с жанром траурного музыкального произведения.

Такой характер жанра реквиема вполне отвечал художественным задачам Ахматовой, которая в своей поэме поднимается над личной болью. Боль ее лирической героини сливается с всеобщим страданием.

Вместе с тем, в каноническом реквиеме за частью «Распятие» следует часть «Воскресение»: мертвые должны воскреснуть для иной жизни. Иначе у Ахматовой: здесь воскресения не происходит. Поэма оказывается литературным эквивалентом народного ритуала - поминального обряда («Пусть так же они поминают меня / В канун моего поминального дня»).

Это усиливает трагическое звучание произведения. И все же, несмотря на отсутствие в «Реквиеме» Ахматовой части «Воскресение», можно говорить о том, что в эпилоге поэмы возникает ощущение просветления, катарсиса.

Это действительно память, потому что жива остаётся только она - память о самых мучительных моментах человеческой истории, которые поэт, превращённый в памятник, обречён переживать снова и снова, бесконечно оплакивая страдающих и усопших. «И пусть с неподвижных и бронзовых век, как слезы, струится подтаявший снег». Поэма А. А. Ахматовой «Реквием» - это осуждение насилия над личностью, приговор любому тоталитарному режиму, который основан на крови, страданиях, унижениях как отдельной личности, так и целого народа. Став жертвой такого режима, поэтесса взяла на себя право и обязанность говорить от имени народа. Поэма «Реквием» - не только скорбный плач, но и суровое предупреждение человечеству.

Домашнее задание. Прочитать стихотворения Марины Ивановны Цветаевой: "Кто создан из камня...", "Идёшь на меня похожий...", "Стихи к Пушкину", "Генералам Двенадцатого года", "Я расскажу тебе - про великий обман...", "Уж сколько их упало в эту бездну...".

Поэзия Анны Ахматовой А. А. Ахматова творила в очень сложное время, время катастроф и социальных потрясений, революций и войн. Поэтам в России в ту бурную эпоху, когда люди забывали, что такое свобода, часто приходилось выбирать между свободным творчеством и жизнью. Но, несмотря на все эти обстоятельства, поэты по-прежнему продолжали творить чудеса: создавались чудесные строки и строфы.Источником вдохновения для Ахматовой стали Родина, Россия, поруганная, но от этого ставшая еще ближе и роднее.

Анна Ахматова не смогла уехать в эмиграцию, так как она знала, что только в России может она творить, что именно в России нужна ее поэзия: "Не с теми я, кто бросил землю На растерзание врагам. Их грубой лести я не внемлю, Им песен я своих не дам". Но давайте вспомним начало пути поэтессы.Ее первые стихи появились в России в 1911 году в журнале "Аполлон", а уже в следующем году вышел и поэтический сборник "Вечер". Почти сразу же Ахматова была поставлена критиками в ряд самых больших русских поэтов.

Весь мир ранней, а во многом и поздней лирики Ахматовой был связан с А.Блоком. Муза Блока оказалась повенчана с музой Ахматовой. Герой блоковской поэзии был самым значительным и характерным "мужским" героем эпохи, тогда как героиня поэзии Ахматовой была представительницей "женской" поэзии. Именно от образов Блока во многом идет герой ахматовской лирики.Ахматова в своих стихах является в бесконечном разнообразии женских судеб: любовницы и жены, вдовы и матери, изменявшей и оставляемой.

Ахматова показала в искусстве сложную историю женского характера передовой эпохи, его истоков, ломки, нового становления. Вот почему в 1921 году, в драматическую пору своей и общей жизни, Ахматова сумела написать поражающие духом обновления строки: "Все расхищено, предано, продано, Черной смерти мелькало крыло, Все голодной тоскою изглодано - Отчего же нам стало светло?" Так что в известном смысле Ахматова была и революционным поэтом.Но она всегда оставалась и поэтом традиционным, поставившим себя под знамена русской классики, прежде всего, Пушкина.

Освоение пушкинского мира продолжалось всю жизнь. Есть центр, который как бы сводит к себе весь остальной мир поэзии, оказывается основным нервом, идеей и принципом. Это любовь. Стихия женской души неизбежно должна была начаться с такого заявления себя в любви.В одном из своих стихотворений Ахматова называла любовь "пятым временем года". Чувство, само по себе острое и необычайное, получает дополнительную остроту, проявляясь в предельном, кризисном выражении - взлета или падения, первой встречи или совершившегося разрыва, смертельной опасности или смертельной тоски, потому Ахматова так тяготеет к лирической новелле с неожиданным, часто прихотливо-капризным концом психологического сюжета и к необычностям лирической баллады, жутковатой и таинственной ("Город сгинул", "Новогодняя баллада"). Обычно ее стихи - начало драмы, или только ее кульминация, или еще чаще финал и окончание.

И здесь она опиралась на богатый опыт русской уже не только поэзии, но и прозы: "Слава тебе, безысходная боль, Умер вчера сероглазый король.

А за окном шелестят тополя: Нет на земле твоего короля". Стихи Ахматовой несут особую стихию любви-жалости: "О нет, я не тебя любила, Палила сладостным огнем, Так объясни, какая сила В печальном имени твоем". Мир поэзии Ахматовой - мир трагедийный.Мотивы беды, трагедии звучат в стихотворениях "Клевета", "Последняя", "Через 23 года" и других. В годы репрессий, тяжелейших испытаний, когда ее мужа расстреляют, а сын окажется в тюрьме, творчество станет единственным спасением, "последней свободой". Муза не покинула поэта, и она написала великий "Реквием". Таким образом, в творчестве Ахматовой отражалась сама жизнь; творчество было ее жизнью.

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным для Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Еще рефераты, курсовые, дипломные работы на эту тему:

Рецензия на поэму А. А. Ахматовой "Реквием"
И она, как и миллионы людей в то время, с тревогой прислушивалась ккаждому стуку в дверь. В те годы писать было немыслимо. Поэтому она незаписывала.. На протяжении этих лет онаработает над стихами, составившими поэму Реквием.. В поэме речь идет не только о несчастье одной героини, но и обисковерканной судьбе всего народа, о миллионах безвинных..

Поэма "Реквием" Анны Ахматовой как выражение народного героя
В1921 году расстреляли ее мужа, поэта Николая Гумилева, якобы засоучастие в контрреволюционном заговоре. Что из того, что к этому времени они были в.. Затем почтидвадцать лет ожидания сына. В 1946 году выходит знаменитое.. И, конечно, я смогу сделать это только поверхностно. Сначала небольшой словарь.Лирический герой героиня - образ поэта..

Трагедия матери в повести Л Чуковской "Софья Петровна" и поэме А. Ахматовой "Реквием"
Актуальность выбранной темы Мама… Именно это слово становится первым в жизни ребенка.Мама находится с каждым из нас с первых дней жизни, учит нас.. Подрастая, мы часто ждем утешения именно от мамы, она пожалеет, она поймет. Мы.. Образ матери в литературе 30-40 годов XX века Автором повести "Софья Петровна", или как ее называет автор – "документ..

Художественные особенности, жанр и композиция поэмы Гоголя "Мертвые души"
Чтобы понять особенности жанра поэмы Мертвыедуши, можно сопоставить это произведение с Божественнойкомедией Данте, поэта эпохи Возрождения. Ее.. Фантастичность сюжета не мешает Данте раскрыть тему своейродины - Италии, ее.. С этим образом связано высокое лирическое движение, которымв поэме по временам заменяется комическое..


Идея и художественные средства ее воплощения в поэме А.Ахматовой "Реквием"
Годовалым ребенком я была перевезена на север - в Царское Село, там я прожила до шестнадцати лет. Мои первые воспоминания - царскосельские зеленое.. Моего предка хана Ахмата писала Анна Андреевна убил ночью в его шатре.. Егор Мотовилов был моим прадедом.

Гимн или реквием? Поэма А.Блока "Двенадцать"
Призванные в идеале стать носителями порядка, на самом делеони порождены Хаосом и сами по рождают его. Мир, само бытие рушится, и символэтого.. Мы на горе всем буржуямми ровой пожар раздуем.Все, что есть у этих людей.. Гибнет Катька.Неважно, кто она. Главное, что преждевсего это женщина, единственное в поэзии Блока начало, способное..

Жанровое разнообразие поэмы Пушкина "Руслан и Людмила"
В литературе о Пушкине, считает Б.Бурсов, достаточно выяснен вопрос о том, что в Руслане и Людмиле, по своему жанру близкой одновременно и сказке и.. Похищение невесты, поиски ее, мотив соперничества, пребывание героини в.. Торжество правды над коварством, злобой и насилием вот содержание поэмы. Руслан только сказка, с обычным в сказках..

Особенности жанра сказки у М.Е.Салтыкова-Щедрина
Цензура пропустила сказкивеликого сатирика, не сумев понять их назначения, обличающуюсилу, вызов существующему порядку. Для написания сказок автор.. Теперь постараемся рассмотреть особенности жанрасказки писателя на.. Он даже сам привязываетсебя на цепь, что лишний раз указывает на покорность, забитость,закабаленность русского..

Особенности изучения эпических произведений в школе на примере поэмы Н.В. Гоголя "Мертвые души"
Заключение Список литературы Введение Главное, что является условием и основой всех учебных занятий по литературе это чтение произведения. От.. Как она должна пройти? Следует ли предложить ученикам, чтобы во время первого.. Литература способна отображать всю многогранность жизни человека и общества. И в этом плане ведущая роль принадлежит..

0.042

Сочинение


А. А. Ахматова творила в очень сложное время, время катастроф и социальных

Потрясений, революций и войн. Поэтам в России в ту бурную эпоху, когда люди

Забывали, что такое свобода, часто приходилось выбирать между свободным

Творчеством и жизнью.

Но, несмотря на все эти обстоятельства, поэты по-прежнему продолжали

Творить чудеса: создавались чудесные строки и строфы. Источником

Вдохновения для Ахматовой стали Родина, Россия, поруганная, но от этого

Ставшая еще ближе и роднее. Анна Ахматова не смогла уехать в эмиграцию, так

Как она знала, что только в России может она творить, что именно в России

Нужна ее поэзия:

Не с теми я, кто бросил землю

На растерзание врагам.

Их грубой лести я не внемлю,

Им песен я своих не дам".

Но давайте вспомним начало пути поэтессы. Ее первые стихи

Появились в России в 1911 году в журнале "Аполлон", а уже в следующем году

Вышел и поэтический сборник "Вечер". Почти сразу же Ахматова была

Поставлена критиками в ряд самых больших русских поэтов. Весь мир ранней, а

Во многом и поздней лирики Ахматовой был связан с А. Блоком. Муза Блока

Оказалась повенчана с музой Ахматовой. Герой блоковской поэзии был самым

Значительным и характерным "мужским" героем эпохи, тогда как героиня поэзии

Ахматовой была представительницей "женской" поэзии. Именно от образов Блока

Во многом идет герой ахматовской лирики. Ахматова в своих стихах является в

Бесконечном разнообразии женских судеб: любовницы и жены, вдовы и матери,

Изменявшей и оставляемой. Ахматова показала в искусстве сложную историю

Женского характера передовой эпохи, его истоков, ломки, нового становления.

Вот почему в 1921 году, в драматическую пору своей и общей жизни, Ахматова

Сумела написать поражающие духом обновления строки:

"Все расхищено, предано, продано,

Черной смерти мелькало крыло,

Все голодной тоскою изглодано -

Отчего же нам стало светло?"

Так что в известном смысле Ахматова была и революционным поэтом.

Но она всегда оставалась и поэтом традиционным, поставившим себя под

Знамена русской классики, прежде всего, Пушкина. Освоение пушкинского мира

Продолжалось всю жизнь.

Есть центр, который как бы сводит к себе весь остальной мир поэзии,

Оказывается основным нервом, идеей и принципом. Это любовь.

Стихия женской души неизбежно должна была начаться с такого заявления себя

В любви. В одном из своих стихотворений Ахматова называла любовь "пятым

Временем года". Чувство, само по себе острое и необычайное, получает

Дополнительную остроту, проявляясь в предельном, кризисном выражении -

Взлета или падения, первой встречи или совершившегося разрыва, смертельной

Опасности или смертельной тоски, потому Ахматова так тяготеет к лирической

Новелле с неожиданным, часто прихотливо-капризным концом психологического

Сюжета и к необычностям лирической баллады, жутковатой и таинственной

("Город сгинул", "Новогодняя баллада"). Обычно ее стихи - начало драмы, или

Только ее кульминация, или еще чаще финал и окончание. И здесь она

Опиралась на богатый опыт русской уже не только поэзии, но и прозы:

Слава тебе, безысходная боль,

Умер вчера сероглазый король.

А за окном шелестят тополя:

Нет на земле твоего короля".

Стихи Ахматовой несут особую стихию любви-жалости:

"О нет, я не тебя любила,

Палила сладостным огнем,

Так объясни, какая сила

В печальном имени твоем".

Мир поэзии Ахматовой - мир трагедийный. Мотивы беды, трагедии звучат в

Стихотворениях "Клевета", "Последняя", "Через 23 года" и других.

В годы репрессий, тяжелейших испытаний, когда ее мужа расстреляют, а сын

Окажется в тюрьме, творчество станет единственным спасением, "последней

Свободой". Муза не покинула поэта, и она написала великий "Реквием".

Таким образом, в творчестве Ахматовой отражалась сама жизнь; творчество

Было ее жизнью.

Другие сочинения по этому произведению

И безвинная корчилась Русь... А. А. Ахматова. «Реквием» Анализ поэмы А. А. Ахматовой «Реквием» Анна Ахматова. «Реквием» Голос поэта в поэме Ахматовой «Реквием» Женские образы в поэме А. Ахматовой «Реквием» Как развивается трагическая тема в поэме А. А. Ахматовой «Реквием»? Как разворачивается трагическая тема в поэме А. А. Ахматовой «Реквием»? Литература XX века (по произведениям А. Ахматовой, А. Твардовского) Почему А. А. Ахматова выбрала именно такое название для своей поэмы «Реквием»? Поэма "Реквием" Поэма "Реквием" А.Ахматовой как выражение народного горя Поэма А. Ахматовой «Реквием» Развитие трагической темы в поэме А. Ахматовой «Реквием» Сюжетно-композиционное своеобразие одного из произведений русской литературы XX века Трагедия личности, семьи, народа в поэме А. А. Ахматовой "Реквием" Трагедия личности, семьи, народа в поэме А. А. Ахматовой «Реквием» Трагедия народа - трагедия поэта (поэма Анны Ахматовой "Реквием") Трагедия поколения в поэме А. Ахматовой "Реквием" и в поэме А. Твардовского "По праву памяти" Трагизм поэмы А. Ахматовой «Реквием» Художественные средства выражения в поэме "Реквием" А. Ахматовой «Я была тогда с моим народом...» (по поэме А. Ахматовой «Реквием») Мои размышления о поэме Анны Ахматовой «Реквием» Тема родины и гражданского мужества в поэзии А. Ахматовой Тема памяти в поэме А. А. Ахматовой «Реквием» ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ИДЕЯ И ЕЕ ВОПЛОЩЕНИЕ В ПОЭМЕ "РЕКВИЕМ" Поэзия Ахматовой - лирический дневник много чувствовавшего и много думавшего современника сложной и величественной эпохи (А.Т. Твардовский) «Это было когда улыбался только мертвый спокойствию рад» (мое впечатление от прочтения поэмы А А Ахматовой «Реквием») Проблематика и художественное своеобразие поэмы А Ахматовой "Реквием" Трагедия народа в поэме Ахматовой «Реквием» Создание обобщенного портрета и проблемы исторической памяти в поэме Ахматовой «Реквием» Тема реквиема в творчестве Ахматовой Роль эпиграфа и образ матери в поэме А. А. Ахматовой «Реквием» Она "Ахматова" первая обнаружила, что быть нелюбимой поэтично (К.И. Чуковский) "Звезды смерти стояли нал нами..." (По поэме А.Ахматовой Реквием) Художественные средства в поэеме "Реквием" А.А. Ахматовой Поэма «Реквием» А Ахматовой как выражение народного горя Как развивается трагическая тема в "Реквием" А. Ахматовой Трагедия личности, семьи, народа в поэме Ахматовой «Реквием» Тема материнского страдания в поэме А. А. Ахматовой «Реквием»
Понравилась статья? Поделитесь ей