Контакты

1326 митрополит. Пётр (митрополит Киевский). Фотий, митрополит киевский и всея россии, грек

В день перенесения мощей, 21 декабря в день преставления, в Соборах Московских святителей , а также Волынских , Галицких , Киевских и Московских святых

Родился на Волыни во второй половине XIII в. от благочестивых родителей Феодора и Евпраксии. Еще до рождения сына в сонном видении Господь открыл Евпраксии благодатную предызбранность ее сына. Повествуют, что он с малолетства был косноязычен и весьма непонятен, но, благодаря чудесному явлению некоего святого мужа, отверзлись уста Петровы и озарились мысли светом. В 12 лет юный Петр поступил в монастырь. К тому времени он успешно изучил книжные науки и с особой ревностью стал исполнять монастырские послушания. Много времени уделял будущий святитель внимательному изучению Священного Писания и обучился иконописанию. Иконы, написанные иноком Петром, раздавались братии и посещавшим монастырь христианам (см. также Петровская икона Божией Матери). За добродетельную подвижническую жизнь игумен обители рукоположил инока Петра в сан иеромонаха .

После многолетних подвигов в монастыре иеромонах Петр, испросив благословение игумена, оставил обитель в поисках уединенного места. На реке Рата он поставил келлию и стал подвизаться в безмолвии. Впоследствии на месте подвигов образовался монастырь, названный Новодворским . Для приходивших иноков был выстроен храм во имя Спаса. Избранный игуменом, святой Петр кротко наставлял духовных чад, никогда не гневался на провинившегося инока, словом и примером поучал братию. О добродетельном игумене-подвижнике стало известно далеко за пределами обители. Нередко в монастырь приходил Галицкий князь Юрий Львович , чтобы услышать духовные наставления святого подвижника.

Однажды обитель посетил митрополит Максим , обходивший Русскую землю со словом поучения и назидания. Принимая святительское благословение, игумен Петр принес в дар написанный им образ Успения Пресвятой Богородицы, перед которым святитель Максим до конца своей жизни молился о спасении вверенной ему Богом Русской земли.

В это время шла борьба за великокняжеское достоинство между Михаилом Тверским и Юрием Московским . Митрополит Петр принял сторону последнего, вследствие чего тверитяне подвергли его обвинению перед патриархом. Для суда над святителем Петром был созван в году оправдавший его Собор в Переяславле .

Много трудностей испытал Первосвятитель в первые годы управления Русской митрополией. В страдавшей под татарским игом Русской земле не было твердого порядка, и святителю Петру приходилось часто менять места своего пребывания. В этот период особенно важны были труды и заботы святителя об утверждении в государстве истинной веры и нравственности. Во время постоянных объездов епархий он неустанно поучал народ и духовенство о строгом хранении христианского благочестия. Враждовавших князей он призывал к миролюбию и единству.

Сей кроткий архипастырь умел быть и строгим. Он лишил епископского сана Исмаила Сарского , без сомнения, за важное преступление относительно Церкви или Отечества, и предал анафеме одного опасного еретика, Сеита, обличенного им в богопротивном умствовании, но не хотевшего раскаяться.

В г., когда ханом сделался Узбек , первый из ханов принявший ислам , свт. Петр отправился в Орду . Его приняли там с честью и отпустили с новым ярлыком. Все прежние льготы духовенства были подтверждены и прибавлена новая: все церковные люди по всем делам, не исключая и уголовных, были подчинены суду митрополита.

Когда после смерти Михаила Тверского и Юрия Московского Александр Михайлович Тверской получил от хана ярлык на великое княжение и вступил в борьбу с Иваном Даниловичем (Калитой) Московским , свт. Петр принял сторону последнего.

В году святитель Петр по просьбе великого князя Иоанна Даниловича Калиты (1328 - 1340) перенес митрополичью кафедру из Владимира в Москву . Это событие имело важное значение для всей Русской земли. Святитель Петр пророчески предсказал освобождение от татарского ига и будущее возвышение Москвы как центра всей России.

По желанию и совету свт. Петра вел. кн. Иоанн Данилович (Калита) заложил в г., августа 4-го, в Москве на площади первую церковь каменную во имя Успения Пресвятой Богородицы . "Если ты", - сказал святитель великому князю, - "успокоишь старость мою и возведешь здесь храм Богоматери, то будешь славнее всех иных князей, и род твой возвеличится, кости мои останутся в сем граде, святители захотят обитать в оном, и руки его взыдут на плещи врагов наших." Св. митрополит собственными руками построил себе каменный гроб в стене этого храма и желал видеть строительство оконченным, но Господу угодно было, чтобы церковь Успения была освящена после кончины святителя.

21 декабря года святитель Петр отошел к Богу. Святое тело Первосвятителя было погребено в Успенском соборе в каменном гробу, который он сам приготовил.

Множество чудес совершилось по молитвам угодника Божия. Многие исцеления совершались тайно, что свидетельствует о глубоком смирении святителя даже после смерти. Глубокое почитание Первосвятителя Русской Церкви со дня его преставления утверждалось и распространялось по всей Русской земле. Ставленник святителя Петра, святитель Прохор Ростовский , составил краткое житие и канон почившему митрополиту, и уже на Владимирском Соборе в году выступал за канонизацию владыки Петра. В году, при святителе Феогносте , прославление совершилось. У гроба святителя князья целовали крест в знак верности великому князю Московскому. Как особо чтимый покровитель Москвы святитель призывался в свидетели при составлении государственных договоров. Новгородцы, имевшие право избирать себе владык у Святой Софии , после присоединения к Москве при Иоанне III клятвенно обещали ставить своих архиепископов только у гроба святителя Петра чудотворца. При гробе святителя нарекались и избирались русские Первосвятителн.

О нем постоянно упоминают русские летописи, ни одно значительное государственное начинание не обходилось без молитвы у гроба святителя Петра.

Первое перенесение его мощей было 1 июля года, тогда же установлено празднование. Второе перенесение мощей святителя Петра было после освящения вновь построенного Успенского собора , 24 августа года, а празднование 1 июля было отменено. Известно также празднование проявления мощей святителя Петра (4 августа) по случаю явления супруге Иоанна Грозного (1533-1584) царице Анастасии (1547-1560). Святитель Петр явился царице Анастасии и не разрешил никому раскрывать свой гроб. Он повелел запечатать гроб печатью и установить праздник.

Тропарь Петру, митр. Московскому, всея России чудотворцу

Яже прежде безплодная, земле, ныне веселися: / се бо Христос светильника в тебе показа, / яве сияюща в мире / и исцелевающа недуги и болезни наша. / Сего ради ликуй и веселися со дерзновением: / святитель бо есть Вышняго, / сия соделоваяй.

Тропарь Перенесение мощей

Наста днесь всечестный праздник / пренесения честных мощей твоих, святителю Петре, / веселя изрядно твое стадо, / и верное отечество, и люди, / о нихже не оскудевай, моляся Христу Богу, / еже от Него дарованной ти пастве сохранитися от враг ненаветованней / и спастися душам нашим.

Труды

От святителя Петра сохранилось три послания. Первое к священникам с увещанием достойно проходить пастырское служение, усердно пасти духовных чад. Оно заканчивается изложением церковного законоположения о вдовых священниках: с целью ограждения их от нарекания и соблазнов им предлагалось поселяться в монастырях, а дети должны были определяться на воспитание и обучение в монастырские школы. Во втором послании Святитель призывает священников быть истинными пастырями, а не наемниками, заботиться об украшении себя христианскими и пастырскими добродетелями. В третьем послании святитель Петр снова дает наставления священникам об их пастырских обязанностях, а мирян увещает исполнять заповеди Христовы.

Святитель Петр, митрополит Московский , родился на Волыни от благочестивых родителей Феодора и Евпраксии. Еще до рождения сына в сонном видении Господь открыл Евпраксии благодатную предызбранность ее сына. В 12 лет юный Петр поступил в монастырь. К тому времени он успешно изучил книжные науки и с особой ревностью стал исполнять монастырские послушания. Много времени уделял будущий святитель внимательному изучению Священного Писания и обучился иконописанию. Иконы, написанные иноком Петром, раздавались братии и посещавшим монастырь христианам.

За добродетельную подвижническую жизнь игумен обители рукоположил инока Петра в сан иеромонаха. После многолетних подвигов в монастыре иеромонах Петр, испросив благословение игумена, оставил обитель в поисках уединенного места. На реке Рате он поставил келию и стал подвизаться в безмолвии. Впоследствии на месте подвигов образовался монастырь, названный Новодворским. Для приходивших иноков был выстроен храм во Имя Спаса. Избранный игуменом, святой Петр кротко наставлял духовных чад, никогда не гневался на провинившегося инока, словом и примером поучал братию. О добродетельном игумене-подвижнике стало известно далеко за пределами обители. Нередко в монастырь приходил Галицкий князь Юрий Львович, чтобы услышать духовные наставления святого подвижника.

Однажды обитель посетил Владимирский митрополит Максим, обходивший Русскую землю со словом поучения и назидания. Принимая святительское благословение, игумен Петр принес в дар написанный им образ Успения Пресвятой Богородицы, перед которым святитель Максим до конца своей жизни молился о спасении вверенной ему Богом Русской земли. Когда митрополит Максим скончался, Владимирская кафедра некоторое время оставалась незанятой. Великий князь Владимирский, а им был в это время (память 22 ноября), направил к патриарху Константинопольскому своего сподвижника и единомышленника игумена Геронтия с просьбой о поставлении его на Русскую митрополию.

По совету Галицкого князя Юрия игумен Петр также отправился к Константинопольскому Патриарху для принятия святительской кафедры. Бог избрал для окормления Русской Церкви святого Петра. Плывшему Черным морем Геронтию ночью, во время бури, явилась Божия Матерь и сказала: "Напрасно трудишься, сан святительский не достанется тебе. Тот, кто написал Меня, Ратский игумен Петр, возведен будет на престол Русской митрополии". Слова Божией Матери в точности исполнились: Патриарх Константинопольский Афанасий (1289-1293) с собором возвел на Русскую митрополию святителя Петра, передав ему святительские облачения, жезл и икону, привезенные Геронтием. По возвращении в Россию в 1308 году митрополит Петр в течение года пребывал в Киеве, а затем переехал во Владимир.

Много трудностей испытал Первосвятитель в первые годы управления Русской митрополией. В страдавшей под татарским игом Русской земле не было твердого порядка, и святителю Петру приходилось часто менять места своего пребывания. В этот период особенно важны были труды и заботы святителя об утверждении в государстве истинной веры и нравственности. Во время постоянных объездов епархий он неустанно поучал народ и духовенство о строгом хранении христианского благочестия. Враждовавших князей он призывал к миролюбию и единству.

В 1312 году святитель совершил поездку в Орду, где получил от хана Узбека грамоту, охранявшую права русского духовенства.

В 1325 году святитель Петр по просьбе великого князя Иоанна Данииловича Калиты (1328-1340) перенес митрополичью кафедру из Владимира в Москву. Это событие имело важное значение для всей Русской земли. Святитель Петр пророчески предсказал освобождение от татарского ига и будущее возвышение Москвы как центра всей России.

По его благословению в Московском Кремле в августе 1326 года был заложен собор в честь Успения Пресвятой Богородицы. Это было глубоко знаменательное благословение великого первосвятителя Русской земли.

21 декабря 1326 года святитель Петр отошел к Богу. Святое тело Первосвятителя было погребено в Успенском соборе в каменном гробу, который он сам приготовил.

Множество чудес совершилось по молитвам угодника Божия. Многие исцеления совершались тайно, что свидетельствует о глубоком смирении святителя даже после смерти. Глубокое почитание Первосвятителя Русской Церкви со дня его преставления утверждалось и распространялось по всей Русской земле. Через 13 лет, в 1339 году, при святителе Феогносте (сведения о нем 14 марта), он был причтен к лику святых. У гроба святителя князья целовали крест в знак верности великому князю Московскому. Как особо чтимый покровитель Москвы святитель призывался в свидетели при составлении государственных договоров. Новгородцы, имевшие право избирать себе владык у Святой Софии, после присоединения к Москве при Иоанне III клятвенно обещали ставить своих архиепископов только у гроба святителя Петра чудотворца. При гробе святителя нарекались и избирались русские Первосвятители.

О нем постоянно упоминают русские летописи, ни одно значительное государственное начинание не обходилось без молитвы у гроба святителя Петра. В 1472 и 1479 годах совершалось перенесение мощей святителя Петра. В память этих событий установлены празднования и .

Иконописный подлинник

Москва. 1480-е.

Свт. Петр с житием. Икона. Москва. 1480-е гг. Успенский собор Кремля. Москва.

Новгород. XV.

Святые Петр Митрополит, Леонтий Ростовский, Феодосий Печерский. Икона (таблетка). Новгород. Конец XV в. 24 х 19. Из Софийского собора. Новгородский музей.

Москва. XV.

Свт. Петр Митрополит. Икона. Москва или Тверь. 1-я половина XV в. 158 х 96. Возможно, из Тверского Отроча монастыря. ГТГ. Москва.

Русь. О. 1497.

Свт. Петр. Икона. Русь. Около 1497 г. 191 х 74.5. КБИАХМЗ. Кириллов.

Русь. XVI (?).

Свт. Петр Московский. Икона. Русь. XVI (?) век.

Чудотворцы в христианстве были испокон веков. Есть среди них монахи, священники, простые люди. Святитель Петр прошел путь от до митрополита Московского и всея Руси. Его житие будет интересно узнать не только верующим людям, но и всем, интересующимся историей государства Российского и судьбами известных людей.

Появление на свет Петра и начало его учебы

Однажды на Волыни (ныне северо-западная часть Украины) в знатной боярской семье мать будущего святителя незадолго до его рождения увидела во сне, что держит на своих руках агнца. Между рогами его произрастает чудесное дерево с плодами и цветами, а также горящими свечами. Вскоре, около 1260 года, у нее родился сын - это и был будущий митрополит Петр. Когда мальчику исполнилось семь лет, его стали обучать грамоте и Святому Писанию, но это не принесло ожидаемого результата. Ему не удавалось ничего освоить, пока однажды во сне уст Петра не коснулся некто в святительских одеяниях. Именно с этого момента будущий митрополит Петр стал хорошо учиться. Вскоре ему удалось стать лучшим из всех учеников и изучить все

Праведный путь

В возрасте двенадцати лет будущий святитель Петр (митрополит Московский) стал послушником в ближайшем монастыре. Кроме выполнения всяческой работы, которую он всегда делал со смирением, Петр самым первым приходил к церковной службе. Все литургии он стоял, со вниманием и смирением слушая Божественное Писание и молясь, и даже ни разу к стене спиной не прислонялся за все время. Видя старания Петра в послушании, глядя на его смирение, настоятель монастыря произвел святого в дьякона, а позже - в пресвитера. Кроме того, святитель стал иконописцем, отдаляясь в моменты работы над образом от всего земного, проникаясь богомыслием и всей душой стремясь к добродетельной жизни. Очень долгое время будущий митрополит Петр Московский и всея Руси провел в монастыре. Затем был благословлен настоятелем и покинул стены пристанища для того, чтобы на реке под названием Рати в пустынном месте устроить себе обитель. Святой построил там церковь Спасителя Иисуса Христа, а затем при ней - монастырь, названный Преображенским. Братию, собранную там, Петр поучал с кротостью, считая себя самым последним из всех. Он был добрым и никогда не отпускал без милостыни или помощи нищих и странников. О нем услышал даже князь, ведь он был всеми почитаем, и каждый с радостью принимал от святого наставления.

Митрополит Петр

Митрополит Максим, прибывший из Константинополя, в то время учил народ на Руси. Петр преподнес ему икону Пресвятой Богородицы собственной работы (названную Петровской), а также попросил себе и братии благословения. Дав его, митрополит с почтением принял образ и хранил его у себя. Впоследствии икона находилась в Успенском соборе Кремля в Москве. Настал час кончины митрополита Максима. После этого стали искать претендента на его святейший пост. Были две кандидатуры: Юрий Львович, князь Галицко-Волынский, уговорил Петра ехать для становления митрополитом, а Тверской и Владимирский князь предложил тверского игумена Геронтия на пост святителя. Второй кандидат отправился по морю в Константинополь, но буря настигла его в пути. Тогда Геронтию в видении Пресвятая Богородица сказала, что митрополитом должен быть Петр. Афанасию тоже было открыто предназначение Петра. Когда святитель вошел в храм, благоухание наполнило все вокруг. Это и было знамением для патриарха, который с радостью благословил Петра. Но, как полагалось, было собрание святителей, которое рассмотрело кандидатуру на пост митрополита. Оно признало, что Петр достоин этого поста, который был ему предначертан задолго до рождения. Во время посвящения все присутствовавшие поняли, что он - избранник Божий, пришедший сюда по велению Отца Небесного, так как лицо его просияло.

Козни против Петра

Новоиспеченный святитель Петр, митрополит Московский, в течение нескольких дней после посвящения получал наставления от патриарха, а затем покинул Константинополь, чтобы приступить к своим обязанностям. Но кроткий и мягкий, когда дело касалось его самого, и твердый, строгий в церковных вопросах он вызывал недовольство со стороны некоторых людей. Среди них был завистливый епископ Тверской Андрей. Он оклеветал святителя, написал святейшему патриарху Афанасию такие обвинения в адрес митрополита, что тот даже не поверил в них, но все же выслал церковного клирика. Русская Церковь созвала в Переяславле собор. Расследование изобличило ложные свидетельства против Петра, а зачинщик был посрамлен. Святой не таил на епископа Андрея злобы и, простив его, отпустил собор. Этим митрополит Петр снискал к себе еще большее уважение и почитание.

Деяния святителя

Петр объехал всю Русь для блага народа. В Золотой Орде он добился льгот для духовенства. Всеми силами митрополит старался умиротворить враждующих князей. Их распри больше всего беспокоили Петра. Приехав в Брянск для того, чтобы сгладить очередной конфликт, митрополит чуть не оказался жертвой убийства. Понимая и предвидя, что объединение Руси возможно через Москву, Петр часто посещал этот тогда еще небольшой и мало значимый городок. В то время князем там был Георгий Данилович, но его часто не было в городе. В его отсутствие брат князя Иоанн был очень добрым правителем. Он всегда помогал нищим и обездоленным. Именно с Иоанном Петр часто беседовал о делах церкви и будущем города Москвы. Роду князя митрополит предсказал величие и процветание. Святой Петр хотел перенести свою кафедру именно в Москву, для чего необходим был кафедральный собор. Русская Церковь обязана построением Успенского собора в московском Кремле именно святителю Петру, по мысли которого в 1326 году он и был заложен. В основании сооружения, у жертвенника, митрополит Петр Московский устроил свой гроб.

Предсказание кончины святого

Князь Иоанн через некоторое время увидел во сне очень высокую гору в снегу. Снег растаял, а вслед за ним исчезла гора. Святитель Петр объяснил, что это означает. Растаявший снег - кончина митрополита, а пропавшая гора - смерть князя. Петр получил и сам откровение о собственной смерти, но какое именно, никому не известно. 21 декабря 1326 года во время вечерней службы на молитве скончался митрополит Петр. Могила его находится в Успенском соборе. Князя Иоанна не было в городе, когда не стало святителя. Вернувшись, он увидел скорбящий по святому народ. Во время погребального шествия один маловерный усомнился в святости митрополита и тут же раскаялся в своем неверии, увидев Петра сидящим в гробу и благословляющим людей.

Чудотворец Петр

Исцеления и чудеса начали происходить почти сразу после погребения. Какой-то юноша, имевший неподвижные руки от рождения, со слезами и верою молился у гробницы святого. В тот же час он выздоровел, и руки его укрепились. Исцелил святитель Петр и одного скорченного, а глухому отверз уши, и тот стал слышать. Пришедший к гробнице с молитвою слепой прозрел. Так начались чудеса, творимые святым. И сегодня митрополит Петр помогает прибегающим с верою и молитвою к его милости.

Причисление чудотворца к лику святых

Успенский собор был построен и освящен в 1327 году. пришедший на смену Петру, не изменил наставлениям святого предшественника. Он обосновался в Москве, молился у гробницы святителя и сам лицезрел многие чудеса, происходящие там. Передав все патриарху, Феогност получил повеление и причислил к лику святых чудотворца Петра. Три раза мощи святого находили нетленными. Впервые, когда при нашествии в 1382 году обгорел гроб святителя. Потом, когда в 1477 году обрушились стены собора. И в последний раз, когда итальянский зодчий, воздвиг Успенский собор заново, в 1479 году. В таком виде он пребывает и поныне. Житие митрополита Петра написал епископ Ростовский преосвященный Прохор, который был рукоположен самим святителем. Дни памяти святого Петра - 21 декабря (или 3 января) и 24 августа (или 6 сентября).

Храм митрополита Петра

В 1514 году по указу князя Ивана III в был воздвигнут первый каменный храм в честь святителя. В нем не раз проводились реконструкционные работы. Поэтому и в наши дни прихожане посещают храм Петра Митрополита Московского. Святой почитался и почитается не только в Москве. Есть церкви в его честь и в других городах России. Так, в Санкт-Петербурге в 1991-2001 годах построена деревянная церковь Петра Митрополита. На том месте стоял храм, воздвигнутый по во имя святого в память о победе над шведами.

Трудно переоценить вклад в укрепление веры на Руси и ее объединение святителя Петра. Митрополита можно сравнить с такими выдающимися христианскими святителями, как Григорий Богослов, Василий Великий, Иоанн Златоуст. Его житие - яркий пример самоотверженной любви к Богу, людям и Родине. Хотелось бы, чтобы в каждом христианине было хоть чуточку от святого Петра.

ПЁТР МИТРОПОЛИТ - русский церковный деятель, митрополит всея Руси, святой.

Био-гра-фические све-де-ния Петра в основном пред-став-ле-ны в 2 ре-дак-ци-ях его Жи-тия: крат-кой, со-став-лен-ной епископом Рос-тов-ским Про-хо-ром (1327 год), и про-стран-ной, под-го-тов-лен-ной митрополитом Ки-ев-ским и всея Ру-си Ки-приа-ном (конец XIV века). Вре-мя ро-ж-де-ния Петра оп-ре-де-ля-ет-ся на ос-но-ва-нии то-го, что он был вы-дви-нут кан-ди-да-том в ми-тро-по-ли-ты около 1305 года, а по цер-ков-ной прак-ти-ке ми-тро-по-ли-том мож-но бы-ло стать не ра-нее 35-лет-не-го воз-рас-та. Су-дя по то-му, что в 7 лет Пётр был от-дан обу-чать-ся гра-мо-те, а позд-нее смог ос-но-вать свой мо-на-стырь, он про-ис-хо-дил из со-стоя-тель-ной се-мьи, но не бо-яр-ской, по-сколь-ку его отец, Фё-дор, упо-ми-на-ет-ся в различных ре-дак-ци-ях Жи-тия ми-тро-по-ли-та Петра без от-че-ст-ва. Воз-мож-но, Фё-дор был во-ен-ным или хо-зяй-ст-вен-ным слу-гой га-лиц-ких кня-зей Да-нии-ла Ро-ма-но-ви-ча и его сы-на Льва Да-ни-ло-ви-ча или вла-ди-ми-ро-во-лын-ско-го князя Ва-силь-ко Ро-ма-но-ви-ча. В 12 лет Пётр, дос-тиг-ший по средневековым мер-кам со-вершен-но-ле-тия, по-сту-пил в мо-на-стырь и позд-нее при-нял там по-стриг. При-мер-но в 1290-х годах на Во-лы-ни, не-да-ле-ко от города Белз, на реке Ра-та (ле-вый при-ток реки Западный Буг), он ос-но-вал мо-на-стырь, главный храм ко-то-ро-го был по-свя-щён Пре-об-ра-же-нию Гос-под-ню.

Вслед-ст-вие пе-ре-не-се-ния в 1299 году ми-тро-по-ли-том Ки-ев-ским и всея Ру-си Мак-си-мом ми-тро-по-личь-ей ка-фед-ры из Кие-ва во Вла-ди-мир-на-Клязь-ме в 1303 году по ини-циа-ти-ве га-лиц-ко-го князя Юрия Льво-ви-ча кон-стан-ти-но-поль-ским пат-ри-ар-хом в Га-ли-ции бы-ла соз-да-на осо-бая Га-лиц-кая ми-тро-по-лия. По-сле кон-чи-ны около 1305 года пер-во-го га-лиц-ко-го митрополита Ни-фон-та князь Юрий Льво-вич вы-брал кан-ди-да-том на ва-кант-ную ка-фед-ру игу-ме-на Рат-ско-го Спа-со-Пре-об-ра-жен-ско-го монастыря Петра и от-пра-вил его для по-став-ле-ния в Кон-стан-ти-но-поль. Там Пётр столк-нул-ся с при-быв-шим из Северо-Восточной Ру-си кан-ди-да-том на Ки-ев-скую (об-ще-рус-скую) ми-тро-по-лию игу-ме-ном Ге-рон-ти-ем, по-слан-ным великим князем вла-ди-мир-ским Ми-хаи-лом Яро-сла-ви-чем по-сле смер-ти во Вла-ди-ми-ре в декабре 1305 года митрополита Мак-си-ма. Из-бе-гая, с од-ной сто-ро-ны, рас-ко-ла Русской церк-ви, ко-то-рый мог про-изой-ти при по-став-ле-нии од-но-вре-мен-но двух ми-тро-по-ли-тов, с дру-гой - не-до-воль-ст-ва га-лиц-ко-го князя Юрия и воз-мож-но-го его сбли-же-ния с ка-то-лической Поль-шей, пат-ри-арх Кон-стан-ти-но-поль-ский Афа-на-сий I (1289-1293, 1303-1309 годы), ве-ро-ят-но, не без ко-ле-ба-ний, ле-том 1308 года ру-ко-по-ло-жил в епи-ско-пы и по-ста-вил ми-тро-по-ли-том во гла-ве Русской церк-ви Пет-ра.

По-се-тив по-сле по-став-ле-ния западнорусские епар-хии, Пётр в 1309 году при-был во Вла-ди-мир. В том же го-ду он по-ста-вил ар-хи-епи-ско-пом Нов-го-род-ским Да-ви-да. Великий князь вла-ди-мир-ский Ми-ха-ил Яро-сла-вич не по-лу-чил в ли-це Петра за-ви-си-мо-го и дру-же-ст-вен-но-го цер-ков-но-го дея-те-ля, ко-то-рый под-дер-жи-вал бы его в реа-ли-за-ции по-ли-тических пла-нов по ук-ре-п-ле-нию ве-ли-ко-кня-же-ской вла-сти и ог-ра-ни-че-нию вла-сти других кня-зей Северо-Восточной Ру-си. Об-ла-дая твёр-дым и ре-ши-тель-ным ха-рак-те-ром, Пётр не скло-нен был по-та-кать великому кня-зю и ис-поль-зо-вать Цер-ковь в его ин-те-ре-сах. Ис-пы-ты-вая не-до-воль-ст-во но-вым ми-тро-по-ли-том, Ми-ха-ил Яро-сла-вич за-ста-вил за-ви-си-мых от не-го цер-ков-ных ие-рар-хов на-пи-сать жа-ло-бы на Петра кон-стан-ти-но-поль-ско-му пат-ри-ар-ху. В них Пётр об-ви-нял-ся в по-пра-нии цер-ков-ных ка-но-нов: по-став-ле-ни-ях на цер-ков-ные долж-но-сти за пла-ту, бла-го-сло-ве-ни-ях бра-ков лю-дей, со-сто-я-щих в близ-кой сте-пе-ни род-ст-ва, и т.п. По-сле дол-гих пе-ре-го-во-ров с пат-ри-ар-ха-том над Петром был на-зна-чен суд, ко-то-рый со-сто-ял-ся в конце 1310 - начале 1311 годов в Пе-ре-яс-лав-ле (За-лес-ском). На суд при-бы-ли пред-ста-ви-тель кон-стан-ти-но-поль-ско-го пат-ри-ар-ха, многие русские кня-зья, но да-ле-ко не все русские ие-рар-хи. Не-смот-ря на то что суд про-хо-дил в ве-ли-ко-кня-же-ском го-ро-де, он не под-твер-дил об-ви-не-ний про-тив Петра, ин-спи-ри-ро-ван-ных великим кня-зем. Пётр со-хра-нил сан, од-на-ко со сво-их ка-федр бы-ли сме-ще-ны два епи-ско-па, сто-рон-ни-ки Пет-ра.

Пётр стал ори-ен-ти-ро-вать-ся на мо-с-ков-ских кня-зей, по-ли-тических про-тив-ни-ков твер-ских кня-зей, к до-му ко-то-рых при-над-ле-жал великий князь Ми-ха-ил Яро-сла-вич. В 1312 году, ко-гда Ми-ха-ил Яро-сла-вич на-хо-дил-ся в Ор-де, Пётр под уг-ро-зой от-лу-че-ния от Церк-ви за-пре-тил его стар-ше-му сы-ну, князю Дмит-рию Ми-хай-ло-ви-чу Гроз-ные Очи, ид-ти по-хо-дом на Ниж-ний Нов-го-род, ко-то-рый за-хва-ти-ли мо-с-ков-ские кня-зья. В том же го-ду Пётр сме-стил епископа Са-рай-ско-го Ис-маи-ла, по-ста-вив на его ме-сто Вар-со-но-фия. В 1313 году Пётр ез-дил в Ор-ду к толь-ко что при-шед-ше-му к вла-сти ха-ну Уз-бе-ку (яко-бы вы-дан-ный Уз-бе-ком Пётру яр-лык, со-дер-жав-ший боль-шие льго-ты Русской церк-ви, яв-ля-ет-ся фаль-си-фи-ка-том XVI века). Великий князь Ми-ха-ил Яро-сла-вич об-ра-тил-ся с но-вы-ми об-ви-не-ния-ми про-тив Петра к пат-ри-ар-ху Кон-стан-ти-но-поль-ско-му Ни-фон-ту I (1310-1314 годы). Пат-ри-арх бла-го-склон-но вос-при-нял прось-бы кня-зя и до-го-во-рил-ся с ним о су-де над Петром в Кон-стан-ти-но-по-ле; но от-став-ка пат-ри-ар-ха в 1314 году спас-ла Петра от но-во-го су-да.

В 1317 году Ми-ха-ил Яро-сла-вич вы-ну-ж-ден был ус-ту-пить вла-ди-мир-ский ве-ли-ко-кня-же-ский стол под-дер-жи-вав-ше-му Петру мо-с-ков-ско-му князю Юрию Да-ни-ло-ви-чу. В том же го-ду великий князь ли-тов-ский Ге-ди-мин до-бил-ся от-де-ле-ния ли-товских епар-хий от русских ми-тро-по-лии. По-сле 1317 года при под-держ-ке Мо-ск-вы эти епар-хии вновь бы-ли под-чи-не-ны Петру. В 1322 году великим кня-зем вла-ди-мир-ским стал Дмит-рий Ми-хай-ло-вич Гроз-ные Очи. Пётр об-ра-тил-ся к не-му и ко всем тве-ри-чам с по-сла-ни-ем о по-слу-ша-нии и от-ка-зе от мес-ти мо-ск-ви-чам за смерть в Ор-де князя Ми-хаи-ла Яро-сла-ви-ча. Ве-ро-ят-но, это по-сла-ние во-зы-ме-ло си-лу. Од-на-ко ко-гда в 1325 году Юрий Да-ни-ло-вич был убит в Ор-де Дмит-ри-ем Гроз-ные Очи и великим кня-зем стал брат по-след-не-го - Алек-сандр Ми-хай-ло-вич, Пётр не ри-ск-нул ос-та-вать-ся во Вла-ди-ми-ре и пе-ре-ехал в Мо-ск-ву под за-щи-ту бра-та Юрия Да-ни-ло-ви-ча - московского князя Ива-на I Да-ни-ло-ви-ча Ка-ли-ты. В Мо-ск-ве Пётр по-ста-вил на нов-го-род-скую ка-фед-ру ар-хи-епископа Мои-сея. Князь Иван I Ка-ли-та вы-де-лил Петру в Крем-ле, близ Бо-ро-виц-ких во-рот, боль-шой двор и по его со-ве-ту на-чал стро-ить в Мо-ск-ве пер-вую ка-мен-ную цер-ковь - Ус-пен-ский со-бор, в ко-то-ром Пётр за-ло-жил се-бе гроб-ни-цу. По-сле смер-ти Петра был по-хо-ро-нен в не-до-стро-ен-ном Ус-пен-ском со-бо-ре.

Пётр ос-та-вил несколько по-сла-ний, главным образом ду-хо-вен-ст-ву, в ко-то-рых при-зы-вал к со-блю-де-нию мо-раль-ных норм, от-ка-зу от ве-де-ния фи-нан-со-вых опе-ра-ций, пьян-ст-ва и других по-зо-ря-щих ду-хо-вен-ст-во по-ступ-ков. Пётр ввёл пра-ви-ло, со-глас-но ко-то-ро-му вдо-вые свя-щен-ни-ки от-стра-ня-лись от бо-го-слу-же-ния и долж-ны бы-ли по-стри-гать-ся в мо-на-хи. Хо-тя это пра-ви-ло не ос-но-вы-ва-лось на цер-ков-ных ка-но-нах, со вре-ме-нем оно по-лу-чи-ло рас-про-стра-не-ние не толь-ко в Русской церк-ви, но и в других церк-вах.

Князь Иван I Ка-ли-та, вы-со-ко це-нив-ший дея-тель-ность Петра и его со-дей-ст-вие мо-с-ков-ским князь-ям, до-бил-ся его ме-ст-ной ка-но-ни-за-ции на Вла-ди-мир-ском со-бо-ре 1327 года и об-ще-цер-ков-ной - на Кон-стан-ти-но-поль-ском со-бо-ре 1339 года. Па-мять Петра по ка-лен-да-рю Русской пра-во-слав-ной церк-ви - 24 августа (6 сентября), 21 декабря (3 января), в со-бо-рах мо-с-ков-ских и во-лын-ских свя-тых, в со-бо-ре свя-ти-те-лей мо-с-ков-ских.

Кириллин В. М.

В XIV столетии впервые в древнерусской литературной практике было создано святительское житие. Это - агиобиография митрополита Петра, выдающегося церковного деятеля, способствовавшего возвышению Москвы среди других русских городов.

Митрополитом Петр стал в 1305 году. И несмотря на то что его кандидатура была предложена галицким великим князем Юрием Львовичем, он практически сразу же по своем посвящении в Константинополе отправился в Северо-Восточную Русь. Здесь он, будучи вовлечен в борьбу между князьями Михаилом Ярославичем Тверским и Юрием Даниловичем Московским за великое княжение, принял сторону Москвы. Вероятно, поэтому, а также в силу того что ставленник тверского князя Георгий не получил митрополии, Петр был обвинен тверским епископом Андреем во грехе мздоимства. По данному поводу в 1310 или 1311 году в Переяславле-Залесском состоялся Собор, на котором большая часть духовенства выступила против Петра, однако при поддержке московского князя Ивана Даниловича Калиты он был оправдан. В 1313 году Петр был с честью принят в Золотой Орде, получил там подтверждение старых льгот для духовенства, а также новую, а именно право митрополичьего суда над всем церковным народом по всем делам, не исключая и уголовных. На протяжении всего своего первосвятительства Петр последовательно выступал на стороне московских князей в их борьбе с тверскими. Более того, в 20-е годы XIV века он постепенно перебирается в Москву, а не задолго до своей смерти объявляет, что хочет быть погребенным в Москве. По его благословению в августе 1325 года князь Иван Данилович закладывает в кремле Успенский собор, подобный Владимирскому храму Успения пресвятой Богоматери. Однако Петру не суждено было совершить освящение этого собора. 21 декабря 1326 года он скончался. Очень скоро у его гроба стали совершаться чудеса исцелений, так что уже в начале 1327 года по инициативе Ивана Даниловича Московского митрополит Петр был местно прославлен в лике святых.

Несомненно, в связи с этим актом и было составлено первое жизнеописание святителя Петра. По мнению В. О. Ключевского, это произошло не позднее 1 августа 1327 года - дня освящения Успенского собора в Кремле. Житие написал ростовский епископ Прохор, ставленник митрополита. Его имя указано в заглавии к некоторым спискам сочинения: "Преставление Петра, митрополита всеа Руси; а се ему чтение, творение Прохора, епископа Ростовского". В конце же текста сказано и об участии Ивана Калиты в этом деле: "князь Иван, написав те чудеса, и посла в град Володимирь ко святому собору...". Впоследствии по случаю общерусской канонизации святителя Петра в 1339 году оно было отчасти переработано. Так что на основе труда Прохора была составлена первоначальная редакция Жития, известная по спискам начиная с XV века.

Это произведение написано в новой сравнительно литературной манере: очень просто, сжато, без каких-либо словесных хитросплетений. Вначале Прохор говорит, что Петр родился от "родителю крестьяну". При этом он отмечает, что перед рождением Петра его мать видела о нем дивный сон. Затем Прохор коротко рассказывает о детстве, юности и монастырской жизни Петра. Более подробно Прохор останавливается на митрополичьем поставлении Петра, при этом он также отмечает факты чудесного. Так, ему помогала сама святаа Богородица, да патриарх Афанасий провидел по благоуханию в церкви, что именно Петр осенен благодатью Божьею. Подробно пишет Прохор и о суде над Петром в Переяславле, причем возлагает вину за это разбирательство на тверского епископа Андрея, которому дьявол вложил в сердце послать хулу на Петра константинопольскому патриарху. Перенесение Петром митрополии из города Владимира в Москву Прохор приписывает инициативе самого Петра: обойдя много городов, он увидел, что именно этот город "чисть кротостью в смирении, зовомый Москва". Подробно в "Житии" рассказано о кончине и погребении Петра и его посмертных чудесах, в частности, о явлении некоему иноверцу, будто бы Петр во время погребальной процессии, сидя на своем одре, благословлял весь народ. "Тако бо Бог прослави землю Суждальскую таким святителем, и град зовомый Москву, и благоверного князя Иоанна, и княгиню его, и дети его…"

В художественном отношении это первоначальное жизнеописание митрополита Петра, бесспорно, уступает многим литературным произведениям XI-XII столетий. Однако с идейной точки зрения замечательно, что в нем отразился факт действительного превращения Москвы из столицы маленького княжества в общерусский национальный центр: рассказывая о первом московском святом, Житие вместе с тем повествует о московском князе Иване Калите.

Это идейное начало Жития впоследствии было весьма развито митрополитом Киприаном, который дважды обращался к его сюжету и создал два новых литературных произведения на тему жизни святителя Петра.

Митрополит Киприан жил совсем в другую эпоху, когда Москва, особенно после победы над ордынцами на Куликовом поле, уже прочно закрепила за собой роль политического и духовного центра Руси. Вероятно, тогда возникла в народе острая потребность выразить чувства благодарности святому покровителю Москвы. Надо думать также, что Киприан, приступая к переработке первоначальной редакции Жития Петра, руководствовался и личными мотивами, ибо, несомненно, усматривал в жизни своего предшественника немало параллелей собственной судьбе.

Родом из Болгарии, Киприан до своего прибытия на Русь был сначала насельником Студийского монастыря, а затем подвизался на Афоне. В декабре 1375 года патриарх Константинопольский Филофей Коккин рукоположил его в митрополита Литвы и Малой Руси, причем при здравствующем еще русском митрополите Алексии. Это вызвало недовольство Московского князя Дмитрия Ивановича, имевшего своего ставленника - архимандрита Спасского монастыря Михаила-Митяя. Летом 1378 года, после смерти Алексия, Киприан попытался занять первосвятительский престол в Москве, но князь не допустил это. Затем, в 1380 году в Константинополе, после неожиданной смерти Митяя, митрополитом всея Руси был избран мало кому известный Пимен, так что Киприану пришлось довольствоваться своим прежним титулом. Однако в Литве он дипломатически способствовал победе Димитрия Ивановича над Мамаем летом 1380 года, к тому же нашел себе поддержку в Москве со стороны авторитетнейших церковных лиц - духовных вдохновителей борьбы за объединение Руси и освобож-дение ее от Ордынской зависимости, Сергия Радонежского и Феодора Симоновского. Поэтому в мае 1381 году он был все-таки призван в Москву, но ненадолго: после нашествия Тохтамыша, во время которого Киприан проявил трусость, князь удалил его и отправил в Константинополь своего нового ставленника, Суздальского епископа Дионисия. Последний и был посвящен в предстоятеля русской Церкви. Но домой он так и не вернулся: весной 1384 года его схватили в Киеве, где находился опальный Киприан, и уморили в заточении. В Москве же в качестве митрополита оставался Пимен. Лишь после кончины Димитрия Донского, при его сыне князе Василии, в марте 1390 года, Киприан, наконец, прочно обосновался в Москве как митрополит Киевский и всея Руси. В этом качестве он и прожил свои последние шестнадцать лет.

Итак, обращение Киприана к жизни святителя Петра было неслучайным. Он осознавал себя его преемником и считал его своим покровителем. Перерабатывая Первоначаль-ную редакцию агиобиографии, Киприан значительно обогатил ее новыми фактами и придал ей совершенно новое звучание. Скорее всего, эту работу Киприан предпринял во время своего первого пребывания в Москве. В результате появился новый текст: "Месяца декабря в 21 день. Житие и жизнь и малое исповедание от чюдес иже во святых отца нашего Петра архиепископа Кыевскаго и всея Руси. Списано Киприаномь смереным митрополитомь Кыевьскымь и всея Руси". Сохранилось большое количество списков этого памятника, причем самые ранние дотируются концом XIV века.

Жизнеописанию Петра он предпослал собственное вступление, в котором размышляя о праведниках, вспоминает слова Псалмопевца: "Пра-ведники во веки живут и от Господа мзда их и строение их от Вышнего". Похваляемому праведнику возвеселятся люди. Правед-ных и подобает славословить. Сознавая свою немощь, Киприан, однако, приступает к трудному для него делу - рассказу об одном из таких праведников. Дополняя сведения о детских годах Петра, он сооб-щает подробности о его учебе: оказывается, сначала отрок учился без желания и успеха, что весьма печалило его родителей. Но однажды ему во сне явился некий муж в святительских одеждах. Он десною рукою коснулся языка его и благословил отрока. После этого Петр быстро преуспел в учебе.

Большое внимание Киприан уделил иноческим трудам Петра, подчеркивая при этом его добродетельность: "в монастыре он всегда убо наставника въ всем послушаа и братии без лености служа не яко человеком, но яко самому Богу. И всем образ бываше благ к добродетельному жителству смерением и кротостью, и молчанием". Поэтому рассуждением наставничьим он был рукоположен сначала в сан дьякона, а затем в сан иерея. Рассказ об основании Петром Ратской обители Киприан предваряет замечанием: "Ни бо достояше таковому человеку не прежде даже пройти вся степени и потом на учительском седалищи посадитися".

В рассказ об иконописной деятельности Петра Киприан ввел описание этого творческого процесса: "Обычай бо е во многых съи: яко егда любимаго лице помянет, абие от любве к слезам обращается. Сице и съи божественный святитель творяше, от сих шаровных образов к пръвообразным ум възвождаше". Неисключено, что Киприан лично видел, знал и высоко ценил подлинные работы Петра и среди них, возможно, образ Богородицы, подаренный митрополиту Мак-симу. Во всяком случае, он подробно рассказывает о том, как икона была создана, как игумен Петр подарил ее митрополиту Мак-симу при встрече с ним, и как обрадовался святитель этому подароку.

В отличие от Первоначальной редакции Жития Киприан подробно рассказывает о поставлении игумена Петра в митрополита. При этом он подчеркивает, что во времена подвижника земля Волынская была славной и богатой. О добродетельности Петра знал не только Волынский князь, но и вся страна. Кип-риан сообщает также о желании волынского князя создать само-стоятельную галицко-волынскую митрополию и о его беседах об этом с Петром: "И се убо творяще на многы дни, овогда сам князь собою глагола Петрови, овогда же боляр и съветник своих посылая к нему". В тайне от подвижника он написал в Константинополь о своем желании видеть Ратского игумена на святительском престоле.

Понравилась статья? Поделитесь ей