Контакты

Аудиторская проверка обязательна для кого. Стоит ли "забывать" об обязательном аудите? Что такое аудиторская проверка и зачем она нужна

Аудиторская проверка – это процедура независимой оценки финансового состояния предприятия. Главная цель, которую преследует аудиторская проверка – выявить ошибки в бухгалтерской отчетности и дать руководителю объективные и точные сведения о состоянии документооборота его фирмы. может быть одного из двух видов: добровольный , когда в качестве инициатора выступает сам руководитель, либо обязательный , то есть предписанный законодательством. Для проведения аудита привлекаются сторонние аудиторские фирмы.

Для кого аудит обязателен?

Перечень предприятий, которые обязаны ежегодно организовывать аудиторскую проверку, присутствует в ФЗ «Об аудиторской деятельности». К таким предприятиям относятся следующие:

  • Фирмы, являющиеся эмитентами ценных бумаг, обращающихся на фондовой бирже, а также фирмы, работающие на фондовом рынке профессионально.
  • Предприятия, занимающиеся клиринговой или страховой деятельностью.
  • ПИФы, пенсионные и акционерные фонды, а также негосударственные внебюджетные фонды.
  • Финансовые учреждения, а именно банки, МФО и прочие.
  • Валютные, товарные и фондовые биржи.
  • Публичные акционерные предприятия.
  • Фирмы, публикующие свою отчетность в свободном доступе.
  • Прочие фирмы, ежегодный доход которых превышает 400 млн рублей, а также компании, имеющие активы на сумму более 60 млн рублей на конец отчетного периода.
  • Организации, уставный которых на четверть или более состоит из государственных денег.

Кроме того, обязательный аудит проводится, если фирма:

  • претендует на получение кредита (проверка может быть одним из требований банка);
  • заключает крупную сделку либо претендует на инвестиции;
  • участвует в тендере.

Принципы обязательного аудита

Обязательная аудиторская проверка требует от аудиторов более ответственного подхода, чем добровольная. Деятельность проверяющего должна базироваться на ряде принципов:

  1. 1. Ревизия производится в полном объеме. Исследованию подвергаются:

Хозяйственная деятельность фирмы;

Бухгалтерский баланс;

Запасы материальных ценностей;

Расчеты с бюджетом и учредителями;

Обязательства фирмы перед кредиторами.

Если у фирмы есть филиалы и представительства, они тоже должны быть проверены.

  1. 2. Вывод аудитора должен быть абсолютным: предоставленная либо достоверна, либо нет.
  1. 3. Лицо, осуществляющее аудит, следует правилам процедуры, установленным регулирующим ФЗ.

Как проводится обязательный аудит?

Дата начала процедуры зависит от объема работ, которые должен будет проделать аудитор – необходимо, чтобы проверка была завершена к окончанию отчетного периода. Для обязательного аудита рекомендуется поэтапное исполнение. Этапы следующие:

  1. 1. Прежде всего аудиторы анализируют текущее состояние фирмы с целью выявить предположительный объем работ. Это необходимо для обоснования стоимости услуги.
  1. 2. С заказчиком подписывается соглашение, условия которого определяются путем переговоров. Также должен принять участие в формировании рабочего задания.
  1. 3. Производится проверка бухгалтерской отчетности. На этом этапе оценивается не только достоверность информации, изложенной в документах, но степень соответствия документооборота нормам закона.
  1. 4. Формируется комплекс рекомендаций по совершенствованию системы документооборота для руководителя. Также заказчику предоставляется отчет о выявленных недочетах – каждый вывод аудитора обоснован документально.
  1. 5. Составляется аудиторское заключение – официальный документ, содержащий субъективное мнение проверяющего о достоверности бухгалтерской информации фирмы. Все данные, прописанные в заключении, являются тайными и не могут быть разглашены.

Какие преимущества от обязательного аудита получает руководитель?

Преимущества обязательной проверки заключаются в следующем:

  • Ошибки в бухгалтерском учете своевременно исправляются – это позволяет свести к минимуму налоговые и финансовые риски компании.
  • Выявляются нарушения в действиях должностных лиц – аудит позволяет снизить риск оппортунистического или мошеннического поведения персонала.
  • Стабилизируется , что дает возможность избежать штрафов.
  • Весь документооборот приводится в соответствие требованиям законодательства.

Правила подачи аудиторского заключения

Начиная с 2014 года, аудиторское заключение по обязательной проверке сдается не в налоговую инспекцию, а в органы статистики по месту регистрации фирмы. Установлены следующие сроки:

  • В течение трех месяцев после окончания отчетного периода (то есть вместе с бухгалтерскими документами).
  • В течение 10 дней после формирования аудиторского заключения, но до конца года, следующего за отчетным.

Новые правила более лояльны к предприятиям, так как дают им возможность проводить аудит целый год.

За несвоевременное предоставление заключения назначаются штрафы:

  • Должностные лица штрафуются на сумму от 300 до 500 рублей.
  • Юридические лица вынуждены выплатить от 3 до 5 тысяч рублей.

Будьте в курсе всех важных событий United Traders - подписывайтесь на наш

1) если организация имеет организационно-правовую форму акционерного общества;

2) если ценные бумаги организации допущены к организованным торгам;

(см. текст в предыдущей редакции)

3) если организация является кредитной организацией, бюро кредитных историй, организацией, являющейся профессиональным участником рынка ценных бумаг, страховой организацией, клиринговой организацией, обществом взаимного страхования, организатором торговли, негосударственным пенсионным или иным фондом, акционерным инвестиционным фондом, управляющей компанией акционерного инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда или негосударственного пенсионного фонда (за исключением государственных внебюджетных фондов);

(см. текст в предыдущей редакции)

4) если объем выручки от продажи продукции (продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг) организации (за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, сельскохозяйственных кооперативов, союзов этих кооперативов) за предшествовавший отчетному год превышает 400 миллионов рублей или сумма активов бухгалтерского баланса по состоянию на конец предшествовавшего отчетному года превышает 60 миллионов рублей;

5) если организация (за исключением органа государственной власти, органа местного самоуправления, государственного внебюджетного фонда, а также государственного и муниципального учреждения) представляет и (или) раскрывает годовую сводную (консолидированную) бухгалтерскую (финансовую) отчетность;

(см. текст в предыдущей редакции)

(см. текст в предыдущей редакции)

2. Обязательный аудит проводится ежегодно.

3. Обязательный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций, ценные бумаги которых допущены к организованным торгам, иных кредитных и страховых организаций, негосударственных пенсионных фондов, организаций, в уставных (складочных) капиталах которых доля государственной собственности составляет не менее 25 процентов, государственных корпораций, государственных компаний, публично-правовых компаний, а также бухгалтерской (финансовой) отчетности, включаемой в проспект ценных бумаг, и консолидированной финансовой отчетности проводится только аудиторскими организациями.

(см. текст в предыдущей редакции)

4. Договор на проведение обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности организации, в уставном (складочном) капитале которой доля государственной собственности составляет не менее 25 процентов, а также на проведение аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности государственной корпорации, государственной компании, публично-правовой компании, государственного унитарного предприятия или муниципального унитарного предприятия заключается по результатам проведения не реже чем один раз в пять лет открытого конкурса в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, при этом установление требования к обеспечению заявок на участие в конкурсе и (или) к обеспечению исполнения контракта не является обязательным.

(см. текст в предыдущей редакции)

5. В открытом конкурсе на заключение контракта на проведение аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности организации, объем выручки от продажи продукции (продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг) которой за предшествующий отчетному год не превышает 1 миллиарда рублей, обязательным является участие аудиторских организаций, являющихся субъектами малого и среднего предпринимательства.

6. Сведения о результатах обязательного аудита подлежат внесению в Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц заказчиком аудита с указанием в сообщении аудируемого лица, идентифицирующих аудируемое лицо данных (идентификационный номер налогоплательщика, основной государственный регистрационный номер для юридических лиц, страховой номер индивидуального лицевого счета при их наличии), наименования (фамилии, имени, отчества) аудитора, идентифицирующих аудитора данных (идентификационный номер налогоплательщика, основной государственный регистрационный номер для юридических лиц, страховой номер индивидуального лицевого счета при их наличии), перечня бухгалтерской (финансовой) отчетности, в отношении которой проводился аудит, периода, за который она составлена, даты заключения, мнения аудиторской организации, индивидуального аудитора о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица с указанием обстоятельств, которые оказывают или могут оказать существенное влияние на достоверность такой отчетности, за исключением случаев, если подлежащие раскрытию в соответствии с настоящей частью сведения составляют государственную тайну или коммерческую тайну, а также в иных случаях, установленных федеральным законом.

Существует ли в настоящее время какая-либо ответственность за непроведение обязательного аудита и непредставление аудиторского заключения в налоговые органы и органы статистики?

Согласно ч. 3 ст. 1 Федерального закона от 30 декабря 2008 года № 307-ФЗ " " (далее – закон об аудите) аудит представляет собой независимую проверку бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица в целях выражения мнения о достоверности такой отчетности. Под бухгалтерской (финансовой) отчетностью аудируемого лица, для целей указанного закона, понимается отчетность, предусмотренная ранее действовавшим Федеральным законом от 21 ноября 1996 года № 129-ФЗ " " или изданными в соответствии с ним нормативными правовыми актами, а также аналогичная по составу отчетность, предусмотренная иными федеральными законами или изданными в соответствии с ними нормативными правовыми актами.

Обязательный аудит проводится, в соответствии с , в случаях, перечисленных в этой части, и в иных случаях, установленных федеральными законами (). В частности, его проведение предусмотрено для бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций (кроме органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений и унитарных предприятий, сельскохозяйственных кооперативов, союзов этих кооперативов), объем выручки от продажи продукции (продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг) которых за предшествовавший отчетному год превышает 400 млн руб. или сумма активов бухгалтерского баланса по состоянию на конец предшествовавшего отчетному года превышает 60 млн руб. ().

Обязательный аудит проводится ежегодно ().

По результатам аудиторской проверки составляется аудиторское заключение – официальный документ, предназначенный для пользователей бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемых лиц, содержащий выраженное в установленной форме мнение аудиторской организации, индивидуального аудитора о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица.

Отметим, что аудиторское заключение ранее входило в состав бухгалтерской отчетности организаций, подлежащих обязательному аудиту (пп. "г" п. 2 ст. 13 Федерального закона от 21 ноября 1996 года № 129-ФЗ " "). Однако в 2013 году вступил в силу Федеральный закон от 6 декабря 2011 года № 402-ФЗ " " (далее – Закон № 402-ФЗ). Согласно аудиторское заключение перестало входить в состав годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности (п. "д" раздела " " информации Минфина России от 4 декабря 2012 года № ПЗ-10/2012, а также Минфина РФ от 30 января 2013 года № 03-02-07/1/1724).

Таким образом, первоначальная редакция не устанавливала обязанности представления аудиторского заключения по итогам отчетного периода ни для каких экономических субъектов, бухгалтерская (финансовая) отчетность которых подлежала обязательному аудиту. Только для обществ, публикующих свою отчетность, была предусмотрена обязанность публикации аудиторского заключения вместе с бухгалтерской отчетностью ().

Поэтому изначально с 1 января 2013 года для экономических субъектов, бухгалтерская (финансовая) отчетность которых подлежала обязательному аудиту, обязанность представлять аудиторское заключение в налоговые органы и органы государственной статистики была упразднена.

С текстами документов, упомянутых в ответе экспертов, можно ознакомиться в справочной правовой системе .

Аудит – это процесс независимой оценки деятельности предприятия, индивидуального предпринимателя.

Его цель – определение достоверности отчетности (бухгалтерской и финансовой).

Понятие «аудит» значительно шире, чем просто контрольная функция и ревизия.

Аудиторы, помимо проверочных работ, выполняют задачи по оптимизации налоговой и экономической деятельности предприятия, ориентированные на увеличение прибыли и более рационального использования средств.

Внутренний аудит и его виды

Аудит на постоянной основе может существовать внутри предприятия.

Это внутренний аудит, который является исключительно добровольным, то есть проводится по инициативе самого хозяйствующего субъекта (учредителя, собственника, директора).

В свою очередь, он подразделяется на обязательный и инициативный аудит (проводятся на организациях любой формы собственности по распоряжению руководства – собственника, учредителей).

Для проведения ревизии приглашаются внешние аудиторы или аудиторские компании

Основные этапы, задачи и цели ревизии формулируются инициатором проверки и отражаются в аудиторском договоре на оказание услуг.

Чаще всего инициативный аудит проводят:

  1. для получения экспертного мнения о ведении на предприятии налогового, бухгалтерского учета;
  2. если собственник (учредитель) сомневается в компетенции главного бухгалтера;
  3. в течение отчетного периода возникли изменения в законодательстве, регулирующем деятельность предприятий,
  4. аудит заказывает банк перед кредитованием предприятия.

Предприятия, подлежащие обязательному аудиту


В нашей стране порядок проведения процедуры

обязательного аудита

В данном законодательном акте прописан ряд предприятий, которые подлежат обязательному аудиту. К ним относятся:

  1. Компании, имеющие организационно-правовую форму ОАО;
  2. Организации-эмитенты ценных бумаг, которые имеют обращение на фондовых биржах, или осуществляющие действия с ценными бумагами;
  3. Банки, кредитные учреждения;
  4. страховые и клиринговые компании;
  5. внебюджетные фонды (за исключением государственных);
  6. фондовые, товарные и валютные биржи;
  7. негосударственный пенсионный фонд, акционерный фонд, паевые инвестиционные фонды;
  8. фирмы, действующие на рынке ценных бумаг профессионально;
  9. Предприятия, (за исключением органов государственной власти, сельскохозяйственных кооперативов, органов местного самоуправления, унитарных предприятий), которые имеют выручку от деятельности (реализация товаров, услуг, выполнение работ), превышающую 400 миллионов руб., или сумму балансовых активов на конец отчетного периода – 60 миллионов руб.;
  10. Организации, публикующие в средствах массовой информации свою отчетность;
  11. Другие случаи.

В вышеперечисленных организациях обязательная аудиторская проверка проходит каждый год

Для ее осуществления привлекаются квалифицированные частные аудиторы и аудиторские организации, имеющие аттестат.

Читайте также Формула индекса доходности

Обязательному аудиту подлежат организации, в составе уставного капитала которых доля государственного участия – не меньше 25%.

Аудиторская организация для проведения проверки выбирается на конкурсной основе.

Правила проведения и регламент конкурса устанавливаются Правительством РФ.

Критерии обязательного аудита


Проведение обязательной аудиторской проверки

накладывает на аудиторскую организацию определенные обязательства – критерии обязательного аудита.

К ним относят:

1. При осуществлении обязательной аудиторской проверки ревизия проводится в полном комплексе:

  • анализируется вся хозяйственная деятельность организации,
  • все ее сектора, имущество, обязательства,
  • запасы ТМЦ,
  • проводится анализ расчетов с бюджетом и фондами, учредителями,
  • активы и пассивы баланса, их расшифровка,
  • предприятия-представители, филиалы;

2. Выводы аудитора должны быть однозначны, а достоверность представленной информации – либо подтверждена, либо нет;

3. При обязательной проверке аудиторы должны соблюдать все стандарты (правила) аудита, которые определяют действия проверяющего в конкретной ситуации.

Субъекты обязательного аудита при уклонении от обязательной проверки или препятствовании ее проведению подвергаются взысканиям по решению суда.

Взыскание может быть в виде штрафа:

  • с хозяйствующего субъекта – 100–500-кратный размер МРОТ,
  • с руководителя – 50–100-кратный.

Взысканные суммы направляются в доходы Федерального бюджета.

Ситуации, при возникновении которых аудиторская проверка проводится в обязательном порядке, регулируются Федеральным Законом от 30.12.2008 N 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности" (далее – Закон №307-ФЗ).

Согласно ч.1 ст. 5 Закона №307-ФЗ обязательный аудит проводится в случаях:

  • если организация имеет организационно-правовую форму акционерного общества;
  • если ценные бумаги организации допущены к организованным торгам;
  • если организация является кредитной организацией, бюро кредитных историй, организацией, являющейся профессиональным участником рынка ценных бумаг, страховой организацией, клиринговой организацией, обществом взаимного страхования, организатором торговли, негосударственным пенсионным или иным фондом, акционерным инвестиционным фондом, управляющей компанией акционерного инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда или негосударственного пенсионного фонда (за исключением государственных внебюджетных фондов);
  • если объем выручки от продажи продукции (продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг) организации (за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, сельскохозяйственных кооперативов, союзов этих кооперативов) за предшествовавший отчетному год превышает 400 миллионов рублей или сумма активов бухгалтерского баланса по состоянию на конец предшествовавшего отчетному года превышает 60 миллионов рублей;
  • если организация (за исключением органа государственной власти, органа местного самоуправления, государственного внебюджетного фонда, а также государственного и муниципального учреждения) представляет и (или) раскрывает годовую сводную (консолидированную) бухгалтерскую (финансовую) отчетность;
  • в иных случаях, установленных федеральными законами.

Обязательный аудит проводится ежегодно.
Выбор и утверждение аудитора, определение размера оплаты его услуг относится к компетенции общего собрания акционеров или участников общества (подп. 10 п.2 ст. 33 Федерального Закона №14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью, подп. 1 ч.1 ст. 48 Федерального Закона №208-ФЗ «Об акционерных обществах»).

Действующий Федеральный закон №307 - ФЗ «Об аудиторской деятельности» (далее- Федеральный Закон №307-ФЗ) определяет аудит как независимую проверку бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица в целях выражения мнения о достоверности такой отчетности.

Кем проводится обязательный аудит?

Случаи обязательного аудита полностью раскрыты в статье 5 Федерального Закона от 30.12.2008г. N307-ФЗ "Об аудиторской деятельности". Обязательный аудит проводится аудиторской организацией или индивидуальным аудитором.

Есть ряд случаев, когда обязательный аудит может проводиться только аудиторскими организациями. Такими случаями являются, например, обязательный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций, ценные бумаги которых допущены к организованным торгам, иных кредитных и страховых организаций, негосударственных пенсионных фондов, организаций, в уставных (складочных) капиталах которых доля государственной собственности составляет не менее 25 процентов, государственных корпораций, государственных компаний, публично-правовых компаний, а также бухгалтерской (финансовой) отчетности, включаемой в проспект ценных бумаг, и консолидированной финансовой отчетности (п.3 ст. 5 Федерального Закона №307-ФЗ).

Кроме того, есть случаи дополнительных требований к аудиторским компаниям. Так, например, в открытом конкурсе на заключение контракта на проведение аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности организации, объем выручки от продажи продукции (продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг) которой за предшествующий отчетному год не превышает 1 миллиарда рублей, обязательным является участие аудиторских организаций, являющихся субъектами малого и среднего предпринимательства.

По результатам обязательного аудита обычно аудиторской компанией выдается:

  • письменный отчет для собственников и руководства аудируемого лица, в котором представлены сведения о проведенной аудиторской проверке, а также выявленные аудитором, проводившим проверку, нарушения и рекомендации по их устранению. Это конфиденциальный документ, содержащий важную информацию о хозяйственной деятельности клиента.
  • аудиторское заключение – это официальный документ, составленный в соответствии с действующим законодательством по утвержденной форме.

Сотрудники АЦ «Основа Капитал» проведут обязательный аудит компании качественно и быстро. Осталось только позвонить

Понравилась статья? Поделитесь ей