Контакты

Что такое Иегова? Значение и толкование слова iegova, определение термина. Как понять свидетелей иеговы Все будут знать кто такой иегова

Году, и после чего наступит земная фаза Царства Небесного. Однако из-за разногласий по вопросу об искупительной жертве Христа их сотрудничество прекратилось. В году Рассел основал собственное издание "Глашатай утра", которое впоследствии превратилось в современный журнал "Сторожевая башня". Этот журнал является основным источником вероучения и служит пособием для подготовки сектантов.

Расселу не судилось пережить очередное разочарование так как 31 октября года он скончался. Его преемником стал Джозеф Рутерфорд, он происходил из семьи баптистов и получил юридическое образование. В Общество он пришел при Расселе в году. После смерти Рассела ему досталось тяжелое наследство: Общество распадалось из-за несбывшегося пророчества. Чтобы изменить ситуацию Руттерфорд объявил, что "ожидавшаяся в году "битва великого дня" уже произошла, но на небе, а сатана и его ангелы в том же году якобы были низринуты на землю. 1918 год был объявлен как год" конца мира и начала 1000-летнего царства. В том же году проповедь сектантов об уничтожении мировых правительств была воспринята правоохранительными органами США и Канады как призыв к изменению существующего строя и против Рутерфорда и некоторых членов Общества было возбуждено уголовное дело, они были арестованы, но в году их освободили. Этот факт приобрел эсхатологическое значение и был истолкован сектантами как проявление войны между Иеговой и сатаной, а год был назван годом, когда Иегова пришел в духовный храм для суда.

Поскольку пророчества о конце мира являются средоточием сектантской доктрины, то Рутерфорд постоянно делал предсказания о времени конца мира. Датой конца мира назывались , , годы и II мировая война.

При нем произошли крупные перемены в учении и структуре Общества. Чтобы как можно больше отличаться от "ложных религий" сектанты в конце 20-х отказались от празднования Рождества Христова , а затем и дней рождений. В начале 30-х годов Рутерфорд сформулировал доктрину "постепенного откровения", согласно которой библейские пророчества будут становиться все более ясными для "истинных христиан" . В году сектанты стали именоваться "Свидетели Иеговы". Это название "позаимствовано из книги пророка Исаии (Ис. 43, 12): "Вы свидетели Мои, говорит Господь, что Я - Бог" (в еврейском - Иегова, впрочем, новейшие мировые лингвистические изыскания указывают на произношение Ягве).

Норр большое внимание повышению качества и эффективности пропагандистской работы. С этой целью была в году была учреждена библейская школа Галаад , готовящая профессиональные кадры для управления сектой и пропаганды ее учения. В том же году начала работать Школа Теократического Служения. Она предназначена для подготовки так называемых возвещателей, то есть тех, кто непосредственно занимается обращением. На этих еженедельных занятиях изучаются доктринальные вопросы, но главное внимание уделяется обучению способам пропаганды и прорабатываются разные психологические ситуации и варианты их развития, в которых может оказаться сектант. Еще одним важным делом Норра было создание иеговистами собственного перевода Библии, а точнее переработки ее содержания в соответствии с вероучительными положениями сектантов. Это фальсифицированное Писание стало именоваться "Перевод Нового мира Священных Писаний". В настоящее время оно издано на 27 языках и переводится еще на 77 языков. Благодаря предпринятым усилиям численность иеговистов с по год выросла в 7,7 раза. Но за период с по год в результате пропагандисткой кампании приуроченной концу света их численность возросла в двое, до 2 179 256 чел.

Руттерфорд не случайно избрал год. Как известно, в это время полмира было захвачено революционным движением и кризисом, потрясшим социальные и экономические устои. В отличие от господствующего в христианском мире учения, что в Библии главное - идеи спасения человека, иеговисты выдвинули другое положение. Они утверждают, что основная идея Библии - это защита и оправдание Бога как Всевышнего Творца всего сущего. Именно потому, что низвергнутый с неба сатана , бросив вызов Богу, поставил под сомнение Его всемогущество, Иегова начертал в Библии основные этапы, на протяжении которых люди должны убедиться в Его всемогуществе и бессилии сатаны отвратить людей от Бога. Только усвоив эту главную идею Библии, по мнению иеговистов, человек будет идти правильным путем к своему спасению и обретет силы для противодействия пагубному влиянию сатаны. Библию иеговисты рассматривают только как историю событий, в ходе которых Иегова открывает людям свою волю. Но Библия - это драматическое произведение или, буквально по их словам, "Великая драма". Началась драма в Эдемском саду с грехопадения первых людей и завершится Армагеддоном на планете. Так вот, по учению иеговистов, эта "драма" состоит из пролога, начала, конфликта и финала.

По их учению, у Иеговы было два духовных сына: Христос и Люцифер . Люцифер был не только сыном Зари, светлым архангелом , но и обязан был контролировать поведение первых людей. Адам и Ева были совершенными людьми. Люцифер не был доволен своим положением и желал сравниться во власти с Богом Иеговой. Свое могущество Люцифер решил испытать на первых людях - Адаме и Еве, внушив им, что вкушение от древа познания принесет не смерть, но могущество, которым обладает Сам Бог. Первые люди погрузились в пучину греха, глаза у ни открылись, они познали добро, но не имели сил его творить, а познав зло - не имели сил бороться с ним. Однако, здесь их трактовка грехопадения имеет существенное отличие от библейской. Ева согрешила первой, но Адам, утверждают иеговисты, видя, что Ева должна умереть, добровольно решил разделить с нею этот жребий. Он так привязался к своей жене, что разлука с нею, пусть и в будущем, была для него тягостна. Он добровольно принял запретную снедь и этим сознательным актом сам себя приговорил к смерти. Сумев соблазнить первую пару, Люцифер утвердился в мысли, что Бог Иегова не так всемогущ, если не сумел предотвратить это падение людей - венца Своего творения. А раз так, то против Бога можно сражаться и дальше. Иегова оставил Люцифера существовать в течение 6 тысяч лет, чтобы доказать ему невозможность победы зла над добром.

Но вернемся к концепции "Великой драмы". Как уже сказано, эта драма поделена на части, и мы коротко рассмотрим их.

Пролог . Бог Иегова творит. Как великий Художник, Словом созидает и возводит из несуществующего все. В изумлении замерли ангелы, дивные хоралы неземной музыки прорезают тонкий мир света, даются законы Вселенной, путь звездам, орбиты планетам, созидаются микро- и макромиры, даются уставы природе. Стройным пением славят Творца светлые небожители, присутствует полная гармония, и любовь объемлет и пронизывает собою все.

Начало действия . И вот первые люди в невинном состоянии пребывают в Едемском саду. Бог Иегова попускает одному из Своих духовных сыновей - Люциферу приступиться и ввести в искушение первую супружескую чету. Первой ест плод Ева, поддавшись уговору Люцифера. Адам, узнав, что Ева стала смертна, колеблется в своем выборе (остаться с Богом или умереть с Евой), но все-таки избирает последнее и принимает запретную снедь. Посему "похоть плоти" (приятно на вкус), "похоть очей" (красиво на вид) и "гордость житейская" (сравняться с Богом) становятся доминирующим орудием сатанинского искуса во всей последующей истории человечества.

Но грех этот Иегова, как наш любящий Небесный Отец, предопределил на искупление Иисусом Христом, Своим вторым духовным сыном, оставшимся Ему верным, поэтому следующий этап "Драмы".

Конфликт . Сатана (таковым стал Люцифер после падения первых людей по его вине) бросает открытый вызов Богу; хочет отвратить от Него всех людей и подклонить уже под свое имя "племена, народы, языки" на той проклятой в Адаме земле, что родит волчцы и тернии, но уже имеющей немалое население.

И вот I век н. э. Господь Иисус Христос пришел на землю, дабы взыскать и спасти погибшее, т.е. всех, кто примет Его искупительную жертву. Но этого мало. Необходимо обязательно членство в секте иеговистов, как непременное условие спасения. Ведь изгнанный из рая сатана, который искушал духовного брата (Христа) в пустыне, сейчас организовал себе царство и все более ожесточенно ведет борьбу свою с Иеговой. Это царство сатаны обширно: начинается со всех без исключения церквей мира до политических партий, государственных структур и организаций, до социальных, международных и неформальных объединений. Один из главных оплотов сатаны - Организация Объединенных Наций.

Христос искупил грехи людей на древе (креста иеговисты не признают, утверждая, что Спаситель был прибит просто к столбу), Люцифер посрамлен, но позиций своих не сдал. Борьба с силами добра ужесточается. Формы ее различны, размах велик, силы, задействованные в ней, неисчислимы.

Финал . Бог Иегова вторично посылает Христа на землю, но уже в незримом виде для расправы с Люцифером. В Армагеддоне, священной войне - Христос со Своим воинством уничтожает Люцифера и всех его сторонников. На планете устанавливается тысячелетнее Царство Христа, куда попадут 144 тысячи руководящих братьев Корпорации и наиболее верных последователей секты иеговистов. (Правда, для них вовсе не имеют значения слова Св. Писания "... и 144 тыс... не осквернившихся с женами", т.к. у них нет института монашества).

Иегова оправдан. Справедливость восторжествовала. Все иеговисты будут воскрешены во плоти, и будут царствовать на земле. Восстановится настоящее теократическое мировое государство во главе с Богом Иеговой и Его Ангелом-Сыном - Иисусом. Все христиане других конфессий, деноминации, сект, представители других религий будут уничтожены в Армагеддоне. Ада нет, ибо ад - это в буквальном понимании "могила", поэтому все не иеговисты и неверующие уйдут просто в небытие.

Вот основные концепции в понимании Слова Божьего секты "свидетелей". Ее руководители предусмотрительно объявили, что толковать Библию можно только посредством вспомогательной литературы, поступающей из Бруклина - центра иеговизма. Такой подпоркой в осмыслении Слова Божьего является, в частности, журнал "Сторожевая башня". В заглавии этого журнала такая купюра: "Сторожевая башня возвещает Царство Иеговы". На обратной стороне титульного листа пояснение: "Цель "Сторожевой башни" состоит в прославлении Иеговы Бога как суверенного Господа Вселенной. Она наблюдает события в мире, которыми исполняются библейские пророчества. Она утешает всех людей благой вестью, что Царство Бога скоро уничтожит тех, кто притесняет своих ближних, и что оно превратит планету в рай . Она поощряет к вере, в теперь господствующего Царя Бога, Иисуса Христа, пролитая кровь Которого дает человечеству возможность получить вечную жизнь. "Сторожевая башня", издаваемая Свидетелями Иеговы с г., не принимает участия в политической борьбе. Она придерживается Библии как своего авторитета. Издается этот журнал на 111 языках мира, средний тираж его 15290000 экземпляров.

Обыгрывая концепцию необходимости вспомогательной литературы для понимания Библии, в частности, один из лидеров корпорации Руттерфорд писал: "Человек утолит свою жажду из колодца только в том случае, если есть бадья, чтобы достать из колодца воду". Вот потому "Сторожевая башня" является той "духовной посудой" для иеговистов, которой они черпают из Библии все то, что нужно верующему для ее понимания и достижения путей спасения.

Понятие Бога. Отличительной особенностью "свидетелей" в учении о Боге является то, что они отрицают догмат о Нем, как едином по существу, но Троичного в Лицах, т.е. отрицают Святую Троицу. Бог, по их мнению, есть один Всемогущий Бог. Христос не равен Иегове, при этом следуют ссылки на тексты Нового Завета: Ин. 14, 26; 15, 1. Мф. 19, 17. Лк. 22, 42 и т.д. Но совсем не принимается во внимание другое место из Св. Писания: "... Я в Отце и Отец во Мне..." (Ин. 14, 10) и "Я и Отец - едино" (Ин. 10, 30).

Смысл искупления. Искупительный подвиг Иисуса Христа рассматривается как персональная жертва ради одних лишь согрешивших прародителей, но не для всех. Закон Бога Иеговы требовал, чтобы за потерянную Адамом безгрешность была принесена в жертву совершенная человеческая жизнь. Но грех уже на генетическом уровне овладел человечеством, все смертны, ибо сказано: "Все согрешили и лишены славы Божьей" (Рим. 3, 23). "Нет праведного ни одного..." (Рим. 3, 10). Тогда Иегова решил сделать таким совершенным человеком Своего второго духовного сына - Иисуса Христа. По воле Иеговы, Христос перевоплотился из духовного существа в человеческое создание, став совершенным, в отличие от других людей, населявших Землю. Он умер на столбе как человек, искупив грех Адама, но воскрес не по плоти, а по духу, т.е. уже как духовное существо с божественной природой. У человечества появился шанс на спасение, т.к. Иегова дал это право Своему духовному Сыну.

О пришествии Иисуса Христа на землю

По учению иеговистов, Христос невидимо пришел на землю уже в году, сейчас пребывает на земле, ведет борьбу с силами сатаны. Видимым проявлением такой борьбы они считают первую и вторую мировые войны. Они тщательно смотрят за политическими событиями в мире, за локальными конфликтами на континентах и в регионах, за международными изменениями и высказываниями политических лидеров с тем, чтобы в нужном свете подать отрафинированную и профильтрованную в Бруклине информацию своим последователям как очередной признак скорого Армагеддона. Центром "бесовского бега этого мира" объявлена организация ООН. Другим важным признаком пришествия Христа на землю является существование и деятельность их Корпорации в Бруклине. Они утверждают, что Корпорация возникла по предначертанию Иеговы, а их история идет еще с Ветхого Завета , когда свидетелей (читай иеговистов) Божиих гнали иудеи и побивали камнями, а в Новом Завете первым "свидетелем Иеговы" был первомученик Стефан (Деян. 7, 59).

Учение о Духе Святом. Дух Святой , по мнению иеговистов, не личность, не Ипостась Бога, но невидимая действенная сила, которая исходит от Иеговы. Своего рода энергия, которая сама по себе мертва без источника своего. Иногда в полемике они сравнивают с аккумулятором, от которого горит свет. Нет аккумулятора, нет и тока...

О душе человека. Здесь свидетели полностью сходятся в учении с адвентистами о состоянии души после смерти тела. Прежде всего, они, как и адвентисты, стремятся доказать, что в Библии под душой понимается жизнь. Душами являются и люди и животные, которые умирая, перестают быть реальностью. Соответственно, с телом умирает и душа. Такая трактовка об отсутствии души получает свое полное завершение в финале "Великой драмы", где битва Армагеддон сотрет все, "не иеговистское" в небытие и забвение.

Об Армагеддоне. Что же это за ключевой пункт в вероучении иеговистов - Армагеддон? Давайте вначале рассмотрим этимологию самого слова. Слово Армагеддон сложное. Оно состоит из "Ар" и "Мегило". Еврейское слово "Ар" означает холмистую местность, "Мегило" - географическое место в Палестине. Оно послужило во времена судей полем битвы Варака с Сисарою (Суд. 5,19). На этом же месте было сражение египетского фараона Нехао с иудейским царем Иосией (4 Цар. 23, 29). Таким образом, это место является памятником победы и поражения. Отсюда и слово "Армагеддон" имеет символический смысл.

В году Господь Иисус, придя на землю, стал собирать преданные и верные Ему силы для будущей священной войны с сатаной. На Его стороне будет 144 тыс. сторонников из наиболее последовательных и верных членов Корпорации, умерших до начала Армагеддона. Но Господь их воскресит для такого святого и нужного дела. Эта битва произойдет в Палестине около горы Гар-Мегиддон (т.е. Армагеддон). Вот название местности и дало наименование самому событию, т.е. войне. После победы над силами зла и их полным затем уничтожением, обновленной землей будет управлять Иисус до 144 тыс. верных. Воцарится полная теократия и гармония, обновленная Земля станет цветущим садом, будут воскрешены и все остальные последователи "Общества". Болезней, забот, страха, печали и неудовлетворенности не будет. Как не будет нации, армии, границ, государственных структур и прочего. Как поют иеговисты (ильинцы) в одном из своих гимнов:

Всюду святость у людей.

Хороводы дам-девиц

Кротких, мудрых и певиц

Вьются Божьим вензелём

И поют Ему о Нём.

Всюду слышится игра:

Аллилуиа и ура.

Организационная структура

Во главе секты стоит называемая "Руководящая (или Правящая) корпорация", или Правление Свидетелей Иеговы, расположенная во всемирном главном отделе в Бруклине , Нью-Йорк , США . Руководящая корпорация (или администрация) состоит из мужчин и следит за всемирной деятельностью сектантов. В теологии сектантов Бруклинская руководящая корпорация именуется чаще всего - "верным и благоразумным рабом" (или "ВиБР"), а также "помазанным остатком", "князьями", "правдивой церковью", "священным остатком", "священной группой", "малым стадом", "помазанными последователями Иисуса Христа", "соправителями Христа в Царстве", "духовными соучастниками Христа на небе", "Классом Илии", иногда просто "помазанными" или "святыми Всевышнего" . По учению сектантов, "верный и благоразумный раб", является каналом связи с Иеговой. Вне причастности к которому нельзя постичь его мудрости: "Всем желающим знать Библию следует по достоинству оценить то, что "многоразличную премудрость Божию" можно узнать только благодаря каналу связи - "верному благоразумному рабу" которым пользуется Иегова". В терминологии секты "каналом связи" или "каналом истины" называется и вся в целом организация, но особенно Бруклинская руководящая корпорация внутри этой организации (т. е. внутри общего "канала связи" есть особый "канал истины", через который распространяется духовная пища"). Члены Бруклинской руководящей корпорации входят в состав "Божьего небесного Царства" и представляют для членов секты "реальную власть, за которую Иисус учил молиться".

Во главе Бруклинской руководящий корпорации (правления) стоит президент и вице-президент. Это "Правление" работает при посредстве шести (по другим данным семи) комитетов. Уполномоченные представители "Правящей Корпорации" контролируют Общество Сторожевой башни в Нью-Йорке, представительство в Англии , а также другие юридические организации, в том числе и более 15 "зон" по всему миру, управляя представителями филиалов в каждой зоне. На данный момент имеется 98 филиалов. Каждым из них правит комитет числом от 3-х до 7 членов. Страна, в которой находится филиал, разделена на области, которые в свою очередь разделены на районы. В каждом районе около 20 собраний. Областной надзиратель периодически посещает районы своей области. В каждом районе 2 раза в год проводятся конгрессы. Районный надзиратель контролирует деятельность районных "собраний". Главные в "собрании" - старейшины, которые подчинены районному надзирателю.

Филиалы в каждой стране юридически зарегистрированы таким образом, чтобы секта могла извлечь максимальную пользу из своего статуса. Сразу после кончины этим представителям администрации - "святым Вышнего" - гарантируется, по их же учению, немедленное "воскресение к бессмертной жизни и они сразу же продолжают служить Иегове на небе. Они не находятся в смертном сне продолжительное время, но "вдруг, во мгновение ока" облекаются в бессмертие". Остальные же рядовые "овцы" ("слуги") по смерти превращаются "в ничто", так как души у человека по "новому учению" Руководящей корпорации нет. Информация о "превратившихся в ничто" или "не помазанных", содержится в "памяти Иеговы", который "вспомнит" о них, предварительно создав "рай на земле", и сотворит их вновь и поселит в хорошо всем знакомом мире, наполненном пищей, одеждой, хорошей работой и т. п.

До недавнего времени деятельность "Свидетелей Иеговы" была запрещена в следующих странах: Испания , и других. Численность сектантов к настоящему времени достигла более 12 миллионов человек. Они объединены в 89 000 собраний.

Филиалы общества "Свидетелей Иеговы"

В организационной структуре секты ниже Бруклинской руководящей корпорации стоят разбросанные по всему миру филиалы, или так называемые "Вефили", координирующие и руководящие работой сектантов в странах, областях, районах. Филиалы секты размещаются в специально построенных для этого зданиях, которые являются не просто конторами или "домами культуры" верных "свидетелей", а некими мистическими "сооружениями, связанными с поклонением Иегове в наши дни" . Вефиль называется также "Домом Божьим", где "каждое любое назначение - будь то работа на станке, печатание духовной пищи, стирка одежды, приготовление еды, работа на кухне, или в любом другом месте - все является священным служением". Это назначение в филиале для члена секты "имеет первенство перед другой деятельностью" и требует "смирения, подчинения и повиновения указаниям, данным Обществом". Российский филиал организации "Свидетелей Иеговы", официально называемый "Религиозной Организацией Свидетелей Иеговы", зарегистрирован в Минюсте РФ, но управляется головной организацией из Нью-Йорка, которая зарегистрирована там как издательство. Руководящим органом региональной религиозной организации в странах СНГ является Управленческий центр (Вефиль). Центр создан "Правящей Корпорацией" в марте 1991 года в г. Москве . Возглавляет управленческий центр руководящий комитет, состоящий из старейшин местных религиозных обществ, назначенных "Правящей Корпорацией". Управленческий центр учреждает местные общества, дает указания о начале их религиозной деятельности и ее прекращении, назначает на должность и смещает надзирателей (старейшин), служебных помощников (диаконов), публичных ораторов (проповедников) и других служителей. Окончательное решение по всем вышеупомянутым вопросам принимает, однако, "Правящая Корпорация". Во главе Управленческого центра стоит координатор.

В настоящее время деятельность секты в г. Москве официально запрещена. В Санкт-Петербурге же сектанты пользуются полной свободой действий.

Первичная структура - "собрание"

Первичной организационной единицей являются "собрания" членов секты, которые проводят свои встречи в так называемых "Залах царств". Каждое собрание проводит пять встреч в неделю, среди которых занятия по программе "Школы теократического служения", изучение "Сторожевой башни" и другие. В каждом собрании имеется назначенный старейшина и его помощники, такие как надзиратель собрания, служебные помощники и др., которые осуществляют служение в собрании, обучение, надзор за "чистотой собрания" и проповеднической деятельностью на вверенной им территории. Они проходят подготовку в "Школе усовершенствования служения" и в "Школе царственного служения", которые готовят старейшин и служебных помощников к теократическим назначениям". Ежегодно секта проводит также вербовочные кампании - областные, районные и международные конгрессы. Наиболее впечатляющим был конгресс в 1993 году в Киеве , где на республиканском стадионе собралось более 64 000 человек. Во время этого мероприятия посвящение в члены секты приняли 7 402 человека. В последние годы в России проводится от одного до двух десятков конгрессов.

Все члены секты призваны к непрерывному проповедованию доктрин секты на протяжение своей жизни: "Свидетели не посвящают служению какой-нибудь час-другой в неделю. Они посвящают служению всю жизнь". Проповедники секты различаются по разным степеням проповеднического служения, но условно их можно разделить на рядовых сектантов и тех, кто занимается пропагандой профессионально, будучи на содержании у секты, это так называемые "пионеры". Существует регламентированный режим их работы в зависимости от квалификации он составляет от 60 до 140 часов в месяц. Наиболее перспективные пионеры служения со стажем в среднем 12 лет получают приглашение для дальнейшего обучения миссионерской деятельности в "Библейских школах Сторожевой башни Галаад". Выпускники школы "Галаад" получают миссионерское назначение в любую страну независимо от их желания: "Миссионеры не решают за себя, где они будут жить и какую работу выполнять".

"Инструкции" Бруклинской Корпорации для членов собраний секты об отношении с неиеговистами

Корпорация требует от своих подчиненных "ограничить общение с теми, кто не посвятил себя Иегове". При этом не исключается ситуация, "когда служитель Иеговы не должен проявлять сочувствия (!), например, когда его близкого друга или родственника лишили "общения" (иными словами, исключили из собрания секты), и не "сообщаться", не поддаваться чувству жалости - такая твердая позиция может даже побудить согрешившего раскаяться (?)..." Другими словами, твердая позиция может быть применена по отношению к матери, отцу, мужу, жене... Если же член секты познакомился с человеком, который не разделяет взглядов руководителей секты, то ему настоятельно рекомендует "прекратить разрушительные отношения, прежде чем был нанесен непоправимый вред, так как такие отношения не нравятся Богу, но также угрожают счастью и благополучию человека", или еще "хуже", он станет отступником, который вновь окажется "во тьме христианского мира и его учений, как например верование, что все христиане идут на небо", вместо горячо желанного и "радостного подчинения властям" и "администрации" секты (Бруклинской Корпорации).

Все неиеговистские религиозные организации именуются ими "организациями сатаны" ("Какие организации могут существовать вне истинного собрания? Лишь организации сатаны"), которые будут уничтожены при Армагеддоне ("Иегова уничтожит плохих людей, которые не исправляются").

Печатные издания секты

Собственное издательство в Бруклине возникло в году. В настоящее время оно включает в себя комплекс из 7 зданий плюс конторское здание. Там же находятся вспомогательные производственные помещения на 3 000 работников. Работающие во всех учреждениях секты, в том числе и в штаб-квартире, сектанты денег почти не получают. Основным печатным органом секты является "Сторожевая Башня", который издается на 120 языках тиражом более 16 миллионов экземпляров ежемесячно. Кроме этого, журнал "Пробудись!" ежемесячным тиражом около 13 миллионов экземпляров на 75 языках. Все эти выпуски печатаются одновременно, так что все "свидетели" получают одну и ту же информацию в одно и тоже время. Издаются также брошюры типа "Радуйся жизни на земле вечно!" (свыше 72 миллионов на 198 языках) или "Смотри Я творю всё новое", "Правительство, которое принесет Рай", с аналогичными подобными тиражами. Книги секты издаются также многомиллионными тиражами, например: "Ты можешь жить вечно в раю на земле" (67 миллионов экземпляров на 114 языках). Распространение журналов и книг происходит при посещения домов, при раздаче на улицах, базарах, бензоколонках, в общественном транспорте, в самолетах - везде, где только возможно, и является обязанностью для всех членов секты.

Использованные материалы

  • Материалы по сектоведению Екатеринбургской семинарии
  • Материалы по сектоведению Киевской семинарии автор В. М. Чернышев

Документов: 16

1. ИСУС – сын Бога Отца Единого, каковым ИЕГОВА не является. Израильтяне – евреи, Иерусалим. Евреи изначально Пришли на Землю с Учением под названием СЕФЕР ИЕЦЕРА, 5763 года тому назад. ЗАКОН написанный Моисеем называется – ПЯТИКНИЖИЕ или ТОРА, которую Моисей написал после исхода, т.е. около 2000 лет тому назад.

2. Никаких Вселенных Господь БОГ ИЕГОВА-САТАНАИЛ не создавал. Вселенную СО ТВОРИЛ, ОТЕЦ ЕДИНЫЙ-БОГ, а ИЕГОВА, всего лишь господь бог Сатанаил, не более того, чиновник при БОГЕ ОТЦЕ. И все пределы Миров Сатанаила-ИЕГОВЫ ограничены ОТЦОМ в пределах ПЛАНЕТ-ЗЕМЕЛЬ НОД и ЭДЭМ и временно ИЕГОВА «вхож» на ЗЕМЛЮ-МИДГАРД. Так что ИЕГОВА очень хочет что бы его принимали за БОГА, но АДАМ и ЭВА СЪЕЛИ плоды от «ДРЭВА ПОЗНАНИЯ ДОБРА И ЗЛА» и теперь ничего не попишешь, не скрыть САТАИЛУ-ИЕГОВЕ кто он есть таков и какова его сущность.

3. Изучи СИМВОЛ ИЕГОВЕ (не ИЕГОВЫ) в КАББАЛЕ а там «сам» может быть и увидишь, кто ИЕГОВЕ. Треугольник равносторонний, вершиной вверх у левого нижнего угла поставь символ-букву РЫБ, используй основную из форм начертания букв древнееврейского алфавита, у правого нижнего угла поставь символ-букву ВЕСЫ у вершины поставь символ веры-потенциального прославления вечности, возьми всё это в круг с центром в центре треугольника и справа от круга поставь букву-символ МЕРКУРИЙ. Когда разберёшся, изучи каббалистичский знак «АЗОТА». Успехов в изучнии не канонов, НО КАББАЛЫ и Сатана.

4. Всевышний – Всевышний Бог (Рамха) или как его называе Тайная книга Иоанна – Невидимый Отец; Тот, кто выше всех Богов. Иудохристианский бог Яхве (Иегова) ниже. Он всё время в Ветхом Завете Библии говорит, что он бог евреев и это правильно, но он не Всевышний.

7. Иудаизм – монотеистическая религиозное учение иудеев, которое появилось после того как из евреев-шимотников Мойша (Библейский Моисей) сорок лет в пустыне культивировал группу захвата – левитов – жрецов иудаизма. Возникла в I тысячелетии до н.э. в Палестине, в основе лежит культ бога Яхве (Ямараджа). Иудеи (иудей) – в понятии наших предков «тьму творящие» в отличие от радеев. Иудеи – последователи иудаизма, почитающие своего бога Яхве (Иегова, Саваоф). Иисус Христос, обращаясь к ним в синагоге на горе Елеон, сказал: Ваш отец диавол, и вы хотите исполнять похоти отца вашего; он был человекоубийца от начала и не устоял в истине, ибо нет в нём истины; когда говорит он ложь, говорит своё, ибо он лжец и отец лжи (Ио. 8.44), ...а вы делаете то, что видели у отца вашего (Ио. 8.38), Вы делаете дела отца вашего (Ио. 8.41).

8. Иудохристианин – человек, называющий себя христианином, но на самом деле не живущий так, как заповедовал Христос. Является рабом иудеев и их бога – Яхве (Иегова, Саваоф). Он работает на благо иудеев и во вред всему человечеству (на их предприятиях и под их руководством, исполняет написанные ими законы, принимает навязанные ими ценности), в своих молитвах называет себя «рабом божьим», т.е. рабом Яхве.

9. Нехристь – человек, не признающий Христа своим Богом, а признающий его только Спасителем 144 тысяч евреев из всех колен сынов Израилевых. Восславляет Прародителя, а не иудейского божка Саваофа-Иегову-Яхве; почитает своих родовых богов.

10. Псалтырь – часть Библии; книга псалмов, прославляющих иудейского племенного божка (Саваофа-Иегову-Яхве) и победу иудеев над Славянами и Ариями. Ежедневное пение иудохристианами псалмов на Русской земле – срам для Русского народа.

11. Рамадан – мусульманский праздник, перенятый у иудеев праздник Шавуот. Начало положено было 17-го тамуза (еврейский месяц), когда при исходе из Египта они в пустыне служили золотому тельцу пока Моисей беседовал с Иеговой. Потом 17-го тамуза в 586-ом году до новой эры была осада Иерусалима вавилонским царем Новохудоносаром (правда, не пишут, что авангард вавилонского царя Новухудоносара это славянские полки) и в храме прекратили приносить жертвы из-за воцарившегося в городе голода. 17-го тамуза в 70-ом году новой эры римские войска прорвались в Иерусалим и снова разрушили город, а вместе с ним и храм. Для евреев это печальная дата и события: захватили Иерусалим, и многих увели в плен в Вавилон, т.е. вавилонское пленение. Теперь 17 тамуза (июнь-июль по обычному календарю) открывает трехдневный траур по погибшему иерусалимскому храму. В этот пост не едят, и не пьют от восхода солнца до наступления темноты, что переняли мусульмане. Они от восхода солнца до захода ничего не едят, ничего не пьют, а с наступлением ночи – наедаются. Можно есть всё.

12. Саваоф – (Иегова, Яхве) сын Лилит, князь тьмы, главнокомандующий и управляющий всеми звёздными силами Сатанаила. Саваофа можно лицезреть в христианских храмах. Иудейский племенной божок, пекущийся только об иудеях и наставляющий их жить за счёт других народов. В апокрифе Иоанна Иисус Христос говорит о том, что Саваоф имеет обличье дракона. Коптские гностические тексты «О происхождении Мира» утверждают, что Саваоф, которого называют «дитя хаоса», также является сыном Самаэля – злого демиурга, планетарного демона, владыки преисподней и хаоса («сава» – слава, «оф» – от, отверженный; т.е. лишённый славы).

13. Старообрядцы – люди, почитающие Иисуса Назарянина (Христа) и иудейского божка Иегову-Саваофа-Яхве по христианскому старому обряду до Никоновской реформы. Во времена Никона в 1666 году начались гонения на своих же собратьев по Христу, которые не принимали нововведения. Первым, кто отказался принимать нововведения, был протопоп Авакум. Всем известно о нововведении трёх перстов, вместо двух, которыми они крестились (два перста были переняты у староверов). Но это было не главное. Самая главная хитрость – это уничтожение старой и введение новой элиты и плюс подмена понятий «Правоверие» на «Православие». Ведь даже в Четьях минеях (христианские служебники, которые были до появления Библии, которая появилась в конце 18, начале 19 века, как книга, а до этого были Четьи минеи) есть фраза: «сего еси исполнена земля роуская, а правоверная вера христианская», т.е. не православная вера, а правоверная.

16. Яхве – (Саваоф, Иегова) – иудейский бог, пекущийся только об иудеях и наставляющий их жить за счёт других народов. Иудохристианский бог смерти (читайте Ветхий завет), «князь мира сего».

1) Иегова - - искаженная форма имени бога ЯХВЕ.

2) Иегова - (Сущий) (Быт 22.14; Исх 3.14; 15.3; 33.19; 34.5; Ос 12.5)-см. Бог. Имя Иегова вошло во многие названия и имена как полностью, так и своей сокращенной частью-Ио (в начале слова) или-ия (в конце слова) (например, Иоханан и Ханания, Ионафан и Нафания и др.).

3) Иегова - имя, которым Бог называет Себя, как вечно верного заключенному союзу, Который называет Себя также Сущим (Исх. 3:14), Который есть, был и грядет (Отк. 1:4; См. Бог). Сокращенная форма слова Иегова есть Иа или Иах, например, в Исх. 15:2 «Слава Моя - Иа» (евр. текст). Пс. 62:5 Иа есть имя Ему (евр. текст); иногда он сложен с Иеговою (Ис. 26: 4 евр. текст), или с «Элохим^ (Пс. 67:19 (евр. текст). От слов Иегова и Иа образуется множество имен лиц и названий мест; разница при образовании от этих слов только в том, что Иегова обыкновенно ставится в начале сложного слова, Иа же ставится в конце. Например: «Иегова-ире» (Быт. 22:14 - Господь усмотрит), (то место, где Бог усмотрел жертву вместо Исаака). Иегова-Нисси (Быт. 17:15), т.е. Иегова - знамя мое) тот жертвенник, который Моисей устроил в память победы над амаликитянами в Рефидиме), «Иегова-Шалом», т.е. Господь мир (Суд. б: 24, жертвенник, который устроил Гедеон; «Иегова-шамма», т.е. Господь там (имя нового города, который Иезекииль видел (Иез. 48:35). Иегова-Пидкейну» (Иер. 23:6), т.е. Господь - оправдание наше (одно из имен Мессии и спасенного Им народа) Иер. 33:16. Иногда встречаются сложные слова с сокращенной формой слова Иегова - Него, напр., «Иегоцадак», т. е. Иегова - праведен. «Иегошуа», т.е. Иегова - спасает, или только «Ие» или Ио», например, Иешуа, т.е. Господь спасает (от чего слово - Иисус), или Иошуа»; Иоганнан (Иоанн), т.е. «Иегова - милостивый», Ионатан», т. е. Иегова дает и т.д. «Иа» же употребляется на конце сложных слов, например, «Иедидиа», т. е. друг Иеговы. Такие слова иногда имеют форму окончания «иа», иногда я (по евр), например: Захариа и Захаря, Цефаниа и Цефаня и т. д. Часто встречаются имена одинакового значения, но разной формы, так, например, слова Иоцадок и Цедекия имеют приблизительно одно и то же значение (Иегова - праведен и праведность Иеговы). Хананиа обозначает то же, что Иоханан, Натаниа то же, что Ионатан и т. д. Также существует множество имен, соединенных со словом Эль (Бог), смотри, например, Эль-Вефиль (Быт. 35:7); Еммануэл или же Еммануил.

Иегова

Искаженная форма имени бога ЯХВЕ.

(Сущий) (Быт 22.14; Исх 3.14; 15.3; 33.19; 34.5; Ос 12.5)-см. Бог. Имя Иегова вошло во многие названия и имена как полностью, так и своей сокращенной частью-Ио (в начале слова) или-ия (в конце слова) (например, Иоханан и Ханания, Ионафан и Нафания и др.).

имя, которым Бог называет Себя, как вечно верного заключенному союзу, Который называет Себя также Сущим (Исх. 3:14), Который есть, был и грядет (Отк. 1:4; См. Бог). Сокращенная форма слова Иегова есть Иа или Иах, например, в Исх. 15:2 «Слава Моя - Иа» (евр. текст). Пс. 62:5 Иа есть имя Ему (евр. текст); иногда он сложен с Иеговою (Ис. 26: 4 евр. текст), или с «Элохим^ (Пс. 67:19 (евр. текст). От слов Иегова и Иа образуется множество имен лиц и названий мест; разница при образовании от этих слов только в том, что Иегова обыкновенно ставится в начале сложного слова, Иа же ставится в конце. Например: «Иегова-ире» (Быт. 22:14 - Господь усмотрит), (то место, где Бог усмотрел жертву вместо Исаака). Иегова-Нисси (Быт. 17:15), т.е. Иегова - знамя мое) тот жертвенник, который Моисей устроил в память победы над амаликитянами в Рефидиме), «Иегова-Шалом», т.е. Господь мир (Суд. б: 24, жертвенник, который устроил Гедеон; «Иегова-шамма», т.е. Господь там (имя нового города, который Иезекииль видел (Иез. 48:35). Иегова-Пидкейну» (Иер. 23:6), т.е. Господь - оправдание наше (одно из имен Мессии и спасенного Им народа) Иер. 33:16. Иногда встречаются сложные слова с сокращенной формой слова Иегова - Него, напр., «Иегоцадак», т. е. Иегова - праведен. «Иегошуа», т.е. Иегова - спасает, или только «Ие» или Ио», например, Иешуа, т.е. Господь спасает (от чего слово - Иисус), или Иошуа»; Иоганнан (Иоанн), т.е. «Иегова - милостивый», Ионатан», т. е. Иегова дает и т.д. «Иа» же употребляется на конце сложных слов, например, «Иедидиа», т. е. друг Иеговы. Такие слова иногда имеют форму окончания «иа», иногда я (по евр), например: Захариа и Захаря, Цефаниа и Цефаня и т. д. Часто встречаются имена одинакового значения, но разной формы, так, например, слова Иоцадок и Цедекия имеют приблизительно одно и то же значение (Иегова - праведен и праведность Иеговы). Хананиа обозначает то же, что Иоханан, Натаниа то же, что Ионатан и т. д. Также существует множество имен, соединенных со словом Эль (Бог), смотри, например, Эль-Вефиль (Быт. 35:7); Еммануэл или же Еммануил.

Скажите пожалуйста, директор Иванов - "директор" это имя или должность? А господин Иванов -"господин" это титул или имя? Так как Вы говорите, что Бог и Господь это имя? У Бога есть имя, и Вы приводите тетраграмматон YHWH, который в Библии встречается более 7000 раз. Во всем мире его прочтение передается как Иегова или Яхве, так почему Вы в своем ответе это не договариваете и не приводите Исход 3:15? Давайте честно вставим этот тетраграмматон во все места в Библии, где он стоит в оригинальных текстах. Не надеюсь на Ваш ответ, но я рад что есть еще люди, которые читают Библию и размышляют. До свидания.

Отвечает священник Афанасий Гумеров, насельник Сретенского монастыря:

Вопрос об именах Божиих решен в древней и поздней патристике, а также в библейской науке. Как представители святоотеческого богословия, так и ученые в области библейской науки, едины в мнении, что Священное Писание открывает нам несколько Божественных имен. Оспаривают это лишь представители некоторых сект, в частности «свидетели Иеговы». Они утверждают, что есть только одно сокровенное имя (Иегова), которое они почитают. Все остальное, мол, титулы. Утверждение это полностью противоречит священным текстам.

Священные писатели пользуются словом шем (имя). Оно применяется не только к Богу, но и к людям. Присутствует оно и в книге Исход (3:13-15). Пророк Моисей спрашивает: А они скажут мне: как Ему имя? Бог сказал Моисею: Я есмь Сущий. В еврейском тексте стоит слово из четырех букв: йод, г(х)е, вав, г(х)е (YHWH). Слово это получило название тетраграмматон (tetra – четыре; gramma – буква). Евреи с некоторого времени имя это не произносили. Одно из иудейских преданий относит начало этого запрета к времени первосвященника Симона Праведного (3 в. до Р.Х.), после смерти которого священники перестали пользоваться тетраграммой даже в богослужении. Поэтому рядом с тетраграммой ставили другое имя, тоже состоявшее из четырех букв: алеф, далет, нун, йод. Его произносили вместо тетраграммы – Адонай . В отличие от царского титула адони (господин, повелитель) Адонай (мой Господь) в Библии относится только к Богу. В ряде мест это имя как обращение встречается уже в древних текстах: Быт.15:2,8; Исх.4:10,13; Вт.9:26; Нав.7:7 и др. Еврейский алфавит состоит только из 22 согласных. Около 6 века по Р.Х. появилась система огласовок (некудот), мазореты (евр. мазара – предание), т.е. хранители предания, сознательно перенесли гласные звуки с имени Адонай на тетраграмму. Средневековые европейские ученые не заметили этой условности и приняли написание эти огласовки за собственные гласные звуки тетраграммы. Поэтому в течение нескольких веков тетраграмму произносили неправильно - Иегова. Однако уже в 16 – 17 столетиях ряд видных ученых-гебраистов (Букстрофий, Друзий, Капелл, Альтингий) возражали против такого прочтения. Поскольку взамен не предлагалось точное произношение, то продолжало оставаться прежнее – Иегова. В первой половине 19 века немецкий ученый Эвальд предложил другое чтение - Jahvah (Йахва). Предложение это было принято не сразу, а только после поддержки со стороны таких видных исследователей как Генстенберга и Рейнке. Прочтение, предложенное Эвальдом, не является открытием подлинного имени. Оно получено филологическим методом. Поэтому возможны два варианта: Jahvah и Jahveh. Наш выдающийся исследователь архиепископ Феофан (Быстров) на основе исторических данных считал наиболее правдоподобным произношение Jahveh (Йахвэ).

Несмотря на точные данные библейской науки, представители секты «свидетели Иеговы» на основе ошибочного прочтения тетраграммы построили свою «догматику». Автор письма не говорит о своей конфессиональной принадлежности, однако его пафос не случаен. «Во всем мире его прочтение передается как Иегова или Яхве…». Прежде всего, должно спросить: какое все же имя? Иегова или Яхве? Ведь они совершенно разные. Во-вторых, во всем ли мире «прочтение передается как Иегова» или среди представителей секты? Приведу мнение не православного богослова, а современного ученого гебраиста профессора Гарвардского университета Томаса О. Ламбдина о имени, заключенном в тетраграмме: «Первоначально оно произносилось скорее всего как Yahwe. Затем, из благочестивых побуждений, его перестали произносить, заменяя при чтении вслух на Adonay (Господь). Этот обычай, возникший уже за несколько веков до н.э. и отразили в своей пунктуации масореты, перенеся огласовку слова Adonay на стоящие в библейском тексте буквы [у автора в тексте тетраграмма дана еврейским шрифтом - йод, г(х)е, вав, г(х)е]. Так родилось «гибридное» написание, неотражавшее никакого реального произношения. Позже условное масоретское написание было прочитано европейскими учеными буквально – отсюда неправильная, не отвечающая ни древнему, ни позднейшему традиционному чтению форма “Иегова”» (Томас О.Ламбдин. Учебник древнееврейского языка, пер. с англ., М., 1998, с. 117). Относительно произношения Яхве ученый гебраист пишет только предположительно: «произносилось скорее всего как Yahwe». В современной западной богословской литературе Яхве встречается весьма часто, но можно ли молитвенно призывать имя, если оно нам не открыто, а получено путем лингвистического изыскания. Можно ли его включать в молитвы, если и сами ученые не до конца уверены в его точности?

Как же произносят православные христиане библейское начертание тетраграммы? В полном согласии ветхозаветной храмовой традицией. Поскольку в Храме читалось Адонай (Господь), то 72 иудейских толковников при переводе на греческий язык в 3 веке до Р.Х. на месте тетраграммы поставили Кюриос (Господь). Святые апостолы обращались к греческой Библии. Это доказано анализом текста Евангелия. Вслед за ними и мы произносим – Господь.

Рассмотрим другой принципиальный вопрос: одно ли имя Божие или их несколько? Обратимся к Священному Писанию.

1.Тоже слово шем (имя), как и в Исходе (3:13-15), стоит и в тех местах, где нет тетраграммы: «ты не должен поклоняться богу иному, кроме Господа; потому что имя Его - ревнитель; Он Бог ревнитель» (Исх.34:14). В еврейской Библии стоит: шемо Ел- Канна (имя Бог ревнитель).

2.В книги Исаии читаем: «Искупитель наш - Господь Саваоф имя Ему, Святый Израилев» (Ис.47:4). В евр. тексте: шемо Кедош Исраель. Должны ли мы доверяться своим предвзятым построениям или пророку Исаии? В его книге имя Божие Святый Израилев встречается 25 раз (1:4; 5:19, 24; 10:20; 12:6; 17:7; 29:19; 30:11-12, 15; 31:1; 37:23; 41:14, 16, 20; 43:3, 14; 45:11; 47:4; 48:17; 49:7; 54:5; 60:9, 14). Из контекста совершенно ясно, что Святый Израилев употребляется как имя Божие. Достаточно взять те места, где оно вполне синонимично тетраграмме. Например, «возложат упование на Господа, Святаго Израилева, чистосердечно» (10:20). В первой части этого стиха стоит тетраграмма.

3. «Только Ты - Отец наш; ибо Авраам не узнает нас, и Израиль не признает нас своими; Ты, Господи, Отец наш, от века имя Твое: "Искупитель наш"» (Ис.63:16). Вновь в еврейском тексте стоит тоже слово, что и в Исход 3:13-15) – шемо (имя). Гоель (Искупитель) как имя Божие встречается и в других местах Священного Писания.

4. Господь Саваоф - имя Ему» (Ис.48:2). Здесь указано еще одно имя - Саваоф (евр. Цеваот; от существ. Цава - войско). Свидетельство об этом встречаем и других пророков: «Господь Бог Саваоф - имя Ему» (Ам.4:13); «имя Твое наречено на мне, Господи, Боже Саваоф» (Иер.15:16).

5. Употреблялись и другие имена: Ел (Сильный, Крепкий), Елогим (в греч. Библии - Теос; в слав. и рус. - Бог), Ель-Шаддай (в греч. Библии - Пантократор; в слав. и рус. Библии - Вседержитель) и др. Молитвенное упоминание любого из них означало призывание имени Господа.

Мнение, что в Ветхом Завете несколько Божественных имен не является лишь мнением православного богословия, как утверждает автор письма. Вновь приведу мнение неправославного ученого гебраиста. Томас О.Ламбдин в Учебнике древнееврейского языка выделил специальный параграф «Экскурс: имена Бога в Ветхом Завете»: «Чаще всего Бог в Ветхом Завете называется именами Elohim и YHWH… Присоединение предлогов be, lе и kе к именам Elohim и Adonay имеет одну особенность: начальный алеф в произношении утрачивается вместе со следующим за ним гласным» (с. 117-18).

Наше обсуждение не является академическим богословским спором, а имеет принципиальное значение. Изложенная в письме позиция направлена против учения о Пресвятой Троице. С этой целью отрицается Божество Иисуса Христа и Святого Духа. Чтобы избежать опасных ошибок и заблуждений надо избавиться от узких, связывающих ум и духовные очи, представлений. Откровение о Пресвятой Троице дано в Новом Завете. В Евангелии от Матфея Господь наш Иисус Христос, посылая учеников, говорит: "Идите и научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа" (28:19). Невозможно познать Отца, не веря в Божество Сына: «Знаем также, что Сын Божий пришел и дал нам свет и разум, да познаем Бога истинного и да будем в истинном Сыне Его Иисусе Христе. Сей есть истинный Бог и жизнь вечная» (1Ин.5:20).

Скажите, пожалуйста, директор Иванов - "директор" это имя или должность? А господин Иванов - "господин" это титул или имя? Так как Вы говорите, что Бог и Господь это имя? У Бога есть имя, и Вы приводите тетраграмматон YHWH, который в Библии встречается более 7000 раз. Во всем мире его прочтение передается как Иегова или Яхве, так почему Вы в своем ответе это не договариваете и не приводите Исход 3:15? Давайте честно вставим этот тетраграмматон во все места в Библии, где он стоит в оригинальных текстах. Не надеюсь на Ваш ответ, но я рад что есть еще люди, которые читают Библию и размышляют. До свидания. Борис

Отвечает священник Афанасий Гумеров , насельник Сретенского монастыря:

Вопрос об именах Божиих решен в древней и поздней патристике, а также в библейской науке. Как представители святоотеческого богословия, так и ученые в области библейской науки, едины в мнении, что Священное Писание открывает нам несколько Божественных имен. Оспаривают это лишь представители некоторых сект, в частности "Cвидетели Иеговы". Они утверждают, что есть только одно сокровенное имя (Иегова), которое они почитают. Все остальное, мол, титулы. Утверждение это полностью противоречит священным текстам.

Священные писатели пользуются словом шем (имя). Оно применяется не только к Богу, но и к людям. Присутствует оно и в книге Исход (3:13-15). Пророк Моисей спрашивает: А они скажут мне: как Ему имя? Бог сказал Моисею: Я есмь Сущий. В еврейском тексте стоит слово из четырех букв: йод, г(х)е, вав, г(х)е (YHWH). Слово это получило название тетраграмматон (tetra – четыре; gramma – буква). Евреи с некоторого времени имя это не произносили. Одно из иудейских преданий относит начало этого запрета к времени первосвященника Симона Праведного (3 в. до Р.Х.), после смерти которого священники перестали пользоваться тетраграммой даже в богослужении. Поэтому рядом с тетраграммой ставили другое имя, тоже состоявшее из четырех букв: алеф, далет, нун, йод. Его произносили вместо тетраграммы – Адонай. В отличие от царского титула адони (господин, повелитель)Адонай (мой Господь) в Библии относится только к Богу. В ряде мест это имя как обращение встречается уже в древних текстах: Быт.15:2,8; Исх.4:10,13; Вт.9:26; Нав.7:7 и др. Еврейский алфавит состоит только из 22 согласных. Около 6 века по Р.Х. появилась система огласовок (некудот), мазореты (евр. мазара – предание), т.е. хранители предания, сознательно перенесли гласные звуки с имени Адонай на тетраграмму. Средневековые европейские ученые не заметили этой условности и приняли написание эти огласовки за собственные гласные звуки тетраграммы. Поэтому в течение нескольких веков тетраграмму произносили неправильно - Иегова. Однако уже в 16 – 17 столетиях ряд видных ученых-гебраистов (Букстрофий, Друзий, Капелл, Альтингий) возражали против такого прочтения. Поскольку взамен не предлагалось точное произношение, то продолжало оставаться прежнее – Иегова. В первой половине 19 века немецкий ученый Эвальд предложил другое чтение - Jahvah (Йахва). Предложение это было принято не сразу, а только после поддержки со стороны таких видных исследователей как Генстенберга и Рейнке. Прочтение, предложенное Эвальдом, не является открытием подлинного имени. Оно получено филологическим методом. Поэтому возможны два варианта: Jahvah и Jahveh. Наш выдающийся исследователь архиепископ Феофан (Быстров) на основе исторических данных считал наиболее правдоподобным произношение Jahveh (Йахвэ).

Несмотря на точные данные библейской науки, представители секты "свидетели Иеговы" на основе ошибочного прочтения тетраграммы построили свою "догматику". Автор письма не говорит о своей конфессиональной принадлежности, однако его пафос не случаен. "Во всем мире его прочтение передается как Иегова или Яхве…". Прежде всего, должно спросить: какое все же имя? Иегова или Яхве? Ведь они совершенно разные. Во-вторых, во всем ли мире "прочтение передается как Иегова" или среди представителей секты? Приведу мнение не православного богослова, а современного ученого гебраиста профессора Гарвардского университета Томаса О. Ламбдина о имени, заключенном в тетраграмме: "Первоначально оно произносилось скорее всего как Yahwe. Затем, из благочестивых побуждений, его перестали произносить, заменяя при чтении вслух на Adonay (Господь). Этот обычай, возникший уже за несколько веков до н.э. и отразили в своей пунктуации масореты, перенеся огласовку слова Adonay на стоящие в библейском тексте буквы [у автора в тексте тетраграмма дана еврейским шрифтом - йод, г(х)е, вав, г(х)е]. Так родилось "гибридное" написание, неотражавшее никакого реального произношения. Позже условное масоретское написание было прочитано европейскими учеными буквально – отсюда неправильная, не отвечающая ни древнему, ни позднейшему традиционному чтению форма "Иегова"" (Томас О.Ламбдин. Учебник древнееврейского языка, пер. с англ., М., 1998, с. 117). Относительно произношения Яхве ученый гебраист пишет только предположительно: "произносилось скорее всего как Yahwe". В современной западной богословской литературе Яхве встречается весьма часто, но можно ли молитвенно призывать имя, если оно нам не открыто, а получено путем лингвистического изыскания. Можно ли его включать в молитвы, если и сами ученые не до конца уверены в его точности?

Как же произносят православные христиане библейское начертание тетраграммы? В полном согласии ветхозаветной храмовой традицией. Поскольку в Храме читалось Адонай (Господь), то 72 иудейских толковников при переводе на греческий язык в 3 веке до Р.Х. на месте тетраграммы поставили Кюриос (Господь). Святые апостолы обращались к греческой Библии. Это доказано анализом текста Евангелия. Вслед за ними и мы произносим – Господь.

Рассмотрим другой принципиальный вопрос: одно ли имя Божие или их несколько? Обратимся к Священному Писанию.

1. Тоже слово шем (имя), как и в Исходе (3:13-15), стоит и в тех местах, где нет тетраграммы: "ты не должен поклоняться богу иному, кроме Господа; потому что имя Его - ревнитель; Он Бог ревнитель" (Исх.34:14). В еврейской Библии стоит: шемо Ел- Канна (имя Бог ревнитель).

2. В книги Исаии читаем: "Искупитель наш - Господь Саваоф имя Ему, Святый Израилев" (Ис.47:4). В евр. тексте: шемо Кедош Исраель. Должны ли мы доверяться своим предвзятым построениям или пророку Исаии? В его книге имя Божие Святый Израилев встречается 25 раз (1:4; 5:19, 24; 10:20; 12:6; 17:7; 29:19; 30:11-12, 15; 31:1; 37:23; 41:14, 16, 20; 43:3, 14; 45:11; 47:4; 48:17; 49:7; 54:5; 60:9, 14). Из контекста совершенно ясно, что Святый Израилев употребляется как имя Божие. Достаточно взять те места, где оно вполне синонимично тетраграмме. Например, "возложат упование на Господа, Святаго Израилева, чистосердечно" (10:20). В первой части этого стиха стоит тетраграмма.

3. "Только Ты - Отец наш; ибо Авраам не узнает нас, и Израиль не признает нас своими; Ты, Господи, Отец наш, от века имя Твое: "Искупитель наш"" (Ис.63:16). Вновь в еврейском тексте стоит тоже слово, что и в Исход 3:13-15) – шемо (имя). Гоель (Искупитель) как имя Божие встречается и в других местах Священного Писания.

4. Господь Саваоф - имя Ему" (Ис.48:2). Здесь указано еще одно имя - Саваоф (евр. Цеваот; от существ. Цава - войско). Свидетельство об этом встречаем и других пророков: "Господь Бог Саваоф - имя Ему" (Ам.4:13); "имя Твое наречено на мне, Господи, Боже Саваоф" (Иер.15:16).

5. Употреблялись и другие имена: Ел (Сильный, Крепкий), Елогим (в греч. Библии - Теос; в слав. и рус. - Бог), Ель-Шаддай (в греч. Библии - Пантократор; в слав. и рус. Библии - Вседержитель) и др. Молитвенное упоминание любого из них означало призывание имени Господа.

Мнение, что в Ветхом Завете несколько Божественных имен не является лишь мнением православного богословия, как утверждает автор письма. Вновь приведу мнение неправославного ученого гебраиста. Томас О.Ламбдин в Учебнике древнееврейского языка выделил специальный параграф "Экскурс: имена Бога в Ветхом Завете": "Чаще всего Бог в Ветхом Завете называется именами Elohim и YHWH… Присоединение предлогов be, lе и kе к именам Elohim и Adonay имеет одну особенность: начальный алеф в произношении утрачивается вместе со следующим за ним гласным" (с. 117-18).

Понравилась статья? Поделитесь ей