Контакты

Храм всех крымских святых. Таврида — сакральный центр Руси Крымские святые

Храм Всех Святых в Алуште - место паломничества для всех православных верующих. Построенный еще в 19 веке он по сей день радует взор белоснежными стенами и блеском куполов.

Еще в 19 веке по указанию графа Воронцова в Алуште возвели красивый храм. В 1842 году здесь был проведен обряд освящения и молитвенный дом открыл свои двери для всех православных верующих. Храм Всех Крымских Святых действует и сегодня, привлекая в свои стены паломников со всей страны.

Внешнее и внутреннее убранство

Постройка серьезного религиозного сооружения была поручена известному архитектору Торричелли. Его работами восхищался Воронцов и хотел, чтобы храм был настоящим произведением искусства. Это удалось и сегодня церковь напоминает не традиционный храм для молитв православных верующих, а готическую постройку из английского селения.
Двери и оконные рамы были сделаны стрельчатой формы, стекла украшали яркие витражи, колокольня напоминала шатер. Внешний облик храма был оригинален и необычен. Не отставало и внутреннее убранство. Центральные входные двери были сделаны из крепкого дерева и украшены уникальной резьбой. Над ними была выложена мозаика с изображением Святого Федора Стратилата, которого считали главным покровителем обители.

Стены божьего дома украшали фрески с ликами святых. На южной стороне сейчас хранится современная икона, привезенная в церковь в 1988 году, Всех Крымских Святых. На ней изображен образ почитаемой всеми крымчанами Феодосии Сурожской.
Внутри церкви царит атмосфера полного умиротворения, здесь тихо и красиво, поэтому молитвы произносятся искренне.

Современный храм

После Октябрьской революции, когда служители церкви подвергались гонениям, многие священники Храма Всех Крымский Святых были расстреляны или арестованы. Изымались ценные предметы, были разворованы иконы и предметы из золота. Несколько лет церковь была закрыта.

Возобновил свою работу молитвенный дом лишь в годы Великой Отечественной Войны. Но в период хрущевской богоборческой кампании двери храма снова закрыли для прихожан. Сооружение было отдано под клуб, а на месте уникальной колокольни построили танцевальную площадку.
Алуштинцы очень любили Храм Всех Крымских Святых и постоянно вели борьбу с властью за разрешение на его восстановление. Вера победила и в 1991 году было принято решение реконструировать церковь.
Храм выкрасили в оттенки серого и белого, возвели новую колокольню, обновили фрески внутри здания и витражные элементы на стеклах. Сегодня купол церкви венчает православный золоченый крест.
Храм Всех Крымских Святых находится недалеко от моря. С этим связана еще одна традиция, которой уже более сотни лет. В ночь с 18 на 19 января все православные верующие с зажженными свечами идут к Черному морю, чтобы в сочельник Крещения Господня смыть в водах все свои грехи.

Посмотреть на панорамах


Расположение на карте

Крым является колыбелью отечественного Православия . Жители Крыма, по древним преданиям, были просвещены светом христианского учения в I веке по Р.Х. апостолом Андреем Первозванным. После него в Тавриде проповедовал слово Божие ученик апостола Петра и спутник апостола. Павла св. Климент, папа Римский.

Также в Крыму проповедовали равноапостольные братья Кирилл и Мефодий , здесь принял Святое Крещение равноапостольный князь Владимир .

С начала IV века и до наших дней мы располагаем достоверно известным непрерывным рядом православных епископов , управлявших Церковью в Крыму, где были епархии: Херсонесская, Босфоранская, Готская, Сугдайская, Фульская и Мангупская. Православные жители Тавриды постоянно находились в духовной борьбе с язычеством, магометанством и иудейством, подвергались всевозможным гонениям и лишениям, но побеждали гонителей своим терпением и стоянием в вере. В среде этих жителей мы видим святых угодников Божиих, почитаемых православною Церковью.

Вот имена святых угодников, публикуемых по книге исследователя крымских христианских древностей Дмитрия Струкова, который составил в 1878 году «Жития святых Таврических (Крымских) чудотворцев» с таким рядом подвижников:

св. апостол Андрей Первозванный; св. Климент, епископ Римский; св. Василий, епископ Херсонесский; св. Ефрем, Епископ Херсонесский; св. Евгений, епископ Херсонесский; св. Елпидий, епископ Херсонесский; св. Агафодор, епископ Херсонесский; св. Еферий, епископ Херсонесский; св. Капитон, епископ Херсонесский; св. Мартин, епископ Римский; св. Стефан, епископ Сурожский; св. Иоанн, епископ Готский; свв. Кирилл и Мефодий, просветители славян; св. Евстратий, преподобный Печерский; св. Василий, епископ Сурожский; св. Савва, архиепископ Сурожский; благоверный Константин, князь Мангупский; св. Неизвестный по имени «Священник, Убитый Турками» и др.

Среди крымских архипастырей наших времен были выдающиеся личности, истинные подвижники благочестия. Епископ Таврический и Симферопольский Гурий (Карпов, 1818-1882) 14 лет возглавлял Таврическую кафедру, значительно упрочил позиции Православия в Крыму, вёл активную работу по укреплению действующих и созданию новых приходов. При епископе Гурии открылась Таврическая духовная семинария, начал издаваться журнал «Таврические епархиальные ведомости». Святитель похоронен в Симферополе, пользуется общенародной любовью и почитанием.

Архиепископ Димитрий (в миру - князь Давид Ильич Абашидзе, в схиме - Антоний, 1867-1942) с 1912 года - епископ Таврический и Симферопольский. С начала Первой мировой войны служил священником Черноморской эскадры. В 1915 году возвратился на свою епископскую кафедру. Член Поместного Собора 1917-1918 годов. Принимал участие в работе Временного высшего церковного управления на юге России. Последние годы провёл в Киево-Печерской Лавре. Похоронен у входа в Ближние пещеры.

Святитель Лука, архиепископ Симферопольский и Крымский (Войно-Ясенецкий, 1877-1962), - выдающийся архиерей, профессор-хирург, автор фундаментальной монографии «Очерки гнойной хирургии», лауреат Сталинской премии и узник сталинских лагерей. С мая 1946 года и до своей кончины святитель Лука служил на Крымской кафедре. Чудеса исцелений душевных и телесных недугов, во множестве происходившие на могиле крымского архиепископа, всенародное почитание подвигли священноначалие Православной Церкви на внимательное изучение его жизни и творений. Определением Синода Украинской Православной Церкви от 22 ноября 1995 года архиепископ Симферопольский и Крымский Лука причислен к лику местночтимых святых. К его мощам, покоящимся в Свято-Троицком кафедральном соборе Симферополя, с верою и любовью прикладывается множество людей. Имеется ряд свидетельств чудесных исцелений, когда людям, нуждавшимся в серьезных хирургических операциях, после молитвы у раки с мощами святителя они становились уже не нужны - больные выздоравливали. В 1997 году в Симферополе святителю Луке открыт памятник.

В 2000 году Архиерейским Собором Русской Православной Церкви прославлен как исповедник (святой) в сонме новомучеников и исповедников Российских. Почитается как святой другими поместными Церквями, в частности, Греческой Православной Церковью.

Несомненно, кроме известных нам сейчас были и иные Богу угодившие святые люди, но исторических сведений о них еще не найдено. Надо ожидать времени, определенного неисповедимым промыслом Божиим, когда археологические изыскания, дадут новые исторические указания о неизвестных теперь святых.

Подготовил Матвей Славко

ДНИ ЧЕСТВОВАНИЙ ТАВРИЧЕСКИХ ЧУДОТВОРЦЕВ

Января 9 (22) - св. Василия, епископа Сурожского; февраля 14 (27) - св. Кирилла, епископа Моравского, в мире Константина; марта 7 (20) - свв. Василия, Ефрема, Евгения, Елпидия, Агофодора, Еферия и Капитона, епископов Херсонесских; марта 28 (10 апреля) - св. Евстратия, инока Печерского, мученика Корсунского; апреля 2 (15) - св. Саввы, архиепископа Сурожского; апреля 14 (27) - св. Мартина, епископа Римского, мученика Инкерманского; мая 21 (3 июня) - св. Константина, князя Мангупского, в иноках Кассиана; июня 26 (9 июля) - св. Иоанна, епископа Готского; июля 15 (28) - св. Владимира, во св. крещении Василия, князя Киевского; октября 4 (17) - св. Константина, князя Мангупского, в иноках Кассиана; ноября 25 (8 декабря) - св. Климента, епископа Римского, мученика Иикерманского; декабря 6 (19) - св. Елпидия, епископа Херсонесского, декабря 15 (28) - св. Стефана, епископа Сурожского; декабря 21 (3 января) - св. Капитона, епископа Херсонесского

Про Феодору Сурожскую

В Алуштинском храме во имя Всех Крымских святых и св. Феодора Стратилата на южной стене, справа от алтаря, есть редчайшая икона, изображающая собор Крымских святых. Образ написан липецким иконописцем Виктором Блиновым к празднику Всех Крымских святых. Множество святых изображено на этой иконе, и среди них есть та, имя которой упоминается редко, а она доблестно и верно служила Богу до своего последнего вздоха, - это святая благоверная царица Феодора Сурожская .

«В XIV веке весь южный берег Крыма, от Судака до Ялты, принадлежал царице-монахине Феодоре, прекрасной, добродетельной и неустрашимой», - сообщает нам один из греческих синаксарей (сборников духовного содержания с кратким описанием житий святых).

Царица и монахиня - редкое, вызывающее удивление сочетание. Столица её царства находилась в Сугдейе - нынешнем Судаке, на юго-востоке Крымского полуострова. Отец Феодоры, греческий топарх князь Феодор, происходил из древнего рода Палеологов, мать была итальянкой из Кафы (ныне - Феодосия). В семье воспитывались также два брата-близнеца.

После смерти матери царевны Феодоры воспитание детей было доверено старцу Иоанну - настоятелю монастыря святого Прокла на горе Кастель. Как сказано в летописи, «…старец Иоанн бежал из роскошной и суетной Византии, бежал от религиозных споров и разврата; скрылся здесь, в нагорной обители, устроил её, населил монахами…». Эта обитель на горе Кастель находилась в окрестностях тогдашнего Алустона, нынешней Алушты.

Монастырь стал любимым местопребыванием юной Феодоры. Старец воспитал её в строгом аскетизме, говорил ей, что жизнь земная - только приуготовление к жизни вечной. С детства её не занимали девические игры и забавы - всё это было чуждо юной царевне. Беседы с людьми умными и благочестивыми, молитва, чтение Священного Писания и творений святых отцов - вот что было её излюбленным занятием. Она была милосердна, добра, отзывчива на чужое горе. Часто объезжала с отцом его владения, и всем, кто обращался к ней с просьбой, помогала. В воинских упражнениях она не отставала от юношей: выучилась превосходно владеть мечом, смело управлять конём, метко стрелять из лука. Отец её, князь Феодор, с согласия императора Византии, умирая, оставил 16-летнюю царевну наследницей Сугдейи и подчинённых ей владений.

Став царицей, святая Феодора, принявшая к этому времени монашеский постриг, не изменила строгого образа жизни: в Сугдейю приезжала лишь когда этого требовали государственные дела, а большую часть времени проводила на своей любимой Кастель-горе, в монастыре святого Прокла, где жила в специально для неё построенной башне. Укрепляя монастырь, она провела туда водопровод из источника у Яйлы, а также устроила в одной из башен подземный ход к морю.

Как уже было сказано, она росла с двумя братьями-близнецами Ираклием и Константином (они не были ей родными по крови). С возрастом детская привязанность к девице перешла у Ираклия в чувство любви. Но ведь царица была монахиней. Страстно молил её Ираклий забыть свой обет и стать его женой, сулил содействие Патриарха, но святая Феодора твёрдо отказала ему, сказав, что самая лютая смерть милее ей, чем нарушение монашеского обета. Озлобился гордый и властолюбивый юноша, получив отказ, и, наущаемый диаволом, решил погубить святую.

Ираклий решился на предательство. Пробравшись в Кафу, он убедил генуэзского консула напасть на Сугдейю, обещая помощь при взятии города. В уплату за свое вероломство изменник потребовал отдать ему Феодору. И вскоре под стенами города собралась чёрная рать генуэзцев. Два месяца длилась битва. Во главе защитников крепости встала царица-монахиня. Как неустрашимый воин Христов она взяла в руки меч. Там, где Феодора появлялась на боевом белом коне, силы защитников города удесятерялись.

Но вот изменнику Ираклию удалось пробраться в крепость, пользуясь сходством с братом-близнецом Константином. Он убил часового и открыл ворота врагу. Генуэзцы ворвались в город. Силы были неравны. К утру Сугдейя была под их властью. Царица с верным помощником Константином, остатком войска и частью жителей ушли на запад и укрепились в крепости Алустон. Они решили умереть православными.

Вскоре галеры генуэзцев показались у Алустона. Началась осада. Войска католиков-генуэзцев много раз шли на приступ, но православные оборонялись твёрдо. Тогда генуэзцы подвезли стенобитные орудия и стали ими разрушать стены крепости. Видя, что город не удержать, Феодора вывела из Алустона воинов и жителей. Они скрылись на горе Кастель в монастыре святого Прокла.

Как уже упоминалось, от монастыря святого Прокла, прямо из башни Феодоры, шёл подземный ход к морю, к восточной части горы. Там, у пристани, всегда стоял под парусами корабль, готовый отвезти царицу в Византию. Она собрала совет, решавший как быть: отплыть ли ей в Византию, и тогда её подданные останутся живы, потому что главной причиной этой войны после взятия Сугдейи была только она, царица-монахиня. Но народ в один голос возопил: «Нет, царица, не покидай нас! Мы не хотим быть под властью врагов наших. Падём около тебя…».

Вскоре у стен монастыря появились генуэзцы. Враги решили взять Кастель длительной осадой. Но окончательно обезумевший предатель Ираклий не мог ждать долго и вызвался проникнуть туда. По известному ему с детства подземному ходу прошёл он в обитель и открыл ворота. Он рвался к Феодоре. А она уже вышла навстречу ему с мечом в руках.

Узнав о том, что Ираклий открыл ворота, царица в праведном гневе своими руками отсекла ему голову. Ожесточённо сражались в этой битве все: монахи, женщины и даже дети. Был убит Константин. Святая Феодора с возгласом: «Господи! Приими меня!» - ринулась в самую гущу битвы и положила душу свою за Православие. Её кровь обагрила склон Кастель-горы. И до сих пор там, на сером фоне утёса, ещё видны багровые тёмные полосы. Скала эта носит название Эмата-кая (Гемата), или Кан-кая, что по-гречески означает «кровавая скала». Местное предание гласит, что это - застывшая кровь святой благоверной царицы Феодоры Сурожской и всех защитников Православия, павших здесь.

По преданию, христианство в Крым принес в первом веке апостол Андрей Первозванный. Потом здесь проповедовал святой Климент, папа Римский, ученик апостола Петра и спутник апостола Павла. Эта земля стала местом столкновения цивилизаций. Кочевники-язычники, византийцы, генуэзцы-католики, тюркское население, исповедовавшее ислам, иудеи-хазары: все боролись за влияние на полуострове. С Крымом связаны труды равноапостольных братьев Кирилла и Мефодия, здесь когда-то принял крещение князь Владимир. Вспоминают в сонме крымских святых православную царицу-монахиню Феодору.

Она правила в четырнадцатом веке. На её княжество напали генуэзцы. Феодора имела возможность скрыться, но не оставила свой народ. Вместе со своей дружиной царица погибла в монастыре на горе Кастель. Среди крымских святых двадцатого века множество выдающихся архипастырей. Архиепископ Димитрий, в миру – князь Давид Ильич Абашидзе, с начала Первой мировой войны служил простым священником Черноморской эскадры. Последние годы жизни он провел в Киево-Печерской лавре и скончался там в тысяча девятьсот сорок втором году. В Собор Крымских Святых входит и святитель Лука, архиепископ Симферопольский и Крымский Он был выдающимся архиереем, профессором-хирургом, получил Сталинскую премию и прошел лагеря. Его мощи покоятся в Свято-Троицком кафедральном соборе Симферополя. По молитвам к святителю не раз происходили чудеса и исцеления.
Все святые Крымские, молите Бога о нас!

Установлен 10 марта 1988 года по инициативе архиепископа Симферопольского и Крымского Леонтия (Гудимова) и по благословению патриарха Московского и всея Руси Пимена. День празднования был приурочен к дню памяти свт. Стефана, архиеп. Сурожского.

Святые угодники земли Крымской

Угодники Божии, чьи святые мощи обретены и пребывают в Крыму

Святитель Лука (Войно-Ясенецкий) исповедник, архиепископ Симферопольский и Крымский (†1961), память 29 мая / 11 июня
Святая преподобная Параскева Топловская (†1928), память 3 /16 декабря

Святые первых веков

Апостол Андрей Первозванный (†62), память 30 ноября / 13 декабря
Священномученик Климент, папа Римский, апостол от 70-и (†101), память 25 ноября / 8 декабря
Мученики Инна, Пинна, Римма (I–II), память 20 января / 2 февраля и 20 июня / 3 июля
Преподобномученица Параскева († между 138–161), память 26 июля / 8 августа
Безсребреники и чудотворцы Косма и Дамиан (†284), память 1 / 14 июля
Священномученики в Херсонесе Таврическом епископствовавшие:
Василий, Ефрем, Капитон, Евгений, Евферий, Елпидий и Агафадор (IV), память 7 / 20 марта

Святые древней Таврики, Византии и Руси

Святитель Мартин исповедник, папа Римский (†655), память 14 / 27 апреля
Святитель Стефан исповедник, архиепископ Сурожский (†750), память 15 / 28 декабря
Преподобный Иоанн, епископ Готфский (†790), память 19 мая / 1 июня и 26 июня / 9 июля
Равноапостольные Кирилл и Мефодий, учителя Словенские (IX), память 11 / 24 мая
Равноапостольный Владимир, великий князь Киевский (†1015), память 15 / 28 июля
Преподобномученик Евстратий, инок Печерский (†1097), память 28 марта / 10 апреля
Благоверный Константин, князь Мангупский, в иночестве преподобный Кассиан грек, Угличский чудотворец (†1504), память 2 / 15 октября и 21 мая / 3 июня

Святые угодники XIX века

Святитель Иннокентий (Борисов), архиепископ Херсонский и Таврический (†1857), память 25 мая / 7 июня
Преподобномученик Парфений, игумен Кизилташский (†1867), память 4 / 17 сентября
Святитель Гурий (Карпов), архиепископ Таврический (†1882), память 17 / 30 марта

Святые новомученики Крымские

Священномученик Порфирий (Гулевич), епископ Симферопольский и Крымский (†1937)
Священномученик Сергий (Зверев), архиепископ Елецкий (†1937)
Священномученик Никодим (Кротков), архиепископ Костромской и Галичский (†1938)
Священномученик Лаврентий (Князев), епископ Балахнинский (†1918)
Священноисповедник Роман Медведь, протоиерей (†1937)
Священномученик Тимофей Изотов, иерей (†1938)
Священномученик Иоанн Блюмович, иерей (†1938)
Священномученик Николай Казанский, протоиерей (†1942)
Священномученик Димитрий Киранов, протоиерей (†1938)
Священномученик Виктор Киранов, протоиерей (†1942)
Священномученик Николай Мезенцев, протоиерей (†1938)
Священномученик Андрей Косовский, протоиерей (†1920)
Священномученик Матфей Александров, иерей (†1921)
Священномученик Димитрий Игнатенко, протоиерей (†1935)
Священномученик Михаил Богословский, протоиерей (†1940)
Священномученик Александр Ильенков, иерей (†1942)
Священномученик Елеазар Спиридонов, иерей (†1937)
Преподобномученик Варфоломей (Ратных), иеромонах (†1938)
Священномученик Владимир Пищулин, иерей (†1938)
Преподобномученик Антоний (Корж), иеродиакон (†1938)
Мученик Димитрий Спиридонов (†1938)
Мученик Стефан Наливайко (†1945)

Тропарь, Глас 4:

Днесь светло красуется Церковь Крымская / и радостно торжествуют православных множества, / совершая память Таврических всех святых, / от апостол Христовых до ныне прославленных, / с ними же новомучеников и исповедников века двадцатаго, / ихже предстательством и молитвами / даруй Господи всем нам помощь Божественную / непоколебимы пребывати в Православии, / Твою богатую милость, благоденствие и спасение душ наших.

Кондак, Глас 3:

Яко жертву непорочну и благоугодну Христу приносяще, / Православная Церковь Крымская светло празднует, / совершающе соборную память святых угодников Таврических, / от земли нашея востекших / и насельниками райских селений бывших. / И мы вси под кров их молений притекающи, / избавляемся от належащих бед и зол, / воспевая купно с ними Святую Троицу, / дарующую нам спасение и велию милость.

Величание:

Величаем вас / святии вси в земли Тавричестей просиявшии / и чтим святую память вашу, / вы бо молите о нас / Христа Бога нашего.

Вси святии, молите Бога о нас!

Когда мы говорим о Крыме, наше воображение сразу начинает рисовать серпантины дорог среди стройных кипарисов, море, радующее глаз своей лазурью, зубчатые вершины Ай-Петри с тонкой лентой канатной дороги.

Но Крым – это еще и древний Херсонес, ставший крещенской купелью для князя Владимира, это каменоломни Инкермана, где отбывал ссылку один из Римских епископов. Наконец, это источники, целебная сила которых связана с молитвами мучеников.

Именно этой странице истории полуострова посвящен фильм «Собор Крымских Святых». Подвижники первых веков христианства и наши современники – епископы и простые верующие – их объединяет в фильме одно: земной путь каждого из них проходил на крымской земле. Хронометраж: 45:48" "

Храм во имя всех крымских святых и Феодора Стратилата  - православный храм в центре Алушты с ярусной колокольней в Крыму .

История

Граф Михаил Семенович Воронцов (1782–1856), заботящийся о благоустройстве Южного берега Крыма , решил построить в Алуште большой храм. Подготовить проект он поручил одесскому архитектору Георгию Ивановичу Торичелли (1796–1843). За строительство церкви взялся керченский купец I гильдии Карл Томазини, «имевший ранее большие подряды по постройкам зданий и церквей в губерниях Новороссийского края», и его брат Иван.

Редкий случай в возведении православных храмов: строительство алуштинской церкви началось без освящения места, так как не пришли к единому мнению, во имя какого святого или православного праздника она будет названа. Вопрос этот серьезно обсуждался всеми устроителями: графом Воронцовым, священнослужителями и будущими прихожанами. Наконец, решили назвать церковь, как и древний разрушенный храм в окрестностях Алушты, во имя великомученика Феодора Стратилата. Руководил строительством зодчий Я. Колодин, ему помогали архитекторы Этлиман и Дево. Храм был освящен 30 ноября 1842 года протоиереем ялтинской церкви Александром Сорокиным с благочинным священником Андреем Накропиным во имя Феодора Стратилата. Первым священником стал о. Михаил Родионов.

Храм выстроили на средства государства, на церковную утварь было выделено 3316 рублей 55 копеек. Его украсили 20 праздничных икон «на досках квадратно в поларшина». Иконостас из липового дерева изготовили на средства мещанина из Черниговской губернии Пантелеймона Бочарова.

Храм, построенный в готическом стиле, напоминал сельские церкви в Англии. Торичелли использовал архитектурные элементы, характерные для готических костелов: щипцевое завершение боковых приделов, колокольня с пирамидальным шатровым завершением, стрельчатая форма оконных и дверных проемов, цветные витражи. Путеводитель XIX века утверждал, что «главное украшение Алушты составляет красивая православная церковь с колокольней в готическом стиле». Алуштинцы очень любили свой храм, построенный «к душевному утешению христиан», и старались сделать его великолепным и благоустроенным, одним из жертвователей был известный промышленник и меценат Н. Д. Стахеев.

В 1886 году при храме по благословению Иоанна Кронштадского открылась церковно-приходская школа, в которой получали начальное образование дети из бедных семей.

В 1909 году в церковной ограде возвели каменную часовню. При освящении места строительства в землю заложили медную памятную табличку. Разрушенная в годы атеистического безумия, часовня восстановлена в 1989 году.

В 20-х годах XX века храм Феодора Стратилата претерпел некоторые изменения: к алтарной части пристроили ризницу и пономарню, а также новый престол. Деньги на ремонт и расширение храма собрал священник Петр Сербинов. Храм святого Феодора Стратилата был вновь освящен 6 сентября 1920 года архиепископом Димитрием (Абашидзе).

Трагической оказалась судьба многих священнослужителей этого храма: расстрелян иерей Тимофей Изотов , дьякон Никандр Сакун, а отец Петр Сербинов четыре раза оказывался за тюремной решеткой, но по просьбам прихожан выходил на свободу, пока его не сослали в глушь, где он вскоре и умер от голода и лишений.

Церковь Феодора Стратилата закрывали в 1936 и в 1938 году. Во время Великой Отечественной войны, в 1944 году, Богослужения возобновились, молились и после установления мира. Двери храма надолго закрылись в 1964 году. В здании устроили клуб «Строитель», при этом его несколько раз переделывали, и храм, к сожалению, утратил свой первоначальный облик. Колокольню вовсе разрушили, на ее месте пристроили стеклянный павильон для танцев.

Восстановлен храм благодаря неравнодушным людям - алуштинцам. Еще в 80-х годах семья Коробченко, Анна Ивановна и Сергей Тимофеевич, начали обивать пороги высоких кабинетов не только в Крыму, но и в Москве. Они просили восстановить храм во имя святого Феодора Стратилата, уберечь его от полного разрушения. Средства на реконструкцию выделил город, помогали и прихожане. Проект выполнил киевский архитектор Л. Абдрахимов. Возрождение началось в 1989 году и длилось тринадцать лет.

4 декабря 1989 года в праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы настоятель алуштинской церкви о. Михаил (Халюто) отслужил первую Божественную литургию. С того дня в строящемся храме звучали слова молитвы, совершались таинства крещения, причащения, венчания и елеосвящения, отмечались все церковные праздники. В том, что возобновилась духовная жизнь Алушты, возродился равный ее храм, огромная заслуга о. Михаила.

После проведенной реконструкции храм предстал во всей своей красе. Двери центрального входа украшены богатой резьбой, длинный переход с высокими стрельчатыми окнами по обеим стенам ведет прихожан в центральный зал. Основная часть храма представляет собой в плане квадрат. Углы кровли, так же, как и у колокольни, украшают кресты на тонких башенках. Необычен световой барабан, он не многогранный или круглый, как обычно, а низкий и квадратный. С каждой стороны в барабане устроены по три полукруглых окна, через которые свет проникает внутрь зала. Храм венчает крест, установленный на большой купол луковичной формы. Внешние стены реставраторы окрасили в светлые и серые цвета. Художники С. Маркин и А. Губский украсили фасад мозаичной иконой святого Феодора Стратилата. Выстроен новый притвор, потолок которого украшен фреской «Покров Пресвятой Богородицы».

Прямо над центральным входом поднялась трехъярусная колокольня, стройная и легкая, она очень хорошо смотрится на фоне живописной горы Демерджи. В 1995 году специалисты специального научно-производственной фирмы «Крымавиамонтаж» и крымского государственного предприятия «Заводское» за короткое время, несмотря на холодную погоду, ветер и мокрый снег, вертолетом подняли на 23-метровую колокольню купол, луковицу и позолоченный крест.

Новый храм освятили во имя Всех Крымских Святых и Феодора Стратилата. В день храмового праздника из храма выносят икону «Собор святых и подвижников благочестивых в земле Таврической просиявших», созданную трудами и талантом протоиерея Алексия Медведева и иконописца Виктора Блинова.

В 1992 году в Алуштинском храме возродили древнюю православную традицию: в Крещенскую ночь купаться в море. Для такого купания прихожане храма Всех Крымских Святых шьют специальные рубашки. В Крещение верующие с зажженными свечами идут к морю, поют молитвы и ровно в 12 часов омываются в волнах Черного моря.

Адрес: Алушта, ул. Хромых, 14.

15.12/28.12. – Собор Крымских святых

В Алуштинском храме во имя всех Крымских святых и св. Феодора Стратилата на южной стене, справа от алтаря, есть редчайшая икона, изображающая собор Крымских святых. Образ написан липецким иконописцем Виктором Блиновым к празднику Всех крымских святых, установленному Священным Синодом в 1988 году, когда праздновали Тысячелетие . Множество святых изображено на этой иконе, и среди них есть та, имя которой упоминается редко, а она доблестно и верно служила Богу до своего последнего вздоха, – это святая благоверная царица Феодора Сурожская.

"В XIV веке весь южный берег Крыма, от Судака до Ялты, принадлежал царице-монахине Феодоре, прекрасной, добродетельной и неустрашимой", – сообщает нам один из греческих синаксарей. Царица и монахиня – редкое, вызывающее удивление сочетание. Столица её царства находилась в Сугдейе – нынешнем Судаке, на юго-востоке Крымского полуострова. Отец Феодоры, греческий топарх князь Феодор, происходил из древнего рода Палеологов, мать была итальянкой из Кафы. В семье воспитывались также два брата-близнеца, дети родственника князя Феодора. После смерти матери, царевны Феодоры, воспитание детей было доверено старцу отцу Иоанну – настоятелю монастыря святого Прокла на горе Кастель. Как сказано в летописи, "...старец Иоанн бежал из роскошной и суетной Византии, бежал от религиозных споров и разврата; скрылся здесь, в нагорной обители, устроил её, населил монахами...". Эта обитель на горе Кастель находилась в окрестностях тогдашнего Алустона, нынешней Алушты. Монастырь стал любимым местопребыванием юной Феодоры. Старец воспитал её в строгом аскетизме, говорил ей, что жизнь земная – только приуготовление к жизни вечной. С детства её не занимали девические игры и забавы – всё это было чуждо юной царевне. Беседы с людьми умными и благочестивыми, молитва, чтение Священного Писания и творений святых отцов – вот что было излюбленным занятием юной царевны. Она была милосердна, добра, отзывчива на чужое горе. Часто она объезжала с отцом его владения, и всем, кто обращался к ней с просьбой, помогала. В воинских упражнениях она не отставала от юношей: выучилась превосходно владеть мечом, смело управлять конём, метко стрелять из лука. Отец её, князь Феодор, с согласия императора Византии, умирая, оставил 16-летнюю царевну наследницей Сугдейи и подчинённых ей владений.

Став царицей, святая Феодора, принявшая к этому времени постриг в монашество, не изменила строгого образа жизни: в Сугдейю приезжала лишь когда этого требовали государственные дела, а большую часть времени проводила на своей любимой Кастель-горе, в монастыре святого Прокла, где жила в специально для неё построенной башне. Укрепляя монастырь, она провела туда водопровод из источника у Яйлы, а также устроила в одной из башен подземный ход к морю.

Как уже было сказано, она росла с двумя родственниками-близнецами Ираклием и Константином. С возрастом детская привязанность к девице перешла у Ираклия в чувство страстной любви. Но ведь царица была монахиней. Страстно молил её Ираклий забыть свой обет и стать его женой, сулил содействие Патриарха, но святая Феодора твёрдо отказала ему, сказав, что самая лютая смерть милее ей, чем нарушение монашеского обета. Озлобился гордый и властолюбивый юноша, получив отказ, и, наущаемый диаволом, решил погубить святую.

Ираклий решился на предательство. Пробравшись в Кафу, он убедил генуэзского консула напасть на Сугдейю, обещая помощь при взятии города. В уплату за свое вероломство изменник потребовал отдать ему Феодору. И вскоре под стенами города собралась чёрная рать генуэзцев. Два месяца длилась битва. Во главе защитников крепости встала царица-монахиня. Как неустрашимый воин Христов она взяла в руки меч. Там, где Феодора появлялась на боевом белом коне, силы защитников города удесятерялись.

Но вот изменнику Ираклию удалось пробраться в крепость, пользуясь сходством с братом-близнецом Константином. Он убил часового и открыл ворота врагу. Генуэзцы ворвались в город. Силы были неравны. К утру Сугдейя была под их властью. Царица с верным помощником Константином, остатком войска и частью жителей ушли на запад и укрепились в крепости Алустон. Они решили умереть православными.

Вскоре галеры генуэзцев показались у Алустона. Началась осада. Войска католиков-генуэзцев много раз шли на приступ, но православные оборонялись твёрдо. Тогда генуэзцы подвезли стенобитные орудия и стали ими разрушать стены крепости. Видя, что город не удержать, Феодора вывела из Алустона воинов и жителей. Они скрылись на горе Кастель в монастыре святого Прокла.

Как уже упоминалось, от монастыря святого Прокла, прямо из башни Феодоры, шёл подземный ход к морю, к восточной части горы. Там, у пристани, всегда стоял под парусами корабль, готовый отвезти царицу в Византию. Она собрала совет, решавший как быть: отплыть ли ей в Византию, и тогда её подданные останутся живы, потому что главной причиной этой войны после взятия Сугдейи была только она, царица-монахиня. Но народ в один голос возопил: "Нет, царица, не покидай нас! Мы не хотим быть под властью врагов наших. Падём около тебя...".

Вскоре у стен монастыря появились генуэзцы. Враги решили взять Кастель длительной осадой. Но окончательно обезумевший предатель Ираклий не мог ждать долго и вызвался проникнуть туда. По известному ему с детства подземному ходу прошёл он в обитель и открыл ворота. Он рвался к Феодоре. А она уже вышла навстречу ему с мечом в руках. Узнав о том, что Ираклий открыл ворота, царица в праведном гневе своими руками отсекла ему голову. Ожесточённо сражались в этой битве все: монахи, женщины и даже дети. Был убит Константин. Святая Феодора с возгласом: "Господи! Приими меня!" – ринулась в самую гущу битвы и положила душу свою за Православие. Её кровь обагрила склон Кастель-горы. И до сих пор там, на сером фоне утёса, ещё видны багровые тёмные полосы. Скала эта носит название Эмата-кая (Гемата), или Кан-кая, что по-гречески означает "кровавая скала". Местное предание гласит, что это – застывшая кровь святой благоверной царицы Феодоры Сурожской и всех защитников Православия, павших здесь.

Понравилась статья? Поделитесь ей