Контакты

Иван iv и основные проводимые им реформы. Иван iv и основные проводимые им реформы Преобразование ивана 4

  • 1. Предпосылки раздробленности русских земель
  • 2. Русские земли и княжества
  • 3. Борьба за независимость
  • 4. Начало объединения русских земель.
  • Лекция № 4 Образование единого многонационального российского государства (хv – первая треть XVI вв.)
  • 1. Основные этапы объединительного процесса
  • 2. Политический строй Российского государства.
  • 3. Социально-экономическое развитие
  • 4. Русская культура хiii- хv вв.
  • Лекция № 5 Россия в эпоху Ивана IV Грозного
  • 1. Годы боярского правления и венчание на царство Ивана IV
  • 2. Реформы Ивана IV
  • 3. Внешняя политика и ее итоги.
  • 4.Опричнина
  • 5. Оценки личности и деятельности Ивана Грозного
  • Лекция № 6 Смутное время в России и правление первых Романовых
  • 1.Причины смутного времени
  • 2. Ход и итоги Смутного времени
  • 3. Россия во времена первых Романовых
  • Лекция № 7 Россия в эпоху петровских преобразований
  • 1. Воцарение Петра I на русский престол
  • 2. Борьба за выход к Балтийскому и Чёрному морям
  • 3.Основные Петровские реформы
  • 4.Европеизация русского общества
  • 5. Оценки преобразовательной деятельности Петра Великого
  • Лекция № 8 Социально-политическое и экономическое развитие России в эпоху «дворцовых переворотов» и правление Екатерины II
  • 1. Дворцовые перевороты 1725 -1762 гг.
  • 2. Золотой век Екатерины II
  • 3. Крестьянская война под руководством е. И. Пугачева
  • 4. Геополитические достижения России во время правления Екатерины II
  • 5. Правление Павла I (1796 – 1801)
  • Лекция № 9 Россия в первой половине хiх века
  • 1. Внутренняя политика Александра I (1801 – 1825)
  • 2. Внешняя политика Александра I
  • 3. Восстание декабристов
  • 4. Внутриполитическое развитие России при Николае I (1825 – 1855). Апогей самодержавия
  • 5. Промышленный переворот в России
  • 6. Внешняя политика в правление Николая I
  • 7. Общественное движение 30 – 40-х гг. Хiх в.
  • Лекция № 10 Реформы Александра II и их влияние на дальнейшее развитие России
  • 1. Александр II Освободитель (1855 - 1881). Реформы 60 – 70-х гг. Хiх в.
  • 2. Внешняя политика Александра II
  • 3. Внутренняя и внешняя политика Александра III Миротворца (1881 – 1894)
  • 4. Идейная борьба и общественное движение во второй половине хiх в.
  • 5. Особенности модернизации пореформенной России
  • Лекция № 11 Общенациональный кризис и программа модернизации России начала хх века
  • 1. Характер общенационального кризиса и расстановка политических сил в России в начале хх в.
  • 2. Русско-японская война (1904-1905 гг.)
  • 3. Буржуазно-демократическая революция 1905-1907 гг. Причины, характер, особенности революции.
  • 4. Аграрная реформа п.А. Столыпина и другие проекты модернизации страны
  • Лекция № 12 Смена политических режимов и становление советской
  • 1. Февральская буржуазно-демократическая революция: характер, значение и расстановка политических сил после свержения Николая II.
  • 2. Октябрьское вооруженное восстание: подготовка и проведение, формирование советского государственного аппарата
  • 3. Гражданская война и политика «военного коммунизма»
  • Лекция № 13 ссср в 20-30-е годы хх века
  • 1. Новая экономическая политика (нэп) 1921-1927 гг.
  • 2. Образование Союза Советских Социалистических Республик.
  • 3. Переход от Новой экономической политики к политике «большого скачка».
  • 5. Общественно-политическое развитие ссср в 30-е годы. Формирование административно-командной системы
  • 6. Советская культура в 20-30-е годы хх века
  • Лекция № 14 Советский Союз в годы Великой Отечественной войны 1941 – 1945 гг.
  • 1. Актуальность изучения причин, хода и основных этапов,
  • Итогов и уроков Великой Отечественной войны
  • 2. Боевые действия на фронтах Великой Отечественной войны
  • 3. Советский тыл в годы войны
  • 4.Освобождение Европы
  • 5. Итоги и уроки войны
  • Лекция № 15 ссср в послевоенный период и Хрущевское десятилетие
  • 1. Внешняя и внутренняя политика ссср в послевоенный период.
  • Ссср и мировое сообщество
  • 2. Ужесточение режима и апогей культа личности и.В.Сталина.
  • 3. Хх съезд кпсс и его последствия
  • 4. Укрепление личной власти н.С.Хрущева и усиление сопротивления реформам
  • 5. Культура, образование и наука
  • Лекция №16 Развитие советского государства в середине 60-х – середине 80-х годов
  • 1. Особенности периода правления л.И.Брежнева
  • 2. Причины растущего отставания ссср от развития западных держав
  • 3. Диссидентское движение в ссср и его роль в истории страны
  • 4. Особенности периода правления ю.В.Андропова
  • Лекция №17 Политика перестройки и ее несостоятельность. Развал ссср
  • 1. М. С. Горбачев и «Перестройка»
  • 2. Ослабление позиций кпсс
  • 3. Распад ссср. Образование суверенной России
  • Лекция № 18 Современная Россия (1990-е гг. Хх в. – н. Ххi в.)
  • 1. Экономические реформы в России 1991 – 1993 гг.
  • 2. Становление политической системы страны
  • 3. Россия во второй половине 1990-х гг.
  • 4. Внешняя политика России в 1990-е гг.
  • 5. Новый этап развития России (2000 – 2005 гг.)
  • 2. Реформы Ивана IV

    Начало царствования Ивана Васильевича было многообещающим. К 1549 г. вокруг царя сложился кружок из близких людей, в который вошли митрополит Макарий, священник Сильвестр, князь А.М. Курбский, а также дьяки и подъячие, которые пользовались большим влиянием в Боярской думе и признавали необходимость проведения реформ. А.М. Курбский назвал эту «ближнюю думу» «Избранной радой». Во главе Рады с 1550 года стоял молодой костромской дворянин А.Ф. Адашев. Избранная рада просуществовала 10 лет. Под её руководством в России были осуществлены всеобъемлющие реформы, которые в научной литературе получили название «Реформы середины ХVI в.».

    В проведении реформ особенно было заинтересовано дворянство. Термин «дворяне» - люди из двора Великого князя - был известен с ХII в. Первоначально так называли людей, состоявших при князе на военной службе и выполнявших различные административные, судебные поручения. В ХIII в. дворяне - низшая прослойка знати. С ХVI в. дворяне за военную службу стали получать поместья, позже им было разрешено покупать землю.

    Один из близких царю людей - дворянин И. С. Пересветов стал инициатором проведения реформ. Он обратился к царю с рядом посланий, в которых изложил программу преобразований. Идеал государственного устройства - сильная власть царя, опора царя - дворянство.

    Реформа государственного управления. Среди проведенных реформ важнейшее место занимали реформы центрального и местного управления.

    Реформа центрального управления. Издавна большую роль при правителе играла Боярская дума как законосовещательный и законодательный орган. Чтобы ослабить в Думе роль боярской аристократии, царь втрое расширил её состав.

    Возник новый орган власти - Земский собор (совет). В состав Земского собора стали входить: царь, Боярская дума, Освященный собор - собрание высшего духовенства, представители дворянства, купечества и верхушка городов. По сути, Земский собор стал народным представительством (на Западе - парламент) при государственной власти. Земские соборы собирались нерегулярно, по мере необходимости, и на них на протяжении 150 лет решались важнейшие государственные вопросы: внешней политики, финансов, в период междуцарствий происходили выборы нового царя.

    Дальнейшее развитие получила приказная система. При Иване IV существовало уже более 20 приказов. Наиболее крупные из них были приказы Разрядный (военных дел), Пушкарский (артиллерия), Стрелецкий (стрелецкое войско), Оружейная палата (арсенал), Посольский (иностранных дел), Большой приход (финансы), Поместный (государственные земли), Сибирский дворец (сибирские земли) и др. Во главе приказа стоял боярин или дьяк- крупный государственный чиновник. Приказы ведали управлением, сбором налогов, судом.

    Реформа местного управления. Была проведена реформа местного управления, в результате которой на местах развивалось земское самоуправление. Теперь на местах учреждаются выборные земские власти в лице «земских старост», которые выбирались из зажиточных посадских людей и крестьян. Общий надзор за местным управлением переходил в руки губных старост, ведающих уголовным судом и выполняющих функции местной полиции, и городовых приказчиков, занимающихся вопросами военно-административного и финансового управления в уездах.

    Территория была разделена на следующие территориальные единицы:

    Губа (округ) - возглавлял губной староста (из дворян);

    Волость - земский староста (из черносошного населения);

    Город - представлял самостоятельную территориальную единицу - "излюбленный голова" (из местных служилых людей).

    До Ивана IV управители отдельных территорий не получали жалованья из казны, а «кормились» за счёт населения. В1556 г. система кормлений была отменена. Управители территорий стали получать жалованье из казны.

    Таким образом, в результате реформы государственного управления в России сложилась государственная власть - сословно - представительная монархия.

    Монархия на тот исторический момент была наиболее оптимальным государственным устройством для России. Именно монархия, стоявшая над интересами различных сословий, социальных и национальных групп, смогла объединить население всей страны для решения задач, очень важных для всего народа. Монархия стала ещё одной несущей конструкцией русского общества. Огромную помощь монархии оказывала Русская Православная Церковь, у которой не было иных интересов, кроме интересов монархии и народа.

    Военная реформа. В середине ХVI в. молодое государство в силу объективных причин от Волги до Балтики оказалось в окружении враждебных стран. В этой ситуации чрезвычайно важным было наличие боеспособного войска. Не случайно, что важнейшей из реформ Избранной рады стала военная.

    Была проведена реорганизация военных сил страны. Из - за слабого финансово - экономического положения постоянного войска создать не удалось, но были сделаны первые шаги в этом направлении.

    Ядро армии составляло - Дворянское ополчение. На земли Подмосковья была посажена «избранная тысяча» - 1070 провинциальных дворян. Им была предоставлена земля - поместья. За это они должны были служить царю и стать его опорой. В войске они находились в привилегированном положении. Из их числа назначались воеводы, «головы» - низшие офицеры, дипломаты, администраторы. В 1556 г. впервые было составлено «Уложение о службе», которое регулировало прохождение военной службы. В отношении военной службы вотчины приравнивались к поместьям. Теперь вотчинник или помещик мог начать службу с 15 лет и передавать её по наследству. Из-за нехватки денег в казне за службу правительство расплачивалось землёй. Дворянин получал от 150 до 450 десятин (1 десятина - 1,09 га) земли. С каждых 150 десятин земли боярин или дворянин должен был поставить одного воина с лошадью и вооружением. Теперь служилые люди подразделялись на две основные группы: служилые «по отечеству» (по наследству - бояре и дворяне) и по «прибору» (по набору) - пушкари, стрельцы и др.

    В 1550 году было создано постоянное стрелецкое войско. Это - пехотинцы с огнестрельным оружием, которые составили другой корпус войска. Поначалу стрельцов было 3000 чел. В стрельцы могли поступать все свободные люди. За службу стрельцы получали из казны денежное жалованье, вооружение и обмундирование. Но денег в казне постоянно не хватало, поэтому с ними также расплачивались землёй. Стрельцам выдавали коллективные земельные участки земли – «дачи». Из коллективной «дачи» каждый стрелец получал надел для личного пользования. Стрельцы жили слободами и в свободное от службы время занимались ремеслом и торговлей.

    Казачество - стали применять для несения пограничной службы. К этому времени на южных границах России стал складываться особый слой русского общества - казачество (от тюркского «казак» - удалец, вольный человек).

    Иностранцы - стали ещё одной составной частью русского войска. Но число их было незначительно.

    Тыловые работы (обоз, строительство фортификационных сооружений) выполняла «посоха» - ополчение из числа черносошных, монастырских крестьян и посадских людей.

    В результате военной реформы Россия во времена Ивана IV стала располагать таким войском, которого раньше не имела. Создание боеспособного войска позволило России решить и давно назревавшие стратегические задачи внешней политики.

    Судебная реформа. В 1550 г.ввела в действие новый свод законов - Судебник. Судебник ИванаIII1497 г. был расширен, систематизирован и учитывал то новое, что появилось в судебной практике с 1497 г. Были внесены изменения, связанные с усилением центральной власти. Подтверждалось право перехода крестьян от одного феодала к другому, но уже только в Юрьев день (26 ноября), при этом увеличивалось «пожилое» (плата феодалу за пользование его имуществом при переходе). В 1581 г. Иван Грозный ввёл«заповедные лета»- переход крестьянина к другому феодалу временно прекращался. Впервые вводились наказания для бояр и дьяков-взяточников. Новый кодекс усиливал контроль над судебной деятельностью наместников и волостелей: наиболее важные дела стали решать в Москве царь и Боярская дума, на местах за судебным разбирательством наблюдали старосты и целовальники (выборные люди из местных посадских людей и черносошных (свободных) крестьян).

    Денежная реформа. На территории всей страны была введена единая денежная единица - московский рубль. Право сбора торговых пошлин перешло в руки государства. Отныне всё население страны должно было неститягло- комплекс натуральных и денежных повинностей. Для всего государства была установлена единая единица взимания налогов - большая соха. В зависимости от плодородия почвы и социального положения владельца большая соха составляла от 400 до 600 газемли.

    Церковная реформа. Второй властью в государстве была Церковь. Централизация государства потребовала перемен и внутри Церкви. В 1551 г. по инициативе митрополита Макария состоялся Собор Русской Православной Церкви. В специальной книге -«Стоглав» (отсюда и название Стоглавый собор) записаны решения этого собора, которые на долгое время становятся кодексом русского церковного права. Был составлен общерусский список святых, упорядочилась и унифицировалась обрядность на территории всей страны. Подлежало регламентации церковное искусство: были утверждены образцы, которым надлежало следовать. В качестве образца в живописи провозглашалось творчество Андрея Рублёва, в архитектуре - Успенский собор Московского Кремля.

    Таким образом, задуманный Иваном Грозным и его радой, круг реформ, - подчеркивает С. Ф. Платонов, - был очень широк и по замыслу должен обновить все стороны жизни Московского государства. Но правительство Грозного не могло вполне успешно вести преобразовательское дело по той причине, что в нем самом не было согласия и единодушия. В 1560 году, после кончины жены Грозного Анастасии Романовны, у Ивана Васильевича произошел прямой разрыв с его советниками. Сильвестр и Адашев были сосланы, попытки бояр их вернуть привели к репрессиям. Если в первые годы они не доходили до кровавых казней, то в последствии в связи с отъездами бояр за границу гонения получили решительный и жестокий характер.

    МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

    МОСКОВСКИЙ ПСИХОЛОГО-СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ

    РЕФЕРАТ

    По дисциплине: История отечества

    Тема: РЕФОРМЫ ИВАНА IV Грозного

    Выполнила студентка 1 курса

    Группа УФ-03-1

    Моисеева Т.В.

    Преподаватель

    к.и.н., доц. Филиппова О.Д.

    г. Электросталь 2004г.

    Введение..................................................................………………………..3

    1. Первые реформы Избранной рады....................……………………..5

    2. Реформы в период 1549 - 1556 гг........................…………………….9

    а) Военная реформа.................................................………………………..9

    б) Судебник 1550 г...................................................………………………..9

    г) Дворцовая тетрадь...............................................………………………..11

    д) Стоглав.................................................................…………………………12

    е) Земельные реформы.............................................………………………13

    ж) Земская реформа...............................................…………………………14

    3. Реформы в период 1556 - 1560 гг.......................……………………..16

    Заключение............................................................…………………………20

    4. Список литературы.............................................………………………..21

    ВВЕДЕНИЕ

    Одним из важных вопросов истории русского народа является вопрос об Иване Грозном. Иван Грозный уже современникам казался личностью загадочной и страшной: “Превысочайшего во-истинну и преславнейша всех бывших, славиму же от конец небес до конец их”,- пишет о нем дьяк Иван Тимофеев и добавляет: “... возненавиде грады земля своея... и всю землю державы своея, яко секирою, наполы некако рассече”. Такой же загадкой вошел Иван IV и в историческую науку. Для большинства историков это была психологическая проблема; интересовали сама личность Ивана Грозного и условия, в которых она создавалась. Перед некоторыми историками даже вставал вопрос, был ли Грозный нормален умственно. Но уже в трудах Соловьева и Платонова были сделаны попытки подойти к этому вопросу иначе: они расценивали деятельность Ивана IV как момент решительной схватки “государственного начала”, воплощенного этим грозным государем, с удельной стариной.

    Н. П. Павлов-Сильванский увидел в эпохе Грозного переходный момент от феодализма к сословной монархии, а его выводы легли в основу взглядов Н. А. Рожкова и М. Н. Покровского об эпохе Ивана IV. Если русская историография и “школа Покровского” не сумели научно разъяснить значение Ивана Грозного в русской истории, то западноевропейские историки были в этом отношении совершенно бессильны; в лучшем случае они повторяли выводы Соловьева, Ключевского или Платонова.

    К источникам, рассказывающим об эпохе Ивана IV, относятся записки опричника Генриха Штадена, вышедшие почти одновременно с русским переводом записок Таубе и Крузе; к иностранным источникам относится также сказание Альберта Шлихтинга. Не менее важны переписка Ивана Грозного с опричником Василием Грязным и собрание актов времен опричнины. Все эти публикации позволили заново осветить темные вопросы, связанные с реформами Ивана IV.

    Вопрос о необходимости коренного пересмотра оценки Ивана Грозного в нашей литературе был поднят Р. Ю. Виппером в его книге, вышедшей в 1922 г. Взяв на себя задачу исторической реабилитации Ивана Грозного, Р.Ю. Виппер показал его как выдающегося государственного деятеля, дипломата и стратега, вполне выдерживающего сравнение с такими крупными историческими деятелями, как Петр Великий. Сила аргументации автора заключается в том, что он ставит Ивана IV в окружение государственных деятелей современной ему Западной Европы, и на международном фоне московский самодержец вырастает в мощную, величественную фигуру.

    ПЕРВЫЕ РЕФОРМЫ ИЗБРАННОЙ РАДЫ

    Сын Василия III – Иван IV нормально стал правителем государства в три года, после смерти отца в 1533г. Практически он начинает править в 1547г., после венчания на царство и принятия титула «царь» (позже появится прозвище «Грозный»). Его задачей становится укрепление самодержавной власти. В начале правления царь пытается реформировать Россию, представив свое правление как выражение общественных интересов. Он создает так называемую «Избранную раду», в которую входили его сторонники, в частности митрополит Макарий, духовник Сильвестр и дворянин Алексей Адашев.

    Перед новым правительством встал вопрос о путях преобразования государственного аппарата. Первые шаги к реформам выразились в созыве 27 февраля 1549г. расширенного совещания на котором присутствовала Боярская дума, освященный собор, воеводы, а также боярские дети и “большие” дворяне (очевидно, московские). Февральское совещание 1549г. (“Собор примирения”) было фактически первым Земским собором. Его созыв ознаменовал превращение Русского государства в сословно-представительную монархию, создание центрального сословно-представтельного учреждения. Чрезвычайно важно было то, что важнейшие государственные мероприятия начинают приниматься с санкции представителей господствующего класса, в числе которого значительную роль играли дворяне.

    Решение Собора 1549г. показало, что правительство собиралось в дальнейшем использовать поддержку как боярства, так и дворян. Оно было явно не в пользу феодальной аристократии, так как она должна была поступиться рядом своих привилегий в пользу основной массы служивого люда. Отмена подсудности дворян (в дальнейшем Судебник 1550г.) означала постепенное оформление сословных привилегий дворянства.

    В связи с тем, что в феврале 1549г. было решено “давать суд” если человек обратился с челобитным на бояр, казначеев и дворецких, создается особая Челобитная изба, которой ведал А.Адашев и, возможно, Сильвестр. Автор Пискаревского Летописца дает ее расположение у Благовещения в Кремле. Но в действительности местонахождение Челобитной избы не вполне ясно: у Благовещения находилось помещение казны. Не будучи формально казначеем, Адашев в 50х годах XVIв. фактически возглавлял деятельность государственной казны. Но во всяком случае связь возникновения Челобитной избы с реформами середины века несомненна. В Челобитную избу поступали челобитные на имя государя, здесь же по ним принимались решения - Челобитная изба была своего рода высшим апелляционным ведомством и контрольным органом, надзиравшим над другим правительственным учреждением.

    Одновременно с “Собором примирения” происходили заседания и церковного собора, который установил церковного празднования еще 16 “святых” и рассмотрел жития этих “чудотворцев”. В условиях роста реформационного движения церковь канонизацией своих видных деятелей стремилась укрепит свой падающий авторитет.

    После февральских соборов правительственная деятельность в 1549г. развернулась в различных областях. Рост народных движений в городе и деревне заставил возобновить проведение губной реформы, после торжества Шуйских в 1542г.. 27 сентября 1549г. был выдан губной наказ крестьянам Кириллова монастыря. Этот наказ свидетельствовал о росте влияния дворянства. Теперь губные дела передавались в ведение выборных губных старост из числа детей бояр.

    Формирование различных изб происходило по функциональному различию, а не по территориальному. Это свидетельствовало о значительном успехе централизации управления. Однако часть изб не порывала окончательно с территориальным принципом управления.

    1549г. был годом активного наступления на иммунитетные привилегии духовных феодалов. 4 июня 1549г. в Дмитров послали грамоту, согласно которой ряд монастырей лишался права беспошлинной торговли в Дмитрове и других городах. Но крупные монастыри сохраняли привилегии.

    К концу 1549г. все настойчивее стали раздаваться голоса, подталкивающие правительство на проведение реформ. Царю подал свой проект Ермолай-Еразм, предполагавший ценой некоторых уступок предотвратить возможность новых волнений. Он начал меры по унификации системы поземельного обложения, по обеспечению землей служивого люда.

    Разносторонностью и вдумчивостью отличались проекты И.С. Пересветова, защитника сильной самодержавной власти. Централизация суда и финансов, кодификация законов, создание постоянного войска, обеспеченного жалованием, - вот некоторые из предложений этого “воинника”-публициста, выражавшего думы и чаяния передовой части дворянства, затронутого реформационно-гуманистическим движением.

    Изначально в царских вопросах ставилась задача издания законов, которые должны были восстановить порядок, существовавший при Иване III и Василии III. Ссылка на “отца” и “деда”, встречающаяся в законодательстве, означала, что реформам старались придать вид мероприятий, направленных против тех злоупотреблений властью боярами, которыми были ”наполнены” несовершеннолетние годы Ивана IV.

    После постановки об отмене местничества в проекте изгалялся ряд соображений о необходимости навести порядок в вотчинном и поместном праве. По мнению автора проекта, необходимо было провести проверку земельных владений (вотчин, поместий) и кормлений с целю выяснения размеров владений и исполнения воинских обязанностей служилыми людьми. Нужно было перераспределить имеющийся в распоряжении служебный фонд, чтобы обеспечить малоземельных и безземельных феодалов. Но этот проект нарушал исконные вотчинные права феодальной аристократии, поэтому проект осуществления не получил.

    К числу финансовых реформ относится проект ликвидации проездных пошлин (мыта) внутри стран. Таможенные перегородки между отдельными землями Русского государства, отражавшие незавершенности процесса изживания экономической раздробленности, препятствовали дальнейшему развитию товарно-денежных отношений.

    Если подвести итоги рассмотрению царских “вопросов”, то можно констатировать далеко идущие намерения правительства удовлетворить земельные требования дворян за счет боярского землевладения, укрепить армию и государственные финансы.

    РЕФОРМЫ В ПЕРИОД 1549 - 1556 гг.

    Военная реформа

    После неудачного похода на Казань в ноябре 1549г. встал вопрос об осуществлении военной реформы. Единоначалие укреплялось путем установления старшинства первого (большого) воеводы большого полка по отношению к воеводам всех других полков. Укреплению дисциплины в дворянской армии содействовало запрещение местничества на “службе” с воеводами. Это также повышало роль воевод во время военных действий. В целом июльский приговор 1550г., ограничивший местнические счеты на основе сложившейся практики взаимоотношений воевод в полках, имел большое значение для боеспособности дворянской армии.

    Наряду с попытками укрепления дисциплины дворянской конницы в середине XVI века закладывается основа формирующегося постоянного (стрелецкого) войска. Между сентябрем 1549 г. и августом 1550 Иван Грозный учредил “выборных” стрельцов. По его приказу 3000 человек должны были жить в Воробьевской слободе под предводительством боярских детей. Речь шла о реорганизации старых отрядов пищальников. Отныне войско пищальников стало называться стрелецким. Для обеспечения стрелецкого войска вводился новый подворный налог - “пищальные деньги”, который до этого собирался не повсеместно. Стрельцы сделались ядром постоянного войска. Они имели значительные преимущества над дворянской конницей, постепенно уступающей ему место.

    Судебник 1550 г.

    Бесспорно, самым крупным начинанием правительства Ивана Грозного было составление в июне 1550 г. нового законодательного кодекса, который заменил устаревший судебник 1497. Из 99 статей нового судебника 37 были совершенно новыми, а в остальных текст предшествующего кодекса подвергался координатной переработке. Социальное законодательство, вошедшее в судебник 1550 г., касается двух важнейших вопросов - землевладения и зависимого населения (крестьян и холопов). В одной из статей речь идет о вотчинном землевладении в целом. Так как дворянство все больше и больше начинало обеспечиваться поместьями, а не вотчинами, то совершенно ясно, что основное содержание статьи главным образом касалось землевладения феодальной знати. Статья провозглашает, что лица, продавшие вотчину или их родственники, подписавшие купчую грамоту, лишаются права выкупа отчужденной земельной собственности. Закон стоит на стороне покупателя земли. Закон содействовал отчуждению вотчино-боярской земельной собственности.

    Второй закон, относящийся к проблеме землевладения провозглашал ликвидацию тарханов. Статья наносила удар по основным группам привилегированных землевладельцев - тарханников, и была направлена против податных привилегий духовных феодалов.

    Вторую группу статей Судебника составляют законы о крестьянах и холопах. “В обстановке роста классовой борьбы правительство Адашева не рискнуло пойти на дальнейшее закрепощение крестьян, хотя к этому сводились требования дворян. Еще более ужесточилось отношение к холопам” .

    Особое внимание Судебник уделял вопросам центрального и местного управления. В этом законодательном памятнике уже намечаются основные направления, по которым будет проходить перестройка государственного аппарата в 50-е годы. Все преобразования начинаются с местного управления. Судебник 1550г. наглядно отразил эту особенность: его преобразования касаются главным образом наместнического управления. Сохраняя в целом старую систему кормлений, лишь вносит в нее коррективы, ограничивающие власть наместников и волостей.

    Дворцовая тетрадь

    Неудача попыток удовлетворить земельный голод дворянства путем пересмотра в Судебнике правового статуса вотчинного землевладения заставила правительство искать новых средств для обеспечения землей числено возросшего поместного войска. Было еще два источника, к которым можно было обратиться: казенные земли и владения духовных феодалов. Стремясь укрепить материальную базу дворян - военачальников, которые смогли сменить представителей боярской аристократии, правительство заинтересовалось находившимися в центральных районах страны оброчными деревнями, которые были переданы дворянам. В октябре 1550г. был составлен проект испомещения под Москвой так называемой избранной тысячи. Смысл этого проекта сводился к укреплению положения верхов дворянства, с тем, чтобы использовать их для выполнения важнейших поручений. Но расположить всех приближенных возле Москвы не удалось, т.к. у правительства не было необходимого фонда земель. Однако одна из сторон реформы вскоре осуществилась. В 1551-52гг. была составлена Дворцовая тетрадь, куда попали все служилые люди государева двора, из которого черпались основные кадры для формирования командного состава армии, для замещения высших правительственных должностей и т.д. Дворцовая тетрадь была действующим документом, к которому приписывались на протяжении 50-60 годов XVIв. все новые данные о составе государева двора вплоть до начала 1562г. Составление Дворцовой тетради оформляло выделение привилегированных частей, служащих по дворовому списку. Дворовые дети (боярские) составляли основной контингент представителей господствующего класса, который назначался на высшие военные и административные должности. Поэтому составление Дворцовой тетради отвечало интересам верхов русского дворянства и являлось попыткой осуществить в иных формах проект 1550г. о выделении из числа дворян “тысячников”, без применения для этой цели массовых земельных пожалований.

    Стоглав

    Также правительство принимало меры к подготовке передачи церковно-монастырской земли в частную собственность дворян. 15 сентября 1550г. правительство обсуждало с Митрополитом Макарием вопрос о церковно-монастырских слободах. Макарий произнес большую программную речь в защиту права монастырей на владение недвижимым имуществом. Однако, несмотря на это выступление главы русской церкви, рядом своих привилегий пришлось поступиться.

    Согласно “приговору” 15 сентября 1550г. духовным феодалам запрещалось основывать новые слободы, хотя старые за ними сохранялись. В целом “приговор” компромиссный характер, т.к. сохранял за духовными феодалами слободы и предоставлял им даже некоторые возможности для пополнения их населения со стороны. Но такое положение не устраивало руководство русской церкви, поскольку подобные действия подрывали авторитет церкви в глазах у миллионов верующих. Встал вопрос о созыве нового церковного собора. Назревало столкновение между правительством “избранной рады”, стремившейся использовать заинтересованность боярства и дворян в ликвидации земельных богатств церкви, возглавляемой Митрополитом Макарием. Был отредактирован сборник соборных решений - Стоглав. Стоглав написан в виде ответов на вопросы о церковном строении. Эти вопросы, написанные от имени Ивана Грозного, содержали своеобразную программу реформ и представленную правительством на рассмотрение церковного собора. Однако они были лишь составлены по распоряжению царя, а не им самим. Есть все основания считать автором царских вопросов Сельвестра.

    В первых царских вопросах изложены три группы проблем, касающиеся церковной реформы. Критике подверглись церковное богослужение и распорядок церковной жизни, говорилось о необходимости избрать “беспорочных” священников и игуменов, чтобы они внимательно исполняли свои обязанности. В осторожной форме предлагалось ликвидировать неподсудности монашества и духовенства царскому суду, но особенно важное значение имел вопрос о судьбах монастырского землевладения.

    Перед собором был поставлен вопрос о необходимости организации государственного выкупа пленных, попавших к “басурманам”.

    Земельные реформы

    Однако задачи, выдвинутые в Стоглаве, не были решены, что вылилось в открытое недовольство Ивана Грозного. Это недовольство выразилось в приговоре 11 мая 1551 г., когда покупка духовными землевладельцами вотчинных земель без “доклада” Ивану Грозному запрещалась под угрозой конфискации объекта продажи. О действенности приговора 1551 года говорил тот факт, что в 50-х годах прекратилась покупка земель крупными монастырями.

    Итак, в результате мероприятий, проведенных в 1550 - 51 гг., наиболее значительный удар был нанесен церковно-монастырскому землевладению и по привилегиям монастырей-вотчинников. Но этот успех правительства был достигнут ценой дальнейшего нажима на крестьян. Принужденные отдавать часть своих доходов в царскую казну, монастырские власти старались компенсировать потери ценой увеличения поборов с населения своих вотчин.

    После Стоглава была поставлена задача о разрешении земельного вопроса и введении новых прямых налогов. Все это нельзя было сделать, не проведя поземельной переписи. В ходе переписи земель в основных районах Русского государства вводилась единая окладная поземельная единица - “большая соха”. Социальная степень землевладельца определяла степень тяжести обложения. Классовый смысл реформ виден уже в том, что “в наиболее тяжелом положении оказывались черносошные крестьяне, т.к. при одинаковом количестве земель у разных землевладельцев им приходилось платить больше всего налогов.” Реформа была наиболее благоприятной для светских феодалов и несколько ущемляла духовных землевладельцев, что соответствовало общей линии реформ 50-х гг. XVI века. Поземельная перепись сопровождалась многочисленными раздачами земель в поместья и отпиской у отдельных монастырей. Сокращение земельных и торговых привилегий монастырей-вотчинников происходило в обстановке таможенной политики. Постепенно таможенное ведомство высвобождается из-под контроля наместников, все чаще сбор косвенных налогов передается на откуп отдельными должностными лицами из центрального аппарата. Постепенное внедрение откупной системы сбора косвенных налогов содействовало развитию товарно-денежных отношений в стране, ликвидируя мелочную опеку наместнической администрации.

    Земская реформа

    Последняя из реформ, к которой приступили в начале 50-х годов и которой суждено было приобрести особенно важное значение, - введение земских учреждений и переход к отмене кормлений. “Земскую реформу можно считать четвертым ударом по кормленной системе, нанесенным в ходе реформ”. Она должна была привести к окончательной ликвидации власти наместников путем замены ее местными органами управления, выбранными из зажиточного черносошного крестьянства и посадских людей. В осуществлении земской реформы были заинтересованы зажиточные круги посадского населения и волостного крестьянства. Усиление классовой борьбы, в форме разбоев, и неспособность наместнического аппарата успешно осуществить подавление народных масс - вот те основные причины, которые делали проведение реформы местного управления неотложной. Губная и земская реформы по мере их осуществления приводили к созданию сословно-представительных учреждений на местах, отвечавших интересам дворянства, верхов посада и зажиточного крестьянства. Феодальная аристократия поступалась некоторыми своими привилегиями, но смысл реформы был направлен по преимуществу против трудящихся масс в деревне и городе.

    Неспокойная обстановка в правительстве и в стране в целом в период 1553-1554 гг. не смогла надолго задержать проведение намеченных реформ.

    РЕФОРМЫ В ПЕРИОД 1556 - 1560 ГГ.

    18 января 1555 г. издается серия законов о губной реформе. Ряд приговоров усиливал меры наказания, предписывали ужесточить контроль над губными старостами и их деятельностью. Одной аз важнейших задач стала защита феодальной собственности от хищения.

    В те же 1555-56 гг. наряду с губной происходило осуществление и земской реформы, приведшее к ликвидации системы кормлений. Расширялся круг выборных лиц земской администрации. Наряду с земским старостой и дьяком предписывалось избирать целовальников. Стремясь добиться заинтересованности в исправном отправлении судебных обязанностей и сбора оброка, правительство распорядилось освободить пашню земских старост от податей и повинностей. С другой стороны, злоупотребления старост карались смертной казнью. Земская реформа, задуманная как общегосударственная, была в полной мере осуществлена только на черносошных территориях русского Севера. На основных территориях Русского государства земская реформа оставалась неосуществленной.

    В результате ликвидации системы кормлений и создания на местах сословно-представительских учреждений, русское правительство смогло добиться решения важнейших задач в деле укрепления централизованного аппарата власти. Был сделан шаг по пути создания специальных органов местного управления взамен “многочисленных кормленщиков, для которых исполнение должностей наместников и волостей было эпизодом их военно-служилой деятельности.” В результате реформы основная масса дворян была освобождена от “кормленных” функций, что повысило боеспособность и увеличило личный состав русской армии; дворянство укрепило свои позиции - за исправное несение военной службы оно получало регулярное вознаграждение.

    Военные реформы 50-х годов XVI в. были только первым приступом к преобразованиям в армии. Когда в составе правительства Адашева усилилась дворянская группировка, оказалось возможным углубить и расширить уже намеченные раньше военные реформы. Эта реформа находилась в тесной связи с отменой кормлений. Теперь военно-служилый человек получал компенсацию не кормлением, т.е. не выполнением дополнительных судебных или административно-финансовых поручений, а жалованием из казны за военную службу. Однако реформа не была доведена до своего логического конца, т.к. имела одним из следствий увеличение роли отрядов феодальной аристократии в составе дворянской конницы. Но все же реформы русской армии привели к усилению ее боеспособности и численному росту. Русская армия стала насчитывать 15 000 человек. Реформа потребовала создания специального штата правительственных чиновников, которые могли бы обеспечить руководство военно-служилыми делами.

    Поскольку местничество приговором 1550 г. не отменялось, правительство решило провести еще ряд мероприятий, имевших целью усилить контроль над местническими счетами феодальной знати. Для этой цели в 1555 г. было принято составление Государева родословца, куда должны были быть включены все родословные росписи важнейших княжеско-дворянских фамилий. В составлении родословца принимал участие Алексей Адашев, что подчеркивает значение проводившегося мероприятия. Памятник наглядно отразил компромиссную основу деятельности правительства А. Адашева. В его вступительной части находилось “Сказание о князьях владимирских”, которое должно было исторически обосновать венчание на царство Ивана Грозного. Наряду с этим пространные родословные росписи княжеских и боярских семейств, помещенные в Государеве родословце, как бы подчеркивали заслуги представителей феодальной аристократии в строительстве Русского государства. Значение Государева родословца приуменьшать нельзя. Правительство Адашева получило теперь возможность контролировать местнические счеты не на основе тех или иных словесных заявлений спорящих лиц или отдельных документов из частных архивов, а на основании официального справочника.

    Если Государев родословец был справочником по вопросам “родовитости феодальной знати”, то роль справочника по вопросам службы играли разрядные книги, обобщающая редакция которых - Государев разряд, составленный одновременно с родословцем. Он должен был регулировать местнические отношения феодальной знати. Помогая навести порядок в местнических счетах знати, он фактически легализовал местничество и отразил тем самым противоречивый, компромиссный характер деятельности правительства.

    В ходе дальнейших реформ оформились 2 избы: Поместная, ведавшая вопросами земельного обеспечения дворянства, и Разрядная, распоряжавшаяся организацией военной службы.

    Исходя из реформ центрального аппарата власти стали ясно вырисовываться очертания приказного управления. В документах “изба” становится уже нарицательным названием центрального правительственного учреждения. С течением времени ведомства центрального управления стали именоваться “приказами”. Термин “приказ” постепенно вытеснил название “изба” из обихода.

    Законодательные нормы Судебника 1550 г. по земельному и крестьянскому вопросу не удовлетворили дворянство. Таким образом создаются новые законопроекты, разрешавшие основные 3 вопроса, волновавшие широкие круги феодалов: регламентация заемных операций, судьбы служилого и полного холопства и мобилизация земельной собственности.

    Если подвести итог второму периоду реформ Ивана Грозного, то придется отметить, что в 1550-60 гг. правительство в большей мере проводит линию по осуществлению требований широких кругов феодалов, чем в предыдущий период. Неудача попыток решить земельный вопрос за счет ликвидации монастырского землевладения поставила на очередь вопрос о наступлении на земельные богатства феодальной аристократии. Были созданы дворянские и посадско-черносошные органы местного управления. Старый территориально-дворцовый центральный аппарат власти с Боярской думой во главе вынужден был уступить свои позиции дьяческой приказной администрации. Уложением о службе и другим военным реформам строго регламентировались служилые обязанности всего без исключения служилого класса. Родовитая знать оказалась в опасном положении, окруженная дворянством.

    Заключение.

    В государственной деятельности Ивана IV выделяются два этапа: до опричнины и после нее. Основная часть реформ падает именно на первый период. Мы склонны придерживаться традиционной точки зрения, что на резкую перемену реформаторской политики Ивана IV повлияло негативное отношение привилегированных слоев русского общества к его реформам плюс личная драма царя, связанная со смертью его жены Анастасии. Иван IV был доведен до крайности опричнины разочарованием в природе человека, который чаще думает о себе, чем о “государственной пользе”. Иван же ставил перед собой задачи улучшения Русского государства не только в высших слоях, но и на общенародном уровне, как ему казалось, хотя в работе больше прослеживается путь реформ только на уровне высших сословий. Некоторые разночтения между основной частью и выводами связаны с тем, что в работе преобладает формальный подход к исследованию материала, но мы знаем, что в истории существуют вещи, стоящие выше фактов и часто носящие личный характер. Именно эти стороны исторического процесса дают возможность сделать вывод, что положительные реформы 50-х годов продолжались бы, если бы не натолкнулись на сопротивление русской аристократии и не трансформировались в опричнину.

    Но, с другой стороны, реформы 50-х годов XVI века сыграли огромную положительную роль в истории Русского государства. Более отчетливо заметны попытки правительства удовлетворить интересы дворянства, причем на этот раз за счет ущемления прав феодальной аристократии, хотя еще на старой основе. К этому времени относятся завершение губной и земской реформы, сопряженных с ликвидацией системы кормлений. Оформляются важнейшие избы (приказы, центральные правительственные учреждения, возглавляемые дворянской бюрократией). По уложению 1555-1556 г. строго регламентируются обязанности как помещиков, так и вотчинников в отношении военной службы.

    ЛИТЕРАТУРА

    1. Альшиц Д.Н. Начало самодержавия в России: Государство

    Ивана Грозного. Л.: Наука, 1988. - 241, с.

    2. Валишевский К., Иван Грозный: Репринт. воспроизведение

    изд. 1912 г.: [ Пер. с фр.]. - М., 1989. - 418 с.

    3. Зимин А.А. Реформы Ивана Грозного: Очерки соц. - экон. и

    Зимин А.А. Реформы Ивана Грозного, 375 с.

    Зимин А.А. Реформы Ивана Грозного, 377 с.

    Бахрушин С.В. Проблемы общ.- пол. истории России и славянских стран, 191 с.

    Зимин А.А. Реформы Ивана Грозного, 389 с.

    Валишевский К. Иван Грозный, 385 с.

    Зимин А.А. Реформы Ивана Грозного, 394 с.

    Зимин А.А., Хорошкевич А.Л. Россия времени Ивана Грозного, 119 с.

    Альшиц Д.Н. Начало самодержавия в России, 154 с.

    Зимин А.А. Реформы Ивана Грозного, 418 с.

    Альшиц Д.н. Начало самодержавия в России: Государство Ивана Грозного, 204 с.

    Социально-экономическое развитие России в XVI в.

    ПОЛОВИНЕ XVI века

    Тема 7. МОСКОВСКОЕ ГОСУДАРСТВО В СЕРЕДИНЕ–ВТОРОЙ

    Формы феодального землевладения в Московском государстве: вотчина –земельное владение на правах полной наследственной собственности и поместье – условное ненаследственное земельное владение, давалось дворянину за службу и на время службы.

    · Формы феодальной ренты (часть полученного крестьянами продукта, уплачиваемая феодалам за землю): – отработочная рента – барщина, продуктовая рента – натуральный оброк, денежная рента – денежный оброк.

    · Центры внутренней торговли: Москва, Великий Новгород, Нижний Новгород, Холмогоры и др.

    · Расширяется внешняя торговля. В 1553 г. – капитан английского корабля Ричард Ченслер прибыл по Белому морю в порт Архангельск, начало русско-английской торговли. Архангельск стал центром приморской торговли в XVI в.

    Иван IV Грозный (1533–1584 ) – при нем вводится титул «царь», в 1547 г. он впервые официальное венчался на царство.

    Избранная рада неофициальный совет ближайших соратников при Иване Грозном, с которым он провел реформы. В состав Избранной рады входили: митрополит Макарий , князь-воевода Андрей Курбский , думный дворянин, государственный деятель XVI в. Алексей Адашев , глава Посольского приказа Иван Висковатый , духовник царя Сильвестр .

    1. Реформа центрального и местного управления:

    · 1549 г. – созыв первого Земского собора (Собор примирения) высшего сословно представительного учреждения России середины XVI–XVII вв.;

    · в 1550- х гг. завершается складывание приказной системы управления, т.е. учреждений, ведавших различными отраслями хозяйства и управления;

    · 1550-е гг. – реформы местного управления: в ходе губной и земской реформы управление на местах было передано выборным губным и земским старостам. Была отменена система кормлений.

    2. Военная реформа:

    · 1550 г . – появилось войско из стрельцов – воинов, вооруженных не только холодным оружием, но и огнестрельным (пищалями). В отличие от дворянского войска, которое созывалось как ополчение, стрельцы служили постоянно, были на довольствии государства, то есть получали от него обмундирование, денежное и хлебное жалованье;

    · 1556 г . – «Уложением о службе » устанавливался единый порядок организации вооруженных сил: с определенного количества земли (вотчин и поместий) выставлялся вооруженный воин на коне.

    3. Судебная реформа:

    · 1550 г. – принятие Судебника, в нем предусматривались наказания для бояр и дьяков за должностные преступления, ограничивались судебные права наместников, увеличена плата за «пожилое» для крестьян.



    4. Церковная реформа:

    · 1551 г. – состоялся Стоглавый церковный собор, который принял «Стоглав » – сборник решений в виде ста глав-статей из ответов на вопросы царя, на Соборе принято решение о создании общерусского пантеона святых. Был ограничен рост церковного землевладения.

    5. Финансовая реформа:

    · замена подворного обложения населения поземельным, введение новой единицы обложения – большой сохи ;

    · таможенная реформа – переход к единой рублевой пошлине вместо торговых, ямских и проч. пошлин, унификация мер веса, длины и т.д.

    Последствия централизаторских реформ Ивана IV:

    · усиление государственной власти в центре и на местах;

    · усиление экономической и политической роли дворянства.

    В результате реформ Избранной рады в стране оформилась сословно-представительная монархия – форма правления с опорой на органы сословного представительства (Земский собор, губные и земские органы на местах).

    Опричнина (1565–1672 гг.) политика террора во времена Ивана Грозного. Данная политика была направлена на укрепление самодержавия жесткими методами. Страна была разделена на опричнина – особый двор и земщину – вся остальная территория. Наиболее известный царский опричник – Малюта Скуратов .

    Система государственной власти в Московском государстве – царь, Боярская Дума – государственный орган управления, приказы – учреждения, ведавшие различными отраслями хозяйства и управления.

    Книгопечатание:

    · вторая пол. XVI в. – в Московской Руси появилось книгопечатание;

    · 1564 г. – издана первая датированная печатная книга в России. – «Апостол », первый книгопечатник Иван Федоров .

    ВНУТРЕННЯЯ ПОЛИТИКА И РЕФОРМЫ ИВАНА IV

    Начало правления Ивана IV. Подходило к концу правление Василия III . Он умер в 1533 г., оставив наследником трехлетнего сына Ивана при регентше-матери Елене Васильевне (из рода князей Глинских). Вскоре, пять лет спустя, великий князь потерял и родительницу. Правитель-мальчик, наделенный умом смышленым, насмешливый и ловкий, с ранних лет чувствовал себя сиротой, обделенным вниманием. Окруженный пышностью и раболепием во время церемоний, в повседневной жизни во дворце он тяжело переживал пренебрежение бояр и князей, равнодушие и обиды окружающих. К этому прибавилась ожесточенная борьба за власть боярских группировок Глинских и Бельских, Шуйских и Воронцовых. Позднее, уже в зрелые годы, царь Грозный не мог забыть свои детские невзгоды: "Бывало мы играем в детские игры, а князь Иван Васильевич Шуйский сидит на лавке, опершись локтем на постель нашего отца и положив ногу на стул, а на нас и не смотрит".

    Одни из бояр (Глинские, Бельские) проводили политику ограничения власти наместников и волостей - представителей центра в уездах и волостях; еще при Елене Глинской была введена единая общерусская монета - серебряная копейка, заменившая многочисленные деньги удельных земель. Другие (Шуйские), наоборот, выступали за усиление позиций феодальной аристократии (раздача земель, привилегий, налоговых и судебных, боярам, монастырям). К власти приходила то одна, то другая группировка. Менялся и духовный владыка - митрополит, глава русской православной церкви: на место Даниила на митрополичий престол сел (1539 г.) Иоасаф, троицкий игумен, близкий Бельским; затем новгородский архиепископ Макарий, поддержанный Шуйскими. Придворные пертурбации сопровождались интригами и казнями. "Боярское правление" (1538-1547 гг.) надолго запомнилось русским людям беззастенчивым расхищением казны, раздачей должностей "своим людям", расправами, разбоями.

    В такой обстановке рос великий князь. Уже в те годы в его характере формируются непривлекательные черты: пугливость и скрытность, мнительность и трусливость, недоверчивость и жестокость. Наблюдая сцены междоусобий и расправ, он и сам, взрослея, входит во вкус - отдает, например, своим псарям приказ затравить неугодного ему князя Андрея Шуйского.

    Молодого великого князя возмущали неправедные дела бояр в городах и волостях - захваты кретьянских земель, взятки, судебные штрафы и пр. От их лихоимства страдали "черные люди" - крестьяне и ремесленники, и, главное (в глазах Ивана IV ,- казна, порядок и спокойствие в государстве.

    Венчание на царство. Борьба бояр и княжат за власть продолжалась. Шуйских сменили Воронцовы и Кубенские, а их - Глинские, родственники великого князя по матери. Распри вельмож-правителей, разгул и притеснения вызвали общее недовольство крестьян, посадских людей, дворян, значительной части боярства и духовенства. С надеждой многие смотрели на Ивана IV . Когда он вошел в "возраст", его венчали на царство. В январе 1547 г.,когда Ивану было 16 лет, его короновали в Успенском соборе Московского Кремля. По "чину венчания", составленному митрополитом Макарием, убежденным сторонником единодержавия московского государя, Иван Васильевич стал именоваться "царем и великим князем всея Руси". Его власть, как подчеркивалось, имеет божественное происхождение. Тем самым повышался авторитет российского правителя, род которого, как тогда считали московские политики, восходит к Августу, преемнику Юлия Цезаря. От имени последнего идет и титул "царь".

    В следующем месяце молодой царь женился на Анастасии Романовне Юрьевой, дочери окольничьего Романа Юрьевича Захарьина-Юрьева. Новые родственники царя, появившиеся при дворе и получившие высокие чины и должности, митрополит Макарий, их сторонники из бояр и князей вскоре объединились против Глинских, возглавивших правительство. Представился и подходящий случай.

    Восстание в Москве 1547 г. В июне 1547 г. в Москве на Арбате вспыхнул сильный пожар. Два дня бушевало пламя, город почти полностью выгорел. Около 4 тыс. москвичей погибли в огне пожарища. Иван IV и его приближенные, спасаясь от дыма и огня, спрятались в селе Воробьеве (нынешние Воробьевы горы). Причину пожара искали в действиях реальных лиц. Поползли слухи, что пожар - дело рук Глинских, с именем которых народ связывал годы боярского правления.

    В Кремле на площади около Успенского собора собралось вече. Один из Глинских был растерзан восставшим народом. Дворы их сторонников и родственников были сожжены и разграблены. "И вниде страх в душу моя и трепет в кости моя", - вспоминал впоследствии Иван IV. С большим трудом правительству удалось подавить восстание.

    Выступления против властей произошли в городах Опочке, несколько позднее - в Пскове, Устюге. Недовольство народа нашло отражение в появлении ересей. Например, холоп Феодосии Косой, наиболее радикальный еретик того времени, выступал за равенство людей и неповиновение властям. Его учение нашло широкое распространение, особенно среди горожан.

    Народные выступления показали, что страна нуждается в реформах по укреплению государственности, централизации власти. Иван IV вступил на путь проведения структурных реформ.

    И.С. Пересветов. Особую заинтересованность в проведении реформ высказало дворянство. Своеобразным идеологом его был талантливый публицист того времени дворянин Иван Семенович Пересветов. Он обратился к царю с посланиями (челобитными), в которых была изложена своеобразная программа преобразований. Предложения И.С. Пересветова во многом предвосхитили действия Ивана IV. Некоторые историки даже считали, что автором челобитных был сам Иван IV. Сейчас установлено, что И.С. Пересветов - реальная историческая личность.

    Исходя из интересов дворянства, И.С. Пересветов резко осудил боярское самоуправство. Он видел идеал государственного устройства в сильной царской власти, опиравшейся на дворянство. "Государство без грозы, что конь без узды", - считал И.С. Пересветов.

    Реформы Избранной рады. К концу 40-х гг. при молодом царе складывается кружок придворных деятелей, которым он доверяет ведение государственных дел. Это новое правительство позднее князь Андрей Курбский назвал "Избранной радой" (рада - совет при монархе). По сути дела, это была так называемая Ближняя дума, составленная из особо приближенных к царю членов "большой" Боярской думы. Главную роль играли в ней Алексей Федорович Адашев, из богатых костромских дворян, постельничий царя, ставший его волей думным дворянином (третий чин в Боярской думе после боярина и окольничего), а также глава Посольского приказа (министерство иностранных дел XVI - XVII вв.) Иван Михайлович Висковатый, думный дьяк (четвертый думский чин), духовник царя Сильвестр, несколько знатных князей и бояр.

    Конец февраля 1549 г. удивил москвичей пышным и торжественным действом: по улицам, прилегающим к Кремлю, в красивых каретах, возках, на лошадях, украшенных богатой сбруей, в царский дворец съезжались, пробираясь через толпы народа, бояре и столичные дворяне, иерархи и дьяки. Их собрание, названное современниками "Собором примирения", услышало упреки монарха в насилиях и поборах времени его малолетства, когда бояре, "аки звери лютые, все делали по своему хотению". Впрочем, Иван Васильевич от гневных упреков перешел к делу: призвав всех к совместной работе, объявил о необходимости и начале реформ.

    Согласно программе, намеченной этим первым в истории России Земским сбором, т. е. представительным органом при царе, начали с преобразований военных. Согласно приговору 1550 г., запретили местнические споры между воеводами во время походов; все они, в соответствии со строгим распорядком, подчинялись первому воеводе большого полка 1 , т. е. главнокомандующему. В том же году появляется войско из стрельцов - воинов, вооруженных не только холодным оружием, как дворянская конница, но и огнестрельным (пищали; предшественников стрельцов звали пищальниками). В отличие от дворянского войска, которое созывали как ополчение в случае необходимости, стрельцы служили постоянно, получали обмундирование, денежное и хлебное жалованье.

    По Судебнику 1550 г., заменившему старый кодекс Ивана III , ликвидировали привилегию монастырей не уплачивать подати в казну, запретили превращать в холопов детей боярских, из дворянского сословия. Затруднялся переход крестьян от одного владельца к другому в Юрьев день путем увеличения размера взимаемого с них пожилого. Новый кодекс законов усиливал контроль над судебной деятельностью наместников и волостелей в городах, уездах и волостях: наиболее важные дела стали решать в Москве царь и Боярская дума; на местах же за судебным разбирательством наблюдали старосты и целовальники (выборные люди из местных посадских людей и черносошных (свободных крестьян).

    Церковный собор 1551 г. принял Стоглав - сборник решений собора в виде ста глав-статей из ответов на вопросы царя Ивана о церковном "строении". Он укреплял дисциплину, регламентировал церковную жизнь - службы и обряды в храме, бытовые стороны монастырского и церковного обихода. Но намерения царя конфисковать земли церкви и монастырей на соборе одобрены не были.

    В середине века правительство организовало описание земель, ввело определенную единицу поземельного налога - большую соху. Одинаковую сумму брали с 500 четвертей 1 "доброй" (хорошей) земли в одном поле с черносошных крестьян; с 600 четвертей - с церковных земель; с 800 четвертей - со служилых феодалов (помещиков и вотчинников).

    Важные реформы были проведены в центральном и местном управлении. В Москве складывается система приказов. Посольский приказ ведал внешними связями с окрестными государствами, Разрядный - дворянским войском, назначал воевод в полки, города, руководил военными действиями; Поместный - наделял землями служилых людей; Стрелецкий - ведал стрелецким войском; Разбойный - судом над "лихими людьми"; Большой Приход - сбором общегосударственных налогов; Ямской - почтовой службой (ямская гоньба, ямы - почтовые станции с ямщиками); Земский - охраной порядка в Москве. Существовал своего рода "приказ над приказами" - Челобитный, который разбирал жалобы по разным делам, контролируя тем самым другие приказы; возглавлял его сам Адашев, глава "Избранной рады". По мере присоединения к России новых земель возникали и новые приказы - Казанский (ведал Поволжьем), Сибирский. Во главе приказа стоял боярин или дьяк - крупный государственный чиновник. Приказы ведали управлением, сбором налогов и судом. С усложнением задач государственного управления число приказов росло. Ко времени петровских преобразований в начале XVIII в. их было около 50. Оформление приказной системы позволило централизовать управление страной.

    В середине 50-х гг. завершили так называемую губную реформу, начатую еще в 1539 г.: наместников и волостелей лишили права суда по важнейшим уголовным преступлениям и передали его губным старостам из числа местных выборных дворян. Подчинялись они Разбойному приказу. Затем власть наместников и волостелей (кормленщиков) вообще ликвидировали. Теперь их функции переходили к органам земского самоуправления - в лице "излюбленных голов" и их помощников - целовальников. И тех, и других выбирали из своей среды местные посадские люди и черносошные крестьяне.

    Уложение о службе (1556 г.) установило единый порядок военной службы с поместий и вотчин: со 150 десятин земли каждый дворянин должен выставить воина на коне и в полном вооружении ("конно, людно и оружно"); за лишних воинов полагалось дополнительное денежное возмещение, за недодачу - штраф. Во время походов служилым людям платили строго определенное жалованье - денежное и хлебное. Вводились периодические военные смотры, десятни - списки дворян по уездам.

    Реформы укрепили государственное управление, военную систему государства, заметно способствовали его централизации. В этом же направлении развивалась налоговая система - вводились новые налоги ("пищальные деньги" - на содержание стрелецкого войска, "полоняничные деньги" - на выкуп пленников), росли старые налоги (например, "ямские деньги" - на почтовую службу, "на городовое дело" - строительство городов, крепостей). Все преобразования имели своей целью в первую очередь укрепление мощи государства. Проводилась политика своего рода компромисса - сочетание интересов всех слоев феодалов от мелких провинциальных дворян до вельмож-бояр.

    Органы власти и управления во второй половине XVI в.

    Стала складываться единая система управления на местах. Ранее там сбор налогов поручался боярам-кормленщикам, они были фактическими правителями отдельных земель. В их личное распоряжение поступали все средства, собранные сверх необходимых податей в казну, т.е. они "кормились" за счет управления землями. В 1556 г. кормления были отменены. На местах управление (сыск и суд по особо важным государственным делам) было передано в руки губных старост (губа - округ), избиравшихся из местных дворян, земских старост - из числа зажиточных слоев черносошного населения там, где не было дворянского землевладения, городовых приказчиков или излюбленных голов - в городах. Таким образом, в середине XVI в. сложился аппарат государственной власти в форме сословно-представительной монархии.

    Судебник 1550 г. Общая тенденция к централизации страны вызвала необходимость издания нового свода законов - Судебника 1550 г. Взяв за основу Судебник Ивана III, составители нового Судебника внесли в него изменения, связанные с усилением центральной власти. В нем подтверждалось право перехода крестьян в Юрьев день и была увеличена плата за "пожилое". Феодал теперь отвечал за преступления крестьян, что усиливало их личную зависимость от господина. Впервые было введено наказание за взяточничество государственных служащих.

    Еще при Елене Глинской была начата денежная реформа, по которой московский рубль стал основной денежной единицей страны. Право сбора торговых пошлин переходило в руки государства. Население страны было обязано нести тягло - комплекс натуральных и денежных повинностей. В середине XVI в. была установлена единая для всего государства единица взимания налогов - большая соха. В зависимости от плодородия почвы, а также социального положения владельца земли соха составляла 400-600 десятин земли.

    Военная реформа. Ядро армии составляло дворянское ополчение. Под Москвой была посажена на землю "избранная тысяча" - 1070 провинциальных дворян, которые, по замыслу царя, должны были стать его опорой. Впервые было составлено "Уложение о службе". Вотчинник или помещик мог начинать службу с 15 лет и передавать ее по наследству. Со 150 десятин земли и боярин, и дворянин должны были выставлять одного воина и являться на смотры "конно, людно и оружино".

    В 1550 г. было создано постоянное стрелецкое войско. На первых порах стрельцов набрали три тысячи человек. Кроме того, в армию стали привлекать иностранцев, число которых было незначительно. Была усилена артиллерия. Для несения пограничной службы привлекалось казачество.

    Бояре и дворяне, составлявшие ополчение, назывались "служилыми людьми по отечеству", т.е. по происхождению. Другую группу составляли "служилые люди по прибору" (т.е. по набору). Кроме стрельцов, туда входили пушкари (артиллеристы), городская стража, близки к ним были казаки. Тыловые работы (обоз, строительство фортификационных сооружений) выполняла "посоха" - ополчение из числа черносошных, монастырских крестьян и посадских людей.

    На время военных походов ограничивалось местничество. В середине XVI в. был составлен официальный справочник - "Государев родословец", упорядочивший местнические споры.

    Стоглавый собор. В 1551 г. по инициативе царя и митрополита был созван Собор русской церкви, получивший название Стоглавого, поскольку его решения были сформулированы в ста главах. Решения церковных иерархов отразили перемены, связанные с централизацией государства. Собор одобрил принятие Судебника 1550 г. и реформы Ивана IV. Из числа местных святых, почитавшихся в отдельных русских землях, был составлен общерусский список.

    Упорядочивалась и унифицировалась обрядность на всей территории страны. Даже искусство подлежало регламентации: предписывалось создавать новые произведения, следуя утвержденным образцам. Было решено оставить в руках церкви все земли, приобретенные ею до Стоглавого собора. В дальнейшем церковники могли покупать землю и получать ее в дар только с царского разрешения. Таким образом, в вопросе о монастырском землевладении утвердилась линия на его ограничение и контроль со стороны царя.

    Реформы 50-х годов XVI в. способствовали укреплению Российского централизованного многонационального государства. Они усилили власть царя, привели к реорганизации местного и центрального управления, укрепили военную мощь страны.

    ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА

    Основными задачами внешней политики России в XVI в. являлись: на западе - борьба за выход к Балтийскому морю, на юго-востоке и востоке - борьба с Казанским и Астраханским ханствами и начало освоения Сибири, на юге - защита страны от набегов крымского хана.

    Присоединение и освоение новых земель. Образовавшиеся в результате распада Золотой Орды Казанское и Астраханское ханства постоянно угрожали русским землям. Они держали в своих руках Волжский торговый путь. Наконец, это были районы плодородной земли (Иван Пересветов называл их "подрайскими"), о которой давно мечтало русское дворянство. К освобождению от ханской зависимости стремились народы Поволжья - марийцы, мордва, чуваши. Решение проблемы подчинения Казанского и Астраханского ханств было возможно двумя путями: либо посадить в этих ханствах своих ставленников, либо завоевать их.

    После ряда неудачных дипломатических и военных попыток подчинить Казанское ханство в 1552 г. 150-тысячное войско Ивана IV осадило Казань, которая представляла в тот период первоклассную военную крепость. Чтобы облегчить задачу взятия Казани, в верховьях Волги (в районе Углича) была сооружена деревянная крепость, которую в разобранном виде сплавили вниз по Волге до впадения в нее реки Свияга. Здесь в 30 км от Казани был возведен город Свияжск, ставший опорным пунктом в борьбе за Казань. Работы по сооружению этой крепости возглавил талантливый мастер Иван Григорьевич Выродков. Он руководил сооружением минных подкопов и осадных приспособлений при взятии Казани.

    Казань была взята штурмом, который начался 1 октября 1552 г. В результате взрыва 48 бочек пороха, заложенных в подкопы, была разрушена часть стены Казанского кремля. Через проломы в стене русские войска ворвались в город. Хан Ядигир-Матет был взят в плен. Впоследствии он крестился, получил имя Симеон Касаевич, стал владельцем Звенигорода и активным союзником царя.

    Спустя четыре года после взятия Казани в 1556 г. была присоединена Астрахань. В 1557 г. Чувашия и большая часть Башкирии добровольно вошли в состав России. Зависимость от России признала Ногайская орда - государство кочевников, выделившееся из Золотой Орды в конце XIV в. (оно называлось по имени хана Ногая и охватывало степные пространства от Волги до Иртыша). Таким образом, новые плодородные земли и весь Волжский торговый путь оказались в составе России. Расширялись связи России с народами Северного Кавказа и Средней Азии.

    Присоединение Казани и Астрахани открыло возможность для продвижения в Сибирь. Богатые купцы - промышленники Строгановы получили от Ивана IV (Грозного) грамоты на владение землями по реке Тобол. На свои средства они сформировали отряд в 840 (по другим данным 600) человек из вольных казаков во главе с Ермаком Тимофеевичем. В 1581 г. Ермак со своим войском проник на территорию Сибирского ханства, а спустя год разбил войска хана Кучума и взял его столицу Кашлык (Искер). Население присоединенных земель должно было платить натуральный оброк мехом - ясак.

    В XVI в. началось освоение территории Дикого поля (плодородных земель к югу от Тулы). Перед Русским государством встала задача укрепления южных границ от набегов крымского хана. С этой целью были построены Тульская (в середине XVI в.), а позднее Белгородская (в 30-40-е годы XVII в.) засечные черты - оборонительные линии, состоявшие из завалов леса (засек), в промежутках между которыми ставили деревянные крепости (остроги), закрывавшие для татарской конницы проходы в засеках.

    Ливонская война (1558-1583). Пытаясь выйти к Балтийскому побережью, Иван IV в течение 25 лет вел изнурительную Ливонскую войну. Государственные интересы России требовали установления тесных связей с Западной Европой, которые тогда легче всего было осуществить через моря, а также обеспечения обороны западных границ России, где ее противником выступал Ливонский орден. В случае успеха открывалась возможность приобретения новых хозяйственно освоенных земель.

    Поводом к войне послужила задержка Ливонским орденом 123 западных специалистов, приглашенных на русскую службу, а также невыплата Ливонией дани за город Дерпт (Юрьев) с прилегающей к нему территорией за последние 50 лет. Более того, ливонцы заключили военный союз с польским королем и Великим князем Литовским.

    Начало Ливонской войны сопровождалось победами русских войск, взявших Нарву и Юрьев (Дерпт). Всего было взято 20 городов. Русские войска продвигались к Риге и Ревелю (Таллинну). В 1560 г. Орден был разбит, а его магистр В. Фюрстенберг попал в плен. Это повлекло за собой распад Ливонского ордена (1561), земли которого перешли под власть Польши, Дании и Швеции. Новый магистр Ордена Г. Кетлер получил в качестве владения Курляндию и признал зависимость от польского короля. Последним крупным успехом на первом этапе войны было взятие в 1563 г. Полоцка.

    Война приобретала затяжной характер, в нее оказались втянуты несколько европейских держав. Усилились противоречия внутри России, разногласия между царем и его приближенными. Среди тех русских бояр, которые были заинтересованы в укреплении южных русских границ, росло недовольство продолжением Ливонской войны. Проявили колебания и деятели из ближайшего окружения царя А. Адашев и Сильвестр, считавшие войну бесперспективной. Еще ранее, в 1553 г., когда Иван IV опасно заболел, многие бояре отказались присягать его маленькому сыну Дмитрию-"пеленочнику". Потрясением для царя стала смерть первой и любимой жены Анастасии Романовой в 1560 г.

    Все это привело к прекращению в 1560 г. деятельности Избранной рады. Иван IV взял курс на усиление личной власти. В 1564 г. на сторону поляков перешел князь Андрей Курбский, ранее командовавший русскими войсками. В этих сложных для страны обстоятельствах Иван IV пошел на введение опричнины (1565-1572).

    В 1569 г. Польша и Литва объединились в одно государство - Речь Посполитую (Люблинская уния). Речь Посполитая и Швеция захватили Нарву и вели успешные военные действия против России. Только рона города Пскова в 1581 г., когда его жители отбили 30 штурмов и совершили около 50 вылазок против войск польского короля Стефана Батория, позволила России заключить перемирие сроком на десять лет в Яме Запольском - местечке под Псковом в 1582 г. Спустя год было заключено Плюсское перемирие со Швецией. Ливонская война завершилась поражением. Россия отдавала Речи Посполитой Ливонию в обмен на возвращение захваченных русских городов, кроме Полоцка. За Швецией оставалось освоенное побережье Балтики, города Корела, Ям, Нарва, Копорье.

    Неудача Ливонской войны в конечном счете явилась следствием экономической отсталости России, которая не смогла успешно выдержать длительную борьбу с сильными противниками. Разорение страны в годы опричнины лишь усугубило дело.

    Опричнина. Иван IV, борясь с мятежами и изменами боярской знати, видел в них главную причину неудач своей политики. Он твердо стоял на позиции необходимости сильной самодержавной власти, основным препятствием к установлению которой, по его мнению, были боярско-княжеская оппозиция и боярские привилегии. Вопрос состоял в том, какими методами будет вестись борьба. Острота момента и общая неразвитость форм государственного аппарата, а также особенности характера царя, бывшего, по-видимому, человеком крайне неуравновешенным, привели к установлению опричнины. Иван IV расправлялся с остатками раздробленности чисто средневековыми средствами.

    В январе 1565 г. из подмосковной царской резиденции села Коломенского через Троице-Сергиев монастырь царь выехал в Александровскую слободу (ныне город Александров Владимирской области). Оттуда он обратился в столицу с двумя посланиями. В первом, направленном духовенству и Боярской думе, Иван IV сообщал об отказе от власти из-за измены бояр и просил выделить ему особый удел - опричнину (от слова "опричь" - кроме. Так раньше называли удел, выделявшийся вдове при разделе имущества мужа). Во втором послании, обращенном к посадским людям столицы, царь сообщал о принятом решении и добавлял, что к горожанам у него претензий нет.

    Это был хорошо рассчитанный политический маневр. Используя веру народа в царя, Иван Грозный ожидал, что его позовут вернуться на трон. Когда же это произошло, царь продиктовал свои условия: право неограниченной самодержавной власти и учреждение опричнины. Страна была разделена на две части: опричнину и земщину. В опричнину Иван IV включил наиболее важные земли. В нее вошли поморские города, города с большими посадами и важные в стратегическом отношении, а также наиболее экономически развитые районы страны. На этих I землях поселились дворяне, входившие в опричное войско. Его состав вначале был определен в тысячу человек. Содержать это войско должно было население земщины. В опричнине параллельно с земщиной сложилась собственная система органов управления. Опричники носили черную одежду. К их седлам были приторочены собачьи головы и метлы, символизировавшие собачью преданность опричников царю и готовность вымести измену из страны.

    Стремясь уничтожить сепаратизм феодальной знати, Иван IV не останавливался ни перед какими жестокостями. Начался опричный террор, казни, ссылки. В Твери Малютой Скуратовым был задушен московский митрополит Филипп (Федор Колычев), осудивший опричный беспредел. В Москве отравлены вызванный туда князь Владимир Старицкий, двоюродный брат царя, претендовавший на трон, его жена и дочь. Была убита и его мать княгиня Евдокия Старицкая в Горицком монастыре на Белом озере. Жесточайшему разгрому подверглись центр и северо-запад русских земель, где боярство было особенно сильным. В декабре 1569 г. Иван предпринял поход на Новгород, жители которого хотели якобы перейти под власть Литвы. По дороге разгрому подверглись Клин, Тверь, Торжок. Особенно жестокие казни (около 200 человек) прошли в Москве 25 июня 1570 г. В самом Новгороде погром длился шесть недель. Лютой смертью погибли тысячи его жителей, были разграблены дома, церкви.

    Однако попытка грубой силой (казнями и репрессиями) разрешать противоречия в стране могла дать лишь временный эффект. Она не уничтожила окончательно боярско-княжеское землевладение, хотя сильно ослабила его мощь; была подорвана политическая роль боярской аристократии. До сих пор вызывает ужас и содрогание дикий произвол и гибель многих неповинных людей, ставших жертвами опричного террора. Опричнина привела к еще большему обострению противоречий внутри страны, ухудшила положение крестьянства и во многом способствовала его закрепощению.

    В 1571 г. опричное войско не смогло отразить набег на Москву крымских татар, которые сожгли московский посад, - это выявило неспособность опричного войска успешно сражаться с внешними врагами. Правда, в следующем 1572 г. неподалеку от Подольска (село Молоди) в 50 км от Москвы крымчаки потерпели сокрушительное поражение от русского войска, возглавил которое опытный полководец М.И. Воротынский. Однако царь отменил опричнину, которая в 1572 г. была преобразована в "Государев двор".

    Ряд историков считает, что альтернативой опричнине могли стать структурные преобразования по типу реформ Избранной рады. Это позволило бы, как считают специалисты, разделяющие эту точку зрения, вместо неограниченного самодержавия Ивана IV иметь сословно-представительную монархию с "человеческим лицом".

    Правление Ивана Грозного во многом предопределило ход дальнейшей истории нашей страны - "поруху" 70-80-х годов XVI в., установление крепостного права в государственном масштабе и тот сложный узел противоречий рубежа XVI-XVII вв., который современники называли "смутой".

    Складывание крупных политических центров на Руси и борьба между ними за великое княжение Владимирское. Образование Тверского и Московского княжеств. Иван Калита. Строительство белокаменного Кремля.

    Дмитрий Донской. Куликовская битва, ее историческое значение. Отношения с Литвой. Церковь и государство. Сергий Радонежский.

    Слияние Великого Владимирского и Московского княжений. Русь и Флорентийская уния. Междоусобная война второй четверти XV в., ее значение для процесса объединения русских земель.

    В июне 1547 года в Москве произошел страшный пожар, который вылился в народные волнения. Под влиянием этих волнений Иван 4 осознал необходимость реформ с целью укрепления государственной власти. С 1549 года вокруг молодого царя образуется кружок советников – Избранная рада (Рада – от нем. совет). В эту группу входили: митрополит Макарий, князь Андрей Курбский, дворянин Алексей Адашев, духовник царя, протопоп Сильвестр и некоторые другие. Избранная рада провела ряд реформ.

    1) Принятие Судебника. В 1549 году был созван Земский собор – совещательный орган при царе, куда входили Боярская дума, духовенство, представители служивых людей. Тенденция к централизации вызвала появление нового Судебника. По нему ограничивался произвол наместников, вводились наказания за должностные преступления, особенно за мздоимство (взяточничество).

    Судебник коснулся и положения крестьянства. В нем подтверждалось право перехода крестьян в Юрьев день, только была увеличена плата за «пожилое» Он также усилил личную зависимость крестьян от господина. Теперь землевладелец считался государем крестьянина и нес ответственность за его преступления.

    Население страны было обязано нести тягло – комплекс натуральных и денежных повинностей. В середине 16 века была установлена единая для всего государства единица взимания налога – большая соха. В зависимости от плодородия и социального положения владельца земли большая соха составляла 400 - 600 десятин земли.

    2) Стоглавый собор. В 1551году был проведен церковный собор, названный Стоглавым, так как его решения были сведены в сто глав. «Стоглав» стал на долгие годы кодексом правовых норм внутренней жизни русского духовенства и его взаимоотношений с обществом и государством. Собор уделил основное внимание совершенствованию нравов духовенства: искоренению пьянства, разврата и сквернословия. В тоже время по инициативе митрополита Макария был создан единый русский список святых, были унифицированы обряды и порядок ведения службы, утвержден единый иконописный канон, запрещено новаторство в церковной живописи. Собор запретил приглашать на свадьбы скоморохов, поставил под контроль государя монастырские земли, запретил монастырям давать деньги в рост.

    Все эти мероприятия способствовали укреплению религиозного единства страны и порядку в самой церкви.

    3) Складывание системы центрального управления. Приказы. Сложилась новая система центрального управления – приказная. Уже сначала 16 века отдельным боярам приказывалось ведать тем или иным вопросом. Постепенно вокруг боярина складывался постоянный штат – дьяки и подьячие. Так приказ-поручение превращался в приказ-ведомство. Приказы руководили отраслями государственного управления или территориями. Так важными приказами были: Посольский, Разбойный, Стрелецкий, Пушкарский. Разрядный приказ ведал назначением на командные должности в войске, приказ Большой приход – финансами, Поместный приказ управлял государственными землями, раздаваемыми дворянам. К началу 18 века было около 50 приказов. Важным делом в области управления была отмена кормлений (плата населения наместнику). Эта мера касалась местного управления (1556). Власть в уездах перешла в руки к губным или земским старостам, а в городах – к излюбленным старостам, избиравшимся посадскими людьми. Власть, таким образом, сосредотачивалась в руках выборных, а не назначаемым из центра людей. Правда должность губного или земского старосты не оплачивалась, поэтому люди, исполняющие эту работу, выполняли ею не всегда охотно и хорошо.


    4) Военная реформа . Отмена кормлений позволила провести военную реформу. Средства, которые ранее шли на содержание кормленщиков, составили теперь единый государственный налог – кормленичий окуп. Он расходовался теперь на возмещение затрат, понесенных служивыми людьми в походах. Было создано уложение о службе. Ядро армии составляло дворянское ополчение. Дворянин начинал служить с 15 лет и должен передавать свою землю, а значит и службу по наследству. Отныне всякий служилый человек обязан был выставить с каждых 100 четвертей (170 га) принадлежавшей ему земли одного воина.

    Наряду со служивыми людьми по «отечеству» (т.е. по наследству), получавшими за службу землю, появились и служивые люди «по прибору» - по найму. К ним относились в первую очередь стрельцы, далее пушкари, казаки и стража. Тыловые работы выполняла «посоха» - ополчение из числа черносошных монастырских крестьян и посадских людей. В 1550 году появилось стрелецкое войско (первоначально 3 тыс. человек) . Они сражались в пешем строю, были вооружены саблей, бердышом и огнестрельным оружием – пищалью. В отличие от дворянского ополчения стрелецкое войско было постоянным , т.е. не распускалось после походов. Однако не было регулярным. Стрельцы жили на своих дворах с семьями, в свободное от походов и караулов время занимались ремеслами и торговлей, поскольку жалованье было недостаточным.

    Отметим еще факт ограничения местничества. Было упрощено местничество в походах, что облегчило проблему управляемости армии.

    Понравилась статья? Поделитесь ей