Контакты

Карты русский стиль кто изображен. На привычной колоде карт изображена царская семья! Карточные масти и кресты на храмах

А вы когда-нибудь задумывались, кто изображен на игральных картах? Скорее всего вы не замечали, но на одной из них даже есть сам император Николай Второй.

Известно, что эскизы для карт "Русский стиль" были разработаны на немецкой фабрике карточных игр фирмы Дондорф (Франкфурт-на-Майне) в 1911 году. Через два года, в 1913 году карты были отпечатаны на Императорской Карточной фабрике (до 1860 года - Александровская мануфактура).

С 1819 года Эта фабрика осуществляла монопольный выпуск игральных карт в Российской империи: ввоз карт из-за границы был строго запрещен, чем устранялась всякая конкуренция.

Самовольная выделка карт частными лицами преследовалась по закону и влекла за собою конфискацию орудий производства и выделанных карт и денежный штраф от 100 до 500 рублей (ст. 1351 Уложения о наказаниях).

Если в 1901 году фабрика выпустила 5460 тысяч колод, то уже в 1912-м - свыше 12 миллионов. Дюжина колод обходилась фабрике примерно в 98 копеек, а продавалась, в зависимости от сорта, по цене от 5 рублей 50 копеек до 12 рублей.

После революции карточная фабрика была закрыта на несколько лет, но уже в 1923 году снова начала свою работу, стала выпускать карты по дореволюционным эскизам.

Прототипы знаменитой карточной колоды "Русский стиль" танцевали на костюмированном балу 1903 года


КРАПЛЕНАЯ КАРТА

На обратной стороне карты было изображение пеликана, кормящего детей мясом своего сердца. Этот аллегорический знак сопровождался надписью: "Себя не жалея питает птенцов". Подразумевалось, что правительство вовсе не думает о собственной выгоде, а печется исключительно о благе детей-сирот.

Считалось, что доход, получаемый от продажи карт, правительство обращает в доход Воспитательного дома и его несовершеннолетних питомцев - сирот и подкидышей.

Азартные карточные игроки были убеждены в том, что они своей пагубной страстью помогают детям. В рассказе Николая Семеновича Лескова "Интересные мужчины" один из героев так говорит: "... а сами - чтобы не заскучать - сели под вечерний звон "резаться", или, как тогда говорилось, "трудиться для польз Императорского Воспитательного дома".

Интересная история карточной колоды "Русский стиль". October 10th, 2016

Здравствуйте уважаемые.
Некоторое время назад мой хороший друг samiznaetekto блестяще начал рассказ о картах и карточных колодах (крайний пост у него на эту тему можно глянуть вот тут вот: http://samiznaetekto.livejournal.com/126596.html). Очень интересно было. И это событие явилось одним из двух важнейших факторов, дабы сподвигнуть меня продолжить тему еще одним постом. А что стало вторым фактором, резонно спросите Вы? Нууу...одно мероприятие, к которому я давно хочу, но не знаю под каким соусом подступится. И мероприятие это Костюмированный бал, прошедший во время Масленницы 1903 года в Кремле. ИМХО очень крутое и красивое событие.

Как объединяются карты и костюмированный бал? Да легко....
Думаю, многие из Вас хоть раз в жизни держали в руках вот такую вот колоду:

Это, конечно, современная переработка одной довольно старой колоды. Эту колоду в 1911 году разработали на фабрике карточных игр фирмы Дондорф (Франкфурт-на -Майне, Германия) по заказу Императорской карточной фабрики, которая являлась монополистом в сем деле у нас в стране. После нескольких забракованных эскизов, стороны пришли к согласию, и в 1913 году в России появилось колода, которая сходу стала бестселлером. Назвали эту колоду "Русский стиль". И соль в том, что именно Костюмированный бал 1903 года стал вдохновителем для авторов. Ибо некоторые из людей бывших там, можно видеть и в колоде.
Давайте перейдем к конкретике.
Естественно нас ныне не очень интересует ни рубашка (оборотная сторона карт), ни сами карты с цифровыми знчениями и Тузы. Рассмотрим лишь Короля, Даму и Валета каждой масти. Итак...
Начнем с червового короля .

Прототипом для него выступил..... Николай II. На балу он был в царском одеянии царя Алексея Михайловича - малинового и белого цвета с золотой вышивкой.

А то, что внешне не похож - пусть Вас никак не смущает. Ибо и не должен быть похож, ибо действующая самодержавная фигура на тот момент. Хотя, как мне кажется, автор эскиза чуть-чуть схитрил и изобразил человека отдаленно напоминающего императора, только другого - Александра III. Но вот хотя бы с этого портрета кисти Н. Шильдера:

А вот червовая дама читается легко. И даже похожа:-))

Дама списана с родной сестры Николая II Великой княгини Ксении Александровны (о которой мельком мы говорили вот тут вот:) Вот ее фото на балу:

Ну а валет червей это сборный образ. В колоде он выглядит так:

Прежде всего, это адъютант великого князя генерал-адмирала Алексея Алекандровича, лейтенант Николай Волков в одеянии боярина 17 столетия:

А кроме него подпоручик лейб-гвардии Преображенского полка Николай Штер в наряде начального человека из жильцов

и корнет лейб-гвардии Конного полка Алексей Тизель в наряде сокольничего.

Пойдем дальше.
Король треф вот такой вот:

Как прообраз, использовался костюм 1647 года в который был облачен адъютант Великого князя, главнокомандующего войсками гвардии и Петербургского военного округа Владимира Александровича есаул граф Михаил Граббе

Дама треф :

Тут почти без вопросов изображена Великая княгиня Елизавета Федоровна, старшая сестра императрицы и супруга великого князя Сергея Александровича, облачившаяся в княжеский наряд XVII века. О ней более подробно мы с Вами говорили вот тут вот:

Валет треф

Тут за основу взят великий князь Михаил Александрович, младший брат царя, в полевом наряде царевича XVII века:

Пойдем дальше...
Бубновый король

Скорее всего за основу взяли образ действительного статского советника, в должности шталмейстера высочайшего Двора Николая Гартунга (фон Гартонга) и его костюма боярина XVII века

Дама бубей

Тут опять сборная солянка. Основа взята из образа графини Александры Толстой, фрейлины Их Императорских Величеств Государынь Императриц Марии Федоровны и Александры Федоровны, в костюме боярышни.

Но также еще и княгиня Вера Кудашева, урожденная графиня Нирод:

и еще Александра Дурново:

Бубовый валет:

Это Великий князь Андрей Владимирович в праздничном одеянии сокольничего.

Ну и наконец пики.
Пиковый король

Это скорее всего.... Иван IV Васильевич, прозванный Грозным. Списан образ с картины А. Литовченко "Иван Грозный показывает сокровища английскому послу Горсею". Странно, но видимо все именно так.

Дама пик

Зинаида Николаевна Юсупова графиня Сумарокова-Эльстон, представшая на балу в костюме боярыни.


Ну и, наконец, пиковый валет

Это, скорее всего, штабс-ротмистр, командир эскадрона Кавалергардского полка, адъютант великого князя Николая Михайловича Александр Николаевич Безак в костюме боярина XVII века.

Вот такая вот любопытная колода.
Надеюсь, Вам было интересно:-))


Окунемся немного в историю российских игральных карт. А поможет нам в этом, как ни странно один интернет-магазин, который продает в числе прочего репринты старинных карт. Это абсолютно новые карты, но выпущенные по эскизам когда-то выпускавшихся. Ссылка на сайт в конце поста.

Первые игральные карты в России появились во времена правления Федора Иоанновича. Но до Петра I все карты были исключительно привозными. И вообще считались большим грехом. При царе реформаторе отношение к карточным играм (как и к алкоголю, табакокурению, кофе и т.д.) меняется. Даже начинается их производство в Москве. Но больших масштабов оно достигло гораздо позже, при Александре I, который монополизировал производство игральных карт. Это приносило немалый доход, который направлялся на содержание ведомства императрицы, опекавшего детей-сирот.

РУССКИЙ ТАРОК

С последней четверти XVIII века в России среди карточных игр впервые упоминается тарок. Для игры в тарок используется весьма специфическая колода из 78 листов, включающая 22 особые номерованные карты, именуемые Старшими Арканами. Колода для тарока стала одной из первых, изготовлявшихся в карточных цехах Александровской мануфактуры. О необходимости выпускать тарокковые карты было особо упомянуто в специальном положении 1819 года при заведении Карточной фабрики. Тарокковая колода в 30-е - 40-е годы XIX века была самой дорогой в сортаменте Карточной фабрики и стоила 70 копеек (8 рублей 40 копеек за дюжину колод). Производство русских тарокковых карт продолжалось по крайней мере до 1855 года, когда они в последний раз упоминаются в «Таблице цен различных сортов карт» Карточной фабрики.


РУССКИЕ ИГРАЛЬНЫЕ КАРТЫ 1798 ГОДА

Производились на русских откупных карточных мануфактурах.

РУССКИЕ ИГРАЛЬНЫЕ КАРТЫ 1815 ГОДА

ДЛЯ ЦАРСТВА ПОЛЬСКОГО

Карты выпускались Императорской Карточной фабрикой специально для присоединённых к России в начале XIX века польских губерний и именовались «Карты, выделываемые для царства Польского». Важнейшими отличиями этих карт являются рисунки карточных мастей немецкого типа, а также иной состав карточных фигур, в котором отсутствуют дамы, но имеются, помимо короля, ещё две «мужские» персоны - вышник и нижник (применительно к русским картам это были как бы валет старший и валет младший).

ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ КАРТЫ РОССИИ

Географические карты придуманы и составлены К. М. Грибановым в 1830 году. Это - первый самостоятельный образец карт, изданных на Карточной фабрике при Александровской мануфактуре в Санкт-Петербурге. Колода Константина Грибанова состоит из 60 карт, хотя стандартная полная колода имеет 52 карты. Это объясняется тем, что автор преследовал цель создать тематическую географическую колоду с изображением всех административно-территориальных единиц Российской империи. В 1830 году таких единиц было 60. На лицевой стороне каждой карты, разбитой на четыре части, показана карта игральная, губернский герб, местный костюм и список городов губернии. Еще одной особенностью этих карт является ее «рубашка» (обратная сторона) — на каждой карте она своя и представляет из себя географическую карту административной единицы с указанием расстояния до Санкт-Петербурга и Москвы

РУССКИЕ ИГРАЛЬНЫЕ КАРТЫ 1850 ГОДА

Очень редкая русская колода, выпускавшаяся на Императорской Карточной фабрике.

ЭСКИЗЫ А.Е.БЕЙДЕМАНА

В начале 1860-х годов академик исторической живописи Бейдеман был привлечён к созданию проектов новых игральных карт. Талантливый рисовальщик и иллюстратор, Бейдеман в рисунках этой колоды показал классические литературные типы. Колода никогда не издавалась.

Бейдеман также был мастером юмористических композиций, что заметно и в рисунках этой колоды. По рисункам был сделан пробный оттиск, но колода никогда не издавалась.

ОХОТНИЧЬИ КАРТЫ

Колода карт была создана в 1860 году придворным живописцем русского императора Александра II Михаем Зичи. На всех картах изображены сцены императорской охоты и миниатюрные изображения стандартных игральных карт. Колода предназначалась для Карточной фабрики, но издана не была.

ДОРОЖНЫЕ

Колода, выпускавшаяся на Императорской карточной фабрике в 1860-х годах. Художник А.И.Шарлемань.

НОВЫЕ ФИГУРЫ

Одна из колод карт, подготовленная в 1862 году академиком А.И.Шарлеманем по заказу Карточной фабрики.

ГЛАЗЕТНЫЕ

Колода, выпущенная Императорской Карточной фабрикой в 1870 году.

2 СОРТ

Колода, также выпущенная в 1870 году.

1 СОРТ

Колода, выпущенная Императорской Карточной фабрикой в 1875 году. Качество прорисовки действительно выше, чем у 2 сорта.

ПОЛЬСКИЕ

Колода изготавливалась Императорской Карточной фабрикой с 1881 года. Эти карты представляли собой собрание изображений настолько разнородных и необычных, что в последующие годы это стало поводом к появлению у неё различных названий. В России эта колода называлась «Фигурная», в Германии Zirkuskarte (Цирковые карты), в Италии «Trappola» - по старинной карточной игре, для которой нужна специальная колода в 36 листов.

ВЫСШИЙ СОРТ

Колода, выпущенная на Императорской Карточной фабрике в 1897 году. Художник Каразин.

М.О.МИКЕШИН. ЭСКИЗ ИГРАЛЬНЫХ КАРТ

Проект игральных карт для Императорской Карточной фабрики известного русского скульптора и художника М.О. Микешина срздан в 1890 году. Проект сделан «в русском вкусе», весьма модном в то время, и включает эскизы половинок 12 фигурных карт, то есть все фигуры обычной карточной колоды, выполненные в виде персонажей русских сказок. Проект колоды демонстрировался на Всероссийской выставке печатного дела, проходившей в 1895 году в Санкт-Петербурге, и получил там весьма лестные отклики. Но в тираж карты так и не пошли по причине «тяжеловесности и отсутствия свободы стиля», как написано в «Истории русского искусства» под редакцией И. Грабаря.

РУССКИЙ СТИЛЬ

Колода "Русский стиль" относится к числу самых удачных карточных проектов в России. Неоднократные попытки создать колоды в русском национальном духе до этого были неудачны. В основу рисунков этой колоды были взяты костюмы участников знаменитого "Исторического" бала, прошедшего в Кремле в январе 1903 года. Присутствующие были одеты в русские костюмы 17 века, а император Николай II был в костюме царя Алексея Михайловича.

НОВЫЙ СТИЛЬ

Впервые колода с этими рисунками была выпущена в 1911 году по названием "Новый стиль". При переиздании в 1935 году в прейскурантах Государственной карточной монополии это название сохранилось. В послевоенное время с 1964 года колода выпускалась под названием "Преферансные" и состояла из 32 листов.

ФАНСИ

Колода была выпущена в 1910 году. Рисунки были созданы художником известной немецкой карточной фабрики Дондорф и были весьма похожи на рисунки колоды "Mittelalter".

РОКОКО

Оригинал колоды выпущен в 1911 году. В 1930-х годах был разработан и выпускался экспортный вариант колоды - с латинскими индексами, посеребрённым срезом. В послевоенный период рисунок карт долгое время использовался для пасьянсных колод уменьшенного размера.

ИСТОРИЧЕСКИЕ

Колода игральных карт, впервые изданной Императорской карточной фабрикой в 1911 году под названием "Исторические". Повторно колода начала выпускаться в 1930 году, в том числе и в экспортном варианте - с латинскими индексами. Фигурные карты показывают представителей древних цивилизаций - египетской, ассирийской, греческой и норманнской.

Продам Карты игральные cувенирные "РУССКИЙ СТИЛЬ", А-1-36, 1 колода, 36 карт, французская система мастей, 1993 г.
Арт. 3С4-02424448. Карты детства.
Комбинат Цветной Печати, Санкт-Петербург (10 лет как упразднен). Уже история, раритет. И, наверное, уже антиквариат. ОСОБАЯ ЦЕННОСТЬ ЭТОГО Выпуска (для коллекционеров): изображение на коробке дамы♣ из Славянского стиля, а не из родного.
Абсолютно новые, в идеале, не распакованные!
ЦЕНА: 1.59 т.р. за новую, упакованную колоду.
При покупке атласных карт цена колоды: 1250 р. (2 т.р. сувен.+атласн.)
С ГОДАМИ ЦЕНА ВЫРАСТЕТ В РАЗЫ!
Подарок коллекционеру старины; филокартисту, художнику, искусствоведу, букинисту, иностранцу, фокуснику, дизайнеру, себе:); человеку, интересующемуся историей, в том числе историей стилей, историей костюма, историей моды, а также любому, чье детство или юность прошли в СССР.
В продаже есть еще Карты игральные атласные, 1993 - 900 р.
ГДЕ: м. Нахим. просп., м. Каховка, м. Текстильщики, Новая Трехгорка, Сколково.
ЗВОНИТЕ, ПИШИТЕ!
Прототипами королей и дам колоды "РУССКИЙ СТИЛЬ" стали участники последнего костюмированного бала при дворе Романовых в 1903. Так, прототип красавицы трефовой дамы – княгиня Елизавета Федоровна (а Вы не были в нее влюблены в детстве? ;-), а прототип Червовой дамы – княгиня Ксения Александровна.
Все 390 гостей императорского бала были наряжены в придворных всех мастей, бояр и боярынь, стрельцов и горожанок, воевод и крестьянок допетровской эпохи XVII в. Роскошный праздник в Зимнем дворце СПб вошел в историю как самый известный и грандиозный бал времен Николая II и как ПОСЛЕДНИЙ придворный БАЛ императорской России. Эскизы костюмов разработал художник С. Соломко, известный тогда автор открыток на темы русской старины. А сшили их лучшие портные. Фотографы запечатлели всех участников, благодаря чему и появилась возможность воссоздать образы в этих картах.
Эскизы для карт были разработаны на Фабрике карточных игр фирмы Дондорф (Франкфурт-на-Майне) в 1911. Одежда выполнена в стиле XVII в.; тузы - изображения щитов, окружённых древнерусским оружием и доспехами. Карты были отпечатаны в СПб на Александровской мануфактуре, выход приурочен к празднованию 300-летия дома Романовых. Сборы от продажи карт уходили в пользу Императорского воспитательного дома, где могли воспитываться и незаконнорожденные дети великих князей.
После революции Мануфактура была закрыта на несколько лет. В 1923 фабрика снова стала выпускать карты по дореволюционным эскизам. Перерисовал колоду Русский стиль для офсетной печати художник Ю. Иванов. В 70-е весь СССР играл в эти карты, не задумываясь, что перед ним великие князья и княгини из рода Романовых! В СССР карты часто использовали в целях пропаганды – печатали «Антирелигиозные карты», «Карты народностей СССР», «Антифашистские карты» и т.д. Но ни одни не смогли конкурировать с «Русским стилем».
Такая увлекательная история сопровождает продаваемую колоду карт, ею можно блеснуть за партией-другой с друзьями:-).
В ИЗБРАННОЕ!

"РУССКИЕ ИГРАЛЬНЫЕ КАРТЫ (История одной фабрики)"

"Русские игральные карты "("История одной фабрики") - иллюстрированный каталог-альбом, посвящённый деятельности Петербургской Карточной фабрики (впоследствии, Комбинат Цветной Печати) в период с 1817 по 2001 годы.Собраны практически все серии (изображения) игральных карт, выпущенные в этот период времени в Петербурге и изложена история становления и развития фабрики.Ограниченным тиражом вышла в свет книга-альбом «Русские игральные карты» - первое в нашей стране исследование, посвященное истории одного из интереснейших видов прикладной графики. Особенно приятно отметить, что в создании книги принял участие известный коллекционер игральных карт Евгений Григоренко.Кроме эстетической ценности, альбом «Русские игральные карты» представляет собой, как говорилось раньше, «большой интерес не только для специалистов, но и для широкого круга читателей». К примеру, из книги можно узнать, что в годы Великой Отечественной войны советское командование использовало игральные карты в пропаганде. Для изготовления специальной «антифашистской» колоды в блокадном Ленинграде зимой 1942 года была собрана горстка специалистов, ранее работавших на карточной фабрике. Они в тяжелых условиях, без сна и отдыха, вручную напечатали антифашистские карты. Вскоре их, погрузив на самолеты, маршрут которых лежал за линию фронта, разбрасывали в районах сосредоточения вражеских войск. К нашему времени сохранилось только две колоды «антифашистских карт». Фигуры на них представляют собой карикатурные изображения нацистских деятелей: Короли - Гитлер, Муссолини, Хорти, Маннергейм; валеты - Геббельс, Гимлер, Риббентроп, Геринг…









В царствовании Екатерины Второй и окончательно при Александре Первом была введена государственная монополия на производство игральных карт. Доход от производства карт шел на содержание Ведомства Императрицы Марии, опекавшее детей-сирот . Производство карт было развернуто на казенной Александровской мануфактуре, при которой с 1819 года стала работать Императорская Карточная фабрика. Отличительной особенностью русских игральных карт являлся их самобытный дизайн, выгодно отличавшийся от колод европейских карточных фабрик. Темы рисунков королей, дам и валетов зачастую отражали события современной культурной жизни Российской империи. Например, известная колода «Русский стиль», которой многие россияне играют до сих пор, была создана в 1911 году по мотивам национальных костюмов XVII века, показанных во время известного «Исторического бала» в Кремле. Прообразом червового короля послужил сам российский император Николай II, а дамы - императрица Мария Федоровна. Эта традиция сохранилась и в советское время. На колоде 1925 года фигурные карты одеты в костюмы народов первых советских республик: Белоруссии, Украины, России и Закавказья.


В первые годы Советской власти популярность игральных карт также широко использовалась в политической пропаганде. В 1934 году начался выпуск «антирелигиозных» игральных карт, на которых в сатирическом виде были напечатаны служители культа различных конфессий. Был изготовлен и экспортный вариант «антирелигиозной» колоды, которую поставляли за рубеж, что вызвало многочисленные протесты Ватикана и религиозных деятелей. Кроме прочего, игральные карты использовали в обучающих целях: в 1927 году была издана колода - инструкция «Винтовка», предназначенная для малограмотных бойцов Красной армии.


Однако самыми массовыми и популярными на протяжении уже более чем 150 лет остаются хорошо всем известные карты «Атласные », - рассказывает Евгений Григоренко. - Но немногие знают, что рисунки этих карт были созданы в 1862 году академиком живописи Адольфом Шарлеманем. Причем необходимо сказать, что и другие известные русские художники не чурались рисовать игральные карты. Достаточно назвать такие имена, как популярнейший график начала ХХ века Иван Билибин, создатель памятника «Тысячелетия России» Владимир Микешин. К сожалению, карточная фабрика «Комбинат цветной печати» в Санкт-Петербурге, не выдержав испытание временем, в 2004 году прекратила свое почти двухвековое существование. Впрочем, традиции русских карточных художников и графиков в современной России продолжают небольшие полиграфические предприятия в разных регионах страны.


Понравилась статья? Поделитесь ей