Контакты

Начало компании ликбеза. Значение слова ликбез в большом современном толковом словаре русского языка. Примеры употребления слова ликбез в литературе

1919 года . Согласно ему, всё население Советской России в возрасте от 8 до 50 лет, не умевшее читать или писать, было обязано учиться грамоте на родном или на русском языке (по желанию). Народному комиссариату просвещения предоставлялось право привлекать всех грамотных лиц к обучению неграмотных на основе трудовой повинности . Декрет предусматривал также создание школ для переростков, школ при детских домах, колониях и прочих учреждениях, входивших в систему Главсоцвоса .

Энциклопедичный YouTube

  • 1 / 5

    Учебная программа потребовала широкой организованной подготовки учителей и других педагогических работников. К осени 1920 года только органами ВЧК ликбез в 26 губерниях были созданы курсы учителей - ликвидаторов неграмотности.

    1-й Всероссийский съезд по ликвидации неграмотности (1922) признал необходимым первоочередное обучение грамоте рабочих промышленных предприятий и совхозов, членов профсоюзов и других трудящихся в возрасте 18-30 лет. Срок обучения на ликпункте устанавливался в 7 месяцев (6-8 часов еженедельно).

    Именно в ходе борьбы с беспризорностью, сочетавшейся с одновременным обучением детей грамоте, а затем и другим дисциплинам, проявился талант крупнейшего советского педагога А. С. Макаренко , автора «Педагогической поэмы ».

    Ликпункты и школы грамоты

    Каждый населённый пункт с числом неграмотных свыше 15-ти должен был иметь школу грамоты (ликпункт). Срок обучения в такой школе составлял 3-4 месяца. Программа обучения включала чтение, письмо, счёт. В начале 1920-х годов было уточнено, что занятия на ликпункте имеют своей целью научить читать ясный печатный и письменный шрифты; делать краткие записи, необходимые в жизни и служебных делах; читать и записывать целые и дробные числа, проценты, разбираться в диаграммах и схемах; учащимся объяснялись основные вопросы строительства советского государства. Для взрослых учащихся сокращался рабочий день с сохранением заработной платы, предусматривалось первоочередное снабжение ликпунктов учебными пособиями, письменными принадлежностями.

    Учебно-методическая база

    В 1920-1924 годах вышли два издания первого советского массового букваря для взрослых Д. Элькиной, Н. Бугославской, А. Курской (2-е издание - под названием «Долой неграмотность» - включало ставшую широко известной фразу для обучения чтению - «Мы - не рабы, рабы - не мы », а также стихотворения В. Я. Брюсова и Н. А. Некрасова). В те же годы появились «Рабоче-крестьянский букварь для взрослых» В. В. Смушкова, «Букварь для рабочих» Е. Я. Голанта . Часть пособий была напечатана за рубежом с оплатой из валютных фондов республики. Было налажено издание массовых букварей и других начальных пособий для взрослых на украинском, белорусском, киргизском, татарском, чувашском, узбекском и других (всего около 40) языках.

    Во все времена обучение грамоте сопровождалось пропагандой тех идейных ценностей, доступ к которым открывало умение читать. В годы царствования Екатерины II , когда многие считали, что «черни не нужно давать образования», наиболее проницательные деятели (например, депутат от клинского дворянства Пётр Орлов) настаивали, что если и обучать грамоте,

    то на следующем основании: пусть крестьяне путём грамоты сами собой находят, чем они обязаны Богу, государю, отечеству и по закону помещику своему .

    Поэтому нет ничего удивительного в том, что в 1925/26 учебном году в программы ликбеза в качестве обязательного был введён курс политграмоты : идеологическая борьба, в том числе, внутри партии, была в самом разгаре.

    Трудности ликбеза и его итоги

    Всего в 1917-1927 годах было обучено грамоте до 10 млн взрослых, в том числе в РСФСР 5,5 млн. Стартовый уровень был достаточно низок. Так, по данным переписи 1 ноября 1920 года (Народное образование по основному обследованию 1920 г.) , в школах учились всего около 7,3 миллионов учеников (в школах первой ступени - 6 860 328 детей, и в школах второй ступени - 399 825), причём школы в европейской части советской России посещали менее 59 % детей в возрасте 8-12 лет (старше 12 лет - ещё и много меньше).

    См. также

    Примечания

    1. Kahan, Arcadius. Russian economic history: the nineteenth century // University of Chicago Press. - 1989. - С. 244 .

    Согласно ему, все население Советской России в возрасте от 8 до 50 лет, не умевшее читать или писать, было обязано учиться грамоте на родном или на русском языке (по желанию). Народному комиссариату просвещения предоставлялось право привлекать всех грамотных лиц к обучению неграмотных на основе трудовой повинности . Декрет предусматривал также создание школ для переростков, школ при детских домах, колониях и прочих учреждениях, входивших в систему Главсоцвоса.

    История

    Организационная основа

    Учебная программа потребовала широкой организованной подготовки учителей и других педагогических работников. К осени 1920 года только органами ВЧК ликбез в 26 губерниях были созданы курсы учителей - ликвидаторов неграмотности.

    1-й Всероссийский съезд по ликвидации неграмотности (1922) признал необходимым первоочередное обучение грамоте рабочих промышленных предприятий и совхозов, членов профсоюзов и других трудящихся в возрасте 18-30 лет. Срок обучения на ликпункте устанавливался в 7 месяцев (6-8 часов еженедельно).

    Ликпункты и школы грамоты

    Каждый населённый пункт с числом неграмотных свыше 15-ти должен был иметь школу грамоты (ликпункт). Срок обучения в такой школе составлял 3-4 месяца. Программа обучения включала чтение, письмо, счёт. В начале 1920-х годов было уточнено, что занятия на ликпункте имеют своей целью научить читать ясный печатный и письменный шрифты; делать краткие записи, необходимые в жизни и служебных делах; читать и записывать целые и дробные числа, проценты, разбираться в диаграммах и схемах; учащимся объяснялись основные вопросы строительства советского государства. Для взрослых учащихся сокращался рабочий день с сохранением заработной платы, предусматривалось первоочередное снабжение ликпунктов учебными пособиями, письменными принадлежностями.

    Учебно-методическая база

    В 1920-1924 годах вышли два издания первого советского массового букваря для взрослых Д. Элькиной, Н. Бугославской, А. Курской (2-е издание - под названием «Долой неграмотность» - включало ставшую широко известной фразу для обучения чтению - «Мы - не рабы, рабы - не мы », а также стихотворения В. Я. Брюсова и Н. А. Некрасова). В те же годы появились «Рабоче-крестьянский букварь для взрослых» В. В. Смушкова, «Букварь для рабочих» Е. Я. Голанта . Часть пособий была напечатана за рубежом с оплатой из валютных фондов республики. Было налажено издание массовых букварей и других начальных пособий для взрослых на украинском, белорусском, киргизском, татарском, чувашском, узбекском и других языках (всего около 40).

    Во все времена обучение грамоте сопровождалось пропагандой тех идейных ценностей, доступ к которым открывало умение читать. В годы царствования Екатерины II , когда многие считали, что «черни не нужно давать образования», наиболее проницательные деятели (например, депутат от клинского дворянства Пётр Орлов) настаивали, что если и обучать грамоте,

    то на следующем основании: пусть крестьяне путём грамоты сами собой находят, чем они обязаны Богу, государю, отечеству и по закону помещику своему .

    Поэтому нет ничего удивительного в том, что в 1925/26 уч. г. в программы ликбеза в качестве обязательного был введён курс политграмоты : идеологическая борьба, в том числе, внутри партии, была в самом разгаре.

    Трудности ликбеза и его итоги

    Всего в 1917-1927 годах было обучено грамоте до 10 млн взрослых, в том числе в РСФСР 5,5 млн. Стартовый уровень был достаточно низок. Так, по данным переписи 1 ноября 1920 года (Народное образование по основному обследованию 1920 г.) , в школах учились всего около 7,3 миллионов учеников (в школах первой ступени - 6 860 328 детей, и в школах второй ступени - 399 825), причём школы в европейской части советской России посещали менее 59 % детей в возрасте 8-12 лет (старше 12 лет - ещё и много меньше).

    В годы нэпа темпы снижения неграмотности были далеки от желаемых. Взрослое население, занятое в частном секторе, не имело социальных гарантий, позволявших сочетать учёбу с трудом. В целом СССР к 1926 году занимал по уровню грамотности лишь 19-е место среди стран Европы, уступая таким странам, как Турция и Португалия. Сохранились значительные различия в уровне грамотности городского и сельского населения (в 1926 г. - соответственно 80,9 и 50,6 %), мужчин и женщин (в городе - 88,6 и 73,9 %, в селе - 67,3 и 35,4 %).

    В 1928 году по инициативе ВЛКСМ был начат так называемый культпоход. Его опорными центрами стали Москва, Саратов, Самара и Воронеж, где основная часть неграмотных были обучены силами общественности. К середине 1930 года число культ-армейцев достигло 1 млн, а число учащихся только в учтённых школах грамоты - 10 млн.

    Введение всеобщего начального обучения в 1930 г. создавало известные гарантии распространения грамотности. Ликвидация неграмотности возлагалась теперь на соответствующие секции при местных Советах. Одновременно пересматривались программы школ ликбеза, рассчитанные на 330 учебных занятий (10 месяцев в городе и 7 месяцев на селе). Актуальной задачей считалась теперь борьба с малограмотностью.

    К 1936 году было обучено около 40 млн неграмотных. В 1933-1937 годах только в учтённых школах ликбеза занимались свыше 20 млн неграмотных и около 20 млн малограмотных.

    По данным переписи 1939 года, грамотность лиц в возрасте от 16 до 50 лет приближалась к 90 %. К началу 1940-х ситуация с неграмотностью в большинстве районов СССР перестала быть катастрофической.

    Ликб’ез , — а, мужской род.
    1. Сокращение: ликвидация безграмотности, обучение неграмотных взрослых и подростков, а также (разговорн. ) школа, осуществляющая такое обучение. Работники ликбеза в первые годы революции. Учился грамоте в ликбезе. Ходил в ликбез
    2. переносное значение. Сообщение самых необходимых, начальных сведений о чём-нибудь, обучение элементарным навыкам. Агрономический ликбез
    прилагательное ликбезовский, — ая, — ое (к 1 значен. ).

    Примеры использования слова ликбез в контексте

      . Что же касается Потапа, так он, видно, понял это по-своему, и еще раза два в газете появлялись коротенькие заметки о выселковцах: одна о том, что в деревне хорошо работает ликбе́з , а другая — о важности сбора золы на удобрение.
      . Уж, конечно, запомнила она и все другие, кто был в тот вечер в нетопленой школе — парни да мужики, что собрались на ликбе́з , и среди них только две женщины, Степанида Богатька и Анна Богатька, или, как ее звали в деревне, Анюта.
      . В сумерках Катя пошла на ликбе́з , — пробиралась под самыми заборами, чтобы как можно меньше замочить ноги, в отчаянии останавливалась на перекрестках, не зная, как перебраться через улицу.
      . В начале минувшей осени Анютка уговорила ее пойти на ликбе́з , убеждала: стыдно быть неграмотной, когда вся страна учится.
      . Ладимир был человек не самый бедный в деревне, но и не богатый, земли имел, может, на какую десятину больше, чем она с Петроком, с его младшей дочерью Анютой Степанида ходила на ликбе́з и сидела за одним столом в школе.

    Ликбез - это термин, который появился в Советской России. Что он означает и как расшифровывается?

    Ликбез - это мероприятие, целью которого является обучение взрослых чтению и письму. Такой смысл понятие имело в двадцатых годах. Позже термин приобрел несколько другой оттенок.

    Предыстория

    В конце девятнадцатого века Россия встала на путь индустриального развития. Но общий уровень грамотности населения оставлял желать лучшего. Среди жителей Сибири, например, умели писать и читать немногие. Согласно статистике, это был лишь каждый десятый, если не брать в расчет детей до девяти лет. К 1914 году число образованных людей в России немного возросло, но война, голод и прочие негативные явления привели к тому, что их количество снова сократилось.

    К 1920 году образованных людей в стране стало катастрофически мало: одни эмигрировали, других расстреляли. Новое правительство взялось за решение этой проблемы: был принят декрет об учреждении чрезвычайной комиссии по устранению безграмотности. Отныне научиться писать и читать обязан был каждый гражданин.

    Ликбез - это борьба с неграмотностью. Прежде всего, эта государственная программа была направленна на особый слой населения - на беспризорников, которых после Гражданской войны оказалось на улицах страны несметное количество. Именно в эти годы начал свою деятельность педагог Макаренко, который счел нужным не только учить сложных подростков основам грамоты, но и приобщать их к труду.

    Ликпункты

    Беспризорников отправляли в специальные интернаты. Но в стране было немало людей, которые не совершали преступлений, были вполне благонадежны, но не могли даже написать собственное имя. Для них создавались школы.

    Эти учреждения назывались ликпунктами, и в них обучались граждане старше пятнадцати лет. Программа была довольно сжатой. Обучение продолжалось не более четырех месяцев.

    Долой неграмотность!

    Была создана учебно-методическая база с целью проведения важного мероприятия под названием ликбез. Это были, как правило, брошюрки с незамысловатыми фразами для чтения и стихотворениями советских поэтов. Специально для представителей рабоче-крестьянского класса издавались буквари.

    В 1925 году ликвидация безграмотности превратилась в программу, которая ориентировалась не только на обучение основ письма и чтения. Теперь под ликбезом понимали также внушение населению идеологически верной точки зрения.

    К началу тридцатых годов число школ ликбеза увеличилось в несколько раз. В этих учреждениях обучалось свыше двадцати миллионов граждан. По данным на 1929 год процент безграмотных жителей СССР в возрасте от пятнадцати до шестидесяти лет составлял не более 10%.

    ЛИКБЕЗ, а, муж. 1. Сокращение: ликвидация безграмотности, обучение неграмотных взрослых и подростков, а также (разг.) школа, осуществляющая такое обучение. Работники ликбеза в первые годы революции. Учился грамоте в ликбезе. Ходил в л. 2. перен.… … Толковый словарь Ожегова

    Сущ., кол во синонимов: 2 автоликбез (1) обучение (42) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

    ликбез - ликвидация безграмотности … Словарь сокращений и аббревиатур

    Ликбез (ликвидация безграмотности) массовое обучение неграмотных взрослых чтению и письму в Советской России и СССР. В переносном смысле обучение неподготовленной аудитории базовым понятиям какой либо науки, процесса или явления … Википедия

    ликбез - , а, м. 1. Ликвидация неграмотности (безграмотности) массовые мероприятия по обучению грамоте взрослых и подростков в послереволюционные годы. ◘ Государство ассигновало на ликбез значительные средства. Денисова, 141. Практика у меня хорошая … Толковый словарь языка Совдепии

    - (ликвидация безграмотности) см. в ст. Грамотность … Большая советская энциклопедия

    М. 1. Ликвидация безграмотности в процессе массового обучения грамоте взрослых и подростков (в 20 30 е годы XX в. в СССР). 2. перен. разг. Постижение начальных, самых необходимых сведений о чём либо, обучение элементарным навыкам. Толковый… … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

    Ликбез, ликбезы, ликбеза, ликбезов, ликбезу, ликбезам, ликбез, ликбезы, ликбезом, ликбезами, ликбезе, ликбезах (Источник: «Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку») … Формы слов

    ликбез - Искон. Неологизм 20 х годов XX в., образованный сложением сокращенных основ на базе словосочетания ЛИКвидация БЕЗграмотности. Слово с приставкой на конце … Этимологический словарь русского языка

    ликбез - Это слово появилось в 20 е годы XX в. в связи с развернутой кампанией ликвидации безграмотности и представляет собой сращение словосочетания ликвидация безграмотности … Этимологический словарь русского языка Крылова

    Книги

    • Ликбез по педиатрии для молодых родителей: натуропатия, гомеопатия, академическая медицина
    • Ликбез по педиатрии для молодых родителей. Натуропатия, гомеопатия, академическая медицина , Архипова Дария Владимировна. Автор, врач-педиатр, кандидат медицинских наук, в простой и доступной форме представляет свой взгляд на различные подходы к лечению наиболее распространенных детских заболеваний. Книга…
Понравилась статья? Поделитесь ей