Контакты

С чем сравнивают воду в литературе. Проект "поэзия и проза воды". Ученики приводят подобранные ими загадки

Художественные произведения таят в себе неисчерпаемые возможности для пробуждения познавательной активности, самостоятельности, яркой индивидуальности малыша, для развития речевых навыков. Поэтому необходимо как можно шире использовать его в воспитании детей.Чтение стихотворений, народных сказок, песенок, потешек, сопровождаемых показом наглядного материала более глубоко воздействует на чувства ребенка, способствуют запоминанию текста.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Картотека художественных произведений о воде

Потешки

Рыбка в озере жила,

К нам с тобою приплыла

Малыша мы будем мыть,

Рыбку будем мы ловить.

Нам вода не холодна.

Где же рыбка? Вот она!

Буль, буль, буль, карасики.

Моемся мы в тазике.

Рядом лягушата,

Рыбки и утята.

Водичка, водичка,

Умой моё личико,

Чтобы глазоньки блестели,

Чтобы щечки краснели,

Чтоб смеялся роток,

Чтоб кусался зубок.

Жил-был карась,

Вот и сказка началась.

Жили-были два налима,

Вот и сказке половина.

Жили-были три гуся,

Вот и сказка вся .

Закатаем рукава,

Открываем кран – вода.

Моем глазки, моем щечки,

Моем уши и ладошки!

Посмотрите, крошки,

На свои ладошки!

Ах, какие ладошки!

Чистые ладошки!

Водица, водица,

Умой наши лица

Умой наши щечки,

Умой наши губки,

Умой наши зубки,

Умой наши ручки!

Водичка-водичка,

Умой Настино личико,

Настя кушала кашку,

Испачкала мордашку.

Чтобы девочка была

Самой чистенькой всегда,

Помоги, водичка,

Умыть Настино личико.

Мы под краном будем мыться,

Без воды мы никуда.

Моем руки, моем лица

Мылом, щеткой и водой.

Если ты не любишь мыться,

Эту песенку не пой.

Кто тут будет куп-куп,

По водичке - хлюп-хлюп?

В ванну быстро - прыг, прыг,

В ванне ножкой - дрыг, дрыг!

Будет мыло пениться,

И грязь куда-то денется.

Ай, лады, лады, лады

Не боимся мы воды,

Чисто умываемся,

Маме улыбаемся.

Никто, никто, тирлим - бом - бом

Не может догадаться

Куда идёт весёлый гном

А гном идёт купаться!

Мы пойдем купаться и в воде плескаться,

Брызгаться, резвиться,

Будет Настя мыться.

Мы помоем ножки нашей милой крошке,

Вымоем ручонки маленькой Настёнке,

Спинку и животик, личико и ротик -

Чистая какая доченька родная!

Вода текучая,

Дитя растучее,

С гуся вода -

С дитя худоба.

Вода книзу,

А дитя кверху.

Котик-коток

Просыпался ранешенько,

Бежал на мосток,

Умывался белешенько.

Носик мыл, хвостик мыл,

И про лапки не забыл.

Чтоб зубки засверкали,

Мы их пополоскали.

Теперь кусочек мыльца

Поможет нам умыться.

Ой-ой-ой-ой,

Ой, кто голенький такой?

Кто купаться пошел?

Кто водичку нашел?

Ах, водичка хороша!

Хороша водичка!

Искупаем малыша,

Чтоб сияло личико!

Дождик, лей, лей, лей

На меня и на людей!

На людей по ложке,

На меня по крошке.

А на Бабу Ягу –

Лей по целому ведру!

Моем носик, моем щёчки

Маминого птенчика,

А на маленьком крючочке

Ждёт нас полотенчико.

У лесного родничка

Пили воду два бычка

Пили, пили, напились

И бодаться принялись.

Ай, боду – боду – боду!

Ой, сейчас я упаду!

Л. Яхнин

Дождик, дождик,

Кап-кап-кап!

Мокрые дорожки.

Нам нельзя идти гулять -

Мы промочим ножки.

Дождик, дождик, поливай -

Будет хлеба каравай.

Дождик, дождик, припусти -

Дай капусте подрасти.

Дождик, дождик, веселей!

Капай, капай, не жалей!

Только нас не замочи,

Зря в окошко не стучи!

В маленькую ванночку

Воду наливают,

Маленького Ванечку

Моют-намывают.

И растут до потолка

Белой пены облака,

И сверкают пузыри,

Как цветные фонари.

Дождик, дождик, посильней -

Будет травка зеленей,

Вырастут цветочки

На нашем лужочке.

Дождик, дождик, пуще,

Расти, трава, гуще.

Перед тем, как спать ложиться,

Нужно нам с тобой умыться.

Моем глазки, бровки, носик,

Чтобы сон пришел к нам в гости.

Загадка про воду

В морях и реках обитает,
Но часто по небу летает.
А как наскучит ей летать,
На землю падает опять.

(Круговорот воды в природе)

Уж дождь-дождем,

Мы давно тебя ждем:

С чистой водицей,

С шелковой травицей,

С лазоревым цветом,

С теплым летом!

Расти, коса, до пояса,

Не вырони не волоса.

Расти, косынька, до пят –

Все волосыньки в ряд.

Расти, коса, не путайся –

Маму, дочка, слушайся

Ладушки, ладушки,

С мылом моем лапушку.

Чистые ладошки,

Вот вам хлеб и ложки.

Загадка про воду

Меня пьют, меня льют,

Всем нужна я.

Кто я такая?

(Вода)

Шла лисичка по мосту,

Несла вязанку хворосту.

Вытопила баньку,

Выкупала Ваньку,

Посадила в уголок,

Дала сладкий пирожок

Губкой мы помоем ловко

Ручки, ножки и головку

Лейся, лейся, вода

Будем чистыми всегда!

Весна – красна

Нам добра принесла…

Хлебушка краюшечку

И водицы кружечку.

В ворота ручей бежит

И тихонько так журчит.

Ты, дружок, остановись,

И друг другу поклонись.

(рус. нар. прибаутки, заклички)

Стихотворения

«Приказ»

Кран, откройся! Нос, умойся!

Мойтесь сразу, оба глаза!

Мойтесь, уши, мойся, шейка!

Шейка, мойся хорошенько!

Мойся, мойся, обливайся!

Грязь, смывайся! Грязь, смывайся!

Э. Мошковская

Дождик

Дождик льётся тише, тише

Не стучит уже по крыше

Кап…кап…кап…

Дождик кончился! Ура!

Рада! Рада детвора!

Т. Казакова

Тучка и солнышко

Тучка солнышко закрыла,
Наших деток намочила!
Ну-ка, все сюда бегом,
Вас накрою я зонтом!

«Кто не умывается»

Кто горячей водой умывается,

Называется молодцом.

Кто холодной водой умывается,

Называется храбрецом.

А кто не умывается –

Никак не называется.

П. Синявский

Кораблик»

Матросская шапка,

Верёвка в руке,

Тяну я кораблик

По быстрой реке.

И скачут лягушки

За мной по пятам,

И просят меня:

Прокати, капитан!

А. Барто

Рыбка

Рыбка плавает в водице,

Рыбке весело играть.

Рыбка, рыбка – озорница,

Мы хотим тебя поймать.

Рыбка спинку изогнула,

Крошку хлебную взяла.

Рыбка хвостиком вильнула,

Рыбка быстро уплыла.

М. Клокова

Мойдодыр (отрывок)

Надо, надо умываться

По утрам и вечерам

А нечистым трубочистам -

Стыд и срам!

Стыд и срам!

Да здравствует мыло душистое,

И полотенце пушистое,

И зубной порошок,

И густой гребешок!

К. И. Чуковский

Аккуратные зайчата

Лапки?

Мыли.

Ушки?

Мыли.

Хвостик?

Мыли.

Всё помыли.

И теперь мы чистые

Зайчики пушистые.

Г. Лагздынь

Лейка - молодец

Лейка, лей-ка!

Воды не жалей-ка!

Если очень жарко,

Мне воды не жалко.

Пей, морковка,

Репка, пей,

Помидор

И лук-порей!.. -

И зеленый огурец

Хвалит лейку:

Молодец!

В. Ланцетти

Сказка о царе Салтане

(отрывок)

Ветер по морю гуляет

И кораблик подгоняет;

Он бежит себе в волнах

На раздутых парусах.

А. С. Пушкин

Мячик

Наша Таня громко плачет:

Уронила в речку мячик.

Тише, Танечка, не плачь:

Не утонет в речке мяч.

Зайка

Зайку бросила хозяйка -

Под дождем остался зайка.

Со скамейки слезть не смог,

Весь до ниточки промок.

А. Барто

Девочка чумазая

(отрывок)

Ах ты, девочка чумазая,

Где ты руки так измазала?

Черные ладошки;

На локтях - дорожки.

Я на солнышке лежала,

Руки кверху держала.

ВОТ ОНИ И ЗАГОРЕЛИ.

А. Барто .

Кораблик

Матросская шапка,

Веревка в руке,

Тяну я кораблик

По быстрой реке

И скачут лягушки

За мной по пятам

И просят меня:

Прокати, капитан!

А. Барто.

Зима (отрывок)

Белый снег, пушистый,

В воздухе кружится

И на землю тихо

Падает, ложится.

И. Суриков

На санках (отрывок)

Покатились санки вниз.

Крепче, куколка, держись!

Ты, сиди, не упади, -

Там канавка впереди

Надо ездить осторожно!

А не то разбиться можно!

О. Высотская

Наши полотенца

Мы картинки разные

Сами рисовали,

Их над полотенцами

Сами прибивали.

Полотенце Олино

Саша не возьмет:

С птичкой он не спутает

Синий самолет.

Знает свой кораблик

Боря-новичок,

Миша - землянику,

Машенька - волчок.

У Сережи - яблоко,

У Володи - груша,

А картинку с вишнями

Выбрала Катюша.

Бабочка - у Игоря,

Заяц - у Наташи...

Мы совсем не путаем

Полотенца наши!

Н. Найдёнова

Снег

Снег, снег кружится,

Белая вся улица!

Собралися мы в кружок,

Завертелись, как снежок.

А. Барто

Снежок (отрывок)

Снежок порхает, кружится,

На улице бело.

И превратились лужицы

В холодное стекло.

З. Александрова

Обедать

Рая, Машенька и Женька,

Мойте руки хорошенько,

Не жалейте мыла!

Я уж стол накрыла.

Всем поставила приборы,

Всем салфетки раздала.

Прекращайте разговоры –

Я вам супу налила.

Ножик, вилку или ложку

Не держите в кулаке.

Не кормите ту же кошку:

Плошка кошки в уголке.

Хлеб в солонку не макайте

И друг дружку не толкайте.

На второе будет рыба,

А на сладкое компот.

Пообедали? Ну вот!

Что должны сказать?

Спасибо!

Е. Благинина

Жучка и тучка

Тучка по небу плыла,
Жучка домик стерегла.
Маленькая тучка,
Маленькая Жучка.

Тучка в дождик превратилась,
Жучка дождиком умылась.
Маленькая тучка,
Маленькая Жучка.

Тучка в синем небе тает,
Жучка грустно вслед ей лает:
- До свиданья, тучка!
- До свиданья, Жучка!

В. Степанов

Как на горке - снег, снег

Как на горке - снег, снег,
И под горкой - снег, снег,
И на ёлке - снег, снег,
И под ёлкой - снег, снег.
А под снегом спит медведь.
Тише, тише. Не шуметь!

И. Токмакова

Снежный кролик

Мы лепили снежный ком,

Ушки сделали потом.

И как раз

Вместо глаз

Угольки нашлись у нас.

Кролик вышел, как живой!

Он с хвостом и с головой!

За усы

Не тяни -

Из соломинок они!

Длинные, блестящие,

Точно настоящие!

О. Высотская

Сосулька

Когда я сосульку ел, -

Было очень вкусно,

А потом я заболел, -

Стало очень грустно .

Д. Дружинина

Гололедица

Не идется и не едется,
Потому что гололедица.
Но зато отлично падается!
Почему ж никто не радуется?!

В. Берестов

Весна

К нам весна шагает

Быстрыми шагами

И сугробы тают

Под её ногами.

Чёрные проталины

На снегу видны.

Верно, очень тёплые

Ноги у весны!

И. Токмакова

Весёлый ручеек

С полей сошел снежок,
Проснулся ручеек:
Бежит он по лугам,
По рощам и садам.
Он песней голубой
Несется над землей,
Весны сынок -
Веселый ручеек.
Над ним поднял цветок
Свой маленький флажок,
И в воду стрекоза
Глядит во все глаза.
И бабочки толпой
К той песне голубой
Летят опять -
Хотят потанцевать.
Веселый ручеек
Свернул за бугорок,
Помчался к ивняку
И встретил там реку.
Весенний шум и звон...
Все речке отдал он,
Весны гонец...
Тут песенке конец.

В. Семернин

Обед
Глубоко- не мелко,
Корабли в тарелках:
Луку головка,
Красная морковка,
Петрушка, картошка,
И крупки немножко.
Вот кораблик плывет,
Заплывает прямо в рот!

И. Токмакова
Холодно!

Кто мяукнул у дверей?
- Открывайте поскорей! -
Очень холодно зимой.
Мурка просится домой.

О. Высотская

Мишка – неряха

Утром звери просыпались,
Чисто звери умывались.
Лишь Медведь не умывался,
Неумытым он остался.
Тут все звери закричали,
Мишку в речку затолкали.
Стали мыть его, купать,
С головою окунать.
Плачет Мишенька: - Простите!
Не топите! Отпустите!
Я большой, я буду сам
Умываться по утрам!

В. Степанов

Снежок

На полянку, на лужок

Тихо падает снежок.

Улеглись снежинки,

Белые пушинки.

Но подул вдруг ветерок,

Закружился наш снежок.

Пляшут все пушинки,

Белые снежинки.

И. Винокуров

Дождик

Где ты, дождик, побывал?

Что ты, дождик, поливал?

Побывал в саду,

Полил я – го – ду!

А какую ягоду

Ты полил в саду?

И клубнику, и малину,

И смо – ро – ди – ну!

А крыжовник ты полил?

Не полил, забыл…

Ой, вернись назад

Да полей весь сад!

Н. Пикулёва

Умывалочка

Знаем, знаем, да-да-да,

Где ты прячешься, вода!

Выходи, водица,

Мы пришли умыться!

Лейся на ладошку

По – нем – нож - ку.

Нет, не понемножку –

Посмелей!

Будет умываться веселей!

Давай – ка с тобой закаляться:

Холодной водой умываться!

Студёной водой умываться –

Простуды зимой не бояться!

Н. Пикулёва


Творческое название проекта:

« Свободная стихия

в произведениях русских

п оэтов и писателей» .

учитель литературы Морозов Михаил,

Авдонина В. В. Малышев Никита,

Васина Мария,

Диденко Анастасия,

Федюнина Татьяна.

г. Первомайск,

МОУ ПСОШ №2, 2009 г.


Проблемный вопрос.

  • Почему поэты и писатели в своих произведениях обращались к образу водной стихии?

Гипотеза.

  • Ее величество вода- это источник вдохновения для поэтов и писателей.
  • Водная стихия- это особый символический образ, который помогает передать настроение героев в поэзии и прозе, участвует в их судьбах .

1)Вспомнить, какие поэты обращались к образу воды в своих лирических произведениях?

2)Вспомнить, какие писатели обращались к водной стихии в прозаических произведениях?

3)Выяснить, в каких произведениях поэты и писатели затрагивали образ воды.

4)Проанализировать выбранные произведения, опровергнуть или доказать нашу гипотезу.

5)Результаты своей работы представить в виде презентации.



Заглянем в словарь

Вода

  • Прозрачная бесцветная жидкость, представляющая собой химическое соединение водорода и кислорода.
  • Напиток
  • Речное, морское, озерное пространство, а также их поверхность или уровень.
  • Моря, реки, озера, каналы, проливы, относящиеся к данному региону, государству, территории.
  • Потоки, волны, водная масса.
  • Минеральные источники и т.д.

Следовательно, вода- это многозначное слово.

А мы в ходе своей работы решили, что вода- это ещё и источник вдохновения для поэтов и писателей.


Посмотрите, как красива её величество вода!

Вода – это жизнь, а литература – изображение и отражение жизни.



Василий Андреевич Жуковский

«Море» (1822)

Где море, там романтика! В стихах Жуковского у моря, как у

человека,- своя суть, своя тайна. Поэт хочет разгадать эту

тайну.

Он рисует море в спокойном состоянии, в бурю и после неё

Безмолвное море, лазурное море,

Стою очарован над бездной твоей.

Ты живо; ты дышишь; смятенной любовью,

Тревожною думой наполнено ты…

Выводы:

1) Море - особая подвижная стихия, его спокойствие обманчиво.

2) Когда Жуковский пишет о море, он одновременно передает и настроение, каким охвачена его душа.

3) Он создает не столько «пейзаж природы», сколько «пейзаж души», сливая в тесное единство картину природы с ее переживанием.


Александр Сергеевич Пушкин (1799-1837)

Среди произведений А.С. Пушкина много стихов о воде:

  • «Вода и вино»
  • «Земля и море»
  • «На тихих берегах Москвы»
  • « Кто, волны, вас остановил…»
  • « Меж горных стен несется Терек…»
  • « К морю»

Среди стихов А.С. Пушкина есть четверостишие о воде

« Воды глубокие».

Воды глубокие

Плавно текут,

Люди премудрые

Тихо живут.


А.С. Пушкин. « К морю» (1824 год)

Прощай, свободная стихия!

В последний раз передо мной

Ты катишь волны голубые

И блещешь гордою красой…

В этом стихотворении море для А.С. Пушкина- это символ

свободы, символ безбрежной, вольной стихии. Поэт

любуется морем, любит и его «тишину в вечерний час», и «

своенравные порывы» в бурю. « Свободная стихия»

напоминает поэту о тех счастливых днях, когда он также был

свободен, жил среди людей, близких его сердцу.


А.С. Пушкин. « Погасло дневное светило» .(1820 год)

Погасло дневное светило;

На море синее вечерний пал туман.

Шуми, шуми, послушное ветрило,

Волнуйся надо мной, угрюмый океан.

Море помогает передать настроение героя. Оно

грустно, шумит при отъезде Пушкина на север.

Таким образом, в обоих стихотворениях настроение

начинает жить тем же чувством, каким проникнут сам

поэт.


«Весна», «Для чего я не родился этой синею волной?»,

«Русалка», «Дробись, дробись, волна ночная», «Морская царевна»,

«Воздушный корабль»,

«Дары Терека» и т. д.


Федор Иванович Тютчев (1803-1873)

Одно из самых замечательных явлений в русской поэзии – стихи Ф.И.Тютчева о

пленительной русской природе. Природа в его стихах одухотворена.

«Весенние воды»

Ещё в полях белеет снег, «Весенняя гроза»,

А воды уж весной шумят- «Как хорошо ты, о море ночное …»,

Бегут и будят сонный брег, «Сияет солнце; воды блещут …»

Бегут и блещут и гласят…

Ручьи в этих стихах – 1 ые вестники

весны оповещают о приходе праздника

природы!

Таким образом, в стихах Тютчева о природе вода – это поэтический образ,

вызывающий философские размышления.

Ты, вода моя морская,

Своенравная волна,

Как, покоясь иль играя,

Чудной жизни ты полна!


Афанасий Афанасьевич Фет (1820-1892)

Это поэт- чародей. Водной стихии он посвятил целый цикл стихов под названием «Море» : «Морской залив», «Вечер у взморья», «Море и звезды», «Весенний дождь» и т. д.

Морская даль во мгле туманной;

Там парус тонет, как в дыму,

А волны в злобе постоянной

Бегут к прибрежью моему.

Водная стихия в этих стихах выражает состояние

человеческой души.


Стихотворение «На Волге»

Многие поэты в своих произведениях писали о реке нашей области

Волге. Среди них Н.А. Некрасов.

« О, Волга! После многих лет

Я вновь принёс тебе привет.

Уж я не тот, но ты светла

И величава, как была.

Кругом всё та же даль и ширь….»

Волга была «колыбелью» для Н.А. Некрасова. На всю жизнь запечатлелись в душе поэта картины нечеловеческого труда бурлаков, их стоны, хватающие за душу песни. Впоследствии любимую реку он назвал «рекою рабства и тоски».


Имя поэтессы Марины Цветаевой является наиболее художественно - значимым.

Кто создан из камня, кто создан из глины,-

А я серебрюсь и сверкаю!

Мне дело – измена, мне имя –Марина.

Я бренная пена морская…

Дробясь о гранитные ваши колена,

Я с каждой волной – воскресаю!

Да здравствует пена – весёлая пена-

Высокая пена морская!

Марина переводится с латинского языка как «морская». Море для Цветаевой – олицетворение свободы, это полёт души, и если уход, то и уход в свободную морскую стихию. Эту мысль подтверждают сточки из стихотворения «Две песни»:

Когда - нибудь морские струи

Выглядывая с корабля,

Ты скажешь: «Я любил – морскую!»

Морская канула – в моря!


Многие поэты писали о её величестве воде!

У Николая Гумилева Алексей Николаевич Константин Дмитриевич

много стихов, которые Плещеев Бальмонт

с географической «Весна» («Уж тает снег, «Лебедь» (« Заводь

точностью сообщают о бегут ручьи…»), « В бурю», спит, молчит вода

путешествиях поэта: «Песня» (« Выйдем на зеркальная…») ,

« Озеро Чад», берег; там волны…») « Воззвание к океану»,

« Красное море», «Белый пожар»,

« Замбези», «Озера», «Водоворот».

«Нигер», «Суэцкий канал» и т.д.


Николай Рубцов Сергей Есенин Иван Бунин

« Вспомнилось море», «Топи да болота», «Родник»,

«Над рекой», «О край дождей «Речка»

«Море», «Шторм», и непогоды» , «Роса, при

«Весна на море», «Проплясал, проплакал бледно-розовом

«Утро на море», дождь весенний», огне…»

«В океане», «За рекой горят огни…»

«На озере»


Вода в сказках.

В сказках встречается мёртвая и живая вода: первая обычно сращивает у умершего порубленные части тела, а живая возвращает ему жизнь. Вода помогает добрым героям, укрывая их от злых. Вода – это символ жизни.


Максим Горький (1868-1936)

Рассказ « Челкаш ».

Вода принимает активное участие в прозаических произведениях. В 8 классе мы читали рассказ М.Горького « Челкаш ». Во 2-ой главе мы нашли описание ночного спокойного моря: « Море было спокойно, черно и густо, как масло. Оно дышало влажным, солнечным ароматом и ласково звучало, плескаясь о борта судов… Море спало здоровым, крепким сном работника, который устал за день…»

При описании моря М.Горький использует много эпитетов и олицетворений. Море одушевлено: « Море проснулось. Оно играло маленькими волнами, рождая их, украшая бахромой пены, сталкивая друг с другом и разбивая в мелкую пыль…».

Море является участником рассказа: оно меняет психику и настроение героев. Наконец, описание бурного моря имеет в какой-то степени символическое значение и говорит о той грядущей буре, которая очистит жизнь. По описанию моря можно догадаться об отношении героев к водной стихии.


Иван Алексеевич Бунин . (1870- 1953)

Описание моря встречается и в рассказе И.А. Бунина «Кавказ». Герои счастливы, отдыхая на море «…часть моря имела цвет фиалки и лежала так ровно, мирно, что казалось никогда не будет конца этому покою, этой красоте.

или

«…в прибрежном овраге, спустившемся из лесу к морю, прыгала по каменистому ложу мелкая, прозрачная речка . Как чудесно дробился, кипел её блеск в тот таинственный час, когда из- за гор и лесов, точно какое- то дивное существо, пристально смотрела поздняя луна!

Описание водных пространств в рассказе придают бунинской прозе особую выразительность .


Вода в народных выражениях.

В прозаических произведениях можно встретить много

народных выражений со словом вода: «Много воды

утекло», «водой не разольёшь», «как в воду глядел», «толочь

воду в ступе», «из воды сухим выйти», «как воды в воду

набрал» и т. д.

Они придают речи героев разговорный оттенок.


В ходе работы мы узнали много интересного,познава-тельного.

Научились объединять полученные знания в целостную систему,

анализировать их, что пригодится нам в будущем.


Вода- это одна из четырёх стихий,

определяющих наше мироустройство.

Она является участником русской поэзии и прозы.

А также вода - это источник вдохновения.

Море, например, вдохновляло поэтов и писателей

на создание поэтических шедевров .

Гипотеза подтвердилась !!!


Выводы

Обратившись к произведениям художественной литературы 18, 19, 20 веков, мы пришли к выводам:

  • Писатели и поэты писали о водной стихии, чтобы воспеть красоту этого явления природы.
  • Вода-это свободная стихия; морская стихия – это символ свободы.
  • Подлинно в высоком состоянии души рождались поэтические строки о воде. Водная стихия вдохновляла многих поэтов и писателей сочинять стихи.
  • Вспомнив школьную программу с 5 по 9 классы, мы решили, что многие русские классики 18, 19, 20 в. обращались в своих произведениях к образу « водной стихии». Писатели и поэты 21 в. решают на страницах своих произведений экологические проблемы, призывал нас бережно относиться к водным пространствам. Следовательно, эта тема актуальна и по сей день!

Информационный материал .

  • Сборники стихов А.С. Пушкина, Ф.И. Тютчева, А.А. Фета, М. Цветаевой, Н. Гумилёва, В.А. Жуковского, Н.А. Некрасова и т.д.
  • «Челкаш» М. Горького, «Кавказ» И.А. Бунина, «Васюткино озеро» В.П. Астафьева и т.д.
  • Журналы «Литература в школе».
  • Толковый словарь С.И. Ожегова.

Алексеев Андрей

В данной работе шестиклассник рассматривает роль воды в различных произведениях фольклора и русской литературы, поднимая актуальную экологическую проблему состояния воды в наше время.

Скачать:

Предварительный просмотр:

ХII Областные школьные

Кирилло-Мефодиевские чтения

«Живая мёртвая вода…

(По страницам литературы

от фольклора до наших дней.)»

МОУ Кротовская СОШ

«Образовательный центр», 5 «В» класс,

Самарская область, Кинель-Черкасский р-н,

с.Кротовка, ул.Куйбышевская, 21.

Руководитель: Иванова Ирина Павловна,

учитель русского языка и литературы.

Самарская область, Кинель-Черкасский район,

с.Кротовка, ул. Ленинградская, 18 – 2.

Самара

2011 год

Рецензия

на работу Алексеева Андрея «Живая мёртвая вода…

(По страницам литературы от фольклора до наших дней.)»

Реферат Алексеева Андрея соответствует заявленной теме, отличается глубиной и полнотой раскрытия темы, логичностью, связностью, доказательностью. Работа структурно упорядочена, оптимально соотношение введения, основной части и заключения. Оформление работы соответствует предъявляемым требованиям: наличествует план, список литературы, правильно оформлены сноски и соблюдена культура цитирования.

Во введении ученик обосновывает выбор темы реферата и его актуальность, объясняя это тем, что в последние десятилетия земляне слишком потребительски относятся к воде, в связи с чем запасы пресной воды на планете стали резко сокращаться. Цель исследовательской работы Алексеева А. - показать роль воды в литературе от фольклора до наших дней и воспитательное значение изображения воды на читателей.

Материал реферата структурирован по главам, заголовки к частям текста отражают содержание глав. Материал реферата изложен разносторонне, ученик приводит примеры, иллюстрирующие теоретические положения, выражает свое мнение по проблеме, утверждая, что ценность воды во все времена была очень высока, и это легко проследить по русскому фольклору.

В результате работы выпускницей сделаны выводы о том, что произведения, на страницах которых изображается вода, - лучшие воспитатели, способные убедить человека в том, что вода – это жизнь, что сохранение жизни на Земле зависит от сохранности воды. А значит, мы и в ответе за эту жизнь.

В работе соблюдены нормы русского литературного языка, письменная речь ученика грамотна, эмоциональна, убедительна.

Аннотация.

В своей работе «Живая мёртвая вода…» Алексеев Андрей показывает роль воды в литературе, начиная с фольклора и заканчивая нашими днями. Пятиклассник доказывает, что с помощью литературных произведений можно вернуть уважительное отношение к воде, что так необходимо в наше время.

  1. Введение.
  2. Живая мёртвая вода. (По страницам литературы от сказок до наших дней.)
  1. Вода в малых жанрах фольклора.
  2. Вода в сказках.
  3. Вода в литературе ХХ века.
  4. Результаты наблюдений.
  1. Заключение.
  2. Список литературы.
  1. Введение в тему

Вода… Ей посвящены стихи и песни, рассказы и научные работы. «Сок жизни» - так назвал воду величайший художник и мыслитель Леонардо да Винчи. Это определение верно, ведь жизнь зародилась в воде.

Вода – величайшая ценность для всех жителей Земли. В нормальных условиях необходимо пить в сутки не менее двух с половиной литров воды, человек нуждается в воде больше, чем в пище. О многих интересных фактах, связанных с водой, я узнал на классном часе, когда мы говорили о пользе воды, о бережном отношении к ней. Там же я услышал слова французского лётчика и писателя Антуана де Сент-Экзюпери: «Вода, у тебя нет ни вкуса, ни запаха, тебя невозможно описать, тобой наслаждаются, не ведая, что ты такое. Нельзя сказать, что ты необходима для жизни: ты – сама жизнь. Ты наполняешь нас радостью, которую не объяснишь нашими чувствами. С тобой возвращаются к нам силы, с которыми мы уже простились. По твоей милости в нас вновь начинают бурлить высохшие родники нашего сердца. Ты – самое большое богатство на свете…»

В тот день в школе на всех уроках обращались к теме воды. На уроке же литературы мы остановились на некоторых произведениях, в которых вода играет важную роль. Именно тогда вода, её место и роль в литературе и привлекла наше внимание в качестве предмета исследования.

Мы поставили перед собой цель: показать роль воды в литературе от фольклора до наших дней и воспитательное значение изображения воды на читателей.

Для достижения этой цели определили следующие задачи:

  1. Определить жанры литературы, в которых изображается вода.
  2. Выяснить, какую роль играет вода в каждом конкретном произведении.
  3. Выяснить, различается ли изображение воды в зависимости от времени создания произведения.
  4. Показать значение образа воды для читателей.

Уверены, что выбранная нами тема актуальна сейчас. Все жители нашей планеты знают о том, что запасы пресной воды на Земле ограничены. Но не все, к сожалению, соблюдают правила бережного и экономного отношения к воде. Поэтому хочется ещё раз с помощью литературных произведений напомнить землянам о ценности, особенностях и возможностях воды, о том, что человек и вода едины. Тем более, что многие школьники с возрастом забывают о значении месте и роли воды в литературных произведениях. Это показал и наш опрос: пятиклассники быстрее и больше назвали произведений (конечно, сказок), в которых встречается вода, а вот девятиклассники делали это гораздо медленнее. В результате оказалось, что с водой у ребят ассоциируются следующие сказки: «О рыбаке и золотой рыбке» А.С.Пушкина (74 %), «Гуси-лебеди» (67 %), «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» (49 %) «Русалочка» Г.Х.Андерсена (26 %), «Летучий корабль» (11 %). Причём последние две сказки ребят называли на основе мультфильмов. Значит, очень важно напомнить школьникам о роли воды, которая ценилась очень высоко с древних лет. Поэтому видна и практическая ценность моей работы.

  1. Живая вода
  1. Вода в малых жанрах фольклора

Как много сказано о воде! Уже наши давние предки посвящали ей пословицы, песни, загадки. Пословицы, выражая народную мудрость, не только украшают нашу речь, но и учат бережному отношению к природе, в том числе и к воде. Вслушайтесь в них: «Лес да вода поле красят», «Апрельские ручьи воду будят», «Хлеб да вода – богатырская еда», «Вода путь найдёт», «Глубокая вода не мутится» .

Немало у русского народа и крылатых выражений (фразеологизмов) о воде. (Кстати, крылатыми их назвал Гомер, потому что из уст говорящего они как бы летят к уху слушающего.) Каждое их них можно заменить нейтральным синонимом, понятным всем, но не таким ярким и образным, как крылатое слово. Например, «Как в воду глядел» - как будто заранее знал; «Воду решетом носить» - заниматься бесполезным делом; «Воды в рот набрал» - молчит; «Воды не замутит» - смирный человек; «Из воды сухим выйдет» - останется безнаказанным; «Лить воду на чью-нибудь мельницу» - действовать в чью-нибудь пользу; «Водой не разольёшь» - очень дружные; «Вывести на чистую воду» - раскрыть чьи-нибудь тёмные дела и др. .

А как точно и тонко подчёркиваются свойства и особенности воды в загадках!

Чего в гору не выкатить,

В решете не унести

И в руках не удержать? (Вода)

Без ног ходит, без рта глотает. (Река)

Зимой скрываюсь,

Весной появляюсь,

Летом веселюсь,

Осенью спать ложусь. (Река) .

А вот современная загадка:

Если руки ваши в ваксе,

Если на нос сели кляксы,

Кто тогда нам первый друг,

Снимет грязь с лица и рук?

Без чего не может мама

Ни готовить, ни стирать,

Без чего, мы скажем прямо,

Человеку умирать?

Чтобы лился дождик с неба,

Чтоб росли колосья хлеба,

Чтобы плыли корабли –

Жить нельзя нам без… (воды).

Думаю, все заметили, что в дошедших до нас через столетия пословицах и загадках подчёркивается то, что вода – часть природы, а в более современной приведённой загадке – практическая значимость воды.

  1. Вода в сказках

Одним из самых моих любимых жанров литературы являются сказки. Вот где у воды часто главная роль, вот где она царствует как герой произведения. Многие из русских народных сказок начинаются с одинакового зачина: «На море-океане, на острове Буяне…». В сказках вода встречается в различных образах: реки, моря, дождя, воды живой и мёртвой. В сказках у воды важная роль: она то представляет собой грозную стихию, а то, наоборот, помогает героям произведения. Мы понаблюдали за ролью воды в нескольких народных и авторских сказках.

Так, в народной сказке «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» вода наказывает героя: «Не послушался Иванушка и напился из козьего копытца. Напился и стал козлёночком».

В другой не менее известной сказке, «Гуси-лебеди», девочке помогает молочная река:

«– Речка-матушка, спрячь меня!

– Выпей моего молочка!

Нечего делать, выпила. Речка ее посадила под бережок, гуси пролетели».

Из «Сказки о волшебной водице» узнаём, что вода может мирить людей: «И с тех пор перестали они ссориться и стали жить, как в молодые годы. А всё потому, что как только старик начнёт кричать, старуха сейчас за волшебную водицу. Вот сила–то в ней какая!»

Именно в народных сказках впервые встретили мы воду живую и мёртвую, поэтому необходимо хотя бы кратко остановиться на этих понятиях.

«Живая вода (сильная или богатырская) в народных сказках всех индоевропейских народов является символом весеннего дождя, который воскрешает землю от зимнего сна. Она возвращает мёртвым жизнь и слепым зрение. Различие мёртвой и живой воды является только в славянских сказках и не повторяется нигде. Мёртвая вода называется иногда целительной: она заживляет нанесённые раны, сращивает рассечённые части мёртвого тела, но ещё не воскрешает его, только окропление живой водой возвращает ему жизнь. По Афанасьеву, мёртвая вода – это первый весенний дождь, сгоняющий с полей льды и снега и как бы стягивающий рассечённые части матушки-земли, а следующие за ним дожди дают ей зелень и цветы» .

В сказке «Иван-царевич и Серый волк» вода помогает воскресить главного героя: «Серый волк спрыснул мертвой водой раны Ивану–царевичу, раны зажили; спрыснул его живой водой – Иван-царевич ожил».

В авторских сказках вода получает продолжение. Например, в «Руслане и Людмиле» А.С.Пушкина главному герою помогает чародей-старик, который сопровождает Руслана во всех его приключениях, он же омывает раны мёртвой водой и оживляет витязя живой. Этот сюжетный элемент А.Пушкин позаимствовал из народных сказок.

В немой глуши степей горючих
За дальней цепью диких гор,
Жилища ветров, бурь гремучих,
Куда и ведьмы смелый взор
Проникнуть в поздний час боится,
Долина чудная таится,
И в той долине два ключа:
Один течет волной живою,
По камням весело журча,
Тот льется мертвою водою;
Кругом всё тихо, ветры спят,
Прохлада вешняя не веет,
Столетни сосны не шумят,
Не вьются птицы, лань не смеет
В жар летний пить из тайных вод;
Чета духов с начала мира,
Безмолвная на лоне мира,
Дремучий берег стережет...
С двумя кувшинами пустыми
Предстал отшельник перед ними;
Прервали духи давний сон
И удалились страха полны.
Склонившись, погружает он
Сосуды в девственные волны;
Наполнил, в воздухе пропал
И очутился в два мгновенья
В долине, где Руслан лежал
В крови, безгласный, без движенья;
И стал над рыцарем старик,
И вспрыснул мертвою водою,
И раны засияли вмиг,
И труп чудесной красотою
Процвел; тогда водой живою
Героя старец окропил,
И бодрый, полный новых сил,
Трепеща жизнью молодою,
Встает Руслан, на ясный день
Очами жадными взирает… .

А из сказки Петра Ершова «Конёк-горбунок» мы узнаём, что вода может омолодить и сделать красивым:

Вот конек хвостом махнул,

В те котлы мордой макнул,

На Ивана дважды прыснул,

Громким посвистом присвистнул.

На конька Иван взглянул

И в котел тотчас нырнул,

Тут в другой, там в третий тоже.

И такой он стал пригожий,

Что ни в сказке не сказать,

Ни пером не написать!

Вот он в платье нарядился,

Царь-девице поклонился,

Осмотрелся, подбодрясь, .

С важным видом, будто князь.

Вода помогает героям А.С.Пушкина в «Сказке о царе Салтане». Когда мать и ребёнка – жертв клеветы – поместили в бочку и бросили в море, море пожалело их и выбросило на берег:

"Ты, волна моя, волна!

Ты гуллива и вольна;

Плещешь ты, куда захочешь,

Ты морские камни точишь,

Топишь берег ты земли,

Подымаешь корабли -

Не губи ты нашу душу:

Выплесни ты нас на сушу!"

И послушалась волна:

Тут же на берег она

Бочку вынесла легонько

И отхлынула тихонько». .

А в сказке Г.Х.Андерсена «Русалочка» вода, море – дом главной героини, и только там она чувствует себя счастливой: «Далеко в море вода синяя- синяя, как лепестки самых красивых васильков, и прозрачная-прозрачная, как самое чистое стекло, только очень глубока, так глубока, что никакого якорного каната не хватит».

В другой сказке Андерсена «Гадкий утёнок» для главного героя вода также играет большую роль в судьбе: «И он опустился на воду и поплыл навстречу прекрасным лебедем, который, увидев его, тоже поплыли к нему…» Вода помогла ему, так как благодаря отражению в озере он увидел не Гадкого утенка, а прекрасного лебедя. Это спасло ему жизнь.

Таким образом, из всего сказанного выше можно сделать вывод о том, что тема и образ воды занимает в сказках огромное место. В них она живое существо, которое положительным героям помогает, а отрицательных наказывает.

  1. Вода в литературе ХХ века

Поэты и писатели ХХ века тоже посвятили воде немало строк, сделали её героиней многих произведений. Среди писателей, создавших лучшие произведения о Родине и её богатствах, безусловно, выделяется К.Г.Паустовский. Я пока мало знаком с его творчеством, но мне уже известна его повесть «Мещёрская сторона».

В ней К.Паустовский написал о лесных реках и каналах «о двух речушках – Солотче и Пре, текущих на юг через леса, болота и гари. Солотча – извилистая и неглубокая река. В её бочагах стоят под берегами стаи язей. Вода в Солотче красного цвета. Такую воду крестьяне зовут «суровой». Пра течет из озер северной Мещоры в Оку. Деревень по берегам очень мало. В старое время на Пре, в дремучих лесах, селились раскольники. Кроме рек, в Мещорском крае много каналов. Еще при Александре II генерал Жилинский решил осушить мещорские болота и создать под Москвой большие земли для колонизации… Сейчас каналы эти заглохли и заросли болотными травами. В них гнездятся утки, живут ленивые лини и верткие вьюны. Каналы эти очень живописны. Они уходят в глубь лесов. Заросли свисают над водой темными арками. Кажется, что каждый канал ведет в таинственные места» .

Читаешь такие строки и чувствуешь, что автор не только хорошо знает эти места, но и любит их беззаветно. И это не случайно. Мещёрский край – последняя любовь К.Паустовского. Посвящая ему целую россыпь изумительно поэтичных, даже музыкальных, рассказов, писатель напоминает нам, что мы должны беречь наш мир, эту прекрасную землю.

По совету учителя литературы я прочитал недавно рассказ Е.Носова «Кукла» и был просто потрясён. Повествование начинается с описания любимых мест рассказчика: «Денно и нощно урчат, булькают и всхлипывают воронки…», «Ночью у омута и вовсе не по себе, когда вдруг гулко, тяжко обрушится подмытый берег и полоснёт по всей воде плоским хвостом, будто доской, поднявшийся из ямы матёрый хозяин-сом…» .

И вот через несколько лет рассказчик снова оказывается в тех же местах. Что теперь видит он? «Поехал и не узнал реки. Русло сузилось, затравенело, чистые пески на излучинах затянуло дурнишником и жёстким белокопытником, объявилось много незнакомых мелей и кос. …всё язевое приволье ощетинилось кугой и пиками стрелолиста, а всюду, где пока свободно от трав, прёт чёрная донная тина, раздобревшая от избытка удобрений, сносимых дождями с полей… Там, где когда-то страшно крутило и водоворотило, горбом выпер грязный серый меляк, похожий на большую околевшую рыбину» .

Какая огромная разница между двумя зарисовками реки! Если в первой светлые, по-летнему яркие краски вызывают чувство тепла, радости, то во второй – краски мрачные, грязные. Ясные и открытые дали сменились другими картинами: «русло сузилось», «чистые пески затянуло». Причину обмеления реки, изменений в природе Е.Носов видит в бездумном хозяйствовании, использовании большого количества химикатов.

Самое же страшное, по мнению автора, состоит в том, что в людях растёт безразличное отношение друг к другу, жестокость по отношению к природе. Изменить ситуацию ещё можно, если каждый задумается над ней, будет работать над собой, бережно относиться к земному богатству. И ещё об одном заставляет задуматься рассказ Е.Носова. Пожалуй, в ХХ веке меняет своё значение и словосочетание «мёртвая вода». Никак уже она не представляется жидкостью, которая способна заживить раны или срастить расчленённые части тела. Теперь слово «мёртвая» воспринимается в прямом своём значении по отношению к воде, т.е., по словарю С.И.Ожегова, «1.Умерший, лишённый жизни. 2.Лишённый жизненности, оживления. 3.Бесплодный, бесполезный» .

Когда я читал начало рассказа Е.Носова, то во втором описании реки узнавал наш родной Кутулук. Такое же мелководье с грязью и тиной, такие же берега, заросшие сорной травой и кустами, да ещё горы мусора, сброшенные сюда некоторыми жителями нашего села или оставленные любителями отдохнуть на природе. Конечно, есть среди кротовчан и те, кто к реке относится бережно; конечно, её берега регулярно очищают (в том числе и мы, школьники). Но пока среди нас живут жестокие, бессердечные люди, не понимающие, что вредят самим себе, когда губят реку, мы будем слышать «вздох речной воды». Именно об этом стихотворение учителя нашей школы Борисенко Н.П.

Ещё апрель не начался,

А лёд на речке поднялся.

И скоро-скоро понесёт

Она прозрачный хрупкий лёд.

А по пологим берегам

Весна навстречу выйдет к нам.

И рада ей моя река:

Она наполнит берега,

Напомнит плеском волн весна

Её былые времена,

Когда с хрустальных берегов

Смотрелась в речку синь кустов,

Когда под вечер соловей

Пел о любви реке моей…

Пройдёт весна, спадёт вода –

Не будет радости следа.

На мелководье – тина, ил,

На берегах лишь хлам один.

И слышен вздох речной воды –

Так ждут печалей, ждут беды…

К сожалению, такими страшными и грустными произведениями всё пополняется и пополняется современная литература. Их авторами становятся и школьники, участвующие в конкурсах экологических сказок и стихов. А героем таких произведений часто выступает вода.

  1. Результаты наблюдений

Проведя наблюдения над текстами различных произведений, мы сделали несколько важных выводов :

  1. Вода изображается в разных жанрах литературы: пословицах и поговорках, загадках и песнях, рассказах, повестях, стихах и поэмах.
  2. В каждом жанре вода выполняет особую роль, чаще всего помогает человеку или наказывает его.
  3. Изображение воды в произведениях литературы ХХ века обретает новую направленность – экологическую.
  4. Тема и образ воды в литературе важны для читателя, т.к. помогают формировать нетерпимое отношение к загрязнению и уничтожению воды.
  1. Заключение

Заканчивая наблюдение за темой воды в литературе, мы делаем главный вывод: произведения, на страницах которых изображается вода, - лучшие воспитатели, способные убедить человека в том, что вода – это жизнь, что сохранение жизни на Земле зависит от сохранности воды. А значит, мы и в ответе за эту жизнь. Остаётся только спросить себя: а правильно ли ты используешь то, что дано природой, не растрачиваешь ли впустую драгоценный «сок жизни», что ты сделал для того, чтобы вода перестала быть мёртвой в прямом значении этого слова? Истина, сокрытая в литературе с древних лет и до наших дней, осветляет память и мысли, заставляет посмотреть на такую привычную воду другими глазами. И невольно вспоминается стихотворение, на которое случайно наткнулся на сайте Наиля Бигеева и которое уже не выходит из головы:

Родилась мирным родником
Или грозой гремучей.
Растёт проворным ручейком
Потом рекой могучей.

Несёт богатство, доброту.
Нет сил её предела,
И корабли её в порту,
Уставшие от дела

Стоят, задумавшись о том,
Как сделать жизнь краше,
Что с нами сбудется потом
И что с Землёю нашей.

А сколько рыбы в ней живёт
Красивой, но молчащей,
Как мыслей пламенных полёт,
Прекрасное таящих.

И с ней по жизни на века,
Заросшие, крутые,
Идут родные берега
Побитые, стальные.

Она ласкает их всегда
За верность их и силу.
Им не изменит никогда
И вечно будет милой.

Родившись чистым родником
Или грозой гремучей,
Уйдёт неслышно так - тайком
А после станет тучей.

Мне - тяжело её понять
Она ведь так текуча…
То лёд, то пар, а то опять
Красива и могуча.

И всё ж какой бы ни была,
Её мы любим страстно.
Она живое родила,
Ругать её напрасно.

Список литературы

Фольклор народов России. В 2 т. Т.1: М.: Дрофа, 2002..

Фразеологический словарь русского языка под ред. А.И.Молоткова. – М., 1967.

Фольклор народов России. В 2 т. Т.2: М.: Дрофа, 2002.

Иллюстрированный энциклопедический словарь Ф.Брокгауза и Ефрона. – М., 2007, с. 207

Пушкин А.С. Руслан и Людмила.

Ершов П.И. Конёк-горбунок.

Пушкин А.С. Сказка о царе Салтане.

Паустовский К.Г. Мещёрская сторона.

Носов Е.И. Кукла / Литература. 7 класс. Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. Ч.2/ Авт.-сост. В.Я.Коровина, М., 2003, с.158.

Там же, с. 159.

Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. – М., 1994, с.347.

www.storybook.ru/russian/

Учебная тема проекта Экологический мониторинг водных объектов. Работу выполнили учащиеся 11 класса Шишкина Настя и Бакулина Маша. Руководитель: учитель русского языка и литературы Филина Надежда Андреевна

Учебная тема проекта Экологический мониторинг водных объектов. Работу выполнили учащиеся 11 класса Шишкина Настя и Бакулина Маша. Руководитель: учитель русского языка и литературы Филина Надежда Андреевна

Объект исследования: литература. Новизна: тема воды в творчестве писателей и поэтов остаётся не до конца исследованной, поэтому не утратила остроты и на сегодняшний день. Гипотеза: вода – это жизнь, Литература – изображение и отражение жизни.

Цель: исследование темы воды в литературе. Задачи: - в рамках проекта оформить и провести тематическую экскурсию «Литература о воде» в школьную библиотеку; - собрать и структурировать информацию из печатных и электронных учебников; - представить результаты исследования в виде электронной презентации.

Ход исследования: - оформили и провели тематическую экскурсию «Литература о воде» в школьную библиотеку; - собрали и структурировали информацию из печатных и электронных учебников; - представили результаты исследования в виде электронной презентации.

Результаты теоретических исследований: Водаассоциация фразеология река человек слезы символ фольклор имя

Вода – река. Первое упоминание в летописи о воде мы находим в "Поучении Владимира Мономаха": "Велика ведь бывает польза от учения книжного… Это ведь реки, напояющие вселенную, это источники мудрости…"

Используя образ реки для сравнения, через сотни лет Л. Толстой напишет: "Люди, как реки: вода во всех одинаковая и везде одна и та же, но каждая река бывает то узкая, то быстрая, то широкая, то тихая, то чистая, то холодная, то мутная, то теплая…"

У Г. Р. Державина особое внимание к воде. В 1807 году поэт создает стихотворение "Водомет" ("Луч шумящий, водометный, Свыше сыплюща роса!. . . Мой последний слышьте вздох"), но самым, наверное, известным, философско-трагическим стало последнее: "Река времен в своем стремленьи Уносит все дела людей…" Эта река времени дотекла от Державина до наших дней, она вечна и неизменна, в отличие от нас.

Вода – человек. В литературе вода помогает нам представить смену времён года (особенно ярко в стихах Ф. И. Тютчева), силу природных явлений, вызывает философские размышления. Эту особенность мы можем выделить у Пушкина, Лермонтова…

Вода-слезы. "Слезы людские…" С чем только они не сравнивались: с дождем, капелью; как только поэтически не назывались, но суть этой соленой влаги не изменялась никогда, оставаясь символом горя, человеческого отчаяния. У М. И. Цветаевой это слезы неразделенной любви брошенной женщины: "И слезы ей – вода, и кровь – вода, – в крови, в слезах умывался!", а у А. Ахматовой – вселенский плач по невинно убиенным, репрессированным

Вода – имя. Марина – морская. Моисей – извлечённый (из воды). Кто создан из камня, кто создан из глины, А я серебрюсь и сверкаю! Мне дело – измена, мне имя – Марина, Я – бренная пена морская… (М. Цветаева)

Вода в фольклоре. В сказках: Многие русские сказки начинает сказочный зачин: "На море – океане, на острове Буяне…«. Ей придаются сказочные, волшебные свойства. Герои в сказках выпивают водицы из лужи и перевоплощаются в животных, умываются ключевой водой и становятся еще краше, кидаются в чан с кипящей водой и молодеют. Вода помогает добрым героям, укрывая их от злых.

Самый известный водный фольклорный персонаж – Русалка. Русалка встречается у А. С. Пушкина "Русалка", у Гоголя в "Майской ночи…" Пришли они в литературу из устного народного творчества, унаследовав основные черты: беззащитность, потребность в любви, верности.

Водяной – хозяин воды, в каждом водоеме свой. Его все ублажают: и рыбаки, и мельники. Водяной – злой дух, но любит только доброе обращение. Внешность отталкивающая: большущие, с длинными пальцами лапы, светящиеся зеленым огнем глаза, хвостат и рогат, весь оброс мхом, обмотан тиной. Правда, сейчас водяным и русалкам туго: реки мелеют, озера высыхают, а в соленой воде океанов им неуютно.

Еще один сказочный персонаж, имеющий отношение к воде, Кикимора. К ней относят болотные черти непослушных дочек сердитых матерей, из которыхто и появляются Кикиморы: существа непослушные, проказливые, способные заморочить кого угодно.

Вода-символ Как правило, во всех легендах и сказаниях озеро – двустороннее зеркало, разделяющее естественный и сверхъестественный миры. Символизм воды как переходного состояния объясняет большое количество мифов, в которых озера разделяют мир живых и мертвых. А чтобы избавиться от нечистой силы, надо брызнуть в нее водой или бросить в водоем

Вода и фразеология. Водой не разольешь кого. Разг. Очень дружны, неразлучны. Возить воду на ком. Разг. Обременять кого – либо тяжёлой, унизительной работой. Из посл. : На сердитых воду возят. Как, будто, словно, точно воды в рот набрал (-ла – ли). Прост. Неодобр. (Будто) дар речи потерял. Воды не замутит. Разг. Одобр. Очень смирный, кроткий, покорный. Ср. : мухи не обидит

Вывод: - оформили и провели тематическую экскурсию «Литература о воде»; - собрали и структурировали информацию из печатных и электронных учебников; - представили результаты исследования в виде электронной презентации.

Гипотеза подтвердилась: Вода – это жизнь. Литература – изображение и отражение жизни.

Информационные ресурсы: http://pushkin. aha. ru/TEXT/map. htm http://www. feb-web. ru/ http://www. geocities. com/Athens/Ithaca /3880/osn. html http://yamal. org/ook/ http://writerstob. narod. ru/ http://mlis. ru/

Спасибо за внимание

Понравилась статья? Поделитесь ей