Контакты

Система оценки качества образования. Внутренняя система оценки качества образования в школе Документирование внутренней системы оценки качества образования оо

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №3» г. Белёва Тульской области

Принято Утверждено

на педагогическом совете приказом директора

МБОУ «СОШ №3» г. Белёва МБОУ «СОШ №3»

Тульской области г. Белёва Тульской области

Протокол №___от «____»_____2015г. №____ от «___»_____2015г.

Директор школы

А.Б. Семенова

Положение

1. Общие положения

1.1. Настоящее Положение (далее Положение) о внутренней системе оценки качества образования в муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении «Средняя общеобразовательная школа №3» г. Белёва Тульской области (далее Учреждение) разработано соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", Федеральным государственным стандартом начального общего образования, утверждённого приказом Министра образования и науки РФ № 373 от 06.10.2009 года.

1.2. Положение о внутренней системе оценки качества образования устанавливает единые требования при проведении внутренней системы оценки качества в Учреждении и регламентирует содержание и порядок проведения процедур контроля и оценки качества образования.

1.3. Положение о внутренней системе оценки качества образования определяет цели, задачи, принципы функционирования системы оценки качества образования в Учреждении, её организационную и функциональную структуру.

1.4. Положение является локальным нормативным актом и подлежит размещению на официальном сайте Учреждения.

1.5.Внутренняя система оценки качества образования является составной частью системы оценки качества образования Учреждения, представляет собой систематическое наблюдение за состоянием образования и динамикой изменений его результатов, условиями осуществления образовательной деятельности, контингентом обучающихся, учебными и внеучебными достижениями обучающихся и служит информационным обеспечением образовательной деятельности.

  • 3. Учебные материалы.
  • 5.1 Принципиальные отличия модульного обучения от других систем
  • 5.2 Исходные научные идеи
  • 5.3 Достоинства модульной системы обучения
  • 33.Портфолио как технология оценивания.
  • 34.Педагогический мониторинг как система.
  • 35.Педагогические измерения в оценивании качества образования.
  • 36.Тестовые технологии в оценивании качества образования.
  • Тема 7. Педагогический тест как средство и объект оценки качества
  • 37.Педагогический тест как средство оценки качества образования.
  • 38.Педагогический тест как объект оценки качества.
  • 39.Проектирование системы базовых тестовых заданий.
  • 40.Экспертиза качества тестовых материалов.
  • Последовательность этапов комплексной экспертизы качества ти.
  • 41.Системы оценивания результатов тестирования.
  • 42.Методы экспертной оценки качества тестовых материалов.
  • Тема 8. Организационно-технологическое обеспечение процедур оценивания
  • 43.Понятие о процедуре оценивания. Виды процедур оценивании.
  • 44.Определение схемы организационно-технологического обеспечения процедуры оценивания.
  • 45.Принципы организации процедур оценивания.
  • 46.Подходы к организации массовых процедур оценивания.
  • 47.Документирование и проектирование процедур оценивания. Документирование системы качества
  • 48.Пути преодоления проблем в организации процедур оценивания в оу.
  • 2) Некорректная интерпретация результатов процедуры
  • Тема 9. Нормативно-организационная база оценки качества образования в образовательном учреждении
  • 49.Документы, регламентирующие формирование систем оценки качества образования
  • 50.Программы развития систем оценивания качества образования. Программа развития региональной системы оценки качества общего и дополнительного образования детей санкт-петербурга на 2008-2010 гг.
  • 51.Положения о проведении внешней (независимой) оценки качества образования.
  • 2. Основные цели, задачи и принципы внешней (независимой) оценки качества начального общего образования в общеобразовательном учреждении
  • 52.Положения о региональной системе оценки качества образования.
  • 53.Положения о муниципальной системе оценки качества образования
  • 54.. Положения о внутренней системе оценки качества образования в образовательном учреждении.
  • 3. Организационная и функциональная структура всоко.
  • 4. Содержание всоко
  • 1. Качество образовательных результатов:
  • 2. Качество реализации образовательного процесса:
  • 3. Качество условий, обеспечивающих образовательный процесс:
  • Тема 10. Проектирование системы оценки качества образования в оу
  • 55.Соко как предмет проектирования. Компоненты соко.
  • 56.Основные принципы проектирования системы оценивания качества образования в оу.
  • 57.Формирование целей, задач, принципов организации и функционирования соко в оу.
  • 4. Основные положения системы оценки качества образования.
  • 5. Система анализа и оценки качества образовании:
  • 58.Модели системы оценки качества образования.
  • 59.Формирование систем оценки образовательных достижений учащихся.
  • 60.Формирование систем оценки достижений педагогов.
  • 4. Базовая идея по реализации модели системы оценки качества образования в общеобразовательном учреждении.
  • 54.. Положения о внутренней системе оценки качества образования в образовательном учреждении.

    Внутренняя система оценки качества образования представляет собой деятельность по информационном уобеспечению управления образовательным учреждением, основанную на систематическом анализе качества реализации образовательного процесса, его ресурсного обеспечения и его результатов. Положение распространяется на деятельность всех педагогических работников образовательного учреждения, осуществляющих профессиональную деятельность в соответствии с трудовым договором, в том числе педагогических работников, работющих по совместительству. Положение распространяется на деятельность всех педагогических работников образовательного учреждения, осуществляющих профессиональную деятельность в соответствии с трудовым договором, в том числе педагогических работников, работющих по совместительству. Внутренняя система оценки качества образования ориентирована на решение следующих задач:

    Оценка качества образования осуществляется посредством:

     Лицензирования;

     Аккредитации;

     Государственной (итоговой) аттестации выпускников;

     Системы внутришкольного контроля;

     Мониторинга качества образования.

    1.7. В качестве источников данных для оценки качества образования используются:

     Образовательная статистика;

     Промежуточная и итоговая аттестация;

     Мониторинговые исследования;

     Социологические опросы;

     Отчеты работников школы;

     Посещение уроков и внеклассных мероприятий

    .2. Основные цели, задачи и принципы внутренней системы оценки качества образования.

    2.1. Внутренняя система оценки качества образования ориентирована на решение следующих задач:

     Систематическое отслеживание и анализ состояния системы образования в образовательном учреждении для принятия обоснованных и своевременных управленческих решений, направленных на повышение качества образовательного процесса и образовательного результата.

     Максимального устранения эффекта неполноты и неточности информации о качестве образования, как на этапе планирования образовательных результатов, так и на этапе оценки эффективности образовательного процесса по достижению соответствующего качества образования.

    2.2. Цели внутренней системы оценки качества образования:

     Формирование единой системы диагностики и контроля состояния образования, обеспечивающей определение факторов и своевременное выявление изменений, влияющих на качество образования в школе;

     Получение объективной информации о функционировании и развитии системы образования в школе, тенденциях его изменения и причинах, влияющих на его уровень;

     Предоставления всем участникам образовательного процесса и общественной достоверной информации о качестве образования;

     Принятие обоснованных и своевременных управленческих решений по совершенствованию образования и повышение уровня информированности потребителей образовательных услуг при принятии таких решений;

     Прогнозирование развития образовательной системы школы.

    2.3. В основу ВСОКО положено следующие принципы:

     Объективности, достоверности, полноты и системности информации о качестве образования;Реалистичности требований, норм и показателей качества образования, их социальной и личностной значимости, учета индивидуальных особенностей развития отдельных обучающихся при оценке результатов их обучения и воспитания;

     Открытости, прозрачности процедур оценки качества образования; преемственности в образовательной политике, интеграции в общероссийскую систему оценки качества образования;

     Доступности информации о состоянии и качестве образования для различных групп потребителей;

     Рефлексивности, реализуемый через включение педагогов в критериальный самоанализ и самооценку своей деятельности с опорой на объективные критерии и показатели; повышение потенциала внутренней оценки, самооценки, самоанализа каждого педагога;

     Оптимальности использования источников первичных данных для определения показателей качества и эффективности образования (с учетом возможности их многократного использования;

     Инструментальности и технологичности используемых показателей (с учетом существующих возможностей сбора данных, методик измерений, анализа и интерпретации данных, подготовленности потребителей к их восприятию);

     Минимизации системы показателей с учетом потребностей разных уровней управления; сопоставимости системы показателей с муниципальными, региональными показателями;

     Взаимного дополнения оценочных процедур, установление между ними взаимосвязей и взаимозависимости;

     Соблюдение морально-этических норм при проведении процедур оценки качества образования в школе.

    Данное положение предусматривает проведение необходимых оценочных процедур, разработку и внедрение модели ВСОКО, обеспечивает оценку, учёт и дальнейшее использование полученных результатов.

    Материал разработала и подготовила

    Ведениктова Екатерина Васильевна

    Заместитель директора по УМР

    МОУ Казачинская СОШ

    Казачинско-Ленского района

    Иркутской области

    ПОЛОЖЕНИЕ

    о внутренней системе оценки качества образования

    муниципального общеобразовательного учреждения

    Казачинская средняя общеобразовательная школа

    1. Общие положения.

    1.1. Положение представляет собой нормативный документ, разработанный в соответствии с «Законом об образовании в Российской Федерации» (статья 28, пункт 3, подпункт 13), на основании которого к компетенции образовательной организации относится обеспечение функционирования внутренней оценки качества образования (далее ВСОКО). Устав и локальные акты обеспечивают нормативно-правовые основания реализации этой системы в соответствии с нормативно-правовыми документами Российской Федерации в сфере образования.

    1.2. Внутренняя система оценки качества образования представляет собой деятельность по информационному обеспечению управления образовательной организацией, основанную на систематическом анализе качества реализации образовательной деятельности, его ресурсного обеспечения и его результатов.

    1.3. Положение распространяется на деятельность всех педагогических работников организации, осуществляющей образовательную деятельность, осуществляющих профессиональную деятельность в соответствии с трудовым договором, в том числе педагогических работников, работающих по совместительству.

    1.4. Организация, осуществляющая образовательную деятельность, обеспечивает проведение необходимых оценочных процедур, разработку и внедрение модели ВСОКО, обеспечивает оценку, учёт и дальнейшее использование полученных результатов.

    1.5. В настоящем положении используются следующие термины:

    Качество образования – комплексная характеристика образовательной деятельности и подготовки учащегося, выражающая степень их соответствия федеральным государственным образовательным стандартам и потребностям физического лица, в интересах которого осуществляется образовательная деятельность, в том числе степень достижения планируемых результатов образовательной программы;

    Качество условий – выполнение санитарно-гигиенических норм организации образовательного процесса; организация питания в школе; реализация мер по обеспечению безопасности обучающихся в организации образовательного процесса.

    Оценка качества образования – определение с помощью диагностических и оценочных процедур степени соответствия ресурсного обеспечения, образовательного процесса, образовательных результатов нормативным требованиям, социальным и личностным ожиданиям.

    Внутренняя система оценки качества образования – целостная система диагностических и оценочных процедур, реализуемых различными субъектами государственно-общественного управления образовательной организацией, которым делегированы отдельные полномочия по оценке качества образования, а также совокупность организационных структур и нормативных правовых материалов, обеспечивающих управление качеством образования.

    Измерение – оценка уровня образовательных достижений с помощью контрольных измерительных материалов в стандартизированной форме, содержание которых соответствует реализуемым образовательным программам.

    Критерий – признак, на основании которого производится оценка, классификация оцениваемого объекта.

    Мониторинг – комплексное аналитическое отслеживание процессов, определяющих количественно-качественные изменения качества образования, результатом которого является установление степени соответствия измеряемых образовательных результатов, условий их достижения и обеспечение общепризнанной, зафиксированной в нормативных документах и локальных актах системе государственно-общественных требований к качеству образования, а также личностным ожиданиям обучающихся.

    Экспертиза – всестороннее изучение и анализ состояния образовательной деятельности, условий и результатов образовательной деятельности.

    1.6. Оценка качества образования осуществляется посредством:

    лицензирования;

    государственной аккредитации;

    государственной (итоговой) аттестации выпускников;

    системы внутришкольного контроля;

    мониторинга качества образования.

    1.7. В качестве источников данных для оценки качества образования используются:

    образовательная статистика;

    промежуточная и итоговая аттестация;

    мониторинговые исследования;

    социологические опросы;

    отчёты работников школы;

    посещение уроков и внеклассных мероприятий

    2. Основные цели, задачи и принципы

    внутренней системы оценки качества образования.

    2.1. Внутренняя система оценки качества образования ориентирована на решение следующих задач:

    Систематическое отслеживание и анализ состояния системы образования в образовательной организации для принятия обоснованных и своевременных управленческих решений, направленных на повышение качества образовательной деятельности и образовательного результата.

    Максимального устранения эффекта неполноты и неточности информации о качестве образования, как на этапе планирования образовательных результатов, так и на этапе оценки эффективности образовательной деятельности по достижению соответствующего качества образования.

    2.2. Цели внутренней системы оценки качества образования:

    Формирование единой системы диагностики и контроля состояния образования, обеспечивающей определение факторов и своевременное выявление изменений, влияющих на качество образования в школе;

    Получение объективной информации о функционировании и развитии системы образования в школе, тенденциях его изменения и причинах, влияющих на его уровень;

    Предоставления всем участникам образовательных отношений и общественной достоверной информации о качестве образования;

    Принятие обоснованных и своевременных управленческих решений по совершенствованию образования и повышение уровня информированности потребителей образовательных услуг при принятии таких решений;

    Прогнозирование развития образовательной системы школы.

    2.3. В основу ВСОКО положено следующие принципы:

    Объективности, достоверности, полноты и системности информации о качестве образования;

    • Реалистичности требований, норм и показателей качества образования, их социальной и личностной значимости, учета индивидуальных особенностей развития отдельных обучающихся при оценке результатов их обучения и воспитания;

    Открытости, прозрачности процедур оценки качества образования; преемственности в образовательной политике, интеграции в общероссийскую систему оценки качества образования;

    Доступности информации о состоянии и качестве образования для различных групп потребителей;

    Рефлексивности, реализуемый через включение педагогов в критериальный самоанализ и самооценку своей деятельности с опорой на объективные критерии и показатели; повышение потенциала внутренней оценки, самооценки, самоанализа каждого педагога;

    Оптимальности использования источников первичных данных для определения показателей качества и эффективности образования (с учетом возможности их многократного использования;

    Инструментальности и технологичности используемых показателей (с учетом существующих возможностей сбора данных, методик измерений, анализа и интерпретации данных, подготовленности потребителей к их восприятию);

    Минимизации системы показателей с учетом потребностей разных уровней управления; сопоставимости системы показателей с муниципальными, региональными показателями;

    Взаимного дополнения оценочных процедур, установление между ними взаимосвязей и взаимозависимости;

    Соблюдение морально-этических норм при проведении процедур оценки качества образования в школе

    3. Порядок организации ВСОКО

    3.1. Ключевыми направлениями ВСОКО по уровням общего образования за текущий учебный год:

    условия реализации образовательных программ;

    достижение учащимися результатов освоения образовательных программ.

    3.2. Качество образовательной деятельности, качество условий и качество результата определяют логическую структуру ВСОКО, состав лиц, привлекаемых к оценке качества образования, график оценочных процедур (система мониторинга).

    3.3. Внутренняя система оценки качества образования осуществляется применительно к результатам освоения учащимися и условиям реализации образовательной программы соответствующего уровня общего образования и включает:

    стартовую оценку, необходимую для проектирования и (или) коррекции целевого раздела ООП, самооценки соответствия содержания образования обязательным требованиям, разработки «дорожной карты» условий реализации ООП;

    контрольную оценку по итогам реализации ООП и выполнения «дорожной карты»;

    рубежный мониторинг.

    3.4. Стартовая оценка проводится на этапе проектирования и (или) коррекции ООП каждого из уровней основного общего образования и не предполагает оценку результатов.

    3.5. Контрольная оценка проводится по итогам освоения/ реализации ООП за текущий учебный год и включает оценку:

    эффективности реализованной / освоенной ООП;

    выполнения «дорожной карты»;

    достижений учащимися планируемых результатов.

    2.6. Рубежный мониторинг выполнения мероприятий отдельных подпрограмм/ компонентов ООП и анализ результатов промежуточной аттестации проводится с целью определения эффективности освоения / реализации ООП.

    4. Организационная и функциональная структура ВСОКО

    4.1. Организационная структура, занимающаяся внутришкольной оценкой, экспертизой качества образования и интерпретацией полученных результатов, включает в себя: администрацию школы, педагогический совет, методический совет, методические объединения учителей-предметников, временные консилиумы (педагогический консилиум, временные творческие и (или) рабочие группы и т.д.).

    4.2. Администрация школы:

    Формирует блок локальных актов, регулирующих функционирование ВСОКО школы и приложений к ним, утверждает приказом директора школы и контролирует их выполнение;

    Разрабатывает мероприятия и готовит предложения, направленные на совершенствование системы оценки качества образования школы, участвует в этих мероприятиях;

    Обеспечивает на основе образовательной программы проведение в школе контрольно-оценочных процедур, мониторинговых, социологических и статистических исследований по вопросам качества образования;

    Организует систему оценки качества образования, осуществляет сбор, обработку, хранение и предоставление информации о состоянии и динамике развития; анализирует результаты оценки качества образования на уровне школы;

    Организует изучение информационных запросов основных пользователей системы оценки качества образования;

    Обеспечивает условия для подготовки работников школы по осуществлению контрольно-оценочных процедур;

    Обеспечивает предоставление информации о качестве образования на муниципальный и региональный уровни системы оценки качества образования; формирует информационно-аналитические материалы по результатам оценки качества образования (анализ работы школы за учебный год, публичный доклад и т.д.);

    Принимает управленческие решения по развитию качества образования на основе анализа результатов, полученных в процессе реализации ВСОКО.

    4.3. Педагогический совет:

    Содействует определению стратегических направлений развития системы образования в школе;

    Принимает участие в формировании информационных запросов основных пользователей системы оценки качества образования школы;

    Принимает участие в обсуждении системы показателей, характеризующих состояние и динамику развития системы образования;

    Принимает участие в экспертизе качества образовательных результатов, условий организации образовательной деятельности в школе;

    Участие в оценке качества и результативности труда работников школы;

    Содействует организации работы по повышению квалификации педагогических работников, развитию их творческих инициатив;

    Принимает участие в обсуждении системы показателей, характеризующих состояние и динамику развития системы образования в школе;

    Принимает решение о перечне учебных предметов, выносимых на промежуточную аттестацию.

    4.4. Методический совет и методические объединения учителей-предметников:

    Участвуют в разработке методики оценки качества образования; участвуют в разработке системы показателей, характеризующих состояние и динамику развития школы;

    Участвуют в разработке критериев оценки результативности профессиональной деятельности педагогов школы;

    Содействуют проведению подготовки работников школы по осуществлению контрольно-оценочных процедур;

    Проводят экспертизу организации, содержания и результатов аттестации учащихся и формируют предложения по их совершенствованию;

    Готовят предложения для администрации по выработке управленческих решений по результатам оценки качества образования на уровне школы.

    5. Оценка содержания образования и образовательной деятельности

    5.2. Оценку содержания образования осуществляют заместители директора по воспитательной и учебно-воспитательной работе, педагогический совет на основании параметров и измерителей, разработанных в ОО.

    5.3. В рамках содержания образования оценке подвергаются:

    5.3.1. Для классов ОО, обучающихся в соответствии с ФКГОС:

    соответствие структуры и содержания учебного плана структуре и содержанию базисного учебного плана 2004 г.;

    наличие учебных планов для учащихся, осваивающих ООП по индивидуальному учебному плану;

    наличие материалов, подтверждающих учет в учебном плане образовательных потребностей и запросов учащихся и (или) их родителей (законных представителей) при формировании компонента ОО;

    наличие рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин по всем предметам, курсам, дисциплинам (модулям) учебного плана;

    соответствие содержания рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин по всем предметам, курсам, дисциплинам требованиям ФКГОС;

    наличие программ воспитательной направленности;

    наличие плана-графика внеурочной деятельности в рамках ООП;

    наличие рабочих программ и др. документации по направлениям внеурочной деятельности, соответствие содержания заявленному направлению;

    реализация в полном объеме содержания программного материала по направлениям внеурочной деятельности;

    наличие адаптированных образовательных программ;

    наличие учебных планов для учащихся, осваивающих ООП в очной, очно-заочной и заочной формах обучения; по индивидуальному учебному плану (согласно образовательным потребностям и возможностям учащихся).

    5.3.2. Для классов, обучающихся в соответствии с ФГОС НОО, ООО, СОО:

    соответствие структуры ООП требованиям соответствующего ФГОС (ФГОС НОО, ФГОС ООО, ФГОС СОО);

    учет в ООП специфики и традиций образовательной организации, социального запроса потребителей образовательных услуг;

    наличие в учебном плане обязательных предметных областей и учебных предметов соответствующего ФГОС (ФГОС НОО, ФГОС ООО, ФГОС СОО);

    соответствие объема часов за определенный период обучения согласно требованиям соответствующего ФГОС (ФГОС НОО, ФГОС ООО, ФГОС СОО) и учебного плана ОО по уровням образования;

    наличие материалов, подтверждающих учет в учебном плане образовательных потребностей и запросов учащихся и (или) их родителей (законных представителей) при определении части, формируемой участниками образовательных отношений;

    наличие рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин по всем предметам учебного плана, их соответствие требованиям соответствующего ФГОС;

    реализация в полном объеме содержания программного материала по учебному(ым) предмету(ам), курсу(ам), дисциплине(ам) (выполнение рабочих программ);

    наличие программы формирования и развития УУД;

    наличие программы духовно-нравственного развития учащихся (для начального общего образования);

    наличие программы социализации и воспитания учащихся (для основного общего образования);

    наличие плана внеурочной деятельности в рамках ООП, его обеспеченность рабочими программами и др. документации по направлениям внеурочной деятельности, соответствие содержания заявленному направлению;

    реализация в полном объеме содержания программного материала по направлениям внеурочной деятельности.

    5.4. Оценка образовательной деятельности осуществляется по следующим показателям:

    5.4.1. Общая численность учащихся, осваивающих основную образовательную программу, в том числе:

    начального общего образования;

    основного общего образования;

    среднего общего образования.

    5.4.2. Предоставляемые формы получения образования; количество учащихся получающих образование по каждой из форм:

    очно-заочная;

    5.4.3. Предоставляемые формы реализации ООП по уровням общего образования, количество учащихся, получающих образование по каждой из форм:

    с применением дистанционных образовательных технологий;

    с применением электронного обучения;

    обучение на дому по индивидуальному плану.

    6. Оценка условий реализации основной образовательной программы

    6.1. Оценку условий реализации основной образовательной программы по уровням общего образования проводит заместитель директора по УВР, заведующая библиотекой при содействии заместителя директора по АХР по параметрам и измерителям, разработанных в ОО.

    6.2. Оценка условий реализации ООП (по уровням общего образования) включает анализ:

    кадрового обеспечения;

    материально-технического оснащения;

    качества информационно-образовательной среды;

    учебно-методического обеспечения;

    библиотечно-информационных ресурсов.

    6.3. Оценка условий реализации ООП (по уровням общего образования) проводится на этапе ее проектирования / коррекции с целью определения фактических условий и разработки «дорожной карты».

    7. Оценка результатов реализации ООП

    7.1. Оценка результатов реализации ООП, в части, соответствующих ФКГОС:

    7.1.1. В период поэтапного перехода на ФГОС общего образования (по уровням), в отношении учащихся, осваивающих ООП, соответствующих ФКГОС, оценке подвергаются только предметные образовательные результаты.

    7.1.2. Оценка предметных результатов по указанной группе учащихся проводится в следующих формах:

    промежуточная аттестация;

    7.2. Оценка результатов реализации ООП, в части, соответствующих ФГОС:

    7.2.1. Оценка достижения предметных результатов освоения ООП в соответствии с ФГОС НОО, ФГОС ООО, ФГОС СОО проводится в следующих формах:

    промежуточная аттестация;

    накопительная оценка индивидуальных образовательных достижений учащихся (с использованием технологии портфолио);

    итоговая аттестация учащихся на институциональном уровне (по предметам, не выходящим на ГИА (предметы по выбору);

    анализ результатов государственной итоговой аттестации.

    7.2.2. Оценка достижения метапредметных результатов освоения ООП в соответствии с ФГОС НОО, ФГОС ООО, ФГОС СОО проводится в следующих формах:

    комплексная контрольная работа;

    экспертное заключение по результатам выполнения учащимися группового проекта.

    7.2.3. КИМы для оценки достижения учащимися метапредметных результатов освоения ООП соответствующего уровня разрабатываются на основе материалов КИМ федерального уровня.

    7.2.4. Фиксация данных по оценке метапредметных результатов проводится согласно параметрам и индикаторам Программ психолого-педагогического сопровождения реализации ФГОС НОО и ФГОС ООО.

    7.2.5. Оценка достижения личностных результатов освоения учащимися ООП в соответствии с ФГОС НОО, ФГОС ООО, ФГОС СОО проводится косвенно, посредством неперсонифицированных мониторингов, осуществляемых психологом или иным лицом, имеющими соответствующие полномочия, а также посредством статистического учета индивидуальных достижений учащихся в мероприятиях программ воспитательной направленности.

    7.2.6. Оценка личностных результатов встраивается в программы воспитательной направленности, разработанные в соответствии с реализуемым образовательным стандартом.

    7.2.7. Фиксация данных по оценке личностных результатов проводится согласно параметрам и индикаторам Программ психолого-педагогического сопровождения реализации ФГОС НОО и ФГОС ООО.

    7.3. Текущий контроль успеваемости и промежуточная аттестация учащихся:

    организуются и проводятся в МОУ Казачинская СОШ согласно Положению о формах, периодичности и порядке проведения текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации учащихся;

    с планируемыми результатами освоения основной образовательной программы соответствующего уровня общего образования.

    7.4. В рамках текущего контроля как контроля формирующего проводится оценка запланированных рабочими программами педагогов результатов образования: предметных и (или) метапредметных - в зависимости от реализуемой ООП.

    Приложение 1.

    К Положению о внутренней

    системе оценки качества

    образования в МОУ Казачинская СОШ

    Объекты оценки качества образования.

    Объект

    оценки

    Показатели

    Методы оценки

    Ответственный

    Сроки

    I. Качество образовательных результатов

    Предметные результаты

    доля неуспевающих;

    доля обучающихся на «4» и «5»; средний процент выполнения заданий административных контрольных работ;

    доля обучающихся 9, 11х классов, преодолевших минимальный порог при сдаче государственной аттестации по предметам русский язык и математика;

    доля обучающихся 9,11х классов, получивших аттестат;

    средний балла по предметам русский язык и математика по результатам государственной аттестации;

    доля обучающихся 9,11х классов, получивших аттестат особого образца;

    доля обучающихся, выполнивших 2/3 предложенных заданий при проведении текущего и итогового контроля в переводных классах.

    Промежуточный и итоговый контроль; мониторинг; анализ результатов итоговой аттестации

    Зам по УВР

    по итогам четверти, полугодия, учебного года

    Метапредметные результаты

    Уровень освоения планируемых метапредметных результатов в соответствии с перечнем из образовательной программы ОУ (высокий, средний, низкий). Динамика результатов

    Промежуточный и итоговый контроль

    Анализ урочной и внеурочной деятельности

    в соответствии с планом ВШК мониторинга

    Личностные результаты

    Уровень сформированности планируемых личностных результатов в соответствии с перечнем из образовательной программы ОУ (высокий, средний, низкий).

    Динамика результатов

    Мониторинговое исследование Анализ урочной и внеурочной деятельности

    Классный руководитель, Зам по ВР

    в соответствии с планом ВШК мониторинга

    Здоровье обучающихся

    Уровень физической подготовленности обучающихся

    доля обучающихся по группам здоровья

    Доля обучающихся, которые занимаются спортом.

    Процент пропусков уроков по болезни.

    Мониторинговое исследование

    Наблюдение

    Классный руководитель, медработник

    1 раз в полугодие

    1 раз в месяц

    Достижения обучающихся на конкурсах, соревнованиях, олимпиадах

    Доля обучающихся, участвовавших в конкурсах, олимпиадах по предметам на уровне: школа, город, область и т.д.

    Доля победителей (призеров) на уровне: школа, район, область и т.д. Доля обучающихся, участвовавших в спортивных соревнованиях на уровне: школа, город, область и т.д. Доля победителей спортивных соревнований на уровне: школа, район, область и т.д.

    Наблюдение

    Классный руководитель

    Зам по ВР

    в соответствии с планом ВШК мониторинга

    Удовлетворённость родителей качеством образовательных результатов

    Доля родителей, положительно высказавшихся по вопросам качества образовательных результатов

    анкетирование

    Классный руководитель, Зам по ВР

    Конец учебного года

    Профессиональное самоопределение

    Доля обучающихся 9го класса, сформировавших профплан

    Доля выпускников 9,11го класса поступивших в УПО на бюджетную форму обучения

    Классный руководитель, Зам по ВР

    Конец учебного года

    II . Качество реализации образовательного процесса

    Основные образовательные программы

    Соответствие образовательной программы (ФК ГОС) ФГОС:

    соответствует структуре ООП

    содержит планируемые результаты, систему оценки, программу формирования (ОУУН)УУД, программы отдельных предметов, воспитательные программы, учебный план урочной и внеурочной деятельности.

    Отражает в полном объеме идеологию ФГОС(ФК ГОС.

    Экспертиза

    Директор

    два раза в год, в соответствии с планом ВШК

    Рабочие программы по предметам

    Соответствие ФГОС(ФК ГОС)

    Соответствие ООП

    Соответствие учебному плану школы

    экспертиза

    Директор

    Программы внеурочной деятельности

    Соответствие ФГОС(ФК ГОС)

    Соответствие запросам со стороны родителей и обучающихся.

    Доля обучающихся, занимающихся по программам внеурочной деятельности

    Экспертиза

    Анкетирование

    Мониторинг

    директор

    два раза в год,

    Реализация учебных планов и рабочих программ

    Соответствие учебных планов и рабочих программ ФГОС(ФК ГОС)

    Процент выполнения

    Экспертиза

    итоговый контроль

    Директор

    один раз в год, в соответствии с планом ВШК и мониторинга

    Качество уроков и индивидуальной работы с обучающимися

    Соответствие уроков требованиям ФГОС(ФК ГОС): реализация системно-деятельностного подхода; деятельность по формированию УУД; и т.д.

    Экспертиза, наблюдение

    Директор

    В течение года

    Качество внеурочной деятельности (включая классное руководство);

    Соответствие уроков требованиям ФГОС реализация системно-деятельностного подхода; деятельность по формированию УУД; и т.д.

    Анкетирование

    наблюдение

    Директор

    В течение года

    Удовлетворённость учеников и их родителей уроками и условиями в школе

    Доля учеников и их родителей (законных представителей) каждогокласса , положительно высказавшихся покаждому предмету и отдельно о различных видах условий жизнедеятельности школы

    Анкетирование

    1 раз в год

    Организация занятости обучающихся

    Доля обучающихся, посещающих кружки, секции и т.д. во внеурочное время

    Доля обучающихся, принявших участие в мероприятиях, организованных во время каникул

    Экспертиза

    В соответствии с планом ВШК и мониторинга

    III . Качество условий, обеспечивающих образовательный процесс

    Материально-техническое обеспечение

    Соответствие материально-технического обеспечения требованиям ФГОС

    Экспертиза

    Директор

    2 раза в год

    Информационно-развивающая среда

    Соответствие информационно-методических условий требованиям ФГОС

    Обеспеченность обучающихся учебной литературой

    Соответствие школьного сайта требованиям

    Экспертиза

    Директор

    2 раза в год

    Санитарно-гигиенические и эстетические условия

    Выполнение требований СанПин при организации УВП

    Доля учеников и родителей, положительно высказавшихся о санитарно-гигиенических и эстетических условиях в школе

    Результаты проверки Роспотребнадзора

    контроль

    Анкетирование

    В соответствии с планом ВШК и мониторинга

    Организация питания

    Охват горячим питанием

    Доля учеников, родителей и педагогов, высказавшихся об организации горячего питания

    Мониторинг

    анкетирование, опрос

    1 раз в триместр

    1 раз в год

    Психологический климат в образовательном учреждении

    Доля обучающихся, эмоциональное состояние которых, соответствует норме.

    Доля учеников, родителей и педагогов, высказавшихся о психологическом климате (данные собираются по классам)

    Анкетирование

    Психологи

    в течение года

    Использование социальной сферы микрорайона и города

    Доля учащихся, посетивших учреждения культуры, искусства и т.д.

    Доля обучающихся, занятых ДО

    Доля мероприятий, проведенных с привлечением социальных партнеров, жителей села и т.д.

    Мониторинг

    Конец учебного года

    Кадровое обеспечение

    Укомплектованность педагогическими кадрами, имеющими необходимую квалификацию, по каждому из предметов учебного плана;

    Доля педагогических работников, имеющих квалификационную категорию;

    Доля педагогических работников, прошедших курсы повышения квалификации;

    Доля педагогических работников, получивших поощрения в различных конкурсах, конференциях;

    Доля педагогических работников, имеющих методические разработки, печатные работы, проводящих мастер-классы

    Экспертиза

    Конец учеб. года

    Общественно-государственное управление и стимулирование качества образования.

    Доля обучающихся, участвующих в ученическом самоуправлении.

    Доля родителей, участвующих в работе родительских комитетов, Совета ОУ

    Экспертиза

    Конец учебного года

    Документооборот и нормативно-правовое обеспечение

    Соответствие школьной документации установленным требованиям

    Соответствие требованиям к документообороту.

    Полнота нормативно-правового обеспечения

    Экспертиза

    директор

    В течение года

    В соответствии с содержанием Федерального закона от 29.12.2016 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ» обеспечение качества учебно-воспитательного процесса, под которым следует понимать соответствие знаний учащихся требованиям ФГОС, является одной из значимых обязанностей организации. Внутренняя система оценки качества образования в школе (далее - ВСОКО) - организационная модель, предусматривающая систематическое осуществление сбора и анализа информации о содержании образования, результатах освоения школьниками программных требований, условиях реализации основных и дополнительных образовательных программ с последующим определением проблем и коррекцией недостатков.

    Для ВСОКО характерно:

    • тесная взаимосвязь со школьной системой мониторинга и ВШК (при этом отождествление ВСОКО и ВШК ошибочно);
    • соответствие внешним процедурам оценки качества школьного образования;
    • строгий учет федеральных требований, в частности порядка проведения ОО процедур самообследования.

    Внутренняя система оценки качества образования в школе: главные вопросы

    В соответствии с актуальными нормативными актами разработка и функционирование внутренней системы оценки качества образования в школе относится к компетенциям образовательной организации и является одним из главных направлений управленческой деятельности. Необходимость организации системы ВСОКО обусловлена важностью формирования единой системы оценки состояния общего образования в условиях активного перехода на ФГОС и сохранении значительной разницы в материально-техническом, кадровом, финансовом обеспечении ОО, актуальностью поиска причин, влияющих на качество образовательной деятельности и обуславливающих разницу в полученных результатах, необходимости предоставления информации о качестве образования всем участникам учебно-воспитательного процесса. Более того, в условиях функционирования ВСОКО упрощается принятие своевременных управленческих решений по вопросам совершенствования учебно-воспитательного процесса и повышения уровня удовлетворенности потребителей образовательных услуг, а также гарантируется возможность прогнозирования основных тенденций развития сферы. И хотя в действующих нормативно-правовых актах не представлены единые требования к организации в школе внутренней системы оценки качества образования, необходимость ее разработки в рамках собственного подхода является обязательным условием успешного функционирования учреждения.

    На данный момент сложность формирования внутренней системы оценки качества образования в школе заключается в широком непонимании разницы модулей ВШК и ВСОКО, структурных целей практики комплексного оценивания деятельности, недостаточной осведомленности административного состава о методах реализации данного организационно-управленческого решения и интерпретации результатов. В связи с этим в рамках данной статьи целесообразно выделить ключевые задачи ВСОКО в образовательной организации:

    1. Определение уровня соответствия содержания реализуемых образовательных программ нормативным требованиям и запросам участников учебно-воспитательного процесса.
    2. Гарантия доступности качественного образования всем школьникам, в том числе в рамках инклюзии.
    3. Оценка актуального уровня индивидуальных образовательных достижения обучающихся - предметных, личностных и метапредметных.
    4. Выявление факторов, влияющих на качество учебно-воспитательного процесса.
    5. Обеспечение содействия профессиональному росту педагогов, принимающих участие в мониторинговых проектах и улучшении показателей качества образования в организации.
    6. Определение приоритетных направлений повышения квалификационного уровня учителей, актуализация работы по вопросам аттестационного оценивания и саморазвития.
    7. Разработать рейтинговую систему оценивания педагогического труда и механизма начисления стимулирующих выплат.
    8. Расширение участия родительской общественности в управлении качеством школьного образования в каждом учреждении.

    Организация эффективной структуры ВСОКО в школе предусматривает определение ключевых управленческих функций по направлению, разработку соответствующих локальных актов, назначение ответственных и определение порядок интерпретации и применения результатов проводимого оценивания.

    Положение о внутренней системе оценки качества образования в ОО в 2018-2019 учебном году

    В рамках проекта разработки и внедрения ВСОКО одним из ключевых заданий, которое ставится перед директором организации, является разработка положения о внутренней системе оценки качества образования в школе - локального акта, регламентирующего порядок деятельности по направлению. В данное положение рекомендуется включить следующие содержательные блоки:

    1. Общие положения (нормативное обоснование, расшифровка используемых понятий и аббревиатур).
    2. Организация ВСОКО - короткое описание объектов оценивания и основных контрольно-мониторинговых мероприятий.
    3. Оценка учебных достижений результатов школьников - формы аттестационного оценивания, порядок подачи, учета и интерпретации сводных данных.
    4. Оценка образовательной деятельности - объекты контроля (основные и дополнительные образовательные программы) и критерии их тестирования на соответствие нормативным требованиям.
    5. Оценка условий реализации программного содержания - порядок проведения стартовой оценки, систематические контроль-оценивающие мероприятия.
    6. Мониторинги (список мероприятий и сроки проведения, порядок оформления и презентации результатов).
    7. Документы ВСОКО - описание процедур подготовки и подачи.

    Структура положения о внутренней системе оценки качества образования в ОО в 2018 -2019 учебном году может быть другой (при наличии региональных образцов необходимо ориентироваться на них). Главное - отразить в данном локальном акте особенности используемой модели ВСОКО, принцип распределения обязанностей между работниками, перечень мероприятий, реализация которых предусмотрена в рамках работы по направлению, порядок фиксации результатов, необходимых для принятия коррекционных административных решений.

    Отвечают Елена Губанова , профессор кафедры управления образовательными системами ИСГО МПГУ, доцент, почетный работник высшего профессионального образования, к. п. н., Татьяна Щербакова , замдиректора МБОУ «Средняя школа № 1 им. Героя Советского Союза Б.Н. Емельянова» и Юлия Медведева , главный редактор редакции «Обучение и воспитание. Школа», к. п. н.

    В число обязательных локальных актов, подготовка которых необходима для реализации ВСОКО, входит и график контрольных мероприятий, который следует составлять с учетом сроков проведения ВШК с обязательным указанием сроков реализации поставленных задач, ответственных лиц и перечня отчетной документации. Чтобы обеспечить высокие показатели эффективности контрольной и оценочной работы, следует отказаться от копирования схожих мероприятий. Оптимальная управленческая модель - когда результаты мониторингового оценивания используются в ходе подготовки отчетов по внутреннему контролю и самообследования.

    С локальной документацией, регламентирующей ВСОКО, следует ознакомить всех заинтересованных участников учебно-воспитательного процесса, в первую очередь - обсудить содержание документов на заседании управляющего совета. Мнение педагогов, родительской и ученической общественности также должно быть принято во внимание - в противном случае могут возникнуть дополнительные сложности при реализации проекта.

    Какие блоки включить в систему внутренней оценки качества образования

    В условиях необходимости внедрения комплекса мероприятий, направленных на выявление соответствия содержания учебно-воспитательного процесса федеральным нормативам и требованиям, сохраняется высокий риск формализма. Оценка качества образования - это не просто комплексная характеристика показателей образовательной деятельности в конкретной школе, а в первую очередь эффективный механизм развития отрасли, создания оптимальных условий для ведения результативного педагогического процесса. Именно поэтому руководителю ОУ так важно обеспечить последовательное внедрение ВСОКО, ориентируясь на необходимость оценки условий реализации ООП и планирование образовательных результатов учащихся, что отражено в документах, представленных ниже.

    Главный вопрос, который остается актуальным для руководителей многих школ - какие содержательные блоки необходимо включить в систему ВСОКО, чтобы гарантировать ее соответствие нормативным требованиям и обеспечить высокую эффективность контролирующей функции? В соответствии со Стандартом необходимо обязательно контролировать процесс реализации основного программного содержания, а к этой области относятся практически все направления работы современной образовательной организации. Таким образом, внутренняя оценка качества образования в школе в условиях ФГОС должна включать как минимум три содержательных блока - качество реализации ООП, показатели условий для ее реализации и учебные достижения школьников. Если добавить к этому оценивание дополнительного образования, то можно полностью отказаться от параллельной реализации ВШК в связи с осуществлением контрольной функции в рамках мониторинговой деятельности.

    Остановимся на основных блоках мероприятий ВСОКО подробнее.

    Блок 1. Оценка результатов освоения учащимися программного содержания.

    Работа по данному направлению предусматривает необходимость осуществления контрольно-оценочной функции по отношению к следующим показателям:

    • предметным результатам освоения детьми ООП, в том числе выпускниками 9, 11 классов;
    • метапредметным достижениям учащихся;
    • показателям личностного роста учеников, в частности в области социализации и профориентации;
    • динамике состояния здоровья школьников;
    • учебным успехам, продемонстрированным на конкурсах, соревнованиях, олимпиадах, тематических праздниках;
    • удовлетворенности родительской общественности качеством оказания учебно-воспитательных услуг.

    Чтобы оптимизировать процесс оценивания результатов учебной деятельности, администрации школ рекомендуется инициировать применение критериальных инструментов, прописанных в структуре реализуемых программ. Такое управленческое решение позволит снизить уровень нагрузки на педагогов и получить достоверные данные по всем интересующим показателям.

    Блок 2. Оценка образовательной деятельности.

    Система внутренней оценки качества образования первоочередно строится на комплексном оценивании всего учебно-воспитательного процесса, который ведет школа, в том числе на дополнительном образовательном модуле. В рамках этого целесообразно вести оценивание:

    • содержания ООП на предмет соответствия нормативным требованиям;
    • дополнительных образовательных программ (соответствуют ли познавательным потребностям школьников и ожиданиям родителей);
    • особенностей реализации учебных планов и программ;
    • качество ведения урочной и внеурочной деятельности, индивидуальной педагогической работы с детьми (в т.ч. в рамках классного руководства);
    • показателей удовлетворенности детей и их родителями занятиями и пребыванием в школе в целом.

    Ведение мониторингово-оценочной деятельности удобнее всего осуществлять в соответствии с листами анализа, структура и содержание которых составляется на учебном совете, апробируется, корректируется и дополняется. С применяемой критериальной шкалой педагогов следует ознакомить заранее, чтобы избежать недопонимания. Результаты за отчетный период передаются учителю для ознакомления под роспись с рекомендациями, какие показатели учебно-воспитательной деятельности необходимо улучшить в будущем. В рамках повторного контроля, даты которого назначаются заранее, целесообразно отслеживать динамику педагогических достижений.

    Блок 3. Оценка условий реализации образовательной деятельности.

    Изменения последних лет, произошедшие в образовательной среде, предусматривают обязательный контроль условий ведения учебно-воспитательного процесса и соотнесение их с федеральными требованиями. Построение успешного образца внутренней системы оценки качества образования в школе возможно при условии комплексной проверки всех значимых показателей, влияющих на уровень оказания педагогических услуг:

    1. Кадровая обеспеченность (уровень укомплектованности ОО педагогическими, управленческими и вспомогательными работниками, соответствие их квалификационных характеристик характеру реализуемой деятельности, наличие системы непрерывного профессионального образования).
    2. Финансирование (достаточно ли финансовых ресурсов, чтобы обеспечить выполнение требований ФГОС и ООП на должном уровне, проработана ли структура расходов).
    3. Материально-технические условия, необходимые для формирование высоких личностных, предметных и метапредметных компетенций (соответствие санитарно-гигиеническим нормам, показатель доступности образовательной среды для всех учащихся без исключения).
    4. Психолого-педагогические условия. В ходе проведения ВСОКО необходимо оценить сформированность принципов преемственности образования, учет психовозрастных особенностей развития детей при подготовке рабочих программ и планов учебной деятельности, наличие возможностей для повышения психолого-педагогического потенциала участников учебно-воспитательного процесса и уровень реализации профессиональной поддержки (работа школьнйо психологической службы).
    5. Информационно-методические, к которым относятся имеющиеся в распоряжении сотрудников школы методические и программные разработки, дидактические материалы, учебное оборудование, необходимые для результативного обучения по утвержденным программам, в том числе в рамках дистанционного образования. По данному пункту также проводится оценка укомплектованности школы учебниками, методической литературой для педагогов и определение уровня сформированности информационной поддержки учебно-воспитательного процесса через ведение собственной интернет-странички.

    Отличие внутришкольной системы оценки качества образования в школе и ВШК

    В условиях формирования практики систематического оценивания качества учебно-воспитательного процесса на государственном уровне, когда в регионах только закрепляются первые успехи работы по данному направлению, сохраняется риск полного или частичного отождествления и ВСОКО и ВШК. Различие между двумя показателями образовательной системы наглядно представлено в таблице.

    Параметры сравнения ВШК ВСОКО
    Стратегическая цель Внутришкольный контроль - важный управленческий процесс, позволяющий повысить эффективность учебно-воспитательного комплекса в конкретной организации. Внутришкольная система оценки качества образования в школе - оценочная процедура, позволяющая определить соответствие реальных и планируемых результатов профильной деятельности, соблюдение нормативов ФГОС.
    Главная задача Обеспечение успешного функционирования школы. Аудиторный мониторинг текущего состояния образовательной системы.
    Направления
    1. Гарантия соблюдения нормативных требований и рекомендаций, локальных актов и постановлений.
    2. Контроль реализации программного содержания.
    3. Эффективность системы допобразования.
    4. Определение статуса ресурсного обеспечения ОО.
    Фиксация актуальных показателей деятельности школы, первоочередно - через аудит учебных достижений детей, качества и условий реализации программного содержания.
    Текущее состояние Сегодня ВШК следует классифицировать как перспективную управленческую функцию, способствующую повышению конкурентоспособности школы. Проведение ВСОКО является эффективным инструментом управления качества учебно-воспитательного модуля и необходимым условием для обеспечения информационной открытости организации.

    Отмечая разницу между ВСОКО и ВШК, следует обратить внимание на тот факт, что «заем» определенных данных для оценочного аудита из системы контроля является оптимальным организационным решением, обеспечивающим снижение нагрузки на участников учебно-воспитательного процесса, но полностью компилировать эти два процесса вряд ли удастся. Критерии и показатели внутренней системы оценки качества образования следует представлять в открытом доступе, а отдельные направления работы школы (например, показатели эффективности отдельных педагогических технологий, порядок электронного документооборота, исполнение локальных актов и прочее) нецелесообразно выносить на суд общественности без веских оснований. Кроме того, отдельные показатели ВШК в определенный период времени могут оказаться ниже критериального минимума, что в случае публикации негативно скажется на репутации школы. Вместе с тем выход за эти рамки при условии получения отличных показателй поможет укрепить имидж ОО. Таким образом, целесообразно параллельно проводить ВШК и ВСОКО, обеспечивая их максимальную компиляцию, и вместе с тем оставляя возможности для быстрого выявления и устранения несовершенств учебно-воспитательного процесса.

    Результаты внутренней оценки качества образования в образовательной организации рекомендуется использовать при подготовке отчета о самообследовании, в ходе которого осуществляется аудит учебно-воспитательной деятельности, управленческой работы, организации урочной и внеурочной активности, востребованности выпускников, качества используемых образовательных и методических материалов. В отчете о самообследовании данные ВСОКО можно представить следующим образом:

    • оценку программного содержания и учебно-воспитательной работы - в разделе «Образовательная деятельность»;
    • оценку условий реализации программного содержания - в информационном блоке, посвященном качеству материально-технических, кадровых, методических и информационных ресурсов;
    • оценку образовательных достижений школьников - в разделе «Содержание и качество подготовки обучающихся».

    Внутренняя система оценки качества образования в школе: повышение квалификации руководителей ОО

    В большинстве российских школ уже успешно действует система внутришкольного контроля, гарантирующая функционирование учебно-воспитательного уровня на должном уровне, в то время как организация непрерывного аудита качества образования продолжает вызывать практические сложности у большинства управленцев. В связи с этим для создания успешного образца внутришкольной системы оценки качества образования в подотчетной школе директору целесообразно повысить профессиональные компетенции по ряду показателей, что можно выполнить последовательно, в ходе самообразования, или путем освоения комплексной тематической квалификационной программы.

    Для успешного проектирования системы ВСОКО директор школы должен знать актуальные законодательные нормы в сфере образования, положения ФГОС ОО, нормативные акты федерального и регионального уровня, регламентирующие порядок разработки и внедрения системы оценки качества образования, современные технологии, методы и подходы проведения контрольно-оценочных процедур и аудита процесса реализации программного содержания и учебных достижений школьников. Дополнительно руководитель образовательной организации должен владеть прикладными аспектами моделирования ВСОКО, что может быть обеспечено посредством изучения разработок коллег, тематических публикаций, рекомендаций экспертов.

    При условии успешной управленческой деятельности по направлению внутренняя система аудита и оценки качества школьного образования может стать не просто эффективным инструментом самообследования и информационной открытости организации, а еще и значимым фактором повышения уровня профессиональной мотивации педагогического персонала. Данные, полученные в ходе плановых контрольно-оценочных процедур, могут быть использованы для подготовки педработников к аттестационному оцениванию, в ходе разработки приоритетных направлений для самообразования.

    Разделы: Администрирование школы

    Общероссийская система оценки качества образования регламентирует создание внутренней системы оценки качества образовательного процесса, которая строиться с учетом основных субъектов и составляющих образовательного процесса: обучающихся, обучающих и ресурсного обеспечения (организационного, материально-технического, учебно-методического, информационного, финансового).

    Согласно концепции общероссийской системы оценки качества образования внутренняя система оценки качества образования предусматривает использование следующих инструментов оценивания:

    1. Самооценку обучающихся.
    2. Внутренний мониторинг качества образования.
    3. Оценку образовательных программ.
    4. Самооценку ОУ.
    5. Оценку педагогических кадров.
    6. Оценку индивидуальных достижений обучающихся, включающую государственную (итоговую) аттестацию выпускников и промежуточную аттестацию обучающихся в рамках внутренней системы контроля качества образования.

    В последнее десятилетие разработка подходов к оценке качества образования осуществляется через систему всероссийского, регионального и международного мониторинга качества образования.

    Решение проблемы качества образования зависит от того, насколько своевременно и адекватно реагирует школа на изменения внешней среды, и от потребностей общества. Необходимо сознательное воздействие на возникающие процессы, что невозможно без изучения их динамики. Обеспечение должного качества образовательной системы достигается благодаря объективной информации о функционировании и развитии всех ее элементов, получаемой в мониторинговом режиме.

    В современной школе правильное распределение должностных обязанностей в организации учебно-воспитательного процесса и вовлечение педагогов в управление школой позволяет расширить базу управления и самоуправления, что является также важным ресурсом повышения качества образовательного процесса.

    Эффективное управление любым сложным делом, динамическим объектом и прогнозирование его возможных изменений возможны только на основе непрерывного потока информации и анализа его состояния и тех процессов, которые обеспечивают динамическое равновесие системы или угрожают его нарушить, поэтому для осознания процессов, происходящих в образовании, для реального управления ими необходимо непрерывное слежение за состоянием системы, то есть мониторинг.

    Следует отметить, что уже не первый год МОУ «Школа-интернат среднего (полного) общего образования с. Ныда» принимает участие во всероссийских, региональных мониторингах таких как: «Наша новая школа», «Школа – лидер в образовании», ЕГЭ, ГИА-9. Систематически школа-интернат использует элементы мониторинга образовательного процесса: отслеживается уровень учебных достижений класса по предметам, отслеживается характер динамики по четвертям, полугодиям, за год. Проводимые мониторинги осуществляются по данным отчетов классных руководителей и учителей-предметников. Аналитическая часть мониторинга сводиться к оцениванию уровня обученности всего класса в сравнении с показателями предыдущего периода. Но подобный мониторинг не позволяет увидеть динамику обученности каждого ученика в отдельности. Это вызвано традиционной обработкой результатов мониторинга и невозможностью отследить динамику изменений отдельного ученика в школе в целом. Очень часто обучающиеся показывают низкий уровень достижений по разным причинам, не имеющим непосредственного отношения к данному учебному предмету:

    • отставание по предмету по причине пропусков из-за болезни;
    • негативное отношение к учителю данного предмета;
    • низкий уровень познавательных интересов к данному предмету на фоне общей низкой культуры в социуме.

    Таким образом, мы рассматриваем качество образования как совокупность показателей, характеризующих эффективность деятельности образовательного учреждения в целях развития личности ученика и учителя, реализуемых на основе информационных технологий.

    В школе-интернате сложилась модель оценки качества обучения (рис.1)

    В условиях введения ФГОС система оценки качества образовательного процесса также охарактеризована через взаимосвязи внутренней и внешней систем оценки, которые взаимодополняют, взаимообусловливают, взаимостимулируют друг друга.

    В федеральной целевой программе развития образования на 2011-2015 гг., утв. постановлением Правительства РФ от 07.02.2011 №61, развитие системы оценки качества образования и востребованности образовательных услуг является одной из приоритетных задач, решение которой предусматривает:

    • создание и внедрение независимой системы оценки результатов образования на всех уровнях системы образования;
    • развитие системы оценки качества профессионального образования;
    • создание единой информационной системы сферы образования;
    • повышение эффективности общественно-профессиональной аккредитации образовательных программ.

    Новая составляющая внутренней системы оценки качества образовательного процесса МОУ «Школа-интернат среднего (полного) общего образования с. Ныда» прослеживается в модели системы оценки качества образования и предоставляет собой комплекс взаимосвязанных и взаимозависимых структурных элементов, сгруппированных в блоки (рис.2.)

    Модель внутренней системы оценки качества образовательного процесса в условиях реализации ФГОС

    1 блок «Реализация индивидуальных программ обучения» включает в себя: индивидуальные образовательные программы для управленческого персонала, которые могут быть направлены на удовлетворение профессионально-личностных потребностей в области овладения теории и практикой управления инновационными процессами в целях обеспечения ФГОС; индивидуальные образовательные программы для педагогических работников, которые включают такие виды деятельности, как повышение квалификации, участие в различных форумах, конференциях, взаимодействие с социальными партнерами, подготовка выпускников к ГИА, ЕГЭ, самообразовательная деятельность; индивидуальные образовательные программы для обучающихся, которые отражают все познавательные компетенции и изучаются с помощью различных диагностик с построением индивидуальной программы обучения.

    2 блок «Запросы внешнего окружения и продукты внутренней СОКОП» формируется из двух структурных элементов: «портфеля запросов» и «портфеля продуктов», которые базируются на определяемом законодательством регламенте образовательных услуг и их основных групп потребителей.

    3 блок «Организационная структура внутренней СОКОП» сопровождается созданием новых структурных подразделений, специальных рабочих групп и команд, пересмотром традиционных походов к проектированию должностного и ролевого репертуара сотрудников, функции которых связаны с развитием СОКОП в ОУ в связи с внедрением ФГОС второго поколения.

    4 блок «Ресурсы внутренней СОКОП» описывает ресурсное обеспечение, необходимое для эффективного развития внутренней системы оценки качества образовательного процесса.

    Каждый блок является одним из основных составляющих системы оценки качества образовательного процесса ОУ в условиях реализации ФГОС.

    Литературы

    1. Журнал «Справочник заместителя директора школы» №8/август/2012 г., стр.25
    2. Журнал «Справочник заместителя директора школы» №7/июль/2012 г., стр.23
    3. Мастер-класс для руководителей школы: управление методической работой/ И.В. Никишина. -2-е изд., стереотип. – М.: Планета, 2012.
    4. Новые стандарты – новое качество работы учителя. Практико-ориентированное учебно-методическое пособие. – М.: УЦ «Перспектива», 2013.
    Понравилась статья? Поделитесь ей