Контакты

Становление государства на руси кратко. Основные теории происхождения древнерусского государства. Происхождение древнерусского государства кратко

История Украинской ССР в десяти томах. Том первый Коллектив авторов

1. ОБРАЗОВАНИЕ ДРЕВНЕРУССКОГО ГОСУДАРСТВА

1. ОБРАЗОВАНИЕ ДРЕВНЕРУССКОГО ГОСУДАРСТВА

Летописные сведения о начале Древнерусского государства. Проблема возникновения Киевской Руси является одной из важных и актуальных в отечественной историографии. Уже летописец Нестор в «Повести временных лет», отвечая на вопрос «Откуда есть пошла русская земля?», рисует картину расселения восточнославянских племен на стадии зарождения у них государственности. Перечисляя отдельные группы славян, он называет их поименно - поляне, древляне, северяне, вятичи, словены и др., а там, где пытается дать им социальную характеристику, - княжествами. После смерти полянского князя Кия, замечает летописец, «почаша родъ ихъ княженье в поляхъ, а деревляхъ свое, а дреговичи свое, а слов?ни свое в Нов?город?, а другое на Полот?, иже полочан?». «Род» здесь выступает в понимании династии. Названные в летописи княжества, или союзы восточнославянских племен, относятся к VI–VIII вв.

Ведущую роль в становлении Древнерусского государства сыграло Полянское княжество с центром в Киеве. Первым полянским князем летопись называет Кия, который вместе с братьями Щеком и Хоривом и сестрой Лыбедью основал Киев. Летописцы приводят две версии в отношении личности Кия, существовавшие в то время в устной традиции. Согласно первой Кий был перевозчиком на Днепре, согласно второй - князем. Нестор писал, что Кий ходил в Царь - град, его с почестями принимал византийский император, имя которого летописцу было неизвестно. Возвращаясь из Византии, Кий имел намерение осесть на Дунае, где построил городок, но под натиском местных племен вынужден был отказаться от своих планов и возвратиться в Киев. После смерти Кия Полянское княжество перешло к его наследникам. В основе этого рассказа, как полагают советские историки, лежат действительные исторические события, происходившие в VI в.

О преемниках Кия летописец не рассказывает ничего. Возможно, такие сведения и содержались в тексте до первой редакции «Повести временных лет», но позднее, при неоднократных переработках летописи, выпали. Не исключено, что их умышленно изъял редактор - сторонник теории норманнского происхождения Древнерусского государства, поскольку эти сведения противоречили его взглядам.

Важным этапом в развитии Древнерусского государства были VIII–IX вв. Именно тогда, как можно сделать вывод из рассказа Нестора, в Среднем Поднепровье сложилось государственное объединение - Русская земля, в которое входили поляне, древляне, северяне. Характерно, что сначала название «Русская земля» употреблялось по отношению к Среднему Поднепровью и только со временем распространилось на все земли восточных славян.

Приблизительно с середины IX в. в летописи начинается последовательное изложение династической истории Киевской Руси. Под 862 г. киевскими князьями называются Аскольд и Дир. Согласно свидетельству ряда письменных источников они были последними князьями из славянской династии, начало которой положил Кий. Княжили они, наверное, в разное время. Дира упоминает аль-Масуди, по его сведения основываются на более ранних источниках. Согласно Масуди, Дир был самым выдающимся из славянских князей, владел многими городами и громадными территориями, в его столицу приезжали мусульманские купцы. О княжении Аскольда летописные сведения сохранились в Никоновой летописи; они явно опровергают утверждения о его норманнском происхождении. Эти записи условно названы Аскольдовой летописью и датируются IX в.

Отдельные княжества у восточных славян существовали и позднее, когда уже образовалось Древнерусское государство. Одним из них было древлянское, во главе которого в первой половине Х в. стоял князь Мал. Оно выступало против объединительной политики Киева, и потому киевские князья неоднократно снаряжали дружины для борьбы со строптивыми древлянами. В 945 г. древляне восстали против князя Игоря и убили его. Княгиня Ольга подавила восстание. У вятичей местная княжеская династия существовала еще и в начале XII в. Владимир Мономах дважды вынужден был ходить походами против их князя Ходота и его сына.

О существовании других княжеств у восточных славян и об их князьях летописи конкретно не сообщают, но нет сомнения в том, что до образования Древнерусского государства кроме известных из летописи были и другие княжества. Это подтверждается, в частности, договорами Руси с Византией. В 907 г. греки обязались платить дань русским городам - Киеву, Чернигову, Переяславу, Полоцку и другим центрам, где «седяху велиций князи, под Ольгом суще». Договор 911 г. также упоминает светлых и великих князей, которые были под рукой Олега. Таким образом, Киевская Русь уже к началу Х в. имела сложную государственно - политическую структуру; в нее входили многие вассальные княжества, ранее независимые.

Внешнеполитическая ситуация, сложившаяся во второй половине I тысячелетия н. э., ускоряла процессы объединения отдельных славянских княжеств в единую политическую организацию. Продолжалось переселение народов, и многочисленные кочевники периодически волнами накатывались на земли восточных славян. Большое горе последним принесли авары, о чем сохранились сведения в летописях. Нет летописных данных о том, как на положении восточных славян отразилось движение болгарской орды на Дунай во второй половине VII в., но путь ее пролегал непосредственно через южные восточнославянские земли, и, безусловно, отношение кочевников к местному населению не было благожелательным. В летописи дважды говорится о появлении в VII и IX вв. вблизи Киева угров во время их передвижения на Дунай. Пребывание их в Киеве засвидетельствовано названием урочища Угорского и археологическими памятниками.

В VII в. в низовье Волги и на Дону появились хазары, основавшие так называемый Хазарский каганат с центром в г. Итиле в устье Волги. В современной буржуазной и буржуазно - националистической историографии утверждается мысль, что это «мирное торговое государство» оказало исключительно благотворное влияние на государственное и культурное развитие восточных славян. В действительности «цивилизаторская» деятельность хазар заключалась в том, что они силой подчинили некоторые восточнославянские племена - полян, северян и вятичей и превратили их в своих данников. Раскопки ранних древнерусских центров показывают, что в их слоях содержатся лишь единичные вещи хазарского происхождения, не оказавшие сколько - нибудь заметного влияния на развитие восточнославянской материальной культуры. Что касается государственности, то «заслугой» хазар в этом было лишь то, что они вынуждали восточных славян консолидировать силы для борьбы за свое освобождение. Государство «Русская земля» развивалось и крепло в борьбе с хазарской экспансией.

С севера славянам угрожали норманны. Они из - за моря, из Скандинавии, нападали на славян и другие племена, грабили их. Согласно летописи варяги собирали дань с новгородских словен, кривичей, чуди и мери. Местное население неоднократно восставало против варягов и выгоняло их. Киевские князья также снаряжали отряды для борьбы с ними. Не исключено, что в определенной связи с этой борьбой находилось и возникновение Новгорода, который, располагаясь при впадении Волхова в оз. Ильмень, был призван преградить варягам путь на Русь. Это важное стратегическое значение Новгород сохранял в течение довольно длительного времени.

В отличие от прибрежных районов Западной Европы, куда норманны проникали в большом количестве, Русь не знала значительной варяжской экспансии. Географическое положение Северо - Западной Руси не давало возможности норманнам неожиданно нападать на города и захватывать их. Большим норманнским отрядам трудно было быстро проникнуть в глубь страны по системе рек и волоков незамеченными. Они могли осуществлять только отдельные нападения на ближайшие к морскому побережью земли. Норманны больше приезжали на Русь как купцы или в составе наемных военных дружин. Они не захватывали силой русские города и никогда не владели ими. Больше того, норманны даже не имели права проживать в древнерусских городах; свои укрепленные лагеря они ставили в 10–15 километрах от них. В общем на Русь могло попасть столько варягов, сколько разрешали князья Киевской Руси. Не случайно, чтобы овладеть Киевом в 882 г., варяжский конунг Олег и его дружина вынуждены были притвориться варяжскими купцами. Поселения варягов на Руси известны в Гнездове, вблизи Смоленска, и в Шестовицах, недалеко от Чернигова. Шестовицкий могильник принадлежит к числу самых богатых находками скандинавского происхождения. Их анализ, сопоставление с изделиями местного производства, а также погребальный обряд свидетельствуют о том, что удельный вес норманнского культурного элемента в Шестовицах был незначительным. Проживание в условиях славянского окружения приводило к тому, что норманны быстро ассимилировались местным населением.

На социально - экономическое, общественно - политическое и культурное развитие Руси норманны, таким образом, не оказали никакого влияния. Они выступают не создателями русской государственности, как это пытаются доказать некоторые историки - норманнисты, а лишь участниками тех качественных изменений в общественно - политической жизни Руси, которые были подготовлены многовековым социально - экономическим развитием восточного славянства. Придя на Русь в конце IX - начале Х в., норманны застали здесь сложившиеся государственную организацию и города, проложенные торговые пути, в том числе и знаменитый путь «от Грек». Как показали советские историки В. В. Мавродин, Б. Д. Греков, М. Н. Тихомиров и другие, создавшие марксистскую концепцию происхождения Древнерусского государства, норманнская династия потому и удержалась на Руси, что поступила на службу к русской правящей верхушке, быстро слилась с ней и, по существу, в ней растворилась. Подтверждением этого является, в частности, договор киевского князя Олега с греками, написанный не на шведском, а на славянском языке.

Происхождение этнонима «Русь» является одним из важнейших вопросов отечественной истории. Он назван первым в перечне тех вопросов, на которые пытался дать ответ еще автор «Повести временных лет». В той или иной степени касались его все историки Киевской Руси. В результате всестороннего исследования выяснено, что понятие «Русь» и «Русская земля» имеют два значения - широкое, относящееся ко всем восточнославянским землям, входившим в состав Древнерусского государства, и узкое, применявшееся только к южной части этих земель. Так, князь Юрий Долгорукий выступил с войском из Ростово - Суздальской земли «в Русь», т. е. на Киев. Изяслав Мстиславич, вынужденный оставить Киев, ушел с «Русской земли» на Волынь, а затем с Волыни вернулся на «Русскую землю».. Эти и подобные летописные сведения локализуют Русь в ее узком понимании на юге восточнославянских земель, в районе Среднего Поднепровья. Таким образом, Русь согласно этим свидетельствам занимала территорию от Верхнего Подесенья - на севере до Роси и Тясмина - на юге и от Сейма и Сулы - на востоке до Ирпеня - на западе, т. в. охватывала земли полян, древлян, северян и уличей. Эти группы восточнославянских племен и составляли Русь в узком значении этого слова. Основная роль в создании межплеменного объединения, которое стало называться «Русью», принадлежала полянам; летописец считал необходимым это подчеркнуть - «поляне, яко ныне зовомая Русь». Характерно, что именно на землях полян сохранилось больше всего гидронимов, связанных с именем «Русь», - Рось, Росава, Роставица., Политическими центрами государственного образования «Русская земля» были Киев, Чернигов, Переяслав.

В IX - Х вв. Русь как страна и ее народ уже известны далеко за пределами восточнославянских земель. Их неоднократно упоминают арабские писатели того времени, которые являлись лучшими знатоками исторической географии средневекового мира. «Они (русы.) - одно из подразделений славян», - подчеркивал писатель середины IX в. Ибн - Хардадбег. Его современник анонимный географ, уточняя месторасположение Руси, писал, что она находится в местности, «на восток от которой - гора печенегов, на юг от нее - речка Рута, на запад от нее - славяне, на север - безлюдные земли севера, и область эта большая». Ибн - Хардадбег и другие авторы того времени (Ибн - Русте, Гардизи) отмечали, что городов у славян «большое количество и живут они в достатке».

Географические сведения арабских писателей о Руси и славянских землях иногда очень трудно точно локализовать на карте, поскольку специфика арабского письма усложняет передачу иноязычных имен. К тому же писатели не всегда пользовались в своих сообщениях о Руси непосредственными или достоверными данными, в результате чего собственные имена искажались, точные сведения обрастали легендарными подробностями. Но в совокупности с археологическими материалами они все же Являются ценным источником для освещения начального периода истории Руси.

В результате политической, этнической и культурной консолидации восточнославянских племен в конце IX в. завершился длительный процесс образования Древнерусского государства.

Сложение древнерусской народности. Одновременно с образованием и развитием государства происходило и сложение древнерусской народности, явившейся новой, высшей формой этнической общности по сравнению с родом и племенем. На определенном этапе развития восточнославянских племен (VI–VIII вв.) в силу их внутренней консолидации - языковой, культурной и экономической - появилась необходимость и возможность создания сначала нескольких, а затем (в конце IX в.) и единого государственного образования - Киевской Руси. Рожденное на территориальной основе родственных восточнославянских племен, молодое Древнерусское государство само стало условием их дальнейшей консолидации, превращения в единую древнерусскую народность.

Восточнославянские племена накануне образования единого государства представляли собой союзы племен, а может быть, и более крупные этнические общности. В летописи они названы полянами, древлянами, кривичами, волынянами, словенами и т. д. Ф. Энгельс, исследуя этнические процессы в Западной Европе, называл швабов, лангобардов, аквитан и другие объединения, находившиеся примерно на том же уровне этнического развития, что и восточнославянские летописные племена, «народцами».

Слияние таких восточнославянских «народцев» в древнерусскую народность особенно интенсивно проходило тогда, когда их языковое и культурное единство дополнилось единством политической и государственной жизни. Образование и развитие Древнерусского государства IX - Х вв. вызвали большие изменения в этническом составе населения Восточной Европы. В процесс формирования древнерусской народности втягивались и некоторые неславянские племена.

Активизация процессов общественного развития, обусловивших смену первобытнообщинного строя на Руси феодальным, возникновение классов, укрепление торговых связей, развитие письменности и древнерусского литературного языка - все это обусловило преодоление племенной замкнутости и формирование единой древнерусской народности. Поскольку важнейшим средством общения и установления связей выступал язык, являющийся основой каждого этнического образования, интеграционные процессы среди восточных славян проходили прежде всего путем усиления общности их языка. В IX–XI вв. развивался дневнерусский литературный язык, в основе которого лежал народный разговорный язык, который, хотя и сохранял определенные диалектные особенности, был понятным на всей территории Древнерусского государства. Решающая роль в его формировании принадлежала широким народным массам Руси.

Созданный на языковой основе родственных восточнославянских племен и сформированный в условиях единого государства, древнерусский язык значительно пережил Киевскую Русь. Активность общественной жизни Руси в эпоху феодальной раздробленности не только не способствовала областной языковой замкнутости, но и практически исключала ее.

Наряду с языковой складывалась и территориальная общность восточных славян. Характерной особенностью этого процесса является совпадение этнических и государственных границ, рубежей расселения восточных славян и границ Киевской Руси. Это территориальное единство восточных славян оказалось чрезвычайно крепким и стабильным. Достаточно сказать, что западные рубежи украинской и белорусской наций, наследников древнерусской народности, в основном совпадают с этническими рубежами восточных славян на западе и государственной границей Киевской Руси.

Практическое совпадение рубежей Киевской Руси с рубежами ее народности стало одним из факторов, обеспечивших ей очень быстрый прогресс в социально - экономической и культурной областях. В условиях средневековья в таком положении находилось большинство европейских стран. Ф. Энгельс, отмечая факты отсутствия совпадения границ языка и государства, подчеркивал, что в средневековье «… каждая национальность, за исключением, пожалуй, Италии, была представлена в Европе особым крупным государством, и тенденция к созданию национальных государств, выступающая все яснее и сознательнее, является одним из важнейших рычагов прогресса в средние века».

Консолидация древнерусской народности сопровождалась и стимулировалась общностью экономического развития Киевской Руси, проявлявшейся в углублении процессов отделения ремесла от сельского хозяйства, складывании местных рынков, расширении сети торговых путей, широком обмене ремесленной продукции и росте товарного производства.

В условиях существования Киевской Руси формируется единая материальная и духовная культура древнерусской народности. Причем единство это прослеживается не только в широком ассортименте изделий городского и сельского ремесла, но и в домостроительстве, монументальной архитектуре, прикладном и изобразительном искусстве, быте, идеологии, во всем народном творчестве.

Очевидно, самым полным проявлением высокого уровня этнической сплоченности было осознание древнерусским народом необходимости сохранения своего единства. Красноречивым свидетельством этого являются такие памятники древнерусской литературы, как «Повесть временных лет», «Слово о законе и благодати», «Поучение Мономаха», «Слово о полку Игореве» и др. В них с неослабевающей силой звучит идея необходимости сохранения единства Русской земли, единства древнерусского народа, отображены чувства любви к своей родине. Авторы этих сочинений воспевают силу и славу Руси, ее героических защитников, богатство многолюдных городов. Им одинаково близки и дороги Киев и Новгород, Чернигов и Смоленск, Галич и Владимир на Клязьме, Переяслав и Рязань, Ростов и Полоцк, Суздаль и Новгород - Северский, вся Русь от новгородского севера до киевского юга и от Закарпатья до Волги и Дона.

Единство древнерусской народности было настолько крепким, что даже в условиях долговременного иностранного господства - монголо - татарского, литовско - польского и венгерского - в разных уголках бывшего Древнерусского государства сохранилось много общего в языке, культуре, быте и обычаях.

Этнокультурное наследие древнерусской народности стало той основой, на которой складывались в XIV–XV вв. братские восточнославянские народы - русский, украинский и белорусский, сохранившие и пронесшие через века чувство не только общности происхождения, культурного единства, но и общности своей исторической судьбы.

Из книги История Российского государства в стихах автора Куковякин Юрий Алексеевич

Глава I Образование Древнерусского государства Зерцалом бытия и колокола звоном, Воспета летописцами огромная страна. На берегах Днепра, рек Волхова и Дона Известны сей истории народов имена. О них упоминание велось намного ранее, До рождества Христова, в былые

автора Милов Леонид Васильевич

§ 2. Образование Древнерусского государства. Русь в середине - второй половине X в. Образование Древнерусского государства. Как сообщают древнерусские летописи, в конце IX в. (летописи датируют это событие 882 г.) сидевший на «Рюриковом городище» князь Олег, собрав

Из книги История России с древнейших времен до конца XVII века автора

Глава 2. Восточные славяне и образование Древнерусского

Из книги История России с древнейших времен до конца XVII века автора Боханов Александр Николаевич

автора

ГЛАВА III. Образование Древнерусского государства Понятие «государство» многомерно. Поэтому в философии и публицистике многих веков предлагались и разные его объяснения, и разные причины возникновения объединений, обозначаемых этим термином.Английские философы XVII е. Т.

Из книги ИСТОРИЯ РОССИИ с древнейших времен до 1618 г.Учебник для ВУЗов. В двух книгах. Книга первая. автора Кузьмин Аполлон Григорьевич

К ГЛАВЕ III. ОБРАЗОВАНИЕ ДРЕВНЕРУССКОГО ГОСУДАРСТВА Ниже воспроизводятся извлечения из работ авторов, чьи мнения и аргументы не потеряли значения до наших дней. С. Руссов в 1836 г. отметил, что родоначальники норманизма 3. Байер, Г. Миллер и А. Шлецер сознательно не обращали

Из книги Древняя Русь глазами современников и потомков (IX-XII вв.); Курс лекций автора Данилевский Игорь Николаевич

Из книги История России [для студентов технических ВУЗов] автора Шубин Александр Владленович

§ 2. ОБРАЗОВАНИЕ ДРЕВНЕРУССКОГО ГОСУДАРСТВА Понятие «государство». Широко бытует представление, что государство - это специальный аппарат социального принуждения, который регулирует классовые отношения, обеспечивает господство одного класса над прочими социальными

Из книги История России автора Мунчаев Шамиль Магомедович

Из книги Отечественная история: конспект лекций автора Кулагина Галина Михайловна

1.2. Образование Древнерусского государства и его первые князья В результате объединения восточно-славянских племен начался процесс образования Древнерусского государства.По поводу образования Древнерусского государства было много научных споров. Более 200 лет назад в

Из книги Краткий курс истории России с древнейших времён до начала XXI века автора Керов Валерий Всеволодович

Тема 2 Образование Древнерусского государства ПЛАН1. Предпосылки.1.1. Социально-экономические предпосылки: Развитие земледелия. – Промыслы и внешняя торговля. – Соседская община.1.2. Социально-политические предпосылки: Усложнение внутриплеменных отношений. –

Из книги Образование древнерусского государства и первый его правитель автора Новосельцев Анатолий Петрович

Анатолий Петрович Новосельцев Образование древнерусского государства и первый его правитель В статье поставлены более широкие проблемы, нежели просто биография князя Олега, которого древняя летопись именует "Вещим" и который, по сути дела, является первым достоверным

Из книги История России с древнейших времен до конца XVII века автора Сахаров Андрей Николаевич

Глава 2 Восточные славяне и образование Древнерусского

Из книги История России с древнейших времен до конца XVII века автора Сахаров Андрей Николаевич

§ 3. Борьба Севера и Юга и образование Древнерусского государства Главным занятием восточных славян в известную нам эпоху было земледелие в сочетании с разведением скота и различного рода промыслами. Чем дальше на север, тем большее значение приобретали промыслы, тем

Из книги История Украинской ССР в десяти томах. Том первый автора Коллектив авторов

1. ОБРАЗОВАНИЕ ДРЕВНЕРУССКОГО ГОСУДАРСТВА Летописные сведения о начале Древнерусского государства. Проблема возникновения Киевской Руси является одной из важных и актуальных в отечественной историографии. Уже летописец Нестор в «Повести временных лет», отвечая на

Из книги Курс отечественной истории автора Девлетов Олег Усманович

1.1. Восточные славяне в I тысячелетии н. э. Образование и расцвет древнерусского государства Первое тысячелетие новой эры называют временем «великого переселения народов». Первой его волной стала миграция азиатских племен (готов, гуннов). В середине I тысячелетия под их

По мнению одних исследователей, образование Древнерусского государства стало результатом объединения восточнославянских племен. Однако возникали споры между многими историками по вопросу формирования державы. Это связано с зародившейся порядка 200 лет назад так называемой «норманнской теории».

В древнейших летописях год 862 упоминается как время с главенствующим над ними Рюриком в славянские земли. Такая необходимость возникла в связи с распространением внутренних распрей. Жители Скандинавии (князи-варяги) называются в некоторых источниках «северные люди» - норманны.

Дискуссии по поводу их призвания начались в 18 веке после основания Академии наук и преобразований Петра 1. В то время приглашенные на службу в Петербургскую Академию Шлецер, Миллер и Байер стали основоположниками предположения о том, как произошло образование Древнерусского государства. «Норманская теория» предполагала, что государственность привнесли скандинавы. Таким образом, сформировалась держава не славянами, а князьями-варягами. В то же время начало распространяться и другое, «антинорманнское предположение». Его основатели, Ломоносов и Тредиаковский, утверждали, что образование Древнерусского государства является заслугой славян.

В той или другой степени, большая часть историков в 19 веке были сторонниками предположения о формировании державы варягами. Однако историческая наука 20 века подвергла норманнскую теорию серьезной критике. В результате сегодня большая часть ученых-исследователей истории не отрицают некоторого влияния норманнов на становление русской государственности, однако степень этого влияния не преувеличивается.

В вожди назывались князьями. Родословная царей и князей государства велась от князя варягов Рюрика.

После кончины Рюрика, княжившего в Новгороде, варяги пришли на Днепр. Первым реальным правителем являлся Олег. О нем сохранились достоверные сведения. Олег занялся объединением земель В 882 году он захватил Киев, убил княживших в нем Дира и Аскольда. Сделав из города столицу, Олег назвал ее «матерью русских городов». Таким образом, произошло образование Древнерусского государства Киевская Русь.

В период правления Олег провел несколько удачных сражений с могущественной Византией, два раза он отправлялся в походы к Константинополю. В итоге этой деятельности в 907 и 911 годах Русь заключила выгодные мирные соглашения.

Образование Древнерусского государства продолжалось и после того, как после Олега на престол взошел Игорь. Согласно некоторым источникам, он был сыном Рюрика. В годы правления Игоря продолжалось включение в состав Киевской Руси разных племенных образований. Так, он способствовал зарождению русских поселений на полуострове Таманском, подчинил уличан. Кроме того, Игорь очень активно продолжал внешнеполитическую деятельность Олега. После военных походов на Византию он заключил с ней в 944 году взаимовыгодный договор. Одним из первых столкнулся с тюркской народной группой - печенегами.

Первой правительницей, известной истории, стала Ольга, вдова князя Игоря. Княгине удалось удержать власть не только над Киевом, но и над всей Русью. Во время правления Ольги были строго регламентированы даннические повинности.

Образование Древнерусского государства продолжалось до самого времени правления Ярослава (1019-1054). Этот правитель получил прозвище «Мудрый». Ярослав объединил своей властью практически все древнерусские земли. Князь принял «Русскую Правду» первый законодательный кодекс. Во время его правления держава достигла наивысшего могущества.

Есть довольно много теорий относительно образования Древнерусского государства. Если кратко, основная из них такова:

Северная территория расселения славян была обязана платить дань варягам, южная – хазарам. В 859 году славяне освободили себя от гнета варяг. Но из-за того, что они не могли решить, кто ими будет управлять, у славян началась междоусобица. Чтобы разрешить ситуацию, они пригласили варяг, чтобы те княжили ими. Как гласит «Повесть временных лет» славяне обратились к варягам с просьбой: “Земля наша велика и обильна, а наряда (порядка) в ней нет. Да поидите княжить и володеть нами”. На русскую землю пришли княжить три брата: Рюрик, Синеус и Трувор. Рюрик обосновался в Новгороде, а остальные в других частях русской земли.

Это было в 862 году, который и считается годом основания Древнерусского государства.

Существует норманнская теория возникновения Руси, согласно которой главную роль в образовании государства играли не славяне, а варяги. Несостоятельность этой теории доказывается доказана следующим фактом: до 862 года у славян развивались отношения, которые вели их к образованию государства.

1. У славян была дружина, которая защищала их. Наличие армии – один из признаков государства.

2. Славянские племена соединялись в суперсоюзы, что тоже говорит об их способности самостоятельно создать государство.

3. Экономика славян была достаточно развита для тех времен. Они торговали между собой и с другими государствами, у них было разделение труда (крестьяне, ремесленники, воины).

Так что нельзя сказать, что образование Руси – дело рук иностранцев, это дело всего народа. Но всё же эта теория существует и до сих пор в умах европейцев. Из этой теории иностранцы делают вывод, что русские – народ изначально отсталый. Но, как ученые уже доказали, это не так: русские способны на создание государства, а то, что они призвали править ими варяг говорит только о происхождении русских князей.

Предпосылками образования Древнерусского государства стали распад родоплеменных связей и развитие нового способа производства. Древнерусское государство складывалось в процессе развития феодальных отношений, возникновения классовых противоречий и принуждения.

Среди славян постепенно формировался господствующий слой, основой которого являлась военная Знать киевских князей – дружина. Уже в 9 веке, укрепляя позиции своих князей, дружинники прочно заняли ведущие позиции в обществе.

Именно в 9 веке в Восточной Европе сформировались два этнополитических объединения, которые в итоге и стали основой государства. Оно сложилось в результате объединения полян с центром в Киеве.

Славяне, кривичи и финоязычные племена объединились в районе озера Ильмень (центр – в городе Новгороде). В середине 9 века этим объединением стал править выходец из Скандинавии Рюрик (862-879 гг.). Поэтому годом образования Древнерусского государства считается 862-й.

Присутствие скандинавов (варягов) на территории Руси подтверждается археологическими раскопками и записями в летописях. В 18 веке немецкие ученые Г.Ф.Миллер и Г.З.Байер доказывали скандинавскую теорию образования Древнерусского государства (Руси).

М.В.Ломоносов, отрицая норманское (варяжское) происхождение государственности, связывал слово «Русь» с сарматами-роксоланами, рекой Рось, протекающей на юге.

Ломоносов, опираясь на «Сказание о князьях Владимирских», доказывал, что Рюрик, являясь выходцем из Пруссии, принадлежал к славянам, коими являлись пруссы. Именно эта «южная» антинорманская теория образования Древнерусского государства была поддержана и развита в 19-20 веках учеными-историками.

Первые упоминания о Руси засвидетельствованы в «Баварском хронографе» и относятся к периоду 811-821 годов. В нем русские упоминаются как народ в составе хазар, населяющий Восточную Европу. В 9 веке Русь воспринималась как этнополитическое образование на территории полян и северян.

Рюрик, взявший на себя управление Новгородом, послал свою дружину во главе с Аскольдом и Диром править Киевом. Преемник Рюрика, варяжский князь Олег (879-912 гг.), завладевший Смоленском и Любечем, подчинил своей власти всех кривичей, в 882 году обманным путем выманил из Киева и убил Аскольда и Дира. Захватив Киев, он сумел объединить силой своей власти два важнейших центра восточных славян – Киев и Новгород. Олег подчинил себе древлян, северян и радимичей.

В 907 году Олег, собрав огромное войско из славян и финнов, предпринял поход на Царьград (Константинополь), столицу Византийской империи. Русская дружина опустошила окрестности, и вынудила греков просить Олега о мире и заплатить огромную дань. Результатом этого похода стали очень выгодные для Руси мирные договора с Византией, заключенные в 907 и 911 годах.

Олег умер в 912 году, и его преемником стал Игорь (912-945), сын Рюрика. В 941 году он совершил на Византию, нарушившую прежний договор. Войско Игоря разграбило берега Малой Азии, но потерпело поражение в морской битве. Тогда, в 945 году в союзе с печенегами он предпринимает новый поход на Константинополь и вынуждает греков вновь заключить мирный договор. В 945 году при попытке собрать повторную дань с древлян Игорь был убит.

Вдова Игоря княгиня Ольга (945-957) правила за малолетством сына Святослава. Она жестоко отомстила за убийство мужа, разорив земли древлян. Ольга упорядочила размеры и места сбора дани. В 955 году она посетила Константинополь и крестилась в православие.

Святослав (957-972) – самый храбрый и влиятельный из князей, подчинивший своей власти вятичей. В 965 году он нанес ряд тяжелых поражений хазарам. Святослав победил северокавказские племена, а также волжских болгар и разграбил их столицу Булгар. Византийское правительство искало с ним союза для борьбы с внешними врагами.

Центром образования Древнерусского государства стали Киев и Новгород, вокруг них объединились восточнославянские племена, северные и южные. В 9 веке обе эти группы объединились в единое Древнерусское государство, вошедшее в историю как Русь.

Древнерусское государство Древнеру́сское госуда́рство

государство в Восточной Европе, возникшее в последней четверти IX в. в результате объединения под властью князей династии Рюриковичей двух главных центров восточных славян - Новгорода и Киева, а также земель, расположенных вдоль пути «из варяг в греки» (поселения в районе Старой Ладоги, Гнёздова и др.). В 882 князь Олег захватил Киев и сделал его столицей государства. В 988-89 Владимир I Святославич ввёл христианство как государственную религию (см. Крещение Руси). В городах (Киев, Новгород, Ладога, Белоозеро, Ростов, Суздаль, Псков, Полоцк и др.) развивались ремёсла, торговля, просвещение. Устанавливались и углублялись связи с южными и западными славянами, Византией, Западной и Северной Европой, Кавказом, Средней Азией. Древнерусские князья отражали набеги кочевников (печенегов, торков, половцев). Правление Ярослава Мудрого (1019-54) - период наибольшего расцвета государства. Общественные отношения регулировались Русской правдой и другими правовыми актами. Во второй половине XI в. княжеские междоусобицы и набеги половцев привели к ослаблению государства. Попытки сохранить единство древнерусского государства были предприняты князем Владимиром II Мономахом (правил в 1113-25) и его сыном Мстиславом (правил в 1125-32). Во второй четверти XII в. государство вступило в завершающую фазу распада на самостоятельные княжества, Новгородскую и Псковскую республики.

ДРЕВНЕРУССКОЕ ГОСУДАРСТВО

ДРЕВНЕРУ́ССКОЕ ГОСУДА́РСТВО (Киевская Русь), государство 9 - начала 12 вв. в Восточной Европе, возникшее в последней четверти 9 в. в результате объединения под властью князей династии Рюриковичей (см. РЮРИКОВИЧИ) двух главных центров восточных славян - Новгорода и Киева, а также земель (поселения в районе Старой Ладоги, Гнездова), расположенных вдоль пути «из варяг в греки» (см. ПУТЬ ИЗ ВАРЯГ В ГРЕКИ) . В период своего расцвета Древнерусское государство охватывало территорию от Таманского полуострова на юге, Днестра и верховьев Вислы на западе, до верховьев Северной Двины на севере. Образованию государства предшествовал длительный период (с 6 в.) созревания его предпосылок в недрах военной демократии (см. ВОЕННАЯ ДЕМОКРАТИЯ) . За время существования Древнерусского государства восточнославянские племена сложились в древнерусскую народность.
Социально-политический строй
Власть на Руси принадлежала киевскому князю, который был окружен дружиной (см. ДРУЖИНА) , зависящей от него и кормившейся в основном за счет его походов. Некоторую роль играло и вече (см. ВЕЧЕ) . Управление государством осуществлялось при помощи тысяцких и сотских, т. е. по признаку военной организации. Доходы князя имели различные источники. В 10 - начале 11 вв. это в основном «полюдье», «уроки» (дань), получаемые ежегодно с мест.
В 11 - начале 12 вв. в связи с появлением крупного землевладения с различными видами ренты функции князя расширились. Владея собственным крупным доменом, князь вынужден был вести сложное хозяйство, назначать посадников, волостелей, тиунов, руководить многочисленной администрацией. Он был военным вождем, теперь ему приходилось организовывать не столько дружину, сколько ополчение, приводимое вассалами, нанимать иноземные войска. Усложнились мероприятия по укреплению и защите внешних границ. Власть князя была неограниченной, но ему приходилось считаться с мнением боярства. Роль веча снижалась. Княжеский двор стал административным центром, куда сходились все нити управления государством. Возникли дворцовые чины, заведовавшие отдельными отраслями управления. Во главе городов стоял городской патрициат, образовавшийся в 11 в. из крупных местных землевладельцев - «старцев» и дружинников. Знатные роды играли большую роль в истории городов (например, род Яна Вышатича, Ратибора, Чудина - в Киеве, Дмитра Завидича - в Новгороде). Большим влиянием в городе пользовалось купечество. Необходимость охраны товара при перевозках обусловила появление вооруженной купеческой стражи, среди городского ополчения купцы занимали первое место. Самую многочисленную часть городского населения составляли ремесленники как свободные, так и зависимые. Особое место занимало духовенство, делившееся на черное (монашествующее) и белое (мирское). Во главе Русской церкви стоял обычно назначаемый константинопольским патриархом митрополит, которому подчинялись епископы. Монастыри с игуменами во главе подчинялись епископам и митрополиту.
Сельское население состояло из свободных крестьян-общинников (число их уменьшалось), и уже закрепощенных крестьян. Существовала группа крестьян, оторванных от общины, лишенных средств производства и являвшихся рабочей силой внутри вотчины. Рост крупного землевладения, закрепощение свободных общинников и рост их эксплуатации привели к обострению классовой борьбы в 11-12 вв. (восстания в Суздале в 1024; в Киеве в 1068-1069 гг.; на Белоозере около 1071; в Киеве в 1113). Восстания в большинстве случаев были разобщены, в них участвовали язычники-волхвы, использовавшие недовольных крестьян для борьбы с новой религией - христианством. Особенно сильная волна народных выступлений прокатилась по Руси в 1060-1070-х гг. в связи с голодом и нашествием половцев. В эти годы был создан сборник законов «Правда Ярославичей», ряд статей которого предусматривал наказания за убийство служащих вотчины. Общественные отношения регулировались Русской правдой (см. РУССКАЯ ПРАВДА (свод права)) и другими правовыми актами.
Политическая история
Ход исторических событий в Древнерусском государстве известен по летописям (см. ЛЕТОПИСИ) , составленным в Киеве и Новгороде монахами. По данным «Повести временных лет (см. ПОВЕСТЬ ВРЕМЕННЫХ ЛЕТ) », первым князем Киева был легендарный Кий. Датировка фактов начинается с 852 г. н. э. В летопись включена легенда о призвании варягов (862) во главе с Рюриком, ставшая в 18 в. основой норманской теории о создании Древнерусского государства варягами. Два сподвижника Рюрика - Аскольд и Дир двинулись на Царьград по Днепру, по дороге подчинив своей власти Киев. После смерти Рюрика власть в Новгороде перешла к варягу Олегу (ум. 912), который, расправившись с Аскольдом и Диром, захватил Киев (882), а в 883-885 гг. покорил древлян, северян, радимичей и в 907 и 911 гг. совершил походы на Византию.
Преемник Олега князь Игорь продолжал активную внешнюю политику. В 913 через Итиль он совершил поход на западное побережье Каспия, дважды (941, 944) нападал на Византию. Требования дани с древлян послужили причиной их восстания и убийства Игоря (945). Его жена Ольга одной из первых на Руси приняла христианство, упорядочила управление на местах и установила нормы дани («уроки»). Сын Игоря и Ольги Святослав Игоревич (княжил 964-972) обеспечил свободу торговых путей на восток, через земли волжских булгар и хазар, упрочил международное положение Руси. Русь при Святославе обосновалась на Черном море и на Дунае (Тмутаракань, Белгород, Переяславец на Дунае), но после неудачной войны с Византией Святослав был вынужден отказаться от завоеваний на Балканах. При возвращении на Русь он был убит печенегами.
Святославу наследовал его сын Ярополк, убивший конкурента - брата Олега, древлянского князя (977). Младший брат Ярополка Владимир Святославич с помощью варягов овладел Киевом. Ярополк был убит, и Владимир стал великим князем (княжил 980-1015). Необходимость замены старой идеологии родоплеменного строя идеологией народившегося государства побудила Владимира ввести на Руси в 988-989 гг. христианство в форме византийского православия. Первыми восприняли христианскую религию социальные верхи, народные массы еще долго держались языческих верований. На княжение Владимира приходится расцвет Древнерусского государства, земли которого раскинулись от Прибалтики и Карпат до причерноморских степей. После смерти Владимира (1015) возникла усобица между его сыновьями, в которой были убиты два из них - Борис и Глеб, -причисленные церковью к лику святых. Убийца братьев Святополк бежал после борьбы со своим братом Ярославом Мудрым, ставшим киевским князем (1019-1054). В 1021 против Ярослава выступил полоцкий князь Брячислав (княжил в 1001-1044), мир с которым был куплен ценой уступки Брячиславу ключевых пунктов на торговом пути «из варяг в греки» - Усвятского волока и Витебска. Через три года против Ярослава выступил его брат - тмутараканский князь Мстислав. После битвы у Листвена (1024) Древнерусское государство было поделено по Днепру: правобережье с Киевом досталось Ярославу, левобережье - Мстиславу. После смерти Мстислава (1036) единство Руси было восстановлено. Ярослав Мудрый вел энергичную деятельность по укреплению государства, устранению церковной зависимости от Византии (образование в 1037 самостоятельной митрополии) и расширению градостроительства. При Ярославе Мудром укрепились политические связи Древней Руси с государствами Западной Европы. Древнерусское государство имело династические связи с Германией, Францией, Венгрией, Византией, Польшей, Норвегией.
Наследовавшие Ярославу сыновья поделили владения отца: Изяслав Ярославич получил Киев, Святослав Ярославич - Чернигов, Всеволод Ярославич - Переяславль Южный. Ярославичи пытались сохранить единство Древнерусского государства, старались действовать заодно, но процесса государственного распада предотвратить не могли. Положение осложнилось натиском половцев, в битве с которыми Ярославичи потерпели поражение. Народное ополчение потребовало оружия для оказания сопротивления врагу. Отказ привел к восстанию в Киеве (1068), бегству Изяслава и вокняжению в Киеве полоцкого Всеслава Брячиславича, изгнанного в 1069 объединенными силами Изяслава и польских войск. Вскоре среди Ярославичей возникли распри, приведшие к изгнанию Изяслава в Польшу (1073). После смерти Святослава (1076) Изяслав вновь вернулся в Киев, но вскоре был убит в бою (1078). Ставший киевским князем Всеволод Ярославич (княжил в 1078-1093) не смог сдержать процесс распада единого государства. Лишь после нашествий половцев (1093-1096 и 1101-1103) древнерусские князья объединились вокруг киевского князя для отражения общей опасности.
На рубеже 11-12 вв. в крупнейших центрах Руси княжили: Святополк Изяславич (1093-1113) в Киеве, Олег Святославич в Чернигове, Владимир Мономах в Переяславле. Владимир Мономах был тонким политиком, он убеждал князей теснее сплотиться в борьбе с половцами. Созванные с этой целью съезды князей себя не оправдали (Любечский съезд, Долобский съезд). После смерти Святополка (1113) в Киеве вспыхнуло городское восстание. Мономах, приглашенный на киевское княжение, издал компромиссный закон, облегчавший положение должников. Постепенно он усиливал свои позиции как верховного правителя Руси. Усмирив новгородцев, Владимир посадил своих сыновей в Переяславле, Смоленске и Новгороде. Он почти единовластно распоряжался всеми военными силами Древней Руси, направлял их не только против половцев, но и против непокорных вассалов и соседей. В результате походов вглубь степи половецкая опасность была устранена. Но, несмотря на усилия Мономаха, предотвратить распад Древнерусского государства не удалось. Объективные исторические процессы продолжали развиваться, что выразилось прежде всего в быстром росте местных центров - Чернигова, Галича, Смоленска, тянувшихся к самостоятельности. Сыну Мономаха Мстиславу Владимировичу (княжившему в 1125-1132) удалось нанести новое поражение половцам и выслать их князей в Византию (1129). После смерти Мстислава (1132) Древнерусское государство распалась на ряд самостоятельных княжеств. Начался период раздробленности Руси.
Борьба с кочевниками. Древняя Русь вела постоянную борьбу с кочевыми ордами, попеременно жившими в причерноморских степях: хазарами, уграми, печенегами, торками, половцами. Кочевья печенегов в конце 9 в. занимали степи от Саркела на Дону до Дуная. Их набеги заставили Владимира Святославича укреплять южные границы («ставить городы»). Ярослав Мудрый в 1036 фактически уничтожил западное объединение печенегов. Но затем в причерноморских степях появились торки, которым в 1060 объединенными силами древнерусских князей было нанесено поражение. Со второй половины 11 в. степи от Волги до Дуная начали занимать половцы, овладевшие важнейшими торговыми путями между Европой и странами Востока. Крупную победу над русскими половцы одержали в 1068. Сильный натиск половцев Русь выдержала в 1093-1096 гг., для чего потребовалось объединение всех ее князей. В 1101 отношения с половцами наладились, но уже в 1103 половцы нарушили мирный договор. Понадобилась серия походов Владимира Мономаха на половецкие зимовьям в глубь степей, завершившаяся в 1117 откочевкой их на юг, к Северному Кавказу. Сын Владимира Мономаха Мстислав оттеснил половцев за Дон, Волгу и Яик.
Хозяйство
В эпоху образования Древнерусского государства пашенное земледелие с упряжными почвообрабатывающими орудиями постепенно повсеместно (на севере несколько позднее) сменило мотыжную обработку почвы. Появилась трехпольная система земледелия; выращивались пшеница, овес, просо, рожь, ячмень. Летописи упоминают хлеб яровой и озимый. Население занималось также скотоводством, охотой, рыболовством и бортничеством. Деревенское ремесло имело второстепенное значение. Ранее всего выделилось железоделательное производство, базирующееся на местной болотной руде. Металл получали сыродутным способом. Письменные источники дают несколько терминов для обозначения деревенского поселения: «погост» («мир»), «свобода» («слобода»), «село», «деревня». Изучение древнерусской деревни археологами позволило выявить различные типы поселений, установить их размеры и характер застройки.
Основной тенденцией развития общественного строя Древней Руси было становление феодальной собственности на землю, с постепенным закрепощением свободных общинников. Результатом закабаления деревни явилось ее включение в систему феодального хозяйства, основанного на отработочной и продуктовой ренте. Наряду с этим существовали и элементы рабовладения (холопство).
В 6-7 вв. в лесной полосе места поселений рода или небольшой семьи (городища) исчезают, и на смену им появляются неукрепленные деревенские селища и укрепленные усадьбы знати. Начинает складываться вотчинное хозяйство. Центр вотчины - «княждвор», в котором временами жил князь, где, кроме его хором, находились дома его слуг - бояр-дружинников, жилища смердов, холопов. Вотчиной управлял боярин - огнищанин, распоряжавшийся княжескими тиунами (см. ТИУН) . Представители вотчинной администрации имели как экономические, так и политические функции. В вотчинном хозяйстве развивалось ремесло. С усложнением вотчинной системы усадебная замкнутость несвободных ремесленников начинает исчезать, возникают связь с рынком и конкуренция с городским ремеслом.
Развитие ремесла и торговли обусловило появление городов. Наиболее древние из них - Киев, Чернигов, Переяславль, Смоленск, Ростов, Ладога, Псков, Полоцк. Центром города был торг, где реализовалась ремесленная продукция. В городе развивались различные виды ремесел: кузнечное, оружейное, ювелирное (ковка и чеканка, тиснение и штамповка серебра и золота, филигрань, зернь), гончарное, кожевенное, портняжное. Во второй половине 10 в. появились клейма мастеров. Под византийским влиянием в конце 10 в. возникло производство эмалей. В крупных городах существовали торговые подворья для заезжих купцов - «гостей».
Торговый путь из Руси в восточные страны проходил по Волге и по Каспийскому морю. Путь в Византию и Скандинавию (путь «из варяг в греки»), помимо главного направления (Днепр - Ловать), имел ответвление на Западную Двину. На запад вели два пути: из Киева в Центральную Европу (Моравия, Чехия, Польша, Южная Германия) и из Новгорода и Полоцка через Балтийское море в Скандинавию и Южную Прибалтику. В 9 - середине 11 вв. на Руси было велико влияние арабских купцов, укреплялись торговые связи с Византией и Хазарией. Древняя Русь экспортировала в Западную Европу меха, воск, лен, полотно, серебряные изделия. Ввозились дорогие ткани (византийские паволоки, парча, восточные шелка), серебро и медь в диргемах, олово, свинец, медь, пряности, благовония, лекарственные растения, красящие вещества, византийская церковная утварь. Позднее, в середине 11-12 вв. в связи с изменением международной обстановки (распадом Арабского халифата, засильем половцев в южнорусских степях, началом крестовых походов) были нарушены многие традиционные торговые пути. Проникновение западноевропейских купцов в Черное море, конкуренция генуэзцев и венецианцев парализовали торговлю Древней Руси на юге, и к концу 12 в. она в основном была перенесена на север - в Новгород, Смоленск и Полоцк.
Культура
Культура Древней Руси уходит своими корнями в глубины культуры славянских племен. В период образования и развития государства она достигла высокого уровня и была обогащена влиянием византийской культуры. В результате Киевская Русь оказалась в ряду передовых по культуре государств своего времени. Средоточием культуры был город. Грамотность в Древнерусском государстве была сравнительно широко распространена среди народа, о чем свидетельствуют берестяные грамоты и надписи на хозяйственных предметах (пряслицах, бочках, сосудах). Есть сведения о существовании на Руси в то время школ (даже женских).
До наших дней дошли пергаментные книги Древней Руси: переводная литература, изборники, богослужебные книги; среди них древнейшая - «Остромирово Евангелие (см. ОСТРОМИРОВО ЕВАНГЕЛИЕ) ». Наиболее образованными на Руси были монахи. Выдающимися деятелями культуры были киевский митрополит Иларион (см. ИЛАРИОН (митрополит)) , новгородский епископ Лука Жидята (см. ЛУКА Жидята) , Феодосий Печерский (см. ФЕОДОСИЙ Печерский) , летописцы Никон (см. НИКОН (летописец)) , Нестор (см. НЕСТОР (летописец)) , Сильвестр (см. СИЛЬВЕСТР Печерский) . Усвоение церковнославянской письменности сопровождалось перенесением на Русь основных памятников раннехристианской и византийской литературы: библейские книги, сочинения отцов церкви, жития святых, апокрифы («Хождение Богородицы по мукам»), историография («Хроника» Иоанна Малалы), а также произведений болгарской литературы («Шестоднев» Иоанна), чехоморавской (жития Вячеслава и Людмилы). На Руси переводились с греческого языка византийские хроники (Георгия Амартола, Синкелла), эпос («Девгениево деяние»), «Александрия», «История иудейской войны» Иосифа Флавия, с древнееврейского - книга «Есфирь», с сирийского - повесть об Акире Премудром. Со второй четверти 11 в. развивается оригинальная литература (летописание, жития святых, проповедь). В «Слове о законе и благодати» митрополит Иларион с риторическим искусством трактовал проблемы превосходства христианства над язычеством, величия Руси среди других народов. Киевское и новгородское летописание было проникнуто идеями государственного строительства. Летописцы обращались к поэтическим преданиям языческого фольклора. Нестор пришел к осознанию родства восточнославянских племен со всеми славянами. Его «Повесть временных лет» приобрела значение выдающейся хроники европейского средневековья. Житийная литература насыщалась актуальной политической проблематикой, и ее героями стали князья-святые («Жития Бориса и Глеба»), а затем подвижники церкви («Житие Феодосия Печерского», «Киево-Печерский патерик»). В житиях впервые, хотя в схематической форме, изображались переживания человека. Патриотические идеи выражались в жанре паломничества («Хождение» игумена Даниила). В «Поучении» к сыновьям Владимир Мономах создал образ справедливого правителя, рачительного хозяина, примерного семьянина. Древнерусские литературные традиции и богатейший устный эпос подготовили возникновение «Слова о полку Игореве (см. СЛОВО О ПОЛКУ ИГОРЕВЕ) ».
Опыт восточнославянских племен в деревянном зодчестве и сооружениях укрепленных поселений, жилищ, святилищ, их ремесленные навыки и традициؠхудожественного творчества были усвоены искусством Древней Руси. В его становлении огромную роль сыграли веяния, шедшие из-за рубежа (из Византии, балканских и скандинавских стран, Закавказья и Ближнего Востока). В относительно краткий период расцвета Древней Руси русские мастера освоили новые для них приемы каменного зодчества, искусство мозаики, фрески, иконописи, книжной миниатюры.
Типы рядовых поселений и жилищ, техника возведения деревянных зданий из горизонтально уложенных бревен долго оставались теми же, что и у древних славян. Но уже в 9 - начале 10 вв. появились обширные дворы вотчинников, а в княжеских владениях - деревянные замки (Любеч). Из укрепленных поселков развиваются города-крепости с жилыми домами внутри и с хозяйственными постройками, примыкающими к оборонительному валу (Колодяжненское и Райковецкое городища, оба в Житомирской области; разрушены в 1241).
На торговых путях у слияния рек или у речных излучин из крупных поселений славян вырастали города и основывались новые. Они слагались из крепости на холме (детинец, кремль - резиденция князя и убежище для горожан при нападении врагов) с оборонительным земляным валом, рубленой стеной на нем и со рвом извне, и из посада (порой укрепленного). Улицы посада шли к кремлю (Киев, Псков) или параллельно реке (Новгород), местами имели деревянные мостовые и застраивались в безлесных районах мазанками (Киев, Суздаль), а в лесных - бревенчатыми домами в один-два сруба с сенями (Новгород, Старая Ладога). Жилища богатых горожан состояли из нескольких связанных между собой срубов разной высоты на подклетах, имели башню («повалушу»), наружные крыльца и размещались в глубине двора (Новгород). Хоромы в кремлях с середины 10 в. имели двухэтажные каменные части, либо башнеобразные (Чернигов), либо с башнями по краям или посредине (Киев). Порой хоромы вмещали залы площадью более 200 кв 2 м (Киев). Общими для древнерусских городов были живописность силуэта, где доминировал кремль с его красочными хоромами и храмами, сиявшими позолотой кровель и крестов, и органическая связь с ландшафтом, возникавшая благодаря использованию рельефа местности не только в стратегических, но и в художественных целях.
Со второй половины 9 в. летописи упоминают деревянные христианские храмы (Киев), число и размеры которых возрастают после крещения Руси. Это были (судя по условным изображениям в рукописях) прямоугольные, восьмигранные или крестообразные в плане постройки с крутой крышей и главкой. Позднее их венчали пять (церковь Бориса и Глеба в Вышгороде близ Киева, 1020-1026, зодчий Миронег) и даже тринадцать глав (деревянный Софийский собор в Новгороде, 989). Первая в Киеве каменная Десятинная церковь (989-996, разрушена в 1240) была сложена из чередующихся рядов камня и плоского квадратного кирпича-плинфы на растворе из смеси толченого кирпича с известью (цемянка). В этой же технике кладки возводились появившиеся в 11 в. каменные проездные башни в городских укреплениях (Золотые ворота в Киеве), каменные крепостные стены (Переяслав Южный, Киево-Печерский монастырь, Старая Ладога; все конец 11 - начало 12 вв.) и величественные трехнефные (Спасо-Преображенский собор в Чернигове, начат до 1036) и пятинефные (Софийские соборы в Киеве, 1037, Новгороде, 1045-1050, Полоцке, 1044-1066) храмы с хорами вдоль трех стен для князей и их приближенных. Универсальный для византийского культового строительства тип крестово-купольного храма, по своему истолковывается древнерусскими зодчими - купола на высоких световых барабанах, плоские ниши (возможно с фресками) на фасадах, узоры из кирпича в виде крестов, меандра. Древнерусское зодчество сходно с архитектурой Византии, южных славян и Закавказья. В то же время в древнерусских храмах проявляются и своеобразные черты: многоглавие (13 глав Софийского собора в Киеве), ступенчатое расположение сводов и отвечающих им на фасадах рядов полукружий-закомар, паперти-галереи с трех сторон. Ступенчато-пирамидальная композиция, величавые пропорции и напряженно-медлительный ритм, уравновешенность пространства и массы делают архитектуру этих значительных по высоте зданий торжественной и полной сдержанной динамики. Их интерьеры с контрастным переходом от невысоких, затененных хорами боковых нефов к просторной и ярче освещенной подкупольной части среднего нефа, ведущего к главной апсиде, поражают эмоциональной напряженностью и вызывают богатство впечатлений, которые порождаются пространственными членениями и многообразием точек обзора.
Наиболее полно сохранившиеся мозаики и фрески Софийского собора в Киеве (середина 11 в.) исполнены преимущественно византийскими мастерами. Росписи в башнях - полные динамики светские сцены плясок, охот, ристалищ. В изображениях святых, членов великокняжеской семьи движение порой лишь обозначено, позы фронтальны, лица строги. Духовная жизнь передается посредством скупого жеста и широко раскрытых больших глаз, взгляд которых устремлен прямо на прихожанина. Это сообщает напряженность и силу воздействия изображениям, проникнутым высокой духовностью. Монументальным характером исполнения и композиционно они органически связаны с архитектурой собора. Миниатюра Древней Руси («Остромирово евангелие» 1056-1057) и красочные инициалы рукописных книг отличаются цветовым богатством и тонкостью исполнения. Они напоминают современную им перегородчатую эмаль, украшавшую великокняжеские венцы, подвески-колты, которыми славились киевские мастера. В этих изделиях и в шиферных монументальных рельефах мотивы славянской и античной мифологии совмещаются с христианскими символами и иконографией, отражая типичное для средних веков двоеверие, долго удерживавшееся в народной среде.
В 11 в. получает развитие и иконопись. Произведения киевских мастеров пользовались широким признанием, особенно иконы работы Алимпия (см. АЛИМПИЙ) , которые вплоть до монголо-татарского нашествия служили образцами для иконописцев всех древнерусских княжеств. Однако икон, безоговорочно относимых к искусству Киевской Руси, не сохранилось.
Во второй половине 11 в. на смену княжескому строительству храмов приходит монастырское. В крепостях и загородных замках князья сооружают лишь небольшие церкви (Михайловская божница в Остре, 1098, сохранилась в руинах; церковь Спаса на Берестове в Киеве, между 1113 и 1125), а ведущим типом становится трехнефный шестистолпный монастырский собор, более скромный по размерам, чем городские, часто без галерей и с хорами только вдоль западной стены. Его статичный, замкнутый объем, массивные стены, разделенные на узкие части плоскими выступами-лопатками, создают впечатление мощи и аскетической простоты. В Киеве строят соборы однокупольные, иногда без лестничных башен (Успенский собор Киево-Печерского монастыря, 1073-1078, разрушен в 1941). Новгородские храмы начала 12 в. увенчаны тремя куполами, один из которых - над лестничной башней (соборы Антониева, заложен в 1117, и Юрьева, начат в 1119, монастырей), или пятью куполами (Николо-Дворищенский собор, заложен в 1113). Простота и мощь архитектуры, органичное слияние башни с основным объемом собора Юрьева монастыря (зодчий Петр), придающее цельность его композиции, выделяют этот храм как одно из высших достижений древнерусского зодчества 12 в.
В это же время меняется и стиль живописи. В мозаиках и фресках Михайловского Златоверхого монастыря в Киеве (около 1108, собор не сохранился, восстановлен заново) выполненных византийскими и древнерусскими художниками, свободней становится композиция, изысканный психологизм образов усиливается живостью движений и индивидуализацией характеристик. Вместе с тем по мере вытеснения мозаики более дешевой и доступной по технике фреской возрастает роль местных мастеров, которые в своих работах отходят от канонов византийского искусства и в то же время уплощают изображение, усиливают контурное начало. В росписях крещальни Софийского собора и собора Кирилловского монастыря (оба - в Киеве, 12 в.) преобладают славянские черты в типах лиц, костюмах, фигуры становятся приземистей, их моделировка цветом сменяется линейной проработкой, краски светлеют, исчезают полутона; образы святых становятся ближе к фольклорным представлениям.
Художественная культура Древнерусского государства получила дальнейшее развитие в период раздробленности в различных древнерусских княжествах, обусловленное особенностями их экономической и политической жизни. Возникли ряд местных школ (владимиро-суздальская, новгородская), сохраняющих генетическую общность с искусством Киевской Руси и некоторое сходство художественно-стилистической эволюции. В местных течениях приднепровских и западных княжеств, северо-восточных и северо-западных земель сильней дают о себе знать народные поэтические представления. Выразительные возможности искусства расширяются, но слабеет пафос формы.
Разнообразные источники (народные песни, былины, летописи, произведения древнерусской литературы, памятники изобразительного искусства) свидетельствуют о высоком развитии древнерусской музыки. Наряду с различными видами народного творчества важную роль играла военная и торжественно-церемониальная музыка. В военных походах участвовали трубачи и исполнители на «бубнах» (ударных инструментах типа барабана или литавр). При дворе князей и у дружинной знати состояли на службе певцы и исполнители-инструменталисты, как местные, так и из Византии. Певцы воспевали ратные подвиги современников и легендарных богатырей в песнях и сказаниях, которые они сами слагали и исполняли под аккомпанемент гуслей. Музыка звучала во время официальных приемов, празднеств, на пирах князей и именитых людей. В народном быту видное место занимало искусство скоморохов, в котором были представлены пение и инструментальная музыка. Скоморохи нередко появлялись и в княжеских дворцах. После принятия и распространения христианства широкое развитие получила церковная музыка. С ней связаны ранние письменные памятники русского музыкального искусства - рукописные богослужебные книги с условной идеографической записью напевов. Основы древнерусского церковно-певческого искусства были заимствованы из Византии, но дальнейшая постепенная их трансформация привела к образованию самостоятельного певческого стиля - знаменного распева, наряду с которым существовал особый род кондакарного пения.


Энциклопедический словарь . 2009 .

Смотреть что такое "Древнерусское государство" в других словарях:

    Киевская Русь государство 9 начала 12 вв. в Восточной Европе, возникшее в последней четверти 9 в. в результате объединения под властью князей династии Рюриковичей двух главных центров восточных славян Новгорода и Киева, а также земель (поселения… … Политология. Словарь.

    Государство в Вост. Европе, возникшее в последней четв. 9 в. в результате объединения под властью князей династии Рюриковичей двух главных центров восточных славян Новгорода и Киева, а также земель (поселения в районе Ст. Ладоги, Гнездова и др.) … Большой Энциклопедический словарь

    ДРЕВНЕРУССКОЕ ГОСУДАРСТВО, государство в Восточной Европе; возникло в последней четверти 9 в. в результате объединения под властью князей династии Рюриковичей двух главных центров восточных славян Новгорода и Киева, а также земель, расположенных… … Русская история

Невозможно точно сказать, когда именно появилось Древнерусское государство, в наше время ученые не могут назвать точную дату. Разные группы историков называют несколько дат, но многие из них сходятся к одному — появление Древней Руси можно датировать IX веком. По этой причине известно несколько разнообразных теорий происхождения древнерусского государства, каждая теория по своему уникальная и старается привести доказательства о своей версии возникновения великого государства.

Происхождение древнерусского государства кратко

В знаменитой «Повести временных лет» написано, что Рюрика с братьями затребовали на княжение в Новгород в 862 году. Поэтому эта дата стала для многих ученых началом возникновения Древней Руси. На престолы сели варяжские князи:

  • Синеус — в Белозере;
  • Трувор — в Изборске;
  • Рюрик — в Новгороде.

Через некоторое время князю Рюрику удалось соединить все земли воедино.

Князь Олег в 882 году захватил Киев, с его помощью он смог объединить важнейшие группы земель, а в будущем присоединил и остальные главные территории. В этот период по причине объединения земель восточных славян они смогли превратиться в большое государство. Поэтому, по мнению большинства ученых, формирование древнерусского государства относится к IX веку.

Самые известные теории происхождения древнерусского государства

Норманская теория

Ученые Байер и Миллер утверждали, что Древнерусское государство было основано выходцами из Скандинавии, то есть норманнами, на Руси их еще называли варягами. Эта теория возникла в «Повести временных лет». Основные аргументы норманнистов были в том, что все первые правители Руси назывались скандинавскими именами (Олег, Рюрик, Ольга, Игорь).

Антинорманская теория

Антинорманская теория утверждает, что государство Древней Руси возникло совершенно из других объективных причин. Большинство историчных источников говорят о том, что правительство восточных славян было первым, чем у варягов. Известный ученый М.Ломоносов является родоначальником этой теории. Теория гласит о том, что на период исторического развития славяны находились выше норманн по уровню политического развития. Варяжские княжества, по его мнению стали второй местной политической формой.

Компромиссная теория

Теория также имеет название славянско-варяжской. Первый кто попробовал связать эти 2 теории предпринял русский историк В. Ключевский. Он считал, что «городовая область» была наиболее ранней местной политической формой, которая образовалась на Руси. Городовая область — торговый округ, которым управлял укрепленный город. После сохранения самостоятельности городовых областей, а также объединения варяжских княжеств смогла выйти еще одна политическая форма, она имела название княжество Киевское.

Ирано-славянская теория

Согласно этой теории существовало 2 вида русов — руги (жители Рюгена) и причерноморские русы. Словенами ильменскими было приглашено русов-ободритов (ругов). Поэтому сближение руссов произошло по причине объединения восточнославянских племен в одно государство.

Индо-иранская теория

Теория гласит о том, что этноним «рос» имеет иное чем «рус» происхождение, оно является более древним. Некоторые сторонники этого мнения, отмечают, что народ «рос» был, упомянут еще в шестом веке в «Церковной Истории».

Понравилась статья? Поделитесь ей