Контакты

Послевоенная пятилетка. Четвёртый пятилетний план восстановления и развития народного хозяйства ссср. Пленные и вестербайтеры

(1959-1965)

Восьмая пятилетка (1966-1970) Девятая пятилетка (1971-1975) Десятая пятилетка (1976-1980) Одиннадцатая пятилетка (1981-1985) Двенадцатая пятилетка (1986-1990) Тринадцатая пятилетка (1991-1995) См. также Госплан СССР Экономика СССР Плановое хозяйство Индустриализация СССР Великие стройки коммунизма

История

…Что касается планов на более длительный период, то партия намерена организовать новый мощный подъём народного хозяйства, который дал бы нам возможность поднять уровень нашей промышленности, например, втрое по сравнению с довоенным уровнем. Нам нужно добиться того, чтобы наша промышленность могла производить ежегодно до 50 миллионов тонн чугуна, до 60 миллионов тонн стали, до 500 миллионов тонн угля, до 60 миллионов тонн нефти. Только при этом условии можно считать, что наша Родина будет гарантирована от всяких случайностей. На это уйдёт, пожалуй, три новых пятилетки, если не больше. Но это дело можно сделать, и мы должны его сделать.

И. В. Сталин. Речь на предвыборном собрании избирателей Сталинского избирательного округа города Москвы 9 февраля 1946 года

Через 15 лет, в 1961 году, в Советском Союзе было произведено 50,9 млн тонн чугуна (101,8 % от упомянутых ориентиров), 70,8 млн тонн стали (118 %), 506,4 млн тонн угля (101,2 %), 166 млн тонн нефти (276,7 %) .

Экономические показатели

Промышленность

В 1945 году объём производства по промышленности в целом составлял 92 % от уровня 1940 года.

Топливные отрасли

В 1945 году в топливных отраслях объём производства составлял 77,8 % от уровня 1940 года.

НПЗ Советского Союза (как и до войны) перерабатывали практически всю добываемую нефть - сырьё не вывозилось.

Добыча нефти в 1945 году составила 19 436 тыс т.

Машиностроение

Объём выпуска продукции машиностроения в СССР в 1950 году был в 2,3 раза больше, чем в 1940 году. В 1947 году было произведено 9,6 тыс легковых машин, в 1950 году - 64,6 тыс.

Транспорт

В 1950 году гражданская авиация перевезла в 3,5 раза больше пассажиров, чем в 1940 году.

В филателии

  • Почтовые марки , посвящённые четвёртой пятилетке
  • Rus Stamp-1948-4 Pyatiletka.png

    Stamp of USSR 1269.jpg

    Stamp of USSR 1270.jpg

См.также

Напишите отзыв о статье "Четвёртая пятилетка"

Примечания

Ссылки

  • . «Нефть России» № 2, февраль 2008.

Отрывок, характеризующий Четвёртая пятилетка

– Но своих учеников вы ведь УЧИТЕ!.. – с тоской воскликнула я. – Они ведь тоже не знали всего сразу, перед тем, как попали к вам! Так учите же человечество!!! Оно стоит того, чтобы не исчезнуть!..
– Да, Изидора, мы учим наших учеников. Но одарённые, которые попадают к нам, умеют главное – они умеют МЫСЛИТЬ... А остальные пока всего лишь «ведомые». И у нас нет на них ни времени, ни желания, пока не придёт их время, и они не окажутся достойны того, чтобы кто-то из нас их учил.
Север был совершенно уверенным, что прав, и я знала, что никакие доводы не смогут его переубедить. Поэтому решила не настаивать более...
– Скажи, Север, что из жизни Иисуса является настоящим? Можешь ли ты рассказать мне, как он жил? И как же могло случиться, что с такой мощной и верной опорой он всё же проиграл?.. Что стало с его детьми и Магдалиной? Как долго после его смерти ей удалось прожить?
Он улыбнулся своей чудесной улыбкой...
– Ты напомнила мне сейчас юную Магдалину... Она была самой из всех любопытной и без конца задавала вопросы, на которые даже наши волхвы не всегда находили ответы!..
Север снова «ушёл» в свою грустную память, вновь встречаясь там с теми, по кому он всё ещё так глубоко и искренне тосковал.
– Она была и впрямь удивительной женщиной, Изидора! Никогда не сдававшейся и не жалеющей себя, совсем, как ты... Она готова была в любой момент отдать себя за тех, кого любила. За тех, кого считала достойнее. Да и просто – за ЖИЗНЬ... Судьба не пожалела её, обрушив на её хрупкие плечи тяжесть невозвратимых потерь, но она до последнего своего мгновения яростно боролась за своих друзей, за своих детей, и за всех, кто оставался жить на земле после гибели Радомира... Люди называли её Апостолом всех Апостолов. И она истинно была им... Только не в том смысле, в котором показывает её в своих «священных писаниях» чуждый ей по своей сути еврейский язык. Магдалина была сильнейшей Ведуньей... Золотой Марией, как её называли люди, хоть однажды встретившие её. Она несла собою чистый свет Любви и Знания, и была сплошь пропитанной им, отдавая всё без остатка и не жалея себя. Её друзья очень любили её и, не задумываясь, готовы были отдать за неё свои жизни!.. За неё и за то учение, которое она продолжала нести после смерти своего любимого мужа, Иисуса Радомира.
– Прости мою скудную осведомлённость, Север, но почему ты всё время называешь Христа – Радомиром?..
– Всё очень просто, Изидора, Радомиром нарекли его когда-то отец и мать, и оно являлось его настоящим, Родовым именем, которое и впрямь отражало его истинную суть. Это имя имело двойное значение – Радость мира (Радо – мир) и Несущий миру Свет Знания, Свет Ра (Ра – до – мир). А Иисусом Христом его назвали уже Думающие Тёмные, когда полностью изменили историю его жизни. И как видишь, оно накрепко «прижилось» к нему на века. У иудеев всегда было много Иисусов. Это самое что ни на есть обычное и весьма распространённое еврейское имя. Хотя, как ни забавно, пришло оно к ним из Греции... Ну, а Христос (Хristos) – это вообще не имя, и значит оно по-гречески – «мессия» или «просвещённый»... Спрашивается только, если в библии говорится, что Христос – христианин, то как же тогда объяснить эти языческие греческие имена, которые дали ему сами Думающие Тёмные?.. Не правда ли, интересно? И это лишь самая малая из тех многих ошибок, Изидора, которых не хочет (или не может!..) видеть человек.
– Но как же он может их видеть, если слепо верит в то, что ему преподносят?.. Мы должны показать это людям! Они обязаны всё это знать, Север! – опять не выдержала я.
– Мы ничего людям не должны, Изидора... – резко ответил Север. – Они вполне довольны тем, во что они верят. И не хотят ничего менять. Желаешь ли, чтобы я продолжил?
Он снова наглухо отгородился от меня стеной «железной» уверенности в своей правоте, и мне не оставалось ничего более, как лишь кивнуть в ответ, не скрывая проступивших слёз разочарования... Бессмысленно было даже пытаться что-либо доказывать – он жил в своём «правильном» мире, не отвлекаясь на мелкие «земные неполадки»...

– После жестокой смерти Радомира Магдалина решила вернуться туда, где был её настоящий Дом, где когда-то давно она родилась на свет. Наверное, всем нам присуща тяга к нашим «корням», особенно когда по той или иной причине становится плохо... Вот и она, убитая своим глубоким горем, раненая и одинокая, решила наконец-то вернуться ДОМОЙ... Это место находилось в загадочной Окситании (сегодняшняя Франция, Лангедок) и называлось оно Долиной Магов (или также – Долиной Богов), славившейся своей суровой, мистической величавостью и красотой. И не было человека, который однажды побывав там, не полюбил бы Долину Магов на всю свою оставшуюся жизнь...

Четвёртая пятилетка (1946-1950) - четвёртый пятилетний план восстановления и развития народного хозяйства СССР после окончания Великой Отечественной войны. Основная хозяйственно-политическая задача пятилетки была сформулирована И. В. Сталиным 9 февраля 1946 года: «восстановить пострадавшие районы страны, восстановить довоенный уровень промышленности и сельского хозяйства и затем превзойти этот уровень в более или менее значительных размерах»
18 марта 1946 года Верховный Совет СССР принял Закон о четвёртом пятилетнем плане восстановления и развития народного хозяйства страны. В нём намечалось увеличение (по сравнению с довоенным уровнем) добычи угля на 51 %, нефти - на 14 % (до 35 млн тонн). На практике производство нефти возросло на 21,7 %, угля - на 57,4 %.
В 1946 году было выплавлено 9,9 млн т чугуна и 13,3 млн т стали, добыто 163,8 млн т угля и 21,7 млн т нефти
В 1945 году объём производства по промышленности в целом составлял 92 % от уровня 1940 года.
Топливные отрасли:

В 1945 году в топливных отраслях объём производства составлял 77,8 % от уровня 1940 года.
НПЗ Советского Союза (как и до войны) перерабатывали практически всю добываемую нефть - сырьё не вывозилось.
Добыча нефти в 1945 году составила 19 436 тыс т.
Машиностроение:
Объём выпуска продукции машиностроения в СССР в 1950 году был в 2,3 раза больше, чем в 1940 году. В 1947 году было произведено 9,6 тыс легковых машин, в 1950 году - 64,6 тыс.
Транспорт
В 1950 году гражданская авиация перевезла в 3,5 раза больше пассажиров, чем в 1940 году.
Что касается планов на более длительный период, то партия намерена организовать новый мощный подъём народного хозяйства, который дал бы нам возможность поднять уровень нашей промышленности, например, втрое по сравнению с довоенным уровнем. Нам нужно добиться того, чтобы наша промышленность могла производить ежегодно до 50 миллионов тонн чугуна, до 60 миллионов тонн стали, до 500 миллионов тонн угля, до 60 миллионов тонн нефти. Только при этом условии можно считать, что наша Родина будет гарантирована от всяких случайностей. На это уйдёт, пожалуй, три новых пятилетки, если не больше. Но это дело можно сделать, и мы должны его сделать."
- И. В. Сталин. Речь на предвыборном собрании избирателей Сталинского избирательного округа города Москвы 9 февраля 1946 года
Через 15 лет, в 1961 году, в Советском Союзе было произведено 50,9 млн тонн чугуна (101,8 % от упомянутых ориентиров), 70,8 млн тонн стали (118 %), 506,4 млн тонн угля (101,2 %), 166 млн тонн нефти (276,7 %)

33. Освоение целинных и залежный земель

В СССР в 1954-1960 гг. проводилось освоение больших площадей целинных земель. Это было вызвано тем, что страна, не успевшая залечить раны, нанесенные Великой Отечественной войной, испытывала острый недостаток в зерне и другой сельскохозяйственной продукции. В то же время в Казахстане, районах Поволжья, Урала, Западной и Восточной Сибири, Дальнего Востока были огромные массивы неосвоенных земель, веками копивших свое плодородие. Их освоение позволило бы очень быстро улучшить обеспечение населения продуктами питания, а промышленность - сельскохозяйственным сырьем.



Была выдвинута чрезвычайно важная и актуальная народнохозяйственная задача - как можно быстрее освоить эти земли. В марте 1954 г. февральско-мартовский Пленум ЦК КПСС принял постановление «О дальнейшем увеличении производства зерна в стране и об освоении целинных и залежных земель». По призыву партии в районы освоения целины направились сотни тысяч энтузиастов, из них свыше 500 тыс. человек - по комсомольским путевкам. В голой, необжитой степи первые целинники ставили палатки и приступали к работе. Работать приходилось в трудных условиях, не считаясь со временем, но люди знали, как важно для страны то, что они делают, и не щадили своих сил. Только в 1954 г. в северных районах Казахстана и Сибири было создано 425 целинных совхозов. Технику для них давали многие промышленные предприятия. Заказы для целины были поставлены под контроль государства и выполнялись в первую очередь. За 1954-1956 гг. было распахано 41,8 млн. га целины и залежи. К 1960 г. посевные площади в целинных районах возросли почти вдвое, а производство зерна увеличилось почти втрое. За счет дополнительно полученной продукции государство к 1961 г. не только полностью окупило средства, вложенные в освоение целины (37,4 млрд. рублей за 1954- 1959 гг.), но и имело 3,3 млрд. рублей чистого дохода.



На долю целинных хозяйств приходилось около 40% валового сбора зерна в стране (их удельный вес в государственных закупках зерна составлял около 50%). Они производили и продавали государству также сахарную свеклу, подсолнечник, молоко, мясо, шерсть и другие сельскохозяйственные продукты. Наряду с сельским хозяйством в целинных районах развивалась промышленность, создана сеть научных учреждений. Все это преобразило облик целых районов, способствовало укреплению экономики страны и росту народного благосостояния.

Одновременно приходилось заниматься множеством дел: землеустройством новых и расширявшихся старых хозяйств; выбором мест для усадеб вновь создававшихся совхозов; приемом и размещением сотен тысяч людей в совершенно необжитой степи; строительством десятков, а затем и сотен совхозных поселков; подбором многих тысяч специалистов; созданием из разнородной массы людей дружных, сплоченных коллективов и, наконец, непосредственно организацией подъема целины и первого весеннего сева. Была проделана большая и важная работа, в результате которой «образовался в этом краю гигантский аграрно-промышленный комплекс, влияние которого мощно сказалось на развитии всей экономики страны. А целинная эпопея на этой земле еще раз показала всему миру благороднейшие нравственные качества советских людей. Она стала символом беззаветного служения Родине, великим свершением социалистической эпохи» (Л. И. Брежнев).

История Украинской ССР в десяти томах. Том девятый Коллектив авторов

4. ИТОГИ ЧЕТВЕРТОЙ ПЯТИЛЕТКИ В ОБЛАСТИ ПРОМЫШЛЕННОСТИ И ТРАНСПОРТА

4. ИТОГИ ЧЕТВЕРТОЙ ПЯТИЛЕТКИ В ОБЛАСТИ ПРОМЫШЛЕННОСТИ И ТРАНСПОРТА

Героическим трудом советского народа под руководством Коммунистической партии за годы четвертой пятилетки была воплощена в жизнь грандиозная программа восстановления и дальнейшего развития страны. В ходе послевоенного возрождения народного хозяйства всесторонне учитывались потребности и возможности каждой республики. На развитие экономики пострадавших районов в годы четвертой пятилетки приходилось более 46 % всех капиталовложений.

Объединив усилия трудящихся всей страны, Коммунистическая партия обеспечила успешное воплощение в жизнь «Закона о пятилетием плане восстановления и развития народного хозяйства СССР на 1946–1950 гг.». Советские люди продемонстрировали массовый трудовой героизм, мирились с временными лишениями, чтобы быстрее залечить тяжелые раны войны. Успешное выполнение заданий четвертой пятилетки в промышленности и на транспорте проходило под знаком широкого внедрения новой техники и прогрессивной технологии. За эти годы была в основном осуществлена механизация трудоемких процессов в черной металлургии, угольной промышленности, за счет создания и внедрения новых машин и механизмов достигнуто повышение производительности труда.

Общие итоги возрождения промышленности . За годы четвертой пятилетки было восстановлено и построено новых 6200 крупных предприятий. Большие успехи были достигнуты в области техники и технологии производства, возросли энерговооруженность и производительность труда по сравнению с 1940 г. соответственно на 40 и 37 %. Знаменательно, что к концу пятилетки за счет повышения производительности труда было получено 69 % прироста всей промышленной продукции. Весьма существенные сдвиги произошли за эти годы в территориальном размещении промышленности. В экономике страны заметно возрос удельный вес восточных районов. Быстрыми темпами здесь развивались топливно - сырьевая, металлургическая и энергетическая базы. Форсированными темпами осваивалось производство новых видов продукции.

За пять лет в Украинской ССР выпуск промышленной продукции увеличился в 4,4 раза. Предприятия республики стали производить большое количество новых видов продукции: угольные комбайны, тяжелые врубовые машины, автомобили, свеклоуборочные комбайны, мотоциклы, магистральные тепловозы, новые виды металлургического и энергетического оборудования.

При помощи трудящихся всей страны на Украине большие успехи были достигнуты в развитии тяжелой индустрии. К концу пятилетки производство промышленной продукции освобожденных районов страны составляло 21,6 % ее союзного выпуска. В 1950 г. Украина дала 47,8 % общесоюзной добычи угля, 54,2 % кокса, 47,8 % чугуна, 30,6 % стали, 38,4 % металлургического оборудования, 71,6 % сахара - песка и др. В этом же году в республике впервые было выпущено свыше 18 тыс. грузовых автомобилей, организовано производство шагающих экскаваторов. К концу пятилетки Украина производила больше, чем до войны, проката черных металлов, железной руды, электроэнергии, минеральных удобрений.

Крупнейшая из восстановленных шахт Донбасса «Новогундоровская» № 2 с полностью механизированными процессами угледобычи, 1950 г.

В послевоенные годы политика партии и Советского правительства была направлена не просто на восстановление довоенного уровня, но и на достижение качественных сдвигов в развитии производства средств производства. Восстановление тяжелой индустрии сопровождалось дальнейшей реконструкцией и модернизацией основных производственных фондов. Возрождение ведущих отраслей промышленности Украинской ССР послужило прочной основой развития всего народного хозяйства, в том числе строительства, транспорта, легкой промышленности и сельского хозяйства.

Основная задача четвертого пятилетнего плана по промышленности, состоявшая в том, чтобы восстановить довоенный уровень и затем значительно превзойти его, была успешно решена.

Были не только возвращены в строй отдельные фабрики и заводы, а полностью возродились целые промышленные центры страны. Восстановительные работы велись таким образом, чтобы придать новый, современный облик прежним заводам и шахтам. На заводы и фабрики Украины за годы четвертой пятилетки поступили тысячи единиц нового оборудования, машины и аппараты высокой производительности. Уже в 1948 г. валовая продукция промышленности СССР превзошла уровень 1940 г. Первыми этого добились энергетики (1946) и шахтеры (1947), в 1948 г. было превышено довоенное производство стали, автомобилей, тракторов, металлорежущих станков, цемента и др.

Довоенный уровень в различных отраслях промышленности был достигнут в разное время. Это зависело от разрушений, которые претерпели в годы войны отдельные отрасли, достижений в развитии техники и технологии, обеспеченности кадрами, структурных изменений в тяжелой промышленности. В 1950 г. выпуск валовой продукции страны превысил уровень 1940 г. на 73 % вместо намеченных 48 %. За это время производительность труда в промышленности увеличилась на 45 и в строительстве - на 37 % (в расчете на одного работающего). В годы четвертой пятилетки были заложены основы для дальнейшего развития экономики на новом техническом уровне.

Итоги восстановления топливно - энергетической базы и металлургии. Трудящиеся Украины с братской помощью всех народов страны в невиданно короткое время восстановили энергетическое хозяйство республики.

Еще в начале пятилетки энергетика достигла довоенного уровня. В 1950 г. производство электроэнергии в СССР составило 91,2 млрд. кВт - час по сравнению с 48,3 млрд. кВт - час в 1940 г., или увеличилось почти в 1,9 раза. К концу пятилетки мощность всех электростанций Советской Украины была не только восстановлена, но и превышала довоенную на 600 тыс. кВт. Годовое производство электроэнергии в республике возросло на 2,8 млн. кВт - час и составляло 14,7 млрд. кВт - час.

Уже в первом году пятилетки коллектив Харьковского турбогенераторного завода изготовил уникальную турбину мощностью 100 тыс. кВт для Зуевской электростанции. На Криворожской ГРЭС в апреле 1946 г. прошла испытание первая восстановленная турбина мощностью 10 тыс. кВт. Во Львове был введен в строй новый турбогенератор мощностью 12 тыс. кВт. К осени 1946 г. закончились восстановительные работы на Харьковской ГЭС № 2. Коллектив Ленинградского металлического завода к этому времени изготовил первую из шести мощных гидравлических турбин свыше 100 тыс. кВт для Днепровской ГЭС им. В. И. Ленина. В марте 1947 г. был сдан в эксплуатацию первый агрегат восстановленного Днепрогэса, а к концу пятилетки его мощность составила 650,6 тыс. кВт, т. е. увеличилась на 90 тыс. кВт по сравнению с довоенным уровнем. За годы пятилетки были полностью восстановлены Штеровская, Кураховская, Зуевская, Северодонецкая, Криворожская и другие районные тепловые электростанции, а также все коммунальные и большинство промышленных электростанций. Вступили в строй новые ГРЭС в Херсоне, Полтаве, Бердичеве, Кременчуге, Кировограде, Мелитополе и других промышленных центрах. Началось строительство новой электростанции в Донбассе - Мироновской ГРЭС.

Значительные успехи были достигнуты в восстановлении и развитии электроэнергетики Донбасса. Намеченный планом на 1950 г. уровень производства электроэнергии здесь был достигнут уже в 1949 г. Донецкий район снова воссоединился с Днепровским энергорайоном. Широким фронтом в Донбассе велось строительство тепловых электростанций местного значения.

В годы четвертой пятилетки в СССР впервые в мире началось строительство атомной промышленной электростанции мощностью 5 тыс. кВт.

Высокими темпами восстанавливалась и прокладывалась электросеть. К концу пятилетки ее протяженность с напряжением 35 кВт и выше составила 4,6 тыс. км, или на 13 % больше, чем в 1940 г. Широко внедрялась механизация и автоматизация, новые более производительные установки высокого напряжения.

Коммунистическая партия и Советское правительство уделяли постоянное внимание вопросам развития угольной промышленности Донбасса. Большинство основных шахт этого района вступили в строй и давали топливо к концу пятилетки. Одновременно начинали функционировать десятки новых угледобывающих предприятий.

В угольной промышленности страны, в том числе и Украины, происходили глубокие качественные изменения в технике добычи. Впервые стали широко применяться системы машин и механизмов, развертывалось коренное техническое перевооружение всего горного дела.

Успехи в восстановлении и развитии отечественного машиностроения открывали большие возможности для усиления технического оснащения шахт. Создание в 1948 г. угольного комбайна позволило приступить к механизации навалки угля на транспортер и решить проблему этой основной и трудоемкой операции, ранее выполнявшейся вручную. На шахтах Донбасса появились многочисленные угле- и породопогрузочные машины, скребковые конвейеры, проходческие комбайны, возросло количество электровозов.

Если к осени 1947 г. горняки Донбасса дали стране свыше двух третей довоенной добычи угля, то в четвертом квартале 1949 г. - уже больше, чем в 1940 г. Возрождение угольной промышленности Донбасса было завершено, что явилось большой победой советского народа.

Успешно развивалась нефтяная и газовая промышленность страны. В результате широкого развертывания разведочного бурения, применения новой техники, в частности, советских турбобуров, были открыты многочисленные нефтяные месторождения. На территории Украинской ССР проводились большие геологоразведочные работы по открытию месторождений природного газа. В строй действующих вступил газопровод Дашава - Киев.

Большие успехи были достигнуты в возрождении черной металлургии республики. За 1946–1950 гг. на Украине начали функционировать 22 доменных и 46 прокатных станов, 43 мартеновские печи. Самоотверженным трудом строителей, металлургов, с помощью всего советского народа были восстановлены и в значительной степени реконструированы основные металлургические гиганты Донбасса и Приднепровья - «Запорожсталь», «Азовсталь», макеевский им. С. М. Кирова, краматорский, енакиевский заводы. Успешно шло возрождение железорудной базы - Криворожского бассейна. К началу 1948 г. здесь были введены в строй все 60 шахт, действовавших до войны. Полное восстановление металлургических заводов Украины закончилось в 1951 г. Всего же за годы восстановления (учитывая и 1943–1945 гг.) на Украине были введены в эксплуатацию 36 доменных и 80 мартеновских печей, 78 прокатных станов. Хотя общее число работающих агрегатов еще не достигло довоенного, средняя мощность технически усовершенствованных доменных, мартеновских и коксовых печей, прокатных и трубопрокатных станов к концу четвертой пятилетки стала выше, чем в 1940 г. К концу 1950 г. был превзойден довоенный уровень производства чугуна на «Азовстали», «Запорожстали», на Макеевском металлургическом заводе им. С. М. Кирова, выплавки стали на Енакиевском металлургическом заводе, «Азовстали» и др. В 1950 г. республика дала стране свыше 9,1 млн. т чугуна, 8,3 млн. т стали, 6,9 млн. т проката, 21 млн. т железной руды, 15 млн. т кокса, свыше 78 млн. т угля. Она производила больше, чем до войны, проката, черных металлов, железной руды, электроэнергии, минеральных удобрений, почти столько же, как до войны, стали, чугуна, угля.

Восстановление и развитие машиностроения, транспорта и легкой промышленности . Машиностроители Советской Украины в годы четвертой пятилетки налаживали выпуск новых машин и агрегатов, призванных обеспечить механизацию труда во многих отраслях народного хозяйства, повысить производительность труда.

В 1950 г. общий объем продукции машиностроения УССР по сравнению с 1940 г. увеличился в 1,5 раза. Выпуск тракторов возрос более чем в 2 раза, металлургического оборудования - в 2,7, электромоторов нормальных - в 2,5, электромоторов взрывобезопасных - в 3,3, плугов тракторных - в 3, культиваторов тракторных - в 5,7, молотилок сложных - в 5,1, вагонов товарных - в 2,1, экскаваторов - в 9,3, велосипедов - в 4,4 раза.

Уже в первом году четвертой пятилетки на харьковском машиностроительном заводе «Свет шахтера» была изготовлена углепогрузочная машина. На шахтах «Дельта-3» треста «Ворошиловуголь» успешно прошли испытания установки «угольный струг» для механизации очистных работ на пологопадающих пластах. В сентябре 1946 г. из цехов строящегося завода «Львовсельмаш» вышли первые образцы готовой продукции, а в октябре месячный план был досрочно выполнен на 113 %. Сверх задания было выпущено 100 машин.

Машиностроители Украины изготовляли оборудование и для арктических экспедиций, для горнорудной промышленности и судостроительных верфей Крайнего Севера. Значительных успехов в этом достигли коллективы харьковских электромеханического завода, «Свет шахтера» и др. Коллектив Новокраматорского машиностроительного завода в 1950 г. создал оборудование непрерывного тонколистового стана «1450» для Магнитогорского металлургического комбината, в том числе уникального горизонтального пресса для обжима слябов весом 464 т. Завод поставил также 97 экскаваторов и драглайнов для строителей Волго - Донского канала, тысячи сложных турбинных деталей, подъемных механизмов и другое оборудование. Для автомобильной и тракторной промышленности страны новокраматорцы создавали горизонтально - ковочные машины, различные краны. Одесский завод радиальных станков в 1950 г. освоил выпуск вертикально - алмазно - расточного стана для шлифовки блоков цилиндров, а Одесский завод тяжелого краностроения им. Январского восстания приступил к серийному выпуску 10–тонного железнодорожного самоходного крана и освоил выпуск 25–тонного крана. Коллектив Одесского станкостроительного завода им. С. М. Кирова наладил выпуск координатно - расточных станков высокой точности.

Большой вклад в создание новых, более совершенных орудий труда внесли машиностроители харьковских тракторного завода им. Серго Орджоникидзе, «Свет шахтера», электромеханического завода (ХЭМЗ), «Серп и молот», «Красный Октябрь» и др. Коллектив ХТЗ, не снижая темпов выпуска продукции, освоил новый дизельный трактор ДТ-54, наладил массовый выпуск садово - огородных тракторов ХТЗ-7. Рабочие завода «Серп и молот» освоили выпуск комбайновых моторов. На предприятии «Свет шахтера» был освоен выпуск высокопроизводительных транспортеров, а на заводе «Красный Октябрь» - мощных прессов. Коллектив ХЭМЗа изготовлял электродвигатели новейших типов, взрывобезопасные моторы для химической и горной промышленности, а также уникальные машинные агрегаты для шагающего десятикубового экскаватора.

Несмотря на то что стране практически заново пришлось восстанавливать такие гиганты сельскохозяйственного машиностроения, как Сталинградский и Харьковский тракторные заводы, «Ростсельмаш», Одесский завод сельскохозяйственного машиностроения им. Октябрьской революции, запорожский комбайновый завод «Коммунар» и др., сельское хозяйство с каждым годом получало все больше сельхозмашин. В феврале 1948 г. с конвейера ХТЗ сошел послевоенный десятитысячный трактор. В этом же году коллектив предприятия выпустил больше машин, чем, в 1940 г. Превзошел довоенный уровень производства в 1949 г. коллектив киевского завода «Большевик».

За годы четвертой пятилетки работники машиностроительной промышленности поставили сельскому хозяйству страны 536 тыс. тракторов (в перечислении на 15–сильные) и 93 тыс. зерновых комбайнов. Если до начала войны в стране работали три тракторных завода, то в 1950 г. их стало уже семь. С каждым годом росла энергонасыщенность отечественных тракторов, улучшались их эксплуатационные характеристики.

Харьковский завод транспортного машиностроения (в 1957 г. ему присвоено имя В. А. Малышева) в 1946 г. начал серийный выпуск рудниковых электровозов, в 1947 г. освоил выпуск мощных магистральных тепловозов ТЭ-1, с 1950 г. - ТЭ-2. Коллектив харьковского машиностроительного завода «Свет шахтера» достиг по объему производства довоенного уровня и изготовлял скребковые конвейеры и средства шахтного освещения. В этом же году довоенного уровня производства достиг Харьковский электромеханический завод. Харьковский завод малых агрегатных станков в 1946 г. начал выпуск агрегатных станков А-1. В 1946 г. был введен в строй Харьковский завод по производству тепловозного оборудования (ныне «Электротяжмаш» им. В. И. Ленина). В 1947 г. здесь был изготовлен первый электродвигатель для тепловоза ТЭ-1.

Одновременно с реконструкцией и восстановлением старых машиностроительных заводов в республике велось строительство новых. Стал в строй Запорожский трансформаторный, начали выпускать продукцию такие новые заводы, как Киевский мотоциклетный, Харьковский подшипниковый, Львовский и Винницкий инструментальные. В эти годы были сделаны первые шаги в авиа- и автомобилестроении. Серийное производство самолетов АН-2 освоил коллектив Киевского авиационного завода. Было начато строительство Львовского автосборочного завода, превращенного в 1951 г. в автобусный. В республике началось производство дорожных машин, значительно возросло изготовление оборудования и приборов автоматики и телемеханики, сложной измерительной техники и радиоаппаратуры. Коллектив Лутугинского завода Ворошиловградской области освоил новую технологию производства высокостойких валков для прокатных станов. На Ворошиловградском паровозостроительном заводе им. Октябрьской революции была внедрена новая технология выплавки стали, изготовления бронзовых деталей и деталей из биметалла на чугунной основе. Коллектив Рубежанского химкомбината освоил производство новых стойких видов кубовых красителей.

К 1950 г. восстановление разрушенной в ходе войны химической промышленности Украины в основном было завершено. Объем ее валовой продукции составил 97 % уровня 1940 г. Выпуск минеральных удобрений превысил довоенный уровень в 1,5 раза, химических волокон - в 1,8, лаков и красок - в 2, резиновой обуви - почти в 3 раза.

За 1946–1950 гг. были восстановлены и реконструированы железнодорожные пути значительной протяженности, большое количество мостов, вокзалов, что позволило к началу 1948 г. возобновить движение поездов на 15 тыс. км железных дорог, связывавших Приднепровье и Донбасс с Москвой и Ленинградом, со многими другими промышленными центрами страны. Работники железнодорожного транспорта досрочно выполнили пятилетку. Они почти вдвое повысили производительность труда и перевезли сверх плана миллионы тонн грузов.

Значительные изменения произошли в развитии морского и речного, автомобильного и коммунального транспорта. В последнем году пятилетки грузооборот на речном, автомобильном и воздушном транспорте превысил довоенный уровень.

В годы четвертой пятилетки много было сделано для восстановления легкой промышленности Украины. С помощью братских республик создавались новые предприятия легкой и местной промышленности. Развитие легкой промышленности в эти годы осуществлялось высокими темпами. Среднегодовой прирост производства обуви в 1946–1950 гг. составлял более 50 %, а хлопчатобумажных тканей - свыше 58 %. В 1950 г. валовая продукция легкой промышленности достигла 79 % уровня 1940 г., а уровень производства местной промышленности республики достиг довоенного, по некоторым показателям даже превзойдя его. Производство хлопчатобумажных тканей по сравнению с довоенным увеличилось в 1,5 раза. Все это положительно сказалось на повышении материального уровня жизни трудящихся.

В годы четвертой пятилетки социалистическая система хозяйства снова продемонстрировала перед всем миром большие возможности. Советский народ под руководством Коммунистической партии без помощи извне нашел силы и средства для одновременного обеспечения высоких темпов восстановительных работ и дальнейшего развития производительных сил страны. Был достигнут значительный подъем всех отраслей народного хозяйства, обеспечено дальнейшее укрепление экономической и оборонной мощи социалистического государства. Рабочий класс, трудящиеся Украинской ССР при помощи братских республик добились больших успехов в восстановлении промышленности, транспорта. За 1946–1950 гг. индустрия республики была не только восстановлена, но и сделала значительный шаг вперед в своем развитии. Пятилетний план страны по общему объему промышленной продукции был выполнен досрочно - за 4 года и 3 месяца. В этот период были достигнуты существенные результаты в развитии транспорта, капитального строительства.

Произошли структурные изменения в промышленности Украины. Получили развитие новые отрасли. Успешное восстановление народного хозяйства явилось ярким свидетельством преимущества плановой социалистической экономики, залогом новых свершений советского народа в развитии народного хозяйства, укрепления оборонного могущества нашей Родины.

Из книги Три года без Сталина. Оккупация: советские граждане между нацистами и большевиками. 1941–1944 автора Ермолов Игорь Геннадиевич

Из книги Три года без Сталина. Оккупация: советские граждане между нацистами и большевиками. 1941-1944 автора Ермолов Игорь Геннадиевич

§ 1. Коллаборационизм в области промышленности Одной из важнейших задач оккупационной администрации, если не считать борьбы с советским подпольем и партизанами, стало использование экономического потенциала СССР в своих интересах. Исходя из этого оккупанты уделяли

Из книги Переход к нэпу. Восстановление народного хозяйства СССР (1921-1925 гг.) автора Коллектив авторов

4. Итоги восстановления промышленности республик Сравнивая итоги восстановления крупной промышленности республик, можно заметить существенные различия в достигнутом уровне производства каждой из них. Довоенный уровень промышленного производства в большей степени

Из книги Создание фундамента социалистической экономики в СССР (1926-1932 гг.) автора Коллектив авторов

2. Основные задачи и итоги выполнения плана первой пятилетки Одобряя первый пятилетний план развития народного хозяйства СССР в его оптимальном варианте, XVI конференция ВКП(б) (апрель 1929 г.) подчеркнула, что этот план обеспечивает:«а) максимальное развитие производства

Из книги Три года без Сталина. Оккупация: советские граждане между нацистами и большевиками, 1941–1944 автора Ермолов Игорь Геннадиевич

§ 1. Коллаборационизм в области промышленности Одной из важнейших задач оккупационной администрации, если не считать борьбы с советским подпольем и партизанами, стало использование экономического потенциала СССР в своих интересах. Исходя из этого оккупанты уделяли

Из книги Нюрнбергский процесс, сборник материалов автора Горшенин Константин Петрович

РАЗРУШЕНИЕ ГОРОДОВ И СЕЛ, ПРОМЫШЛЕННОСТИ, ТРАНСПОРТА И СВЯЗИ ИЗ НОТЫ НАРОДНОГО КОМИССАРА ИНОСТРАННЫХ ДЕЛ СССР ТОВ. В.М. МОЛОТОВА ОТ 6 ЯНВАРЯ 1942 г.[Документ СССР-51/2]...В захваченном недавно недалеко от города Верховья Орловской области приказе по 512 немецкому пехотному полку,

Из книги Завершение социалистического преобразования экономики. Победа социализма в СССР (1933-1937 гг.) автора Коллектив авторов

2. Основные итоги второй пятилетки. Завершение построения материально-технической базы социализма В ходе выполнения плана второй пятилетки реализовался принцип сочетания перспективного и текущего планирования народного хозяйства. Годовые планы, составляемые в

Из книги Власть и оппозиции автора Роговин Вадим Захарович

XLVII Итоги первой пятилетки Ещё в 1931 году Троцкий предупреждал, что «при неправильном планировании и, что ещё важнее, при неправильном регулировании плана в процессе его выполнения, кризис может развернуться под самый конец пятилетки и создать непреодолимые затруднения

Из книги История Украинской ССР в десяти томах. Том восьмой автора Коллектив авторов

3. БОРЬБА ЗА ВОССТАНОВЛЕНИЕ ПРОМЫШЛЕННОСТИ И ТРАНСПОРТА Мероприятия партии и правительства по восстановлению экономики республики. Братская помощь народов СССР. Важнейшей задачей Коммунистической партии в период успешных наступательных боев была организация

автора Коллектив авторов

1. ВОЗРОЖДЕНИЕ ПРОМЫШЛЕННОСТИ И ТРАНСПОРТА Развитие плана социалистического строительства в последних работах В. И. Ленина. В. И. Ленин уделял огромное внимание разработке теоретических проблем социалистического строительства. 23 декабря 1922 г. - 2 марта 1923 г., уже будучи

Из книги История Украинской ССР в десяти томах. Том седьмой автора Коллектив авторов

2. ИТОГИ ВЫПОЛНЕНИЯ ВТОРОГО ПЯТИЛЕТНЕГО ПЛАНА В ПРОМЫШЛЕННОСТИ И НА ТРАНСПОРТЕ Успехи в развитии промышленности и транспорта. Благодаря самоотверженному труду советского народа во главе с Коммунистической партией, направляющей и организующей творческую активность

Из книги История Украинской ССР в десяти томах. Том седьмой автора Коллектив авторов

2. ИТОГИ ВЫПОЛНЕНИЯ ПЯТИЛЕТКИ Завершение коллективизации сельского хозяйства. В конце первой пятилетки вне колхозов оставалось около трети крестьянских хозяйств республики. В отдельных областях, в частности, в Винницкой, единоличники составляли 41 %, в Черниговской -

Из книги История Украинской ССР в десяти томах. Том седьмой автора Коллектив авторов

2. РАЗВИТИЕ ПРОМЫШЛЕННОСТИ УССР В ГОДЫ ТРЕТЬЕЙ ПЯТИЛЕТКИ ХVIII съезд ВКП(б) об основных задачах третьего пятилетнего плана в области промышленности. Победа социализма создала условия для вступления СССР в новый исторический период - период завершения социалистического

автора Коллектив авторов

Глава ІІ ВОССТАНОВЛЕНИЕ И ДАЛЬНЕЙШЕЕ РАЗВИТИЕ ПРОМЫШЛЕННОСТИ И ТРАНСПОРТА В ГОДЫ ЧЕТВЕРТОЙ ПЯТИЛЕТКИ Приступая к возрождению разрушенного войной народного хозяйства, партия и правительство исходили из того, что ключ к восстановлению и дальнейшему развитию экономики

Из книги История Украинской ССР в десяти томах. Том девятый автора Коллектив авторов

2. СОВЕТЫ ДЕПУТАТОВ ТРУДЯЩИХСЯ В ГОДЫ ЧЕТВЕРТОЙ ПЯТИЛЕТКИ Важнейшая роль в развитии социалистического общества в послевоенный период принадлежала Советам депутатов трудящихся, составляющим политическую основу СССР. В. И. Ленин указывал, что Советы осуществляют «связь


Навязанная после Великой Октябрьской социалистической революции буржуазией народу Гражданская война при активной поддержке интервентов Англии, Автро-Венгрии, Германии, Греции, Италии, Польши, Румынии, США, Турции, Финляндии, Японии довела страну до полной хозяйственной разрухи. Но уже в 1926 году, при полной экономической блокаде Запада, промышленное производство достигло уровня 1913 года – периода «наивысшего развития» царской России . При этом производство электроэнергии превзошло тот уровень на 80, продукции машиностроения – на 33, продукции черной металлургии - на 13 процентов. После денежной рефомы 1922-1924 гг. курс рубля стал высоким и устойчивым. XV cъезд ВКП(б) в декабре 1927 года утвердил Директивы по составлению Первого пятилетнего плана. Из выступления И.В.Сталина в ноябре 1928 года: «Необходимо догнать и перегнать развитые капиталистические страны. Либо мы этого добьемся, либо нас затрут» .

ПЕРВАЯ ПЯТИЛЕТКА (1929-1932 гг.). Объем валовой продукции промышленности за 4 года вырос ВДВОЕ. В том числе: электроэнергии, серной кислоты – в 2,7 раза, угля и нефти - в 1,8 раза, стали – в 1,4 раза, цемента – в 2, металлорежущих станков – в 10, тракторов, автомобилей – в 30 раз. Из выступления И.В.Сталина: «…мы сделали больше, чем мы сами ожидали… заново созданы тракторная, автомобильная, авиационная промышленность, станкостроение, сельскохозяйственное машиностроение, заново создана новая угольно-металлургическая база на Востоке…» В Иванове построены, оснащены и пущены: крупнейший в Европе Меланжевый комбинат, прядильные фабрики «Красная Талка» и им.Дзержинского, завод торфяных машин, в Нижнем Новгороде – автомобильный, в Харькове и Сталинграде – тракторные заводы, Уралмаш... Поезда пошли по Турксибу в Среднюю Азию. К концу 1930 года в стране не стало безработицы. С началом коллективизации на село пришла техника. В стране практически не осталось безграмотных. Из выступления И.В.Сталина 4 февраля 1931 года: «Мы отстали от передовых стрнан на 50-100 лет. Мы должны пробежать это расстояние в 10 лет. Либо мы сделаем это, либо нас сомнут».

ВТОРАЯ ПЯТИЛЕТКА (1933-1937 гг.). За пятилетие национальный доход вырос в 2,1 раза, продукция промышленности – в 2,1 раза, сельского хозяйства – в 1,3 раза. Построен Урало-Кузбасс – вторая в стране угольно-металлургическая база. В 1935 году в Москве введены в эксплуатацию линии метро. В стране широко развернулось стахановское движение "За ударный труд". В 1937 году дал первый ток ДнепроГЭС, завершено строительство судоходного канала Москва-Волга, экспедиция Папанина высадилась на Северном полюсе и развернула первую полярную станцию СП-1, экипаж самолета АНТ-25 В.Чкалов, Г.Байдуков, А.Беляков совершил беспосадочный перелет из СССР в США через Северный полюс. К концу пятилетки 97 из каждых ста крестьянских дворов состояли в колхозах. 12 декабря 1937 года в стране впервые прошли прямые и тайные выборы в Союзный парламент – Верховный Совет СССР.


ТРЕТЬЯ ПЯТИЛЕТКА (1938-1941 гг.). За первые три года третьей пятилетки производство промышленной продукции выросло на 45, машиностроения – на 70 процентов. Перед лицом агрессивной политики фашистской Германии особое внимание уделялось укреплению обороноспособности страны, освоению и массовому производству новых видов военной техники и вооружения. К 1939 году СССР имел вузов и студентов больше, чем все страны Европы вместе взятые. Пятилетка была прервана вероломным гитлеровским нападением 22 июня 1941 года. В начале войны удалось эвакуировать на восток 1.310 крупных промышленных предприятий, полтора миллиона вагонов грузов, 10 миллионов человек. Во время войны гитлеровцы: сожгли и разрушили 1.710 городов и поселков, 70 тыс. cел и деревень, свыше 6 млн. жилых зданий, лишив 25 млн. человек крова, 31.850 промышленных предприятий, 65 тыс. км железнодорожных путей и 4.100 станций, 40 тыс. больниц и других лечебных учреждений, 84 тыс. школ, училищ, техникумов и вузов, 43 тыс. библиотек, 36 тыс. почтовых учреждений и телефонных станций; уничтожили или вывезли 239 тыс. электромоторов и 175 тыс. металлорежущих станков; разорили, разграбили 98 тыс колхозов, 1.876 совхозов, 2.890 машинно-тракторных станций; угнали в Германию 71 миллион голов крупного рогатого скота, свиней, овец и коз, лошадей, 110 миллионов голов домашней птицы. В кратчайшие сроки на востоке страны была развернута военная промышленность, которая дала фронту 138,5 тыс. самолетов (из них 115,6 тыс. боевых), 110,2 тыс. танков и самоходных установок, 526,2 тыс. орудий и минометов, 19,8 миллиона единиц стрелкового оружия. Созданная в войну на востоке промышленная база в послевоенное время получила дальнейшее развитие.

ЧЕТВЕРТАЯ ПЯТИЛЕТКА (1946-1950 гг.). Уже в 1948 году в основном был достигнут довоенный уровень промышленного производства, а к 1950 году основные производственные фонды возросли к уровню 1940 года: в промышленности – на 41, в строительстве – на 141, в транспорте и связи – на 20 процентов. На 73 процента был превзойден довоенный уровень по валовой продукции: промышленности. Сельское хозяйство по большинству показателей также вышло на довоенный уровень. К концу пятилетки вновь вступили в строй не только ДнепроГЭС, но и все электростанции Приднепровья, Донбасса, Черноземья, Северного Кавказа. Вновь заработали гиганты металлургии и машиностроения Юга. Начиная с 1947 года, вплоть до 1953 года весной проходили крупные снижения розничных цен на продукты питания и товары широкого потребления. В 1950 году СССР лишил США монополии на атомное оружие.

ПЯТАЯ ПЯТИЛЕТКА (1951-1955 гг.). За пятилетку национальный доход вырос на 71, объем промышленной продукции – на 85, продукции сельского хозяйства – на 21 процент, объем капиталовложений (инвестиций) в отечественную экономику – почти вдвое. В 1952 году вошел в строй Волго-Донской судоходный канал. В Иванове вступили в строй первые очереди заводов автокранов, расточных станков, точных приборов.

ШЕСТАЯ ПЯТИЛЕТКА (1956-1960 гг.). За пятилетие национальный доход возрос более чем в полтора раза, валовая продукция промышленности – на 64, сельского хозяйства – на 32 процента, капиталовложения более чем вдвое. Введены в строй Горьковская, Иркутская, Куйбышевская, Волгоградская ГЭС, крупнейший в Европе Камвольный комбинат в Иванове. Начато освоение целинных и залежных земель Казахстана, Зауралья и Западной Сибири. 4 октября в СССР произведен запуск первого в мире искусственного спутника Земли. Страна получила надежный ракетно-ядерный щит.

СЕДЬМАЯ ПЯТИЛЕТКА (1961-1965 гг.). Пятилетка началась с апрельского полета Юрия Гагарина в космос и увенчалась ростом национального дохода на 60, основных производственных фондов – на 90, валовой продукции промышленности – на 84, сельского хозяйства – на 15 процентов.

ВОСЬМАЯ ПЯТИЛЕТКА (1966-1970 гг.). За пятилетие национальный доход вырос на 42, объем валовой продукции промышленности – на 51, сельского хозяйства – на 21 процент. Введены в строй Братская, Красноярская, Саратовская ГЭС, Волжский автозавод...

ДЕВЯТАЯ ПЯТИЛЕТКА (1971-1975 гг.). За пятилетие национальный доход вырос на 28, объем валовой продукции промышленности – на 43, сельского хозяйства – на 13 процентов. С освоением нефтяных, газовых месторождений Западной Сибири интенсивно строились предприятия нефтехимии и нефтепереработки, были проложены 22,6 тысячи километров магистральных нефтепроводов и нефтепродуктопроводов, 33,7 тыс.км магистральных газопроводов и отводов от них.

ДЕСЯТАЯ ПЯТИЛЕТКА (1976-1980 гг.). За пятилетие национальный доход вырос на 24, объем валовой продукции промышленности – на 23, сельского хозяйства – на 10 процентов. Введены Усть-Илимская ГЭС, Камский автозавод. Соответственно еще на 15 тыс. и 30 тыс. км возросла протяженность магистральных нефте- и газопроводов. В августе 1977 года советский атомный ледокол «Арктика» впервые в истории мореплавания достиг Северного полюса.

ОДИНАДЦАТАЯ ПЯТИЛЕТКА (1981-1985 гг.) XXVII съезд КПСС определил важнейшей общепартийной, общегосударственной задачей на 11-ю пятилетку придать развитию страны еще больший динамизм за счет еще более эффективного использования производственных фондов, их дальнейшего развития и обновления, внедрения передовых технологий и достижений научно-технического прогресса, особенно в тяжелой промышленности. В легкой, пищевой промышленности, наряду с созданием новых мощностей, активно велось расширение, техническое перевооружение действующих предприятий. Общая протяженность магистральных нефте- и газопроводов и отводов от них достигла соответственно 54 тысяч и 112 тысяч километров. В целом за пятилетку национальный доход и общественный валовой продукт приросли еще на 19 процентов. Реальные доходы на душу населения, выплаты и льготы населению из общественных фондов потребления увеличились соответственно на 11 и 25 процентов.

ДВЕНАДЦАТАЯ ПЯТИЛЕТКА (1986-1990 гг.). Определяя основные направления экономического и социального развития СССР на 12-ю пятилетку и на период до 2000 года XXVIII съезд КПСС поставил задачу: вдвое увеличить национальный доход, используемый на потребление и накопление, выплаты и льготы населению из общественных фондов потребления, выпуск промышленной продукции, в 1,6-1,8 раза увеличить реальные доходы на душу населения. И на старте пятилетки намеченный темп преобразований выдерживался. Особенно нарастали темпы жилищного строительства, что делало вполне реальной поставленную партией задачу к 2000 году в полтора раза увеличить жилой фонд страны и обеспечить каждую семью отдельной квартирой. Так продолжалось, пока Горбачев, которого донимал «реформаторский» зуд, активно подталкиваемый извне и внутренней «пятой» колонной не затеял под флагом «больше гласности, больше социализма» активную «перестройку», обернувшуюся «катастройкой».

ТАК РАЗВИВАЛСЯ СОВЕТСКИЙ СОЮЗ

8.172
1913 1920 1940 1945 1967 1990
Населения (млн.чел.) 174 н/д 191 170 236 290
ПРОМЫШЛЕННОСТЬ
Электроэнергия (млрд.кВт.час) 2 1 48 н/д 589 1.728
Уголь (млн.тн) 29 8 166 49 495 703
Нефть (млн.тн) 10 4 31 19 288 570
Чугун (млн.тн) 4 0,1 15 9 58 110
Сталь (млн.тн) 4 0,2 18 12 102 154
Газ (млрд.куб.м) - - - 159 815
Автомобили (тыс.) - - 145 102 729 2.120
Тракторы (тыс.) - - 129 15 405 494
Комбайны всех видов (тыс.) - - 40 10 101 121
Цемент (млн.тн) 2 0,03 5,7 3,8 85 137
Ткани всех видов (млн.кв.м) 3.100 100 3.300 2.100 6.200 12.700
Обувь кожаная (млн.пар) 68 2,6 211 63 522 820
СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО
Вся посевная площадь (млн.га) 105 85 н/д н/д 188 208
Зерновые (млн.тн) 51 21 96 47 136 218
Поголовье скота (млн.голов)
крупного рогатого 61 46 55 47 97 116
свиней 21 12 28 11 51 76
овец и коз 121 91 96 70 138 140
Мясо (млн.тн) н/д н/д 5 3 12 20
Молоко (млн.тн) н/д н/д 33 26 80 109
Парк (тыс.): тракторов - - 684 397 3.485 2.609
зерноуборочных комбайнов - - 182 148 553 655
грузовых машин - - 228 62 1.054 1.443
СОЦИАЛЬНАЯ СФЕРА
Врачей (тыс.) 19,8 н/д 155 186 598 1.305
Больничных коек (тыс.) н/д н/д 791 н/д 2.398 3.896
Клубных учреждений (тыс.) 0,2 н/д 118 н/д 129 136
Театров 177 н/д 908 892 518 713
Музеев 213 н/д 518 н/д 1.012 2.311
Массовых библиотек н/д н/д 73.634 54.329 123.382 133.700
Научные учреждения 289 н/д 1.821 н/д 4.724

Подвиги пятилеток
А теперь вернемся на 70 лет назад, в Советский Союз 1928– 1941 годов. За те неполные 13 лет предвоенных пятилеток в стране была проведена беспримерная по своим масштабам индустриализация, в результате которой вступили в строй около 9000 новых заводов, фабрик, шахт, электростанций, нефтепромыслов; были построены сотни новых городов, еще в 1930 г. полностью ликвидирована безработица. Страна преодолела технико-экономическую отсталость, и по структуре промышленного производства СССР вышел на уровень самых развитых стран мира. Прирост производства, например, только за досрочно выполненную (4 года и 3 месяца). Вторую пятилетку составил 73%, а среднегодовой прирост – 17,2%! (Мыслимо ли, видано такое сегодня?) По объему промышленной продукции мы вышли на второе место в мире, уступая лишь США, а по темпам индустриального роста превзошли и их показатели. Производительность труда, например, в крупной промышленности возросла за пятилетку на 82%. И главное, страна стала экономически полностью независимой. Мы научились все уметь и все стали делать сами! Удельный вес импортной продукции к 1937 году уже не превышал 0,7%.

Так претворялись в жизнь слова И. Сталина, сказанные 4 февраля 1931 г.: «Мы отстали от передовых стран на 50–100 лет. Мы должны пробежать это расстояние в десять лет. Либо мы сделаем это, либо нас сомнут». А через 10 лет была война. Великая и Отечественная. Но благодаря массовому трудовому героизму советских людей в предвоенные и военные годы «расстояние пробежали», «смять» себя не позволили и в войне этой победили.

Ну а после войны, за годы Четвертой пятилетки (1946– 1950 гг.), довоенный уровень промышленного производства был достигнут уже к 1948 г., а к 1950 г. объем выпуска продукции машиностроения превысил уровень 1940 г. уже в 2,3 раза. На 73% был превзойден и довоенный уровень валовой продукции промышленности. В сельском хозяйстве по большинству показателей также был достигнут довоенный уровень, а начиная с 1947 г. ежегодно весной проходили крупные снижения розничных цен. Были построены новые электростанции, новое здание МГУ, и главное – в 1949 г. была создана советская атомная бомба и заложены все необходимые условия для скорого советского выхода в космос.

Сегодня все то, что тогда смогли сделать советские люди, воспринимается сказкой. Равно как и просто невозможно, немыслимо себе представить – что бы мы стали делать, коснись той страшной войне случиться сейчас. И где, и с чем бы после нее оказались. Но тогда благодаря подвигу народа и плановому ведению хозяйства пятилеток все выдержали, все вынесли и оставили потомкам вторую сверхдержаву мира.

Лето 1944-го. Десятки тысяч жителей возвращаются в Белоруссию. Бывшие военнопленные, узники лагерей, эвакуированные женщины и дети. Они идут мимо пепелищ, что были когда-то городами, по усеянным телами погибших дорогам. После трех лет войны это зрелище никого не шокирует. В головах пульсирует одно только слово – «дом» .

Десятки тысяч людей, тысячи детей - своих домов большинство из них не найдет. Домов этих больше нет. Отступающие фашисты палят все подряд: собственные лагеря, заводы, сельские управы… Разрушены 9 тысяч деревень. 628 из них сожгли вместе с людьми. Спустя годы солдаты Красной армии вспоминали, как страшно было возвращаться домой и знать почти наверняка, что близких они не увидят.
«Отца моего и мать расстреляли как семью красноармейца. Понятно, что немцы так запугивали население. Не щадили ни стариков, ни детей. Беларусь сильно пострадала. И мы, вернувшись с фронта, искалеченные, без всякого отдыха взялись восстанавливать народное хозяйство. Шинель сменили на фуфайку, винтовку - на кирку», - вспоминает пехотинец Западного фронта Александр Слобода.

В Беларуси 44-го закончилась война, но не голод. Беларусь начинает жить, как и весь Союз, по продуктовым карточкам. В каждом районе создают фонды взаимопомощи.
«Я помню, как крестьянин из соседней деревни первым в районе внес в фонд 35 килограммов зерна и 90 - картофеля. По сегодняшним меркам это мелочи, но в то время эту еду можно было растянуть на полгода», - пишет историк Михась Чарнявски.
Хотя бы две лошади на колхоз считаются огромной удачей. Отсутствие семян – еще полбеды. В большинстве деревень поля вспахивают на коровах. Порой в плуг запрягаются женщины и дети.

Не успели немцы покинуть Беларусь, как Компартия вспомнила о незавершенной из-за войны коллективизации. В восточных регионах проблем не возникло – как только оккупанты покинули эту часть страны, созданные колхозы заработали в полную силу. А вот на западе Республики до войны коллективизировали лишь 7 % хозяйств. Остальных крестьян организовывать в колхозы решили ударными темпами....

Тем не менее, к 1950-му году удалось полностью восстановить посевные площади и поголовье скота и привести все ключевые показатели к довоенному уровню, а то и превысить его. Число колхозов перевалило за отметку в 6000.


Разрушенные мосты и дороги, подорванные электростанции, города, которые сравняли с землей. Один на один с проблемами Беларусь в СССР не оставили. Из центра в наиболее пострадавшие районы отправляли кадры, деньги, любые серьезные ресурсы. Не остались в стороне и обычные люди - поднимать из руин Республику приезжали со всего Союза.

«Войска свои задачи выполнили, а кто должен укреплять их тыл, восстанавливать Советскую власть на освобожденных землях? Партия обратилась с призывом помочь белорусским товарищам в налаживании нормальной жизни Республики. На призыв откликнулись и мы, несколько работников Любимской милиции. Получили назначение в Гомель, но доехали только до Унечи: дальше поезда не шли. Добрались до места назначения кое на чем – на попутных грузовиках, пешком. Все на Гомельщине было разрушено, даже переночевать было негде. Хотя фронт отодвинулся далеко вперед, нормальной жизни здесь мешали банды националистов, оставшихся в нашем тылу власовцев, бандеровцев. Все это подполье нужно было выкорчевать. Работы было невпроворот», - вспоминает о своей добровольной пятилетней «командировке» милиционер из Ярославской области Михаил Осипов.

После войны мир в Беларуси настал далеко не сразу. По лесам Республики разбрелись многочисленные антисоветские банды и партизанские отряды. В первые послевоенные годы мишенью этого подполья была Красная армия.

«У нас ходят банды, как только выйдет кто из расположения части, так и слышишь, что убит или пропал без вести. В нашей роте убили одного ефрейтора, а то слышишь – нет старшины, нет офицера, сержанта…», - писал один из красноармейцев своей маме в июле 1945-го.

«С 1947 по 1950 год я работал председателем Оцковичского сельсовета. Это было очень тяжёлое время. Приходилось вести борьбу с бандитизмом. Поэтому необходимо было иметь при себе оружие, автомат или пистолет. Бандиты угрожали мне расправой. Я каждую ночь ночевал в другом месте. Практически это был второй фронт», - рассказывал бывший председатель сельсовета Николай Шурпик.

Подпольное движение сошло на нет лишь к 1950 году. Хотя и в середине пятидесятых в лесах ловили отдельных повстанцев и уничтожали последние антисоветские группировки.


О целесообразности восстановления белорусской столицы были споры, ведь Минск был разрушен на 80 процентов. Перед отступлением фашисты заминировали почти все оставшиеся здания. «Разрушения Минска были потрясающими. Всюду видны были одни коробки и пепелища. Расчищены только проезды», - вспоминает о Минске 1945-го архитектор Георгий Парсаданов. И тем не менее, Минск был возрожден из пепла.

Первым делом начали разбирать завалы. На эти работы привлекли местных жителей. Каждый минчанин должен был отработать на благо города не меньше 15 часов в месяц. Отработанные часы аккуратно заносили в специальную «Индивидуальную книжку участника восстановления Минска».

Одной из первых масштабных строек в столице стало здание Министерства госбезопасности Белорусской ССР. Даже в условиях полнейшей нехватки стройматериалов объект строили на совесть; архитекторы и инженеры находили дефицитную электропроводку и паркет, доставали из старых зданий радиаторы. Достроили МГБ в 1947 году и в итоге здание во многом задало тон нынешнему проспекту Независимости, да и всему центру Минска. На окраинах тем временем один за другим появлялись микрорайоны. Отстраивалась белорусская столица немыслимо быстро. Только за 1947-1948 годы в городе появилось больше ста новых улиц!

Первый звонок

В 1945-ом впервые с начала войны в Беларуси открылись школы. Их восстанавливали учителя, военные, родители и даже сами ученики. В первый учебный год в начальные классы принимали ребят до пятнадцати лет.

Вслед за школами началось восстановление и объектов культуры. За годы войны в Беларуси были разрушены 5 тысяч театров и клубов, 10 музеев, разграблен почти весь книжный фонд, а это около 10 миллионов экземпляров. Символом возрождения культурной жизни стала реконструкция Минского оперного театра.


Сброшенный прямо в зрительный зал снаряд, разрушенная крыша, разграбленное убранство, превращение в конюшню – Театр оперы и балета пережил многое, но все же пережил. В 1947 году он снова открыл двери для зрителей.

"Жилья не было, поселили в оперном театре. В одной половине – артисты, в другой – пленные немцы из элитной части, они делали ремонт. 13 лет я прожила в оперном… …Мирная жизнь все-таки брала свое, и вскоре пленные, которые жили с нами бок о бок, стали приглашать на свои концерты", - вспоминает балерина Галина Черноярова.

Поднять старое, построить новое!

Десятки минских заводов, снабжавших своей продукцией всю Республику, конечно, тоже были разрушены немцами. Ключевые отраслевые предприятия нужно было выстраивать заново. Особое внимание уделили развитию тяжелой промышленности и энергетики.

«По 30 освобожденным районам и городам Белоруссии энергетические установки, промышленные и коммунальные, почти полностью уничтожены немцами. Сильно разрушена и почти выведена из строя крупнейшая электростанция Белорусской ССР - БелГРЭС», - рапортовал в Москву в самом конце 1943-го года глава Совета Народных Комиссаров Былинский.

Всего за пару лет были построены и введены в строй два белорусских гиганта – Минский автомобильный и Минский тракторный заводы. К 1950-му году оба они уже давали продукцию – тогда было выпущено 2,5 тысячи автомобилей и первые 36 тракторов. Эти два предприятия значительно ускорили восстановление страны.
Уже во второй половине 1944-го из руин подняли 37 металлообрабатывающих заводов, тысячи энтузиастов из соседних республик помогали строить инструментальный завод в Минске, стекольный - в Гомеле, волоконный - в Могилевской области, льняной - в Оршанске.

Темпы роста оказались сногсшибательными даже в масштабах всего стремительно восстанавливающегося Союза. В 1946 году объем промышленного производства был на уровне 20 процентов от довоенного периода. К концу той пятилетки – уже 115 процентов!

Страна не только отстраивала старые заводы, но и вводила в строй новые отрасли – выпуск гидротурбин, велосипедов, швейных машин.

Другое дело, что в первые послевоенные годы и технику, и людей отправить из столицы в регионы удавалось не всегда. Да и до Минска из-за пределов Беларуси добирались с приключениями. Железные дороги страны были разрушены на 93 процента: их подрывали сначала фашисты, а потом и партизаны – чтобы сорвать обеспечение немецкого тыла.

Но к концу четвертой пятилетки удалось восстановить и полотно дороги, и мосты, и вокзалы, и надежную радиосвязь. Не последнюю роль в этом сыграл Минский радиозавод.

Пленные и вестербайтеры

Участие в восстановлении столицы принимали и немецкие военнопленные. К работам привлекали и так называемых вестербайтеров – привезенных на работы граждан стран гитлеровской коалиции. Всего на восстановление страны работали около 4 тысяч таких людей.

КСТАТИ

Белорусская ССР в послевоенные годы приняла активное участие в еще одном важном начинании – создании Организации Объединенных Наций. Официальный Минск значится в числе учредителей, и летом 1945 года Республика вошла в состав ООН. Решение советского правительства о возможности отдельного членства Белоруссии в организации стало данью уважения и благодарности за огромный вклад Белоруссии в победу над фашизмом.

Членство в ООН немало помогло белорусскому народу. В первые послевоенные годы по международной линии в Белоруссию поставляли продукты, одежду, лекарства и другие товары первой необходимости.

Именно по инициативе белорусской делегации на первой сессии Генассамблеи ООН была принята резолюция о выдаче и наказании военных преступников, одним из фактических воплощений которой стал Нюрнбергский процесс…

Вениамин Лыков

Понравилась статья? Поделитесь ей