Контакты

Преподобномученик афанасий брестский. История его Святых Мощей

* Белорусские святые: история и современность *

АФАНАСИЙ, ИГУМЕН БРЕСТСКИЙ

Ольга РОЛИЧ/ЗАРЯ

Ублажаем тя, Преподобномучениче Афанасие, и чтем святую память твою, наставниче монахов и собеседниче ангелов. /Величание/

«Радуйся, преподобномучениче отче наш Афанасие, похвало и украшение наше!» - так восхваляет Святая Церковь святого земли Белорусской и утверждает: «Честна пред Господом смерть преподобных Его».
Незадолго до своей кончины в завещании святой Афанасий писал: «Там, где тело мое израненное и острупленное за имя Божие положено будет, вера православная процветет яко крин посреде терния, и яко искра в пепле зарытая, явится, возсияет и повсюду освятит».
С именем преподобномученика Афанасия, всю свою жизнь посвятившего борьбе в защиту Православия, связана эпоха утверждения православной веры на брестской земле.
Родился Афанасий (Филиппович) около 1597 года. А в 1596 году в г. Бресте была заключена уния (союз) между частью Православной Церкви Юго-Западной Руси, входившей в то время в состав Польско-Литовского государства, и Римско-Католической Церковью. Православный Собор, состоявшийся тогда же, в 1596 году, в ответ на заключение унии принял постановление «…не слушать осужденных соборным приговором митрополита и владык… стоять твердо в нашей святой вере». Эти заветы и стали жизненными ориентирами Афанасия Брестского, подвижнический путь которого начинался на Пинщине, где в 1632 году он был рукоположен в сан иеромонаха и назначен наместником Дубойского монастыря (Брестская область). В 1636 году по распоряжению канцлера А.Радзивилла монастырь был отдан в руки иезуитов, а православные иноки насильно изгнаны. Оставив Дубойский монастырь, Афанасий перешел в монастырь Купятицкий (недалеко от г. Пинска), который был известен чудотворной иконой Божией Матери «Купятицкая». В 1637 году о.Афанасий отправился в Москву для сбора пожертвований на обновление монастырской церкви. Молясь перед уходом у Купятицкой иконы Божией Матери, Афанасий услышал Ее голос: «Иду и Я с тобой»…
В 1640 г. по приглашению жителей Бреста Афанасий стал игуменом Брестского Свято-Симеоновского монастыря, существовавшего в XVII веке. Без страха обличал он униатскую ересь, требуя возвращения православных храмов. В 1643 г. св. Афанасий отправляется в Варшаву на заседание сейма, где жалуется на бесправное положение православных в Польше, грозит королю гневом Божьим, в случае, если уния не будет уничтожена. Обличение это привело короля и сейм в сильнейшее раздражение и св.Афанасия заключили в тюрьму, приговорив к лишению игуменства и священного сана, отправили на суд к митрополиту Петру Могиле в Киев. Но митрополит не признал его виновным и восстановил в священстве. Святой Афанасий вернулся в Брест.
В 1648 году в связи с восстанием Богдана Хмельницкого началась волна новых гонений на Православие со стороны польских властей. Отец Афанасий был ложно обвинен в связи с казаками и арестован. И хотя обвинение не было доказано, на свободу Афанасия не выпустили, поставив ему в вину, что он порицал унию. На суде на вопрос «Проклинал ли он унию?» святой ответил: «По истине она проклята». Этим его судьба была решена: ему был вынесен смертный приговор.
В ночь с 4 на 5 сентября (по ст. стилю; с 17 на 18 – по новому) 1648 года великий защитник Православия святой Афанасий, игумен Брестский принял мученическую смерть.
Спустя 8 месяцев мощи его были обнаружены нетленными и перенесены в церковь Брестского Свято-Симеоновского монастыря.
8 ноября 1815 года во время пожара, происшедшего в Брестском Симеоновском монастыре, сгорела деревянная монастырская церковь, а медная рака, в которой хранились мощи святого Афанасия, расплавилась в пламени пожара. На следующий день после пожара уцелевшие частицы мощей были найдены священником Самуилом Лисовским и благочестивыми жителями города Бреста и положены под алтарем монастырской трапезной церкви. В 1823 году святые мощи, по благословению архиепископа Минского Анатолия (Максимовича), первого православного архиерея, ступившего на монастырскую землю со времен унии, настоятель обители переложил в деревянный ковчег и поставил в церкви для поклонения.
Во время Первой мировой войны святые мощи были вывезены во Францию, где находятся и по сей день в Свято-Богородицком Леснинском женском монастыре.

***
…Говорят, что святыни возвращаются тогда, когда народ этого заслуживает.
В 1995 году в Брест из Франции была привезена частичка святых мощей прмч. Афанасия. Сегодня одна часть ее находится в раке Свято-Симеоновского кафедрального собора, а другая – в иконе Преподобномученика Афанасия в одноименном храме Свято-Афанасиевского мужского монастыря, построенного на месте его мученической гибели (ныне - микрорайон «Аркадия» в окрестностях города).
В октябре 2005 года возле Свято-Симеоновского собора воздвигнут бронзовый памятник Афанасию Брестскому, приуроченный к 360-летию блаженной его кончины, отмечавшейся в 2008 году. И это не просто камень, не просто монумент. Скульптура, освященная молитвой и окропленная святой водой, - это уже икона.
Интересно, что тот воскресный день, когда освящали памятник, совпал со светским праздником Днем учителя. И если вспомнить, что в молодые годы Афанасий преподавал в домах шляхты, в том числе и у одного из высших государственных лиц - канцлера Льва Сапеги, а всю оставшуюся жизнь учил твердо стоять в правде, вере и любви, то становится понятно, как промыслительно совпали эти даты.
А совсем недавно в городе Бресте появилась Свято-Афанасьевская улица...
Брестчина заслуживает молитв своего небесного покровителя, дань уважения которому свято чтит в дни его церковной памяти: 18 сентября (день мученической кончины), 2 августа (день обретения святых мощей) и в Соборе Белорусских святых (3-е воскресенье по Пятидесятнице).
Уже стало доброй традицией ежегодно в эти дни совершать Крестный ход: от врат Свято-Симеоновского собора к месту гибели Преподобномученика – в Свято-Афанасиевский монастырь в Аркадии. Полуторачасовое шествие верных возглавляет правящий архиерей - Преосвященнейший Иоанн, епископ Брестский и Кобринский. А праздничную Божественную литургию в этот день служит сам Высокопреосвященнейший Филарет, митрополит Минский и Слуцкий, Патриарший Экзарх всея Беларуси.
Любое дело «узнается по плодам». А плод духовный, по слову апостола Павла, есть любовь. Именно любовь, единомыслие и вера собирает в эти дни в обитель Афанасия такое великое множество людей, не хотящих быть «Иванами, не помнящими родства».
Почтить память выдающегося святого земли белорусской приезжают все архиереи Белорусского Экзархата. Постоянный гость и трепетный молитвенник в этот день – митрополит Луцкий и Волынский Нифонт. Не раз посещал это святое место Архиепископ Люблинский и Холмский Авель (республика Польша). Молился в обители Афанасия Брестского за свой многострадальный сербский народ Чрезвычайный и Полномочный посол Сербии и Черногории в Республике Беларусь г-н Сречко Джукич. А в прошлом году почтить память Афанасия Брестского приезжал Высокопреосвященнейший Марк, архиепископ Берлинский и Германский и Великобританский, впервые посетивший Беларусь (и Брест, в частности) после воссоединения Русской Зарубежной Православной Церкви с Матерью-Церковью.
...«Там, где тело мое израненное и острупленное за имя Божие положено будет,
вера православная процветет яко крин посреде терния...». Помоги, Господи, быть словам сим пророческими… Святой преподобномучениче отче наш Афанасие, моли Бога о нас.

PS
До наших дней сохранился рукописный Дневник («Диариуш») Афанасия Филипповича, помещенный в конец «Толковой Псалтири», принадлежащей ныне Московской Синодальной Библиотеке. Писал его святой Афанасий, находясь после тюрьмы в Киево-Печерском монастыре. По свидетельству историков, создание "Диариуша" и его текст является выдающимся литературным памятником общественной мысли первой половины XVII века, обличившим унию и запечатлевшим историческую напряженную борьбу православного народа против римо-католической агрессии.

_________________

ИЗ ЖИТИЯ:
«...Когда потом день четвертый месяца сентября в том вышепомянутом году минул, а ночь пятого дня наступила, взяли отца покойного из тюрьмы и, из колодок расковав, к обозу препроводили. А прежде, чем к обозу взяли, рассказывают, что иезуиты, зная уже о его смерти, той же ночью приходили к нему в тюрьму, что привыкли и всягда творить. И наперед его там словами и обещаниями от веры отводили православной, а затем и огненными муками страшили. Однако ничего, милостью Божией, не достигнув, сами назад отошли, а студента своего еще к нему подсылали, напоследок, чтобы сам себя образумил и не дал погубить. На что он им так отвечать приказал: «Пускай иезуиты знают о мне такое. Как им мило в сей мирской роскоши пребывать, так мне мило теперь на смерть пойти».
Там же, что в обозе с ним происходило, такие вести носятся между людьми.
Когда его в ту ночь в обоз уже препроводили и к пану воеводе берестейскому, на то время там находящемуся, отдать хотели, пан воевода не желал его к себе брать и так сказал: «Зачем его ко мне привели? Имеете уже в руках своих - делайте же себе с ним что хотите».
Когда уже выдан был так от старшего, взяли его к себе те, которые крови его давно желали, и увели его в бор, который был недалеко от обоза, а от города в четверти мили, если ехать к селу Гершоны, слева. Там его сами наперед жгли огнем. А гайдук один стоял там в то время поодаль и слышал голос покойного отца игумена. А он им что-то грозно провозвещал при муках тех. Потом же подозвали и гайдука того. И приказали ему мушкет набить двумя пулями. Там же перед ним в сей же час и яму приказали приготовить. Наперед же спросили у него, впредь не отрицается ли он слов своих касательно унии. А когда им отвечал: «Что уже сказал, то сказал, и с тем умираю», приказали тому гайдуку, чтобы в лоб ему выстрелил из мушкета.
Гайдук тот, видя, что это лицо духовное и знакомое ему хорошо, еще с тем не торопился, но сначала о прощении и благословении его просил, а потом в лоб ему выстрелил и убил. О том всем сам гайдук верным и веры достойным людям поведал, а мы уже от них узнали и записать приказали.
То дивно, о чем поведал гайдук, что покойный, уже простреленный двумя пулями в лоб навылет, еще оперевшись о сосну, стоял время некоторое своей силой, пока его столкнуть в ту яму не приказали. Но и там, говорят, он сам еще лицом вверх повернулся, руки на груди накрест сложил и ноги вытянул, как мы потом его именно так лежащего и нашли на том месте.
Той же ночью, когда его утратили, великий страх претерпели мы и все мещане оттого, что ночь была погожая, и ни на одну стопу тучи нигде не было, а молния весьма страшная была и великая по всему небу. Приказали тогда же панове всем цехам и гайдукам собраться и на рынке всю ночь наготове стоять, и те тогда все оные страхи на небе видели и поведали о том. Сами же шляхта и воины на то предназначенные, иными воротами выпроводили покойного отца игумена из замка на Замухавечье и вышеупомянытым способом убили его на месте помяненном.
И так лежал покойный при неведении нашем без погребения от дня пятого сентября даже до дня первого мая, восемь месяцев. Знали мы, что уже нет его на свете живого, но не знали, где было его тело, но хлопец один, семи или восьми лет, указал нам на то место, где было погребено. А хотели мы наперед узнать, есть ли он именно, или же кто иной, потому что тайно могли его оттуда уже удалить, ибо иезуитская это была земля, в которой тело его лежало. Потому же, дождавшись ночи, откопали мы его и, узнав, что он есть именно, сейчас же на иное место взяли его оттуда. При теле же ничего из вещей не нашли, кроме того, что только рубашка его была, и то вся изодранная...».
/Из описания смерти славной памяти отца нашего Афанасия, записанного его послушниками в 1648 году/.

ТРОПАРЬ прмч. Афанасию Брестскому, гл. 2

Блажен еси, отче наш, Афанасие, яко верно пожил еси, стоя бодренно за святую восточную (православную) веру, со умилением присно поя неседальное Пречистей, заповедуя никомуже нарушати Православныя веры святыя, пострадав за свидетельство истины даже до смерти. Мы же, чтуще святыню твою, со дерзновением взываем ти: отче наш, преподобномучениче Афанасие, похвало и украшение наше.

_________________

К СВЕДЕНИЮ:
Архимандритом Свято-Афанасиевского мужского монастыря является
Преосвященнейший Иоанн (Хома), Епископ Брестский и Кобринский.
Обязанности Наместника выполняет игумен Серафим (Петручик).
Адрес монастыря: 224008, г. Брест, ул. Свято-Афанасьевская, д. 39,
Свято-Афанасиевский мужской монастырь. Телефон: (8-0162) 96-32-50.

© Ольга Ролич, 2009

СВЯТО-АФАНАСИЕВСКИЙ МОНАСТЫРЬ
/Публикация из "Зари" за 11.09.2014 г. - стр. "Свет Православия"/

18 сентября исполняется 366 лет со дня мученической кончины игумена Афанасия Брестского (Филипповича) и 105 лет со дня освящения часовни, построенной на месте его гибели в Аркадии.
Нынешнее торжество будет ознаменовано первым архипастырским визитом в Брестскую епархию Высокопреосвященного Павла, митрополита Минского и Слуцкого, Патриаршего Экзарха всея Беларуси. Ожидается, что владыка Павел совершит Божественную Литургию в Свято-Афанасиевском мужском монастыре в этот памятный день.

Закладка часовни на месте мученической кончины игумена Афанасия происходила архиерейским чином 3 мая 1909 года. Тогда же перед тысячами паломников и представителями духовенства (в то время - Гродненской и Холмской епархий) была зачитана телеграмма Императора Николая II: «Передайте духовенству, войскам, администрации и всем бывшим на торжестве закладки часовни Мою благодарность за молитвы и верноподданнические чувства. Искренне радуюсь сооружению памятника славному поборнику Православия».
В том же году часовня была отстроена из соснового бруса на каменном цоколе и освящена в память Афанасия Брестского. Богослужения в часовне совершались до 60-х годов XX столетия. Затем часовню закрыли. И только в мае 1988 года власти вновь разрешили часовне действовать.
Восстановлением часовни занимался священник Евгений Парфенюк († 2008), тогда настоятель Свято-Симеоновского кафедрального собора, позже – строитель и первый настоятель Свято-Воскресенского собора – памятника 50-летию Победы в Великой Отечественной войне. Вспоминая то время, отец Евгений восторгался благочестием и твердостью веры людей, которые, услышав клич о восстановлении часовни, в течение трех месяцев отстроили здание и очистили окрестности. А еще он говорил о том, что в тот период, когда часовня была закрыта и поругана, не было ни одного дня, чтоб на паперти не лежали живые цветы... Люди скорбели и плакали. А слезы, собранные в ладошки, несли к стенам опустошенного храма и намащивали его, словно елеем. Освящение восстановленной часовни было совершено 18 сентября 1988 года.

События сентября 1909 года остались на страницах «Гродненских епархиальных ведомостей» (№ 40 за 4 октября 1909 г.). Записал их священник Константин Михайловский, уроженец д. Береза Кобринского района. До Первой мировой войны он был ключарем Гродненского кафедрального Софийского собора, а в войну - священником лейб-гвардии Финляндского полка.
«19 - 20 сентября сего 1909 года г. Брест-Литовск с его окрестностями вновь был духовным средоточием религиозно-патриотической жизни православно-русскаго населения старо- русской Гродненско-Брестской земли. И в эти дни, как и 2 - 3-го минувшаго мая, все, кому дорого имя великого ревнителя православия, великаго русскаго патриота и славнаго неустрашимаго борца за веру православную и русскую народность в нашем Западно-Русском крае – святого преподобномученика Афанасия, устремили свои взоры в Брест к его св. могиле, а кто мог – поднялись и со всех сторон двинулись к этому месту святому, чтобы на нем призвать на себя и своих ближних милости Божия предстательством св. угодника Божия и, помянув дни древние, поучиться...
Богомольцы прибывали из различных мест, пешие и по железной дороге. Можно было видеть крестьян в костюмах различных местностей, от самой белой до самой черной свитки, с котомками за плечами. Все они направлялись к городскому Симеоновскому собору, где почивают мощи св. преподобномученика Афанасия, и к месту его кончины, где среди чистаго ровнаго поля, при большой старинной проезжей дороге из Бреста в Киев, возвышается украшенная зеленью и национальными русскими флагами новая, с пятью золочеными крестами, деревянная, крытая блестящим оцинкованным железом часовня-церковь его имени...».
Далее в своей статье о. Константин подробно описывает, как встречали прибывшее духовенство на железнодорожном вокзале военные и гражданские власти, как потом с хором военной музыки крестным ходом шествовали к городскому Свято-Симеоновскому собору; кто из духовенства служил праздничное всенощное бдение в соборе (епископ Белостокский Владимир), которое заканчивалось в 22.00, но паломники не расходились, а всю ночь наполняли собор, чтобы поклониться мощам святого Афанасия. Утром 20 сентября в городском Симеоновском соборе служили Божественную литургию, после окончания которой крестный ход с мощами святого Афанасия во главе с Преосвященным епископом Владимиром направился в крепостной (Никольский. – Прим. О.Р.) собор. «Десятки тысяч народа, величая святого мученика за веру православную и русскую народность в нашем Западно-Русском крае, шествовали в крестном ходе среди расставленных шпалерами войск, в сопровождении военной музыки. Встреченный на паперти крепостного собора крестный ход остановился у собора, а святые мощи были внесены в собор, где совершен был молебен святому Афанасию. По выносе святых мощей общий крестный ход во главе с Преосвященными владыками двинулся к месту мученической кончины святого Афанасия. Множество св. крестов, икон и хоругвий, семьдесят священников, много церковных хоров и оркестров военной музыки шествовали в этом крестном ходе. Далеко разносились умилительное пение песней из богогласника и стройная игра оркестра военной музыки. У места мученической кончины св. Афанасия идущий крестный ход был встречен многотысячным соединенным крестным ходом из Гершоновичской, Прилукской, Страдечской, Камень-Жировицкой и других церквей Влодавскаго и Полесскаго благочиний».
Мощи Афанасия Брестского были принесены в часовню, после чего был отслужен водосвятный молебен, «по совершении коего была окроплена святой водой часовня». Затем люди воодушевленно слушали слова и проповеди священников, поздравительные телеграммы и к 17 часам под звон колоколов тем же крестным ходом, но в обратном порядке (через крепость в городской собор) в сопровождении военной музыки возвращались домой.
И опять тысячи паломников «наполняли железнодорожную станцию в ожидании отхода поездов в различныя стороны, благодаря Бога, сподобившаго участия в торжестве прославления угодника Божия Афанасия, унося с собою ободрение и духовное подкрепление, столь необходимыя ныне в церковно-государственной жизни наших окраин».

Решением Синода Белорусского Экзархата в 1996 году на месте часовни был учрежден монастырь во имя преподобномученика Афанасия. Первым наместником монастыря был иеромонах Мефодий (Казаков), с 1998 года - иеромонах Варсонофий (Степанцов). Сейчас обязанности наместника монастыря исполняет архимандрит Серафим (Петручик).
Дважды в год к Свято-Афанасиевскому монастырю совершаются крестные ходы: в день Белорусских Святых (3-е воскресенье по Пятидесятнице) и в день мученической кончины прмч. Афанасия Брестского - 18 сентября.

© Ольга РОЛИЧ/ЗАРЯ
2014г., г. Брест.

Рецензии

Спаси Господи, Ольга, за такие полезные сведения об этом святом, я впервые о нем узнал сегодня 30.04.2018, потому что жительница г. Бреста Татьяна Фурсова-Павловец написала в рецензии на мою статью (http://www.stihi.ru/2018/02/25/11211) случай чудесной помощи этого святого в её жизни, цитирую:
"Но я хочу рассказать о чуде, которое случилось со мной прошлым летом, когда я была на грани жизни и смерти в больнице. Ночью случился сердечный приступ, я то ли потеряла сознание, то ли заснула (до сих пор в неведении - что случилось?). Я не могла дышать, дыхание перехватило, и последние мои слова были уже выдохом: "О преподобномучениче отче Афанасие, спаси меня, грешную!" (Это наш, Брестский почитаемый святой и заступник Бреста, в нашей деревне Аркадии мужской монастырь на месте его трагической кончины - он замучен за Веру, теперь д.Аркадия вошла в городскую черту Бреста, паломники едут сюда отовсюду). И провалилась во Тьму, меня подхватил очень сильный морозный ветер, облепливал снег с головы до пят, и несло меня вверх, на высоченную чёрную гору. И вдруг я увидела вокруг себя пятерых монахов в чёрном облачении до пят, которые стояли над крутящимися под ними щитами! Слева от меня был монах в чёрном капюшоне и молился, держа кисти рук "домиком" -(большие пальцы соприкасались и указательные, средний - со средним, безымянный - с безымянным, мизинец - с мизинцем), причём вершина "домика" упиралась ему в центр лба. Как только порывом ветра меня уносило вверх на гору, монах молился ещё усерднее, насупив лоб, и меня как бы стягивало с этой горы. Только снова уносило вверх, монах ещё усерднее молился, и снова меня стягивало вниз, к нему. Так было много раз. Монахи молились много часов (приступ у меня начался где-то около 12 ночи, а пришла в себя я полшестого утра). Наконец, мне стало немного легче. Я встала на ноги (а всё время я видела себя лежащей горизонтально - ни на чём!). Тогда я стала просить монахов, чтобы они пришли ко мне домой погреться, а то замёрзли!(Я живу в Аркадии, в 15 минутах ходьбы от монастыря) Но этот монах в балахоне сказал: "Мы будем здесь, в Аркадии!" И я пришла в себя - лежу на кровати в больнице, приступ начал отступать, я смогла, хоть и с трудом, но дышать! Это было чудо! Я сразу поняла, что этот монах в балахоне и был святым Афанасием Брестским (именно таким его я и увидела, каким он был на иконе изображён!). А четверо монахов - это наши монахи из монастыря! Я даже не знала, сколько их в монастыре! Оказалось, что в этот день моя сваха подала меня за здравие на молебен в наш монастырь! А монахов было всего четверо в монастыре - они за меня и молились вместе со святым! С тех пор мне стало легче. И, слава Богу, до сих пор живу!
Но это не единственное чудо! Недавно к нам в монастырь приезжал старец и ночевал в монастыре. Вышел ночью по нужде, увидел монаха в чёрном одеянии, который обходил кругом монастырь. Старец что-то спросил у монаха, но тот не ответил, прошёл мимо. Старец тогда спросил у игумена, что это за сторож и кто сторожит монастырь? Игумен сказал, что у них нет сторожа, что это сам Афанасий Брестский охраняет свой монастырь - его уже многие видели, обходящим свои владения. Вот такие чудеса!"
И далее, - 01.05.2018: "Я сама до сих пор плачу, когда вспоминаю об этой дивной помощи преподобномученика Афанасия Брестского! Он до сих пор стоит у меня перед глазами, как живой! Разве же можно такое забыть! Я так благодарна ему и нашим труженикам-монахам за их молитвы в отношении меня! Наши монахи - такие подвижники, такие молитвенники сильные! Это просто чудо! Если в храмах службы идут от полутора до двух с половиной часов, то в монастыре всегда на часа 2 дольше! А когда я была на соборовании в прошлом году, то служба была аж 5 часов - так много было людей, что негде было яблоку упасть! А ведь священнослужители ещё и келейные молитвы после этого выполняют, и другие требы! Болеют сами, но молятся и молятся за нас, грешных и заблудших!"
Слава Богу, дивному во святых Своих!

АФАНАСИЙ

(Филиппович; ок. 1595 — 5.09.1648), прмч. (пам. 5 сент., 20 июля, в неделю 3-ю по Пятидесятнице — в Соборе Белорусских святых и в Соборе Волынских святых), игум. брестского во имя прп. Симеона Столпника монастыря. Сведения об Афанасии содержатся в преподобномученика, представляющем собой свод записей автобиографического характера, полемических сочинений, грамот и писем Афанасия Кроме того, включает в себя рассказ братии брестского монастыря о последних днях жизни и мученической кончине Афанасия и надгробные стихи, посвященные Афанасию Известны 2 списка « »: в конце Толковой Псалтири, принадлежавшей свт. Димитрию (Туптало), митр. Ростовскому (ГИМ. Син. № 856, 1649-1652 гг.), и более поздний, менее полный, список — РНБ. Q. XVII. № 220. Житие Афанасия было составлено, возможно, ок. 1666 г. на польск. языке, в 1805 г. переведено на рус. язык в КДА.

«Диариуш» прмч. Афанасия (Филипповича). Титульный лист. (ГИМ. Син. № 856)

Афанасий был выходцем из правосл. семьи, возможно принадлежавшей к ремесленному сословию. Учился в братской школе при виленском в честь Сошествия Св. Духа на апостолов монастыре, по окончании к-рой стал учителем. Ок. 1620 г. литов. канцлер Л. Сапега назначил Афанасия гувернером («инспектором») Яна Фаустина Лубы, вывезенного из России в Польшу польск. шляхтичем Белинским, к-рый представил его польск. правительству как сынаЛжедмитрия I и Марины Мнишек (в действительности это был сын шляхтича Дмитрия Лубы). В 1627 г. игум. Свято-Духова монастыря Иосиф (Бобрикович) совершил постриг Афанасия в монашество. Святой подвизался в Кутеинском оршанском и Межигорском монастырях. В 1632 г. в Вильно Афанасий был рукоположен во иеромонаха и назначен наместником игумена Добойского монастыря под Пинском. Передача в 1636 г. монастыря иезуитам произвела сильное впечатление на Афанасия, имевшего видение 7 адских огней, в одном из к-рых за преследование Православия мучились папский нунций, кор. Сигизмунд III и гетман Сапега. Поселившись в Купятицком монастыре, святой написал «жалобный лист» к Пресв. Богородице, где рассказал о притеснениях, чинимых Православию со стороны католиков и униатов, и молил Пречистую Деву о заступничестве. После того как письмо было подписано многими людьми, Афанасий положил его у чудотворной Купятицкой иконы Божией Матери. В 1637 г. святой отправился собирать милостыню на обновление монастырской церкви. Не имея выданного королевской канцелярией паспорта, Афанасий с огромными трудностями сумел добраться до Москвы и передал царю Михаилу Феодоровичу отчет о своем путешествии, в к-ром были кратко изложены обстоятельства, приведшие Афанасия в Москву, и описаны чудеса, случившиеся с ним во время странствования по молитвам к Пресв. Богородице через Ее Купятицкую икону. Святой отослал царю список с иконы с пожеланием водрузить его «на хорогви военные в помножене православной веры». Получив богатую милостыню от царя, Афанасий 16 июля 1638 г. вернулся в Купятицкий монастырь.

В 1640 г. Афанасий стал игуменом брестского во имя прп. Симеона Столпника монастыря и начал активную деятельность по восстановлению прав брестского правосл. братства и возвращению захваченных униатами храмов, провозглашая всюду, что уния с Римом (см. Брестская уния) проклята «вечне». На сейме в Варшаве в сент. 1641 г. ему удалось добиться от кор. Владислава IV подтверждения прав братства, но канцлер и подканцлер отказались заверить королевский привилей печатями, без чего он не имел законной силы, поэтому Афанасий в 1643 г. снова приехал в Варшаву на сейм. Большое впечатление на Афанасия произвели встречи с недовольными унией горожанами, приехавшими в город из разных мест Речи Посполитой. Голос от иконы Пресв. Богородицы повелел Афанасию при помощи Купятицкого образа жаловаться королю на притеснения, чинимые православным, и пригрозить Божиим гневом за насаждение унии. На сейме Афанасий выступил с жалобой на бесправное положение православных в Польше и раздал знатным членам сейма списки с Купятицкой иконы, снабдив их текстом, содержавшим требование искоренить унию и «успокоить» правосл. веру. Афанасий говорил, что во времена, когда православные до крайности угнетены, Купятицкий образ (написанный в центре креста) является «трубой и знаком», предвещающими Божий Суд.

Присутствовавшие на сейме правосл. иерархи и настоятели больших монастырей, к-рые в тяжелые для Церкви времена были заняты исключительно личными делами (в этой связи Афанасий упоминает архим. Леонтия (Шитика), Мстиславского еп. Сильвестра (Косова), Перемышльского еп. Сильвестра (Гулевича) и др.), опасаясь непредсказуемых действий святого, посадили его под стражу. Афанасий, юродствуя, вырвался из тюрьмы на улицу почти нагим, имея на себе клобук и параманд, избивал себя посохом и выкрикивал проклятия унии. Правосл. епископы судили Афанасия и лишили сана. Суд митрополичьей консистории в Киеве, в долгом ожидании к-рого Афанасий написал объяснительную записку на «русском» и латыни, включив в нее текст, розданный им на сейме 1643 г., оправдал Афанасия Киевский митр. свт. Петр (Могила) восстановил его в сане игумена и вернул в Брест. (Лат. запись текста, к-рый Афанасий раздавал на сейме, была обнаружена Я. Д. Исаевичем на полях изд. «Аполлея Аполлогии» (1628) в составе конволюта из 4 укр. изданий кон. XVI — нач. XVII в. из Варшавской Национальной б-ки (BN. XVI. Qu. 956аdl). Запись содержит также краткое описание судьбы Афанасия после сейма до возвращения в Брест. Текст глоссы переписан с рукописи Киево-Печерского монастыря, принадлежавшей иером. Мелетию Сиригу, к-рый, вероятно, имел одну из копий текста, а также записи о суде над Афанасием в Киеве.)

После того как Афанасий услышал голос от Купятицкой иконы Божией Матери, повелевавший ему еще раз просить короля об уничтожении унии, святой готовился вновь защищать Православие на сейме в 1645 г., но был арестован в качестве заложника за отправленного в Москву Яна Лубу. (Будучи по делам брестского братства в Кракове в 1644 г., Афанасий передал рус. послу письмо Лубы, нек-рые выражения к-рого заставили рус. правительство возбудить дело о самозванце и потребовать его выдачи.) В тюрьме св. мученик написал ряд статей: «Новины», «Фундамент непорядку костела Рымского», «Суплику третью», «Приготоване на суд», «Пораду побожную» королю, «О фундаменте церковном», часть из них Афанасий соединил в «Памятную записку» («Memorial»), поданную кор. Владиславу от имени Афанасия 29 июня 1645 г. (утрачена в XIX в.). В статьях святой изложил свой взгляд на историю Брестской унии и указал на ее разрушительные последствия для Православия в Речи Посполитой и самого этого гос-ва в целом (среди них Афанасий назвал, в частности, казацкие восстания), обосновал несостоятельность претензий папы на главенство в Церкви, высказал свое мнение о пути ликвидации унии (Афанасий надеялся, что польск. король лично отменит унию и «успокоит» Православие).

Освобожденный по повелению короля, Афанасия был помещен в Киево-Печерский монастырь, где составил « ». После смерти митр. Петра (Могилы; † 1647) Афанасия вернулся в Брест. Несмотря на то что там Афанасий не предпринимал активных действий против униатов, после начала казацкого восстания в 1648 г., в обстановке нового гонения на православных со смертью кор. Владислава, святой был ложно обвинен в связях с казаками. Хотя обвинение не подтвердилось, за критику унии Афанасий был брошен в темницу и 5 сент. (по др. версии, 20 июля) 1648 г. после отказа отречься от правосл. веры подвергнут жестокой казни. В мае 1649 г. монахи Симеоновского монастыря отыскали останки святого со следами мучений, к-рые дали повод предположить, что Афанасия был похоронен заживо, и сначала перенесли их в Рождественский монастырь, затем похоронили в храме во имя прп. Симеона Столпника.

Почитание Афанасия началось сразу после его гибели. 5 янв. 1658 г. архим. Киево-Печерского монастыря Иннокентий (Гизель) и архим. Иосиф (Нелюбович-Тукальский) писали царю Алексею Михайловичу о том, что нетленные останки Афанасия почивают в Бресте. 20 июля 1666 г. там были открыты мощи мученика, по-видимому, в связи с этим событием было составлено его житие. О почитании святого сообщал Сильвестр (Медведев). По приказу Петра I глава от мощей Афанасия была перенесена в С.-Петербург. В «Историческом известии о возникшей в Польше унии» Н. Н. Бантыша-Каменского(1795; изд. в 1805) приводятся слова Могилёвского архиеп. св. Георгия (Конисского), что к числу киевских нетленно почивающих святых «можно и должно присоединить» Афанасия На основе жития в 1819 г. (по др. данным, в 1825) архим. Маркиан написал стихотворный «Памятник о новом преподобномученике Афанасии Филиповиче».

В нач. XIX в. в монастыре сгорел храм Симеона Столпника и пропал ряд бумаг, относящихся к Афанасию Медная рака с мощами мученика расплавилась, но свящ. С. Литовский с прихожанами отыскал частицы мощей, и они были помещены на оловянном блюде в алтаре трапезной церкви.

В 1823 г. мощи были переложены в деревянный ковчег и поставлены в церкви, в 1857 г.- помещены в серебряный позолоченный ковчег, пожертвованный Н. А. Поливановым в благодарность за чудесное исцеление своего сына по молитве к Афанасия (В 1935 ковчег (52,4´ 26´ 3´ 27 см) был передан в ГИМ из Антирелигиозного музея искусств в Донском монастыре.)

Ковчег для мощей Афанасия Брестского. Серебро, позолота, 1857 год (из собрания ГИМ, Россия, г. Москва)

В 1894 г. над ковчегом была изготовлена сень с изображением преподобномученика. В 1893 г. в гродненском Коложанском монастыре построили храм во имя Афанасия Осенью 1894 г. частица его мощей была пожертвована в Леснинский жен. монастырь.

Тропарь и кондак Афанасия написаны архим. Маркианом 30 авг. 1819 г. Канонизация Афанасия подтверждена включением его имени в Собор Белорусских святых, празднование к-рого установлено по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Пимена 3 апр. 1984 г. В Минее (МП) под 5 сент. помещена бденная служба (см. Знаки праздников месяцеслова) Афанасия, под 20 июля — тропарь и кондак святому. В тексте службы Собору Белорусских святых Афанасий упомянут во 2-м тропаре 3-й песни канона утрени.

Сочинения:

Диариуш // РИБ. Т. 4. Кн. 1. Стб. 49-156; то же // Коршунов А. Ф. Афанасий Филиппович: Жизнь и творчество. Минск, 1965. С. 97-179.

Историография:

Житие прмч. Афанасия (Филипповича) // Волынские ЕВ. 1868. № 32. С. 1086-1088; Минея (МП). Сент. С. 146-157; Июль. Ч. 2. С. 456; Май. Ч. 3. С. 471.

Литература:

Соловьевич А., прот. Сказание об игумене (бывшего) православного Берестейского Симеоновского мон-ря Афанасии Филиповиче… собранное из док-тов, хранящихся при брестской Симеоновской церкви // Литовские ЕВ. 1863. № 23. С. 900-909; № 24. С. 927-940; то же // Волынские ЕВ. 1868. № 31. С. 1050-1060; № 32. С. 1082-1092; Левицкий О. И. Афанасий Филиппович, игумен брест-литовский, и его деятельность в защиту Православия против унии // Унив. изв. 1878. Май. С. 433-462; Маркевич А. Афанасий Филиппович, игумен брестский: (Ист.-биогр. очерк) // Холмско-Варшавский епарх. вестн. Варшава, 1879. № 22. С. 372-378; № 23. С. 411-418; 1880. № 2. С. 33-36; № 6. С. 88-92 (отд. изд: Варшава, 1880); Барсуков. Источники агиографии. Стб. 64; Станкевич А. Игумен Афанасий Филиппович и шляхтич Ян Луба // Памятники русской старины (Холмская Русь). СПб., 1885. Вып. 8. С. 400-449; Филарет (Гумилевский). РСв. Сент. С. 7-13; Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 219, 272;Голубинский. Канонизация святых. С. 217-218; ЖСв. Кн. доп. 1. С. 1-29; Махновець Л. Е. Украïнськi письменники: Бiо-бiблiогр. словник. К., 1960. Т. 1. С. 591; Коршунов А. Ф. Афанасий Филиппович. Минск, 1965; Исаевич Я. Д. Новые данные об укр. и белорус. книгопечатниках 1-й пол. XVII в. // Книга: Исслед. и мат-лы. М., 1977. Т. 34. С. 149-154; Мельников А. А. Путь непечален: Ист. свидетельства о святости Белой Руси. Минск, 1992. С. 205-217; Россия. Православие. Культура: Кат. выст. Нояб. 2000 — февр. 2001 / РПЦ, МК РФ, ГИМ. М., 2000. С. 254, № 606.

(Статья из Православной энциклопедии, издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла)




Преподобномученик Афанасий, игумен Брестский
(ок. 1597 – 1648)

память 20 июля / 2 августа, 5 / 18 сентября

Cвятой преподобномученик Афанасий Брестский родился около 1597 года в благочестивой белорусской семье Филипповичей. Около времени рождения святого Афанасия в 1596 году в городе Бресте была заключена уния между частью Православной Церкви Юго-Западной Руси, входившей в то время в состав Польско-Литовского государства, и Римо-Католической Церковью. Уния имела целью латинизацию Святой Православной веры и русской народности. В ответ на заключение унии Православный Собор, состоявшийся также в 1596 году, принял постановление: «Мы даем обет веры, совести и чести за себя и за наших потомков, не слушать этих осужденных соборным приговором митрополита и владык, не повиноваться им, не допускать их власти над нами; напротив, сколько возможно противиться их определениям, действиям и распоряжениям, стоять твердо в нашей святой вере и при истинных пастырях нашей святой Церкви, особенно при наших Патриархах (имеются в виду Восточные Патриархи), не оставляя старого календаря… и сопротивляясь всем притеснениям, насилиям и новизнам, которыми бы стали препятствовать целости и свободе нашего богослужения, совершаемого по древнему обычаю».
Эти заветы, которые от лица Церкви возложили на ее верных чад представители Восточного Православия на Брестском соборе, стали призванием святого Афанасия, и их осуществлению была отдана вся его жизнь.
В молодые годы он некоторое время преподавал в домах польского шляхетства, в том числе у канцлера Литовского Льва Сапеги. Разгульная жизнь, которую он наблюдал при дворе польского вельможи, лишь укрепила в преподобном Афанасии намерение оставить мирскую суету. Он удалился в Виленский Свято-Духов монастырь, где в 1627 году принял иноческий постриг от игумена Иосифа. Отсюда преподобный Афанасий был послан на послушание сначала в Кутеинский монастырь под Оршей, а затем — в Межигорский около Киева, где «не малое время учился воле Божией и жизни по закону». Из Межигорья преподобный Афанасий был вновь вызван в Вильно, где преподобный был посвящен в сан иеромонаха и затем назначен наместником Дубойской (Дубовской) обители под Пинском. Через три года, в 1636 году, обитель оказалась в ведении иезуитов; преподобный Афанасий был переведен на послушание в Купятицкий монастырь. Отсюда он совершил для сбора подаяний весьма трудное и опасное путешествие в Москву, сопровождаемое видимым покровительством и помощью Божией Матери.
В 1640 году святой Афанасий был назначен игуменом Симеонова монастыря в Бресте. Прибыв в Брест на игуменство, преподобный Афанасий прежде всего разыскал старые грамоты, епископские и королевские, которыми утверждались права и преимущества вверенного ему монастыря. Найдя в грамотах, что «уния со старым Римом, принятая вопреки законам Восточной Церкви, проклята навеки», преподобный Афанасий стал открыто в храме и других местах поучать об этом. Это произвело столь сильное действие, что во всем воеводстве униаты начали испытывать величайшую тревогу. В 1641 году святой Афанасий отправился в Варшаву на сейм, где собирался закрепить исконные преимущества православного братства в Бресте и отстоять полную свободу богослужения и обрядов по уставу Восточной Церкви, но ему отказали. Тогда преподобный Афанасий обратился за советом и помощью к православным духовным влиятельным лицам, но и здесь не нашел он поддержки.
Воспевая однажды акафист Божией Матери, святой Афанасий вдруг явственно услышал от ее образа слова:
«Афанасий! Жалуйся теперь на сейме при помощи иконы Моей Купятицкой, в кресте изображенной, перед королем польским и государством, грозя праведным гневом и страшным судом Божиим, который вот-вот поистине наступит, если не образумятся. Пусть прежде всего на веки осудят проклятую унию, — в этом самая насущная нужда, — и им еще может быть хорошо». Исполняя это повеление, преподобный в 1643 году, уподобляясь святому пророку Илии, ревнителю об истинной вере, отправился на сейм в Варшаву, взяв с собой образки Купятицкой иконы Богоматери и записанное предостережение о гневе Божием за преследование Православия и покровительство унии, которые и раздал всем знатнейшим членам сейма, в том числе и королю. Он обратился в сейме к королю с речью, в которой изложил все притеснения и обиды, чинимые православным иезуитами и униатами. К смелым словам подвижника отнеслись с явным неудовольствием и отправили его на суд к Киевскому митрополиту Петру Могиле. В Киеве преподобный был оправдан и по просьбе братии Брестского монастыря вновь восстановлен в игуменском достоинстве. По возвращении в Брест преподобный Афанасий всецело отдался монашеским подвигам. Уединенная жизнь иноков постоянно нарушалась нападениями на монастырь, издевательствами, насмешками, препятствиями в общении со святыней и прочими притеснениями, чинившимися иезуитами и униатами. В ноябре 1644 года он был взят под стражу, отвезен в Варшаву и брошен в оковы, в которых содержался более года. В заключении святой Афанасий написал молитвословие, которое распевал для утоления душевной боли: «Пошли покой Церкви Своей, Христе Боже! Не знаю, может ли кто из нас терпеть дальше! Дай нам помощь в печали, чтобы мы всецело отдались вере святой, непорочной». Из тюрьмы преподобный Афанасий написал королю Владиславу ІV три послания, причем одно из них на генеральный сейм 1645 года, с просьбой защитить православную Церковь в Западной Руси.
Результатом этих посланий было то, что Киевскому митрополиту было предписано забрать святого Афанасия из тюрьмы и отправить его в такое место, где бы он уже не мог «чинить никаких тревог». Исполняя повеление короля, митрополит Петр Могила оставил Брестского игумена в Киево-Печерском монастыре. Под влиянием ясно обнаружившегося расположения православных к святому, после последовавшей 1 января 1647 года кончины митрополита Петра Могилы, преподобный Афанасий вновь вступил в свое игуменство. Во время пребывания в Киево-Печерской Лавре святой Афанасий создал одно из замечательнейших своих произведений — «Дневник» («Диариуш»). Как свидетельствует история создания «Дневника» и сам текст этого выдающегося памятника общественной мысли первой половины ХVІІ века, святой Афанасий стремился создать такой литературный памятник, который обличал бы унию, имел актуальность не только в то время, но и в будущем, и в котором была бы показана одна из исторических страниц напряженной борьбы православного народа против римо-католической агрессии. Вернувшись в Брест, святой Афанасий недолго ощущал покой в своей обители. В июле 1648 года его вновь арестовали по ложному обвинению в помощи восставшим казакам. Когда обвинение не подтвердилось, судьи спросили преподобного: «Ты проклинаешь унию?» «Да, — ответил святой Афанасий, — потому что она и есть проклята». Этого было достаточно для тех, кто жаждал крови Брестского игумена. Иезуиты, зная, что он осужден на смерть, подослали к нему своего человека, пытавшегося убедить святого не губить себя. Но страдалец за истину ответил ему: «Путь иезуиты знают, что как им приятно пребывать в прелестях мира сего, так мне приятно пойти теперь на смерть».
В ночь на 5 сентября 1648 года гайдуки повели преподобного Афанасия в сосновый бор возле деревни Гершановичи. Там они заставили его вырыть себе яму, а потом, пытая раскаленным железом, принуждали отказаться от слов, произнесенных игуменом против унии и католицизма. Не теряя самообладания, святой подвижник мужественно ответил палачам: «Что я сказал, то я сказал, и с тем умираю». После этих слов палачи приказали одному из прослезившихся гайдуков расстрелять святого Афанасия. Потрясенный мужеством и стойкостью святого игумена, гайдук просил у него прощения и пастырского благословения. Получив то и другое, он выстрелил, но не убил святого. Раненый двумя мушкетными пулями, преподобный Афанасий с окровавленной головой продолжал стоять, прислонясь к сосне. Страшное кровавое зрелище при внезапно разразившейся сильной грозе до такой степени испугало гайдуков, что они поспешили втолкнуть его еще живым в яму, в которой воин за веру Христову повернулся лицом вверх, сложил руки крестообразно и предал душу Господу.
В течение восьми месяцев тело страдальца за Православие, засыпанное землей, лежало в неизвестности без церковного чина погребения. 1 мая 1649 года один мальчик указал братии Брестского Симеоновского монастыря место погребения их игумена. Земля, в которой был погребен мученик, оказалась временно принадлежавшей иезуитам, поэтому пришлось действовать тайно. Иноки ночью выкопали нетленное тело игумена и тотчас перенесли на другое место, а утром – в свой монастырь. Через несколько дней, 8 мая 1649 года преподобный Афанасий был с честью погребен у правого клироса в главном храме монастыря в честь преподобного Симеона Столпника.
Преподобный Афанасий был признан чтимым святым вскоре после своей мученической кончины. 5 января 1658 года архимандрит Киево-Печерской Лавры Иннокентий Гизель вместе с Иосифом Нелюбович-Тукальским (с 1664 года митрополит Киевский) писали царю Алексею Михайловичу, что тело святого Афанасия, «откровенно бывши, и доселе, дивно Богу во святых Своих, в Бресте пребывает нетленно». В 1666 году в Бресте было составлено житие на польском языке, в котором игумен Афанасий называется «святым и преподобномучеником». Верующими западнорусского края глубоко чтилось святое имя преподобномученика, а нетленные мощи его, положенные в медную гробницу, были прославлены благодатным даром чудотворений и привлекали множество верующих. 8 ноября 1816 года во время пожара, происшедшего в Брестском Симеоновском монастыре, деревянный монастырский храм сгорел, а медная гробница, в которой хранились мощи святого, расплавилась. Обожженные частицы святых мощей преподобномученика Афанасия, уцелевшие в пламени пожара, были найдены на следующий день священником Самуилом Лисовским и благочестивыми жителями города Бреста. Их уложили на оловянное блюдо и положили в алтаре монастырской трапезной церкви. В 1823 году для частиц мощей был устроен ковчег и они были поставлены для всенародного поклонения. В 1824 году Симеоновский монастырь был упразднен, его храм обращен в приходской, а святые мощи преподобного Афанасия положены в Николаевском соборе. После сооружения в 1865 году в городе Бресте нового каменного Симеоновского собора святые мощи преподобного были перенесены в храм. Богу было угодно даровать им чудотворную силу, о чем свидетельствуют многочисленные чудеса и исцеления. Всецелое утверждение Православия и полная отмена унии — вот в чем видел святой Афанасий свою цель, осуществлению которой посвятил всю жизнь. «Я не пророк, а только слуга Бога Творца моего, посланный согласно с временем, чтобы говорить каждому правду… Он для того послал меня, чтобы я наперед возвестил об истреблении проклятой унии». Такими были слова твердого, непреклонного и вдохновенного борца за Православие, глубоко веровавшего в победную силу истинного исповедания. Не страшила его и мученическая кончина, ибо он провидел исполнение своего пророческого предсказания: «Там, где тело мое искалеченное и израненное во имя Божие положено будет, вера православная расцветет, как лилия посреди терниев». Память преподобномученика Афанасия Брестского празднуется также 5/18 сентября и в день Собора Белорусских святых (Неделя 3-я по Пятидесятнице).

(более подробно о житии прмч. Афанасия Брестского см. )

Тропарь преподобномученика Афанасия Брестского
глас 2
Блажен еси, отче наш Афанасие, / яко верно пожил еси, стоя бодренно за святую Православную веру, / со умилением присно поя неседальное Пречистей, / заповедуя никомуже нарушати Православныя веры святыя, / пострадав за свидетельство истины даже до смерти. / Мы же, чтуще святыню твою, / со дерзновением взываем ти: / отче наш, преподобномучениче Афанасие, / похвало и украшение наше.

Величание
Ублажаем тя, Преподобномучениче Афанасие, и чтем святую память твою, наставниче монахов и собеседниче ангелов.

Ин кондак преподобномученика Афанасия Брестского
глас 2
Яко постника благочестна и искусна, / и страдальца произволением честна, / и пустыни жителя сообразна, / в песнех достойно хвалим Афанасия приснохвальнаго, / той бо змия попрал есть.

Кондак преподобномученика Афанасия Брестского
глас 4
Монашескаго жития украшение и мучеников красоту явил себе житием твоим, Афанасие, и яко солнце пресветлое людям православным возсиял еси. Темже и Христос даром чудес обогати тя; да чтуще пресветлую память твою, зовем ти: поминай стадо твое молитвами твоими, преподобне.

Молитва преподобномученику Афанасию Брестскому
О великий угодниче Христов, святый преподобномучениче Афанасие! К тебе мы, грешнии и смиреннии, яко к теплому нашему заступнику и скорому помощнику, молитвенно прибегаем и из глубины сердца взываем: призри на ны скоро и умоли Человеколюбца Бога, да не осудит нас грешных по беззакониям нашим, но да сотворит с нами по великой Своей милости. Охрани нас своим заступлением от облежащаго ны суемудрия и неправоверия и, яко пастырь добрый, упаси заблудшия овцы стада Христова и во дворы Господни сия всели. Огради нас от соблазнов, ересей и расколов и настави твердо в вере православней подвизатися. Потщися, скорый о нас предстателю, благоприятным твоим ходатайством умолити Господа, да ниспослет нам тихое и богоугодное житие, уврачует Своею благодатию наша болезни душевныя и телесныя, согреет наша сердца любовию друг ко другу и сотворит ны братолюбны и единомысленны. Испроси такожде у Господа и всего потребнаго для жития нашего телеснаго: земли плодородия, благорастворения воздухов и мирнаго устроения. Страну нашу, веси и грады охрани молитвами твоими от огня, потопа, труса, вражескаго нашествия и внутренних нестроений. Егда же приспеет час кончины нашея, утверди в нас память смертную, да и мы в истиннем покаянии и чистем сведении совести нашея представше ко Господу, сподобимся деснаго стояния и со всеми святыми воспоем славу Отцу и Сыну и Святому Духу во веки веков. Аминь.

Акафист прмч. Афанасию, игумену Брестскому

Афанасий Брестский, преподобномученик. История его Святых Мощей

Мученическая кончина святого страстотерпца Афанасия, игумена Брестского , последовала 5 сентября 1648 года. В течение восьми месяцев тело страдальца за Православие лежало в земле без церковного отпевания. 1 мая 1649 года один мальчик указал братии Брестского Симеоновского монастыря место погребения игумена. Земля, в которой был погребен мученик, оказалась временно принадлежавшей иезуитам, поэтому пришлось действовать тайно. Ночью иноки выкопали нетленное тело игумена и тотчас перенесли на другое место, а утром - в свой монастырь, где спустя несколько дней, 8 мая, с честью погребли у правого клироса в главном храме монастыря в честь преподобного Симеона Столпника.

Земная жизнь преподобномученика Афанасия прекратилась, но память о нем всегда оставалась живой и священной среди православного населения западнорусского края. Глубоко чтилось здесь верующими его святое имя, а нетленные мощи святого преподобномученика, положенные в медную раку, были прославлены благодатным даром чудотворений и привлекали громадное количество верующих.

Почитание Афанасия началось сразу после его гибели. 5 янв. 1658 г. архимандрит Киево-Печерского монастыря Иннокентий (Гизель) и архим. Иосиф (Нелюбович-Тукальский) писали царю Алексею Михайловичу о том, что нетленные останки Афанасия почивают в Бресте. 20 июля 1666 г. там были открыты мощи мученика , по-видимому, в связи с этим событием было составлено его житие. О почитании святого сообщал Сильвестр (Медведев). По приказу Петра I глава от мощей Афанасия была перенесена в С.-Петербург.

8 ноября 1815 года во время пожара, происшедшего в Брестском Симеоновском монастыре, сгорела деревянная монастырская церковь, а медная рака, в которой хранились мощи преподобномученика, расплавилась в пламени пожара. Обожженные частицы святых мощей преподобномученика Афанасия, уцелевшие в пламени пожара, были найдены на следующий день священником Самуилом Лисовским и благочестивыми жителями города Бреста. Их уложили на оловянное блюдо и положили в алтаре монастырской трапезной церкви.

В 1823 году святые мощи, по благословению архиепископа Минского Анатолия, настоятель обители переложил в деревянный ковчег и поставил в церкви для поклонения. В 1824 году Симеоновский монастырь был упразднен, его храм обращен в приходской, а святые мощи преподобного Афанасия положены в Николаевском соборе. После сооружения в 1865 году в городе Бресте нового каменного Симеоновского собора, туда были перенесены святые мощи преподобного. Богу было угодно даровать им чудотворную силу, о чем свидетельствуют многочисленные исцеления страждущих.

В 1857 г. помещены в серебряный позолоченный ковчег , пожертвованный Н. А. Поливановым в благодарность за чудесное исцеление своего сына по молитве к Афанасия (в 1935 ковчег был передан в ГИМ из Антирелигиозного музея искусств в Донском монастыре). В 1894 г. над ковчегом была изготовлена сень с изображением преподобномученика. В 1893 г. в гродненском Коложанском монастыре построили храм во имя Афанасия.

Икона с частицей мощей прмч. Афанасия Брестского находится в Свято-Афанасиевском Брестском мужском монастыре.

Мощи прпмч. Афанасия почивают Симеоновском монастыре (г.Брест).

, 20 июля (обрет. мощей), в Соборах Белорусских , Волынских и Киевских святых

В скором времени по его благословению Афанасий прошел послушание в Кутеинском монастыре под Оршей , а затем - в Межигорской обители под Киевом .

Почитание

В течение восьми месяцев тело страдальца за Православие лежало в земле без церковного отпевания. 1 мая года один мальчик указал братии Брестского Симеоновского монастыря место погребения игумена. Земля, в которой был погребен мученик, оказалась временно принадлежавшей иезуитам, поэтому пришлось действовать тайно. Ночью иноки выкопали нетленное тело игумена и тотчас перенесли на другое место, а утром - в свой монастырь, где спустя несколько дней, 8 мая, с честью погребли у правого клироса в главном храме монастыря в честь преподобного Симеона Столпника.

Уже спустя десять лет после мученической кончины Брестского игумена 5 января года Киево-Печерский архимандрит Иннокентий (Гизель) и Лещинский игумен Иосиф (Нелюбович-Тукальский) доложили царю Алексею Михайловичу , что над мощами преподобного мученика Афанасия неоднократно сиял чудесный свет.

Вскоре после кончины было написано сказание о гибели его и сложено церковное песнопение в его честь; существует также тропарь и кондак, написанные архимандритом Маркианом 30 августа года. Когда было установлено официальное празднованне - неизвестно, однако Афанасий Брестский именуется преподобным мучеником, причисленным к лику киевских святых, ещё в «Истории об унии» архиепископа Могилёвского Георгия (Конисского) . В XIX веке его память совмещалась с празднованием Оршанской иконы Божией Матери .

В Синодальной библиотеке есть его "Диариум" - любопытное собрание королевских грамот, писем св. Афанасия и других лиц.

В память о святом Афанасии, игумене Брестском, на месте его кончины была воздвигнута часовня, а затем при ней появился монастырь . В Бресте также было создано православное сестричество в его честь.

Молитвословия

Тропарь, глас 2

Блажен еси, отче наш Афанасие, / яко верно пожил еси, стоя бодренно за святую Православную веру, / со умилением присно поя неседальное Пречистей, / заповедуя никомуже нарушати Православныя веры святыя,/ пострадав за свидетельство истины даже до смерти. / Мы же, чтуще святыню твою, / со дерзновением взываем ти: отче наш, преподобномучениче Афанасие, похвало и украшение наше.

Кондак, глас 4

Монашескаго жития украшение и мучеников красоту явил себе житием твоим, АФанасие, / и, яко солнце пресветдое, людем православным возсиял еси. / Темже и Христос даром чудес обогати тя, / да чтуще пресветлую память твою, зовем ти: / поминай стадо твое молитвами твоими, преподобне.

Ин кондак, глас 2

Яко постника благочестна и искусна, / и страдальца произволением честна, / и пустыни жителя сообразна, / в песнех достойно хвалим Афанасия приснохвальнаго, / той бо змия попрал есть. 1638 год.

Понравилась статья? Поделитесь ей