Контакты

Таблица науки изучающие организм человека. Науки, изучающие организм человека. Что вам известно о древней греко-римской культуре

Современная биология - сложная система знаний, включающая в себя большое количество отдельных биологических наук, отличающихся задачами, методами и способами исследований. Анатомия и физиология человека - основа медицины. Анатомия человека изучает форму и строение человеческого тела с точки зрения его развития и взаимодействия формы и функции. Физиология - жизнедеятельность организма человека, значение различных его функций, их взаимную связь и зависимость от внешних и внутренних условий. Физиология тесно связана с гигиеной - наукой об основных путях сохранения и укрепления здоровья человека, о нормальных условиях труда и отдыха, о предупреждении заболеваний. Каждый человек по-своему отражает внешний мир который его окружает. У каждого складывается свой внутренний мир, взаимоотношения с другими людьми, определяя и оценивая свои поступки. Всё это образует душевную деятельность каждого индивида, его психику. Она включает: восприятие, мышление, память, представление, волю, чувства, переживания человека, образуя тем самым, характер, способности, интересы каждого. Психология - наука, изучающая душевную жизнь людей. Она использует методы характерные для любой науки: наблюдения, эксперимент, измерения.

Развитие этих наук помогает медицине разрабатывать эффективные методы лечения нарушений деятельности жизненно важных органов человеческого организма и вести эффективную борьбы с различными заболеваниями.

Наука Что изучает
Ботаника Наука о растениях (изучает растительные организмы, их происхождение, строение, развитие, жизнедеятельность, свойства, разнообразие, историю развития, классификацию, а также структуру, развитие и формирование на земной поверхности растительных сообществ)
Зоология Наука о животных (изучает происхождение, строение и развитие животных, их образ жизни, распространение по земному шару)
Биохимия, биофизика Науки, отделившиеся от физиологии в середине ХХ столетия
Микробиология Наука о микроорганизмах
Гидропалеонтология Наука об организмах, населяющих водную среду
Палеонтология Наука об ископаемых организмах
Вирусология Наука о вирусах
Экология Наука, изучающая образ жизни животных и растений в их взаимосвязи с условиями внешней среды
Физиология растений Изучает функции (жизнедеятельность) растений
Физиология животных Изучает функции (жизнедеятельность) животных
Генетика Наука о закономерностях наследственности и изменчивости организмов
Эмбриология (биология развития) Закономерности индивидуального развития организмов
Дарвинизм (эволюционное учение) Закономерности исторического развития организмов
Биохимия Изучает химический состав и химические процессы, лежащие в основе жизнедеятельности организмов
Биофизика Исследует физические показатели и физические закономерности в живых системах
Биометрия На основе измерения линейных или численных параметров биологических объектов производит математическую обработку данных с целью установления практически значимых зависимостей и закономерностей
Теоретическая и математическая биология Позволяющая, применять логические построения и математические методы, устанавливать общие биологические закономерности.
Молекулярная биология Исследует жизненные явления на молекулярном уровне и учитывает значение тримерной структуры молекул
Цитология, гистология Изучает клетки и ткани живых организмов
Популяционно-водовая биология Наука, занимающаяся изучением популяций и слагаемых частей какого-либо вида организмов
Биоценология Изучает высшие структурные уровни организации жизни на Земле до биосферы в целом
Общая биология Изучает общие закономерности, раскрывающие суть жизни, её формы и развитие.
и многие другие.

Становление наук о человеке

Желание и умение помочь больному сородичу - вот одна из черт, которая отличает нас от животных. Иначе говоря, медицина, а точнее, первые опыты врачевания появились даже раньше возникновения человеческого разума. Ископаемые находки свидетельствуют о том, что уже неандертальцы проявляли заботу о раненых и искалеченных. Передаваемый из поколения в поколение опыт в результате лечебной деятельности способствовал накоплению знаний. Охота на животных доставляла не только пропитание, но и некоторую анатомическую информацию. Опытные охотники делились сведениями о наиболее уязвимых местах добычи. Форма органов была ясна, а об их функциях скорее всего тогда и не задумывались. Лица, бравшие на себя роль исцелителей, вынуждены были часто упражняться в кровопусканиях, накладывании повязок и швов на раны, они же извлекали инородные предметы и производили ритуальные вмешательства. Всё это, вместе с заклинаниями, преклонением перед идолами и верой в амулеты и сны, составляло комплекс средств излечения.

Первобытно-общинный строй является уникальным: через него прошли все народы нашей планеты без исключения. В его недрах складывались решающие предпосылки для всего последующего развития человечества: орудийная (трудовая) деятельность, мышление и сознание, речь и языки, хозяйственная деятельность, социальные отношения, культура, искусство, а вместе с ними врачевания и гигиенические навыки.

Первобытное врачевание . До возникновения науки палеонтологии, которая сформировалась (как наука) около ста лет тому назад, бытовало представление, что первобытный человек был абсолютно здоров, а болезни возникали как результат цивилизации. Подобной точки зрения придерживался Жан-Жак Руссо, который искренне верил в существование «золотого века» на заре человечества. Данные палеонтологии способствовали её опровержении. Изучение останков первобытного человека показало, что его кости несут следы травматических повреждений и тяжёлых болезней (артриты, опухоли, туберкулёз, искривление позвоночника, кариес и др.). Следы заболеваний на костях первобытного человека встречаются гораздо реже, чем травматические дефекты, которые чаще всего связаны с повреждением мозгового черепа. Одни из них свидетельствуют о травмах, полученных во время охоты, другие - о пережитых или непережитых трепанациях черепов, которые стали производить примерно в XII тысячелетии до н.э. палеонтология позволила определить среднюю продолжительность жизни первобытного человека (она не превышала 30 лет). Первобытный человек погибал в расцвете сил, не успевая состариться, погибал в борьбе с природой, которая была сильнее его.

Древнейшие люди уже проявляли коллективную заботу о больных сородичах, так как без поддержки тяжелобольной, должен быть погибнуть на ранних стадиях заболевания; однако он жил долгие годы, будучи калекой. Древние люди уже стали производить первые захоронения умерших. Анализ многочисленных проб из захоронений свидетельствует о том, что сородичи собирали лекарственные травы и обкладывали ими умерших.

В период расцвета первобытного общества врачевание было коллективным занятием. Женщины занимались им потому, что этого требовала забота о детях и других членах общины; мужчины оказывали помощь сородичам во время охоты. Врачевание в период разложения первобытного общества происходило закрепление и развитие традиционных навыков и приёмов, расширялся круг лекарственных средств, изготавливались инструменты.

Формирование лечебной магии происходило на фоне уже сложившихся эмпирических знаний и практических навыков первобытного врачевания.

Как устроен человеческий организм? Почему он устроен так, а не иначе? Все эти и другие вопросы стали интересовать человека с того момента, когда он стал задумываться не только о своём физическом существовании. На первый вопрос даёт ответ анатомия, на второй - физиология. История анатомии и физиологии созвучна истории передовой человеческой мысли. Мистика и домыслы, не выдержав испытания временем и исследованием - вначале при помощи скальпеля, а потом и микроскопа, - отсеивались, а истина оставалась, корректировалась, получая должные результаты. В связи с этим представляется, что интерес к анатомии и физиологии как к наукам у просвещённой части человечества был естественный, продиктованный потребностью разобраться в человеческих страданиях и по возможности, облегчить их. Поэтому именно в античном искусстве врачевания, в котором суммировался опыт предшествующих тысячелетий, следует искать истоки таких наук, как анатомия и физиология человека.

У истоков медицины

В современном мире оценка первобытного врачевания неоднозначна. С одной стороны, его рациональные традиции и огромный эмпирический опыт явились одним из истоков традиционной медицины последующих эпох и, в конце концов, современной научной медицины. С другой стороны - иррациональные традиции первобытного врачевания возникли как закономерный результат превратного миросозерцания в тяжёлых условиях борьбы первобытного человека с могучей и непонятной природой; их критическая оценка не должна служить поводом для отрицания многовекового рационального опыта первобытного врачевания в целом. Врачевание в эту эпоху не было примитивным. Конец первобытной эры совпадает с началом истории классовых обществ и государств, когда более 5 тысяч лет тому назад стали зарождаться первые цивилизации. Однако остатки первобытно-общинного строя сохранялись во все периоды истории человечества. Они продолжают оставаться и сегодня в племенах.

Искусство врачевания и медицина в странах античного Средиземноморья имели эмпирическо-описательный и прикладной характер. Вобрав в себя достижения всех народов Средиземноморья, медицина сформировалась в результате трансформации и взаимного проникновения древнегреческой и восточных культур. Связанная с мифологическими представлениями о строении мира и месте человека в этом мире, зарождающаяся как наука медицина ограничивалась лишь внешним наблюдением и описанием строения тела человека. Всё, что выходило за пределы информации о форме, окраске, цвете глаз и волос, всё, что не поддавалось исследованию глазами и руками, оставалось вне медицинского вмешательства. Однако, факты, в то время не нашедшие объяснения, постепенно накапливались и первично систематизировались. Происходило очищение истинной науки от магии и колдовства, что делало медицину более убедительной. Благодаря исследованиям, связанным со вскрытием трупов животных и человека, возникли такие науки, как анатомия и физиология, изучающие строение и функционирование организма человека. Многие анатомические термины и хирургические приёмы существуют в медицине и по сей день. Несомненно, изучение опыта и образа мыслей великих учёных античного времени позволит лучше понять законы и тенденции развития современных естественных наук.

Период Мыслители/учёные Вклад в науку
VI–V века Гераклид (греческий мыслитель)
  • Организмы развиваются по законам природы и, можно использовать эти законы на благо людей;
  • мир непрерывно меняется;
  • «В одну и ту же реку нельзя войти дважды!»
384–322 гг до н.э. Аристотель (греческий мыслитель)
  • любое живое существо отличается от неживых тел чёткой и строгой организацией;
  • ввел термин «организм»;
  • понял, что душевная деятельность человека есть свойство его тела и существует до тех пор, пока живёт тело.
460–377 гг до н.э. Гиппократ (медик античности)
  • изучал влияние на здоровье людей природных факторов;
  • нашёл причины болезней, в которых виноваты сами люди.
130–200 гг н.э. Клавдий Гален (римский врач, продолжатель идей Гиппократа)
  • подробно изучил строение костей, мышц и суставов обезьяны;
  • предположил, что человек устроен сходным образом;
  • ему принадлежат многие работы о функциях органов.
1452–1519 гг Леонардо да Винчи (итальянский художник и учёный) Изучал, записывал и зарисовывал строение тела человека.
1483–1520 гг Рафаэль Санти (великий итальянский художник) Cчитал, что для правильного изображения человека надо знать расположение костей его скелета в той или иной позе.
1587–1657 гг Уильям Гарвей (английский учёный)
  • Открыл два круга кровообращения;
  • впервые применил экспериментальные методы для решения физиологических проблем.
Первая половина XVII Рене Декарт (французский философ) Открытие рефлекса.
1829–1905, 1849–1936 гг И. М. Сеченов, И. П. Павлов Работы с рефлексом
Начало XIX до наших дней Луи Пастер (французский учёный), И. И. Мечников (русский учёный) Работы с рефлексом

Средневековье , ещё недавно считавшееся варварским, внесло существенный вклад в культурную историю человечества. Народы Западной Европы прошли сложный путь от родоплеменных отношений до развитого феодализма естественные науки того времени пережили периоды почти полного забвения и жестких церковных догм, чтобы, обратившись к богатому наследию прошлого, возродиться заново, но на новом, более высоком уровне, используя опыт и эксперимент для новых открытий.

В наши дни , когда человечество возвращается к пониманию важности приоритета общечеловеческих ценностей, изучение исторического и культурного наследия Средневековья позволяет увидеть, как в эпоху Возрождения начали расширяться культурные горизонты мира, как учёные с риском для жизни низвергали схоластические (знания оторванные от жизни) авторитеты и ломали рамки национальной ограниченности; исследуя природу, они служили, прежде всего, истине и гуманизму.

Вопросы в начале параграфа.

Вопрос 1. Что вам известно о древней греко-римской культуре?

Древняя греко-римская культура вошла в историю под названием «Античность». Это время расцвета цивилизаций Древней Греции и Древнего Рима. Большое внимание уделялось человеку и его месту в природе.

Вопрос 2. С какими именами она связана?

Человек, являясь венцом природы, активно изучался античными учеными, среди которых следует выделить Гиппократа, Аристотеля, Гераклита и др.

Вопрос 3. Почему эпоха Возрождения получила такое название?

Эпоха Возрождения явилась ярким проявлением светского начала в христианстве. Ренессанс распространил свое влияние прежде всего на духовные области человеческой деятельности. Меняется картина мира. Вся культура Возрождения и есть создание некоего гигантского пьедестала божественному величию человека, который осознал себя творцом собственной судьбы и сотворцом окружающего мира. Происходит возрождение античной системы образования, формируются гуманитарные дисциплины, то есть ориентированные на проблемы человека и человечества.

Вопросы в конце параграфа.

Вопрос 1. Как представлял Гераклит происходившие в природе процессы?

Гераклит считал, что мир непрерывно меняется, что первоначалом всего сущего является огонь, стихия, которая представлялась древним грекам более тонкой, легкой и подвижной, Методом сгущения из огня возникают все вещи и методом разрежения в него возвращаются. Этот мировой огонь «мерами вспыхивает и погасает», при этом мир, по мнению Гераклита, не сотворен никем из богов либо людей. Гераклит считал едиными жизнь и смерть, день и ночь, добро и зло. Противоположности, по его воззрению, пребывают в нескончаемой борьбе, так что «раздор есть отец всего, царь всего», в то же время в космосе существует «сокрытая гармония. И данный факт подтверждает его крылатая фраза: «В одну и ту же реку нельзя войти два раза!»

Вопрос 2. Кому из ученых принадлежит термин «организм»? Какое свойство живой природы было отмечено в этом названии?

Термин «организм» принадлежит Аристотелю. Он обратил внимание на то, что любое живое существо отличается от неживых тел четкой и строгой организацией.

Вопрос 3. Как решал Аристотель проблему души и тела?

Аристотель первым из мыслителей понял, что душевная деятельность человека есть свойство его тела и существует до тех пор, пока живет тело. Душевная деятельность связана со свойством мозга получать, обрабатывать и хранить информацию для удовлетворения потребностей организма.

Вопрос 4. Кто из античных философов впервые заинтересовался проблемами гигиены и охраны здоровья?

Впервые заинтересовался проблемами гигиены и охраны здоровья Гиппократ. Он стал изучать влияние на здоровье людей природных факторов: воды, воздуха, пищи, земли, на которой выращиваются продукты питания. Он даже выявил ряд болезней, в которых виноваты сами люди.

Вопрос 5. Какой вклад в науку о кровообращении внесли Везалий и Гарвей?

Андреас Везалий точно описал и с помощью учеников-художников изобразил внутренние органы человеческого тела и скелет. Он первым установил, что левый и правый желудочки человеческого сердца не сообщаются между собой.

Уильям Гарвей открыл два круга кровообращения: большой и малый. Он также впервые применил экспериментальные методы для изучения и решения физиологических проблем.

Вопрос 6. Как отразились успехи техники на развитии анатомии, физиологии и медицины?

Развитие науки и техники внесло большой вклад в развитие анатомии, физиологии и медицины. С изобретением оптического, а затем и электронного микроскопа, началось изучение строения клеток и тканей организма. Создание электронных приборов дало возможность установить природу нервного импульса – электро-химического сигнала, передающего информацию по нервным каналам связи. Медиками и химиками были разработаны целый ряд лекарств и антибиотиков, позволяющих победить многие болезни.

1.Анатомия - (гречес.anatome- «рас­сечение») - наука о строении организма и его органов.

Методы Анатомии :

Вскрытие мертвого тела и изучение его органов.

В древности вскрытие тела человека считалось большим грехом и было запрещено.

Только в период Возрождения ученым разрешили вскрывать тела казненных преступников.

-мето­ды прижизненного исследования: рентген, ультразвуковое исследование (УЗИ), моделирование работы органов (в том числе компьютерное) и другие.

2.Физиология - наука о функциях организма и его органов.

Функция органа - это его работа.

Строение органов и их функции тесно свя­заны между собой . Чтобы в этом убедиться, достаточно посмотреть на собственную руку. Почему против каждого сустава, пальцев на тыльной сторо­не кисти находятся складки и почему они расправляются при сжимании руки в кулак? Ответить несложно: если бы не было складок, согнуть палец было бы невозможно - кожа натянулась бы и затруднила это движение.

Методы физиологии:

А. Эксперимент - опыт, искусственное воспроизведение /моделирование како­го-нибудь явления при определенных условиях с целью исследования /изучения.

Хронические эксперименты – это длительные экспериментына живых жи­вотных -Например, в желудке и в коже делали отверстия и соединяли эти отверстия трубкой. Благодаря этому в любой момент можно было получить содержимое желудка. Для этого надо было вынуть пробку, кото­рой закрывали трубку, выводящую содержимое желудка наружу. Так удалось изучить не только работу органа, но и его регуляцию.

Изучение работы органов животных (+постановка эксперимента) и перенос /экстраполирования полученных данных на человека т.к. сходные органы животных и человека выполняют похожие функции .Благодаря экспериментальным животным - лягушкам, морским свинкам, собакам и обезь­янам - удалось выяснить, какие функции вы­полняет каждый орган.

Б. Исследование работы любого органа человекаиживотного при помощиприборов : электро­кардиограммапозволяет точно проанализировать биение сердца и при необходимости назначить лечение.

В. Лабораторные методы исследования: анализ крови (общий и биохимический) и других биологиче­ских жидкостей.

Г.Инструментальные методы исследования.

3. Гигие́на (от др.-греч. «здоровье») - область /раздел медицины, изучающаявлияние условий жизни, трудас целью создания оптимальных условия для существования (сохранения здоровья, работоспособности, долголетия) +разрабатывающая профилактики различных заболеваний.

→Гигиена, наряду с санитарией и эпидемиологией, является одним из направлений профилактической медицины .

Основные разделы наукиГигиены:общая гигиена (пропедевтика гигиены), коммунальная гигиена, гигиена труда, гигиена питания, гигиена детей и подростков, радиационная гигиена, военная гигиена и др.

Методы гигиены:

-клинические - выяснение причин массовых заболеваний,

- физиологические - установление приспособитель­ных возможностей организма к неблагоприятным условиям природной и со­циальной среды,

-лабораторные - анализ факторов внешней среды (анализ проб воздуха воды и т. д.).

Факторы воздействующие на организм :

Физические - шум, вибрация, электромагнитное и радиоактивное излучения, климат и т. п.

Химические - химические элементы и их соединения.

На каждый этот фактор врачи-гигиенисты разрабатываютПДК (предельно допустимые концентрации ве­ществ) ,превышение которых в атмосфере, воде, продуктах, почве или вещах может оказаться вредным для здоровья человека , асанитарные врачи следят за соблюдением этих норм (поэтому если – что-то не так у нас в доме или на работе мы тут же сообщаем об этом вСЭС санитарным врачам).

Так, ПДК хлора в водопроводной воде - 0,5 мг/л. Это значит, что вода совершенно безопасна, если содержание хлора и его соединений не превышает 0,5 мг в одном литре.

Гигиенические Рекомендации разрабатываютврачи - гигиенисты: вы­ясняют, нет ли вредных излучений, не опасны ли для здоровья людей воздух, вода, пища, почва; следят за состоянием колодцев и водопровода, за чистотой в парикмахерских, банях и бассейнах, на заводах и фабриках, в школах и инс­титутах; проверяют выгребные ямы и помойки; изучают влияние на людей бытовых насекомых, крыс и мышей, собак и кошек, домашнего скота и диких животных.

Гигиенические Рекомендации внед­ряются через СЭС ( санитарно-эпидемиологические станции) и СЭЦ (санитарно-эпидемиологичес­кие центры) .

Инспектору СЭЦ даны большие права: он может остановить работу любого предприятия, если технология производства и выпускаемая про­дукцияне соответствуют санитарным нормам ; закрыть торговые точки, где не соблюдают гигиенические правила или продают опасный для здоровья товар.

Административные или уголовные наказания несут люди, нарушающие санитарные нормы общежития: захламляющие дворы и подъезды, устраива­ющие шумные вечеринки в ночное времяи т. д.

Санитарные врачи устанавливают источники заболеваний и при необ­ходимости объявляюткарантин - запрещение или ограничение выезда и въезда на территорию, где появилась опасная инфекция.

Карантин может быть введен в детском саду, школе, больнице и в других учреждениях на время проведения необходимой дезинфекции.

Нарушившие карантин могут стать раз­носчиками инфекции и вызвать эпидемию, опасную для многих людей.

Эпидемия - широкое (массовое) распространение какой-нибудь инфекционной (заразной) болезни.

4. Валеология (лат. valeo - «быть здоровым») - теория здоровья складывающаяся из физического, нравственного и духовного здоровью человека.

-это интегральная наука т.е. основана на знаниях естественных, общественных и гуманитарных наук - медицины, гигиены, биологии, сексологии, психологии, социологии, философии, культурологии, педагогики и других.

Точнее Валеология - это наука о: 1.правилах здорового образа жизни,

2.резервах здоровья человека,

3. правилах гигиены,

4.основах экологической грамотности.

Что такое здоровье? в биологическом смысле - это физиологическаяадаптация /приспособление конкретного организма к жизни в каких-то конкретных /определенных условиях и возможность приспосабливаться к меняющемся условиям.

Какие факторы провоцируют негативные сдвиги в состоянииздоровья человека?

Текущая страница: 1 (всего у книги 24 страниц) [доступный отрывок для чтения: 16 страниц]

Шрифт:

100% +

Д. В. Колесов, Р. Д. Маш, И. Н. Беляев
Биология. Человек. 8 класс

Как работать с учебником

Прежде чем приступить к изучению курса, познакомьтесь с его содержанием и структурой по оглавлению, уясните структуру параграфа.

Перед началом чтения текста параграфа познакомьтесь с вопросами, стоящими после его названия, и вспомните объяснения учителя в классе. Затем прочитайте текст, ответьте на вопросы и выполните задания. В случае затруднения уточните материал по тексту учебника.

В учебнике даны материалы для проведения опытов и наблюдений, лабораторные работы, эксперименты и функциональные пробы, описаны наиболее опасные болезни и травмы, а также меры доврачебной помощи. Многие задания можно использовать для тренировки внимания, памяти, наблюдательности.

Дополнительный материал выделен мелким шрифтом. В конце каждой главы дано краткое обобщение изученного материала под рубрикой «Основные положения главы».

Работая с учебником, постоянно оценивайте свои достижения. Довольны ли вы ими? Что нового вы узнаёте при изучении новой темы? Как могут пригодиться вам эти знания в повседневной жизни? Если какой-то материал покажется вам сложным, обратитесь за помощью к учителю или воспользуйтесь справочной литературой и ресурсами Интернета. Дополнительную информацию по темам курса вы можете найти на сайтах: http://school-collection.edu.ru/catalog/ (Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов), http://gigiena-center.ru/ (Центр гигиены и эпидемиологии), http://medicinform.net/ (Медицинская информационная сеть), http://www.medkurs.ru/history/ (История медицины), http://sbio.info/ (Современная биология, научные обзоры, новости науки), http://humbio.ru/ (База знаний по биологии человека).

Материал этих сайтов вам пригодится и для проектно-исследовательской деятельности. Предлагаем вам примерную тематику проектов.

1. Экологически грамотный потребитель товаров: упаковки, штрихкоды, индексы пищевых добавок, этикетки на одежде и др.

2. Определение содержания основных витаминов в суточном рационе, сопоставление с нормативами.

3. Определение количества минеральных солей в суточном рационе, сопоставление с нормативами.

4. Определение нитратов в продуктах питания.

5. Составление пищевых рационов в зависимости от энергозатрат организма.

6. Определение индивидуального среднесуточного потребления белков, жиров, углеводов (в том числе по приёмам пищи), сопоставление с нормативами.

7. Изучение зависимости частоты дыхания от состояния организма.

8. Кожа: типирование, уход, возрастные изменения, заболевания, улучшение состояния.

9. Оценка собственного образа жизни: привычек, здоровья, степени физической подготовки, правильности питания.

10. Определение объёма памяти, объёма внимания.

11. Разработка и проведение социологического опроса разных групп населения по проблеме их отношения к собственному здоровью.

12. Биоритмы как основа рациональной организации порядка человека. Определение индивидуального ритма работоспособности.

13. Составление рациональных режимов дня для людей различных возрастных групп.

Желаем вам успехов в изучении биологии!

Введение

Человек в ряду живых существ. Как и все живые организмы, человек рождается и умирает, питается и дышит, воспроизводит потомство. Его тело имеет клеточное строение, а каждая клетка состоит из множества сложных и простых молекул, среди которых большое значение имеют молекулы органических веществ.

Вода, пища, кислород воздуха, комфортная температура среды, безопасность – естественные потребности каждого живого существа, в том числе и человека. Нередко эти потребности называют базовыми, жизненно необходимыми.

Всё человечество относится к единому биологическому виду – Homo sapiens (Человек разумный), но этот вид значительно отличается от всех других. Человек обладает сознанием и способен к труду. Трудовая деятельность позволила намного расширить пищевую базу, создать одежду, жилища, улучшить быт. Использование угля, нефти, электричества и других видов энергии дало возможность не только обеспечить людей теплом и горячей пищей, но и создать современный транспорт. Возникшая в начале человеческой истории устная речь в дальнейшем пополнилась изобретением письменности, средствами звуко– и видеозаписи, телефоном, телевидением. Успехи медицины заставили отступить многие болезни.

Понятно, что одному человеку не под силу справиться со всем этим сложным хозяйством. Он выполняет лишь небольшую часть общей работы, получая вознаграждение за свой труд. Это позволяет ему использовать то, что создано трудом других людей. Распределение общественных благ определяет уровень жизни человека.

Улучшение условий жизни увеличило её продолжительность (в среднем от 25 до 70 лет). Но успехи цивилизации принесли с собой многочисленные издержки: загазованность атмосферы, появление пищевых продуктов, содержащих нитраты и другие вредные вещества. Кроме того, не все люди ведут здоровый образ жизни: их здоровью вредят недостаток двигательной активности, табак, алкоголь, наркотики. Вследствие этого перед каждым человеком встала проблема выбора: как правильно жить, чтобы возможно дольше сохранить здоровье и работоспособность. Для того чтобы её решить, необходимо знать, как устроен наш организм, как он функционирует, что для него полезно, а что вредно. На эти вопросы и попытается ответить наш курс.

Глава 1. Науки, изучающие организм человека

Из этой главы вы узнаете

О становлении наук, изучающих природу человека и охрану его здоровья;

О методах анатомии, физиологии, психологии и гигиены.

Вы научитесь

Использовать методы науки для решения возникающих проблем;

При необходимости выбирать для консультации нужных специалистов.

§ 1. Науки о человеке. Здоровье и его охрана

1. Как изучают строение и функции человеческого организма?

2. Почему опыты на животных позволяют лучше понять функции организма человека?

3. Что такое психология?


Анатомия человека изучает строение человеческого тела и его органов. Название этой науки происходит от латинского слова «анатомэ» – «рассечение». Вскрытие умерших людей – наиболее древний метод изучения строения организма человека.

Однако в настоящее время строение организма можно изучать и прижизненно. Рентгеноскопия, ультразвуковое исследование, магнитно-резонансная томография и многие другие методы позволяют не только детально изучать строение органов, но и обнаруживать малейшие отклонения в их состоянии, что необходимо при диагностике заболеваний (рис. 1).

Анатомия изучает не только внутреннее строение человека, но и внешние его особенности: рост, вес, пропорции тела, тип телосложения.

Анатомические названия едины для всех стран. Они даются на национальном и латинском языках. Употребление латинских названий предусмотрено Международной анатомической номенклатурой.

Органы на таблицах анатомического атласа обычно рисуют так, как они расположены у человека, обращённого к нам лицом. Поэтому органы, находящиеся у человека справа, на рисунках изображены слева, то есть зеркально. Соответственно органы, находящиеся у человека слева, на таблице изображаются с правой стороны.

Физиология человека – наука, изучающая функции человеческого организма и его органов. Её название происходит от греческого слова «физис» – «природа». Основу физиологических методов составляют наблюдения за здоровыми и больными людьми и эксперименты на животных.

Совершенствуются лабораторные методы изучения крови, слюны, мочи и других веществ, образующихся в процессе жизнедеятельности.

Современные приборы позволяют по электрической активности органов судить о работе сердца, мозга, сосудов и других органов и проводить измерения, приближая физиологию к точным наукам.

Электроэнцефалограф позволяет оценить электрическую активность различных отделов головного мозга.


Рис. 1. Магнитно-резонансная томография головного мозга (А) и коленного сустава (Б)

Наряду со сложными инструментальными методами существуют и более простые, позволяющие оценивать работоспособность и тренированность человека. Это – функциональные пробы. Человеку дают дозированную нагрузку, например присесть 20 раз. При этом регистрируют изменения работы его сердечной мышцы. Зная норму, каждый человек может определить, соответствуют ли ей его личные показатели.

Психология – наука, изучающая общие закономерности психических процессов и индивидуально-личностные свойства человека. Её название происходит от греческого слова «психо» – «душа». Каждый человек отражает явления внешнего мира по-своему, определяет их ценность в зависимости от своих индивидуальных потребностей. У каждого складывается свой субъективный (присущий только ему одному) внутренний мир. Каждый строит свои взаимоотношения с другими людьми согласно своим убеждениям, сам определяет свои поступки и оценивает их. Вся эта сложная работа составляет душевную деятельность человека, его психику. Она включает в себя восприятие, представление, мышление, память, волю, чувства, переживания и индивидуальные особенности людей: характер, способности, интересы.

Психология пользуется методами, присущими любой науке: наблюдениями, экспериментами, измерениями. Важное значение имеет также самонаблюдение, поскольку о собственных переживаниях может рассказать только сам человек. Самонаблюдение – субъективный метод исследования. Но если разные люди описывают свои мысли и переживания одинаково, можно сделать вывод о наличии определённой закономерности.

Гигиена (от греч. «гигиенос» – здоровый) – отрасль медицины, изучающая влияние природной среды, труда и быта на организм человека с целью разработки мероприятий по охране здоровья людей.

Существуют различные направления гигиены, например школьная, производственная, гигиена сельскохозяйственного труда и т. д. Как и другие науки, гигиена использует наблюдение, измерение, эксперимент, а также моделирование и статистику.

Изучение факторов природной среды требует применения физических, химических и биологических методов: определяют температуру и состав воды и воздуха, химический состав почвы, продуктов питания, вещей и строений, уровень радиации, степень загрязнения различных объектов.

Физиологические гигиенические наблюдения позволяют определить, как человек приспосабливается к тем или иным факторам среды. Эти сведения нужны для создания средств защиты и разработки методов тренировки, позволяющих быстрее приспособиться к неблагоприятным условиям.

Клинические гигиенические наблюдения выявляют причины заболеваний, общих для многих людей. Так, исследования врачей-стоматологов привели к выводу, что быстрое разрушение зубов может быть связано с недостатком фтора в питьевой воде. В результате этих исследований была разработана специальная фторсодержащая зубная паста.

На основе перечисленных выше методов разрабатываются санитарные нормы, необходимые для здорового образа жизни людей, безопасные условия для их деятельности. В каждом более или менее крупном населённом пункте имеются санитарно-эпидемиологические станции (СЭС), контролирующие соблюдение этих норм.

Здоровье и его охрана. Одной из самых важных ценностей человека является его здоровье. Согласно определению Всемирной организации здравоохранения, здоровье – это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней. Многие люди считают, что охрана их здоровья – это задача медицины. Однако никакие современные достижения не вернут здоровье, если человек не научится его сохранять сам. Каждый человек должен уметь заботиться о своём здоровье.

Для того чтобы быть здоровым и хорошо себя чувствовать, надо выполнять определённые правила. Изучая строение и работу органов человека, вы познакомитесь с ними. Важнейшими факторами, сохраняющими здоровье, являются физическая активность и закаливание организма. Соблюдение режима дня, правильное чередование труда и отдыха позволяют организму разумно распределять и восстанавливать свои силы. Сбалансированное качественное питание – важный фактор сохранения здоровья. Укрепляют наше здоровье соблюдение правил гигиены, чистота тела, одежды и помещения. Важным здоровьесберегающим методом является аутотренинг – способ восстановления эмоционального равновесия, особая методика самовнушения в сочетании с мышечным расслаблением. Аутотренинг помогает быстро снять излишнюю нервно-мышечную напряжённость, волнение, проявление неврозов, головные боли, позволяет управлять настроением, мобилизовать все душевные и физические силы на достижение поставленной цели.

Факторы, нарушающие здоровье, по-другому их называют факторами риска, – это инфекции и отравления, переохлаждение и перегрев организма, недостаток движения, неправильное питание, травмы, употребление алкоголя и курение. Для сохранения здоровья необходимо полностью отказаться от всех вредных привычек.

Физическое состояние человека в значительной степени зависит также от его психического состояния, от умения преодолевать конфликтные ситуации и формировать гармоничные отношения с другими людьми.

АНАТОМИЯ, ФИЗИОЛОГИЯ, ПСИХОЛОГИЯ, ГИГИЕНА; ЗДОРОВЬЕ, ФАКТОРЫ, СОХРАНЯЮЩИЕ ЗДОРОВЬЕ; ФАКТОРЫ РИСКА.

Задания

1. Составьте и заполните таблицу «Науки, изучающие человека». Для заполнения столбца «Предмет изучения» используйте предложенные ниже варианты формулировок:

а) строение человека и его органов;

б) функции человеческого организма;

в) духовная деятельность человека;

г) влияние природной среды, быта и труда на здоровье человека с целью охраны здоровья населения.

2. Используя дополнительную литературу и интернет-ресурсы, подготовьте сообщение или презентацию о современных методах исследования человека.

3. Вместе с учителем и одноклассниками организуйте экскурсию на местную СЭС. Подготовьте вопросы, ответы на которые вы хотели бы получить в ходе этой экскурсии. Составьте отчёт.

4. Объясните, почему факторы, нарушающие здоровье, называют факторами риска.

§ 2. Становление наук о человеке

1. Что вам известно о древней греко-римской культуре?

2. С какими именами она связана?

3. Почему эпоха Возрождения получила такое название?


Людей всегда интересовали проблемы жизни и смерти, способы борьбы с недугами, сохранение здоровья и долголетия, отличие живого от неживого. Вначале считалось, что здоровьем человека, его поступками, жизнью и смертью управляют боги. Но уже на рубеже VI и V вв. до н. э. греческий мыслитель Гераклит (конец VI – начало V в. до н. э.) высказал мысль, что организмы развиваются по законам природы и, познав их, можно использовать эти законы на благо людей. Гераклит считал, что мир непрерывно меняется. Ему принадлежит крылатая фраза: «В одну и ту же реку нельзя войти дважды!»

Великий греческий мыслитель Аристотель (384–322 до н. э.) много лет занимался сравнением органов животных и человека, изучал их развитие. Он обратил внимание на то, что любое живое существо отличается от неживых тел чёткой и строгой организацией. Именно он ввёл термин «организм», происходящий от слова «организация».

Аристотель первым из мыслителей понял, что душевная деятельность человека есть свойство его тела и существует до тех пор, пока живёт тело. Теперь мы знаем, что душевная деятельность связана со свойством мозга получать, обрабатывать и использовать информацию для удовлетворения потребностей организма. Жизнь любого существа невозможна без информации о состоянии окружающей среды.

Для развития медицины и гигиены много сделал известный медик Античности Гиппократ (ок. 460 – ок. 377 до н. э.). Он одним из первых стал изучать влияние на здоровье людей природных факторов: воды, пищи, земли, на которой выращивают продукты, температуры и влажности воздуха. Ему удалось найти причины болезней, в которых виноваты сами люди.

Продолжателем идей Гиппократа был известный римский врач Клавдий Гален (130–200 н. э.). Он вскрывал домашних и диких животных и тщательно описывал их органы. Подробно изучив строение костей, мышц и суставов обезьяны, Гален предположил, что человек устроен сходным образом. Галену принадлежат многие работы о функциях органов.

Изучение человека в эпоху Возрождения. Идеология, сложившаяся в Средневековье, мало способствовала развитию науки. Пробуждение началось лишь в XIV–XVII вв. н. э. Этот период вошёл в историю под названием Возрождение. Большой вклад в изучение человека был сделан великим итальянским художником и учёным Леонардо да Винчи (1452–1519). Он тщательно изучал, описывал и зарисовывал строение тела человека. При этом каждую его часть он изображал с разных сторон, что давало возможность воспринимать орган в разных ракурсах (рис. 2).


Рис. 2. Анатомические рисунки Леонардо да Винчи


Анатомические рисунки выполнялись и другим великим итальянским художником – Рафаэлем Санти (1483–1520). Он считал, что для правильного изображения человека надо знать расположение костей его скелета в той или иной позе.

Большой вклад в медицинскую науку был сделан бельгийцем Андреасом Везалием (1514–1564), учившимся во Франции и преподававшим в Италии. Он точно описал и с помощью учеников-художников изобразил внутренние органы человеческого тела и скелет (рис. 3). В частности, он установил, что левый и правый желудочки человеческого сердца не сообщаются между собой.


Рис. 3. Скелет стоящего человека (из сочинения Везалия)


Однако решающий вклад в понимание основных законов движения крови был сделан английским учёным Уильямом Гарвеем (1587–1657), открывшим два круга кровообращения: малый и большой.

Заслуга Гарвея состояла и в том, что он впервые применил экспериментальные методы для решения физиологических проблем.

Огромное значение для развития физиологии имело открытие рефлекса, сделанное французским философом Рене Декартом в первой половине XVII столетия. Впоследствии оно было развито трудами русских учёных Ивана Михайловича Сеченова (1829–1905) и Ивана Петровича Павлова (1849–1936).

Развитие анатомии, физиологии и гигиены с начала XIX в. до наших дней. Этот период ознаменовался большими открытиями. Изобретение оптического, а затем и электронного микроскопа позволило изучить строение клеток и тканей на субмолекулярном уровне; создание электронных приборов дало возможность установить природу нервного импульса – сигнала, передающего информацию по нервным каналам связи; проникнуть в тайны работы мозга. Успехи экспериментальной гигиены позволили найти надёжные методы борьбы с инфекционными болезнями и искоренить многие из них.

Медикам и химикам удалось разработать целый класс эффективных лекарств, в том числе антибиотиков, и победить многие опасные болезни. Успехи в области иммунологии – науки о защитных силах организма – позволили создать эффективные предупредительные прививки против ряда опасных инфекционных болезней. Большой вклад в развитие науки об иммунитете был сделан французским учёным Луи Пастером и нашим соотечественником Ильёй Ильичом Мечниковым. Благодаря развитию иммунологии и хирургической техники стали возможны операции по пересадке органов.

ГЕРАКЛИТ, АРИСТОТЕЛЬ, ГИППОКРАТ, КЛАВДИИ ГАЛЕН, ЛЕОНАРДО ДА ВИНЧИ, РАФАЭЛЬ САНТИ, АНДРЕАС ВЕЗАЛИЙ, УИЛЬЯМ ГАРВЕЙ, ЛУИ ПАСТЕР, ИЛЬЯ МЕЧНИКОВ.

Вопросы

1. Как представлял Гераклит происходящие в природе процессы?

2. Кому из учёных принадлежит термин «организм»? Какое свойство живой природы было отмечено в этом названии?

3. Как решал Аристотель проблему души и тела?

4. Кто из античных философов впервые заинтересовался проблемами гигиены и охраны здоровья?

5. Чем вы можете объяснить, что Средние века явились периодом застоя в изучении человека, его строения и особенностей жизнедеятельности?

6. Какой вклад в науку о кровообращении внесли Везалий и Гарвей?

7. Как отразились успехи техники на развитии анатомии, физиологии и медицины?

Задания

1. Систематизируйте знания, полученные из этого параграфа. Составьте и заполните таблицу «Учёные и их достижения в изучении человека».

2. Используя дополнительную литературу и интернет-ресурсы, подготовьте сообщение или презентацию о современных достижениях медицины или фармакологии – науки о лекарственных веществах и их действии на организм.

Основные положения главы 1

Строение тела и органов изучает анатомия, функции – физиология, общие закономерности психических процессов, индивидуально-личностные свойства и поведение человека – психология. Изучением влияния природных условий, труда и быта на организм занимается гигиена. Она разрабатывает методы охраны и поддержания здоровья.

Здоровье человека – одна из самых важных ценностей. Согласно определению ВОЗ, здоровье – это состояние полного физического, душевного и социального благополучия.

Важнейшими факторами, сохраняющими здоровье, являются физическая активность, закаливание организма, соблюдение режима дня и правил гигиены, сбалансированное качественное питание.

Факторы, нарушающие здоровье, или факторы риска, – это инфекции и отравления, переохлаждения и перегрев организма, недостаток движения, неправильное питание, вредные привычки.

Науки о строении и функциях человеческого тела возникли ещё в античные времена в связи с потребностями медицины. Они успешно развивались в трудах Аристотеля, Гиппократа, Везалия, Гарвея. Развитие этих наук в наши дни во многом связано с совершенствованием техники.

1. Сформулируйте несколько вопросов, ответы на которые вы хотите получить при изучении данной темы.

    Ответ: Какие науки изучают организм человека? Чем организм человека отличается от организма других живых существ? Как работает организм человека, в чем его особенности? Откуда появился первый человек на земле?

2. Прочитайте по учебнику «Введение». Выпишите в левый столбец таблицы черты сходства организма человека с другими организмами, а в правый - черты различия.

3. Подумайте, какие преимущества дает людям цивилизация, какие негативные последствия и издержки она принесла. Запишите свои выводы в таблицу. Сопоставьте их со взглядами авторов статьи «Введение».

4. Прочитайте § 1 учебника. В левый столбец таблицы выпишите названия биологических наук о человеке, в правый - методы, которые применяются в них для исследований.

5. Прочитайте § 2. В таблицу впишите фамилии двух античных мыслителей и двух учёных эпохи Возрождения и укажите их вклад в науку.

    Ответ: Я узнала о науках, которые изучают организм человека, и об учёных, внесших вклад в развитие этих наук. Кроме того, что эти знания мне пригодятся для общего развития, они помогут мне в жизни. Например, зная простейшие правила гигиены можно предохранить себя от многих заболеваний. Знания в области анатомии и физиологии помогут мне лучше понять свой организм, а в области психологии - саму себя и окружающих меня людей.

7. Решите кроссворд № 1

Понравилась статья? Поделитесь ей