Контакты

Возрастные категории населения. Возрастная структура населения. Правовое положение экипажа воздушного судна

А - граждане, иностранцы, лица без гражданства;

B - мужское население, женское население, взрослые, подростки, дети;

C - совершеннолетние, несовершеннолетние, дееспособные, недееспособные.

45. Какие споры вправе принимать к рассмотрению Международный Суд оон:

А - экономические споры международного государства;

B - споры между государством и гражданином;

C - политические споры между государствами.

46. Отраслевые принципы международного экономического права:

А - принцип получения наибольшей прибыли, принцип интеграции производства сложной техники, принцип наиболее полного и рационального использования природных богатств, принцип корпоративности стран одного региона;

B - принцип недискриминации, принцип наиболее благоприятствуемой нации (режим наибольшего благоприятствования), национальный режим, принцип взаимной выгоды, преференциальный режим;

C - принцип суверенного равенства государств, принцип невмешательства во внутренние дела, принцип сотрудничества государств.

47. Отраслевые принципы международного воздушного права:

А - принцип суверенного равенства государств, принцип невмешательства во внутренние дела, принцип сотрудничества государств, принцип добросовестного выполнения международных обязательств;

B - равное право всех государств на исследование и использование космоса, запрещение национального присвоения космоса, соответствие космической деятельности международному праву, свобода космоса для научных исследований, использование Луны и других небесных тел исключительно в мирных целях, международная ответственность государств за свою национальную космическую деятельность, международная ответственность государств за ущерб, причиненный космическими объектами;

C - принцип исключительного и полного суверенитета государств над их воздушным пространством, принцип свободы полетов в открытом воздушном пространстве, принцип обеспечения безопасности международной гражданской авиации.

48. Правовой статус воздушного судна:

А - воздушное судно обладает национальной принадлежностью, определяемой по факту управления им гражданами того или иного государства;

B - воздушное судно обладает национальной принадлежностью, определяемой по факту использования воздушного пространства того или иного государства;

C - воздушное судно обладает национальной принадлежностью, определяемой по факту его регистрации в том или ином государстве.

49. Правовое положение экипажа воздушного судна:

А - определяется законодательством государства - эксплуатанта (владельца) воздушного судна;

B - определяется законодательством государства регистрации воздушного судна;

C - вообще никак нормативно не определено.

50. Ответственность в международном воздушном праве:

А - ответственность государств, ответственность авиаперевозчика; ответственность за ущерб, причиненный третьим лицам;

B - ответственность пассажиров, ответственность диспетчерских служб, ответственность международных организаций, ответственность туристских организаций;

C - ответственность грузоперевозчиков, ответственность страховых компаний, ответственность служб аэропортов.

Российская классификация населения по возрасту предусматривает распределение населения на следующие группы:

от 1дня до 7дней – новорожденные;

от 7 дней до 1 года – младенцы;

от 1 года до 3 лет – раннее детство;

от 4 лет до 7 лет – первое детство;

от 8 лет до 12 лет (мальчики) и

от 8 лет до 11 лет (девочки) – второе детство;

от 13 лет до 16 лет (мальчики) и

от 12 лет до 15 лет (девочки) – подростки;

от 17 лет до 21 года – юноши;

от 16 лет до 20 лет – девушки;

от 22 лет до 35 лет (мужчины) и

от 21 года до 35 лет (женщины) – I период зрелости;

от 36 лет до 60 лет (мужчины) и

от 36 лет до 55 лет (женщины) – II период зрелости;

от 61 года до 74 лет (мужчины) и

от 56 лет до 74 лет (женщины) – пожилые люди;

от 75 лет до 90 лет старые люди;

старше 90 лет – долгожители.

3. Возрастной контингент.

Возрастной контингент – группа лиц, объединённых двумя признаками: возрастом и каким-либо социально-экономическим или другим признаком.

В России различают следующие возрастные контингенты :

1). Ясельный (от 0 до 2 лет).

2). Дошкольный (от 3 до 6 лет).

3). Школьный (от 7 до 15 лет).

4). Трудоспособный (от16 до 59лет – мужчины; от 16 до 54 лет – женщины).

5). Репродуктивный (детородный) (женщины в возрасте от 15 до 49 лет).

6). Призывный (мужчины в возрасте от 18 до 49 лет).

7). Электоральный (мужчины и женщины старше 18 лет).

В российской статистике, а также статистике ООН особое место занимают укрупнённые группировки населения , построенные по двум признакам: возрасту и трудоспособности. При распределении населения в одну из трёх укрупнённых групп используют следующие критерии оценки:

1). Молодое нетрудоспособное население:

От 0 до 15 лет – для России;

От 0 до 14 лет – для стран ООН.

2). Взрослое трудоспособное население:

От 16 до 60(55) лет – для России;

От 15 до 65 лет – для стран ООН.

3). Пожилое нетрудоспособное население:

Старше 60(55) лет – для России;

Старше 65 лет – для стран ООН.

Как показывают эти данные, период трудовой деятельности в странах ООН значительно шире, чем в России: население раньше привлекается к труду и позднее выходит на пенсию.

3.3.4. Возрастная аккумуляция

Однолетние группировки подвержены деформации под влиянием возрастной аккумуляции.

Возрастная аккумуляция – более плотное сосредоточение населения в отдельных возрастных группах по сравнению с соседними группами.

Возрастная аккумуляция является результатом искажений сведений о возрастном составе населения.

Причины искажений сведений о возрастном составе населения:

1. Использование в статистических наблюдениях (переписях) способа опроса, при котором отсутствует документальная проверка правильности данных.

2. Склонность людей округлять числа до "0" на конце (или "5" и т.п.).

3. Психологический фактор: женщины не хотят быть старше, старики хотят быть моложе, подростки торопятся быть взрослыми; поэтому при опросе эти люди могут сознательно уменьшать (или увеличивать) свой возраст.

Существуют различные методы измерения возрастной аккумуляции . Все они основаны на использовании индексов (коэффициентов), характеризующих силу возрастной аккумуляции. Наиболее распространён индекс (коэффициент) Уипла , измеряющий возрастную аккумуляцию в возрастах, оканчивающихся на "0" и "5":

где
- численность населения в возрасте 25, 30, … , 60 лет;

- численность населения в возрасте 23, 24, … , 62 года.

Чем меньше возрастная аккумуляция, тем меньше будет индекс Уипла.

Методы снижения возрастной аккумуляции:

1. Запись даты рождения переписываемого, а не его возраста.

2. Методы сглаживания выступов и впадин в возрастной структуре (искусственные методы):

Графический метод;

Метод скользящей средней

и другие.

Все эти методы позволяют определить возрастной состав, более соответствующий действительности.

В целом проявление возрастной аккумуляции зависит от уровня развития страны. В развитых странах её значение сводится к минимуму.

Какая часть тела быстрее всего выдает реальный возраст женщины? Шея? Руки? Может быть, носогубные складки?

Как бы ни так! Есть кое-что куда более очевидное, чем высота груди или мимические морщинки, однако в нашем обществе на это редко обращают внимание. А зря.

Этой частью тела, безусловно, является мозг. Насколько он развит, столько женщине и лет.

Сейчас я прохожу курс безусловной уверенности в себе от Ольги Юрковской ака yurkovskaya , и залипла вот на такой классификации.

В подробностях все можно посмотреть в этом видео

Если кратко, то всех людей по степени психологической взрослости можно разделить на 4 группы:

— дети
— подростки
— юноши
— взрослые люди

Давайте попробуем спрогнозировать, как будут вести себя эти женщины в отношениях.

Женщина-ребенок . Это девочка-двухлетка в теле взрослой женщины. Восхитительные в своей тупости создания, которые почему-то решили, что окружающие им что-то должны.

Отличить такую довольно просто. Собственной ответственности — ноль, интеллекта — ноль, привлекательности в итоге тоже маловато, разве что по молодости, зато эмоций, претензий, что окружающие (особенно мужчины) ей что-то недодали — выше крыши.

Она по-прежнему считает, что достаточно залезть на табуретку, рассказать стишок, и окружающая среда прямо-таки выплюнет тебе все, что ты хочешь. В том числе и принца. Причем принц должен мало того, что материализоваться из воздуха, без всяких ее усилий, так еще и сам усилия приложить. Бегать вокруг с бубнами, танцевать ритуальные танцы вокруг шеста, угощать в ресторане и задаривать охапками роз. Скорее всего, с вертолета.

Одним словом, принц должен вести себя так, как ведут себя бабушка с дедушкой, когда им выдали ребенка на выходные баловать. И эту привилегию несчастный должен еще и заслужить. 99% процентов таких женщин одиноки и все чего-то ждут. А 1% — лохушки, которые легко попадаются на удочку мошенников.

Женщина-подросток.
Это самая распространенная группа населения, как среди мужчин, так и среди женщин. На людях-подростках держится любой общественный строй.

Я бы разделила женщин-подростков на два вида:
— неамбициозные
— амбициозные

Неамбициозные женщины-подростки прежде всего ориентированы на общественное мнение. Они выходят замуж «как все», обустраивают свой быт «как все» и часто счастливо проживают жизнь в законном браке «как все».

Одинаково, стабильно, по инерции, проходит день за днем. Жена готовит еду такому же неабициозному мужу, который с удовольствием играет в танки или смотрит телевизор. Такие «подростковые» пары спокойно жили и отлично себя чувствовали до тех пор, пока не развалился советский союз, и «быть как все» перестало быть гарантией чего-либо.

Хуже всего женщина-подросток чувствует себя тогда, когда ее привычный мир рушится — например, муж уходит к другой. Теперь ей придется встать перед выбором — вырасти внутренне и найти себе взрослого мужчину, или тянуть на себе детей, ругая мужчин и стараясь как-то выживать в этом мире. При этом отсутствие статуса «замужем» будет угнетать ее каждый день. Ведь для подростка так важен статус!

Амбициозная женщина-подросток не готова довольствоваться обычной жизнью, она залипла в стадии поиска достойного подросткового «идеала». Чтобы понравиться такой женщине, мужчина должен считаться «крутым». То есть, по-сути, он такой же, как и она, амбициозный подросток, не гнушающийся жестокостью, мошенничеством и махинациями. Амбициозные «подростковые» парочки особенно часто возникали в 90-ые. Он бандит, она модель. Правда, мужчины-подростки имеют тенденцию менять внезапно постаревших подруг на точно таких же женщин-подростков, только посвежее.

Именно поэтому тысячи женщин-подростков составляют основной доход пластических хирургов. Они с трудом признают свое тело, постоянно пытаются похудеть, нарастить себе что-то и таким образом вписаться в канон. Однако, время нельзя повернуть вспять, и из бабушки не сделать девочку, как ни старайся. Иначе выходит тот самый типаж «бабушка-трансформер», который описал Слепаков. Именно амбициозные женщины-подростки больше всех страдают от перехода тела во взрослое состояние. Поскольку мало кто из мужчин готов исполнять капризы своевольного подростка в теле бабушки до конца ее дней.

Женщина-девушка
Женщина-девушка продвинулась еще дальше и уже начала развивать свой собственный интеллект. Теперь ей нравятся не просто принцы из сказок, как девочке, или крутыши-бандиты, как подростку, а умные мужчины. Ее привлекают долгие беседы, сложные концепции, многослойные планы на будущее. Себя она воспринимает тоже спокойнее — потому что если у женщины есть хотя бы зачатки интеллекта, она понимает, что в подростковом возрасте жизнь не заканчивается.

Женщина-девушка уже не просто управляет собой, и научилась брать на себя минимальную ответственность. Начитавшись авторитетных мнений, она уже и сама пытается выстраивать какую-то стратегию отношений с понравившимся мужчиной. Ее даже можно было бы спутать со взрослой женщиной, если бы не одно НО.

Слова так и остаются словами, а планы — планами. Девушка еще только научилась понимать, чего она хочет, но не знает, как это реализовать. Она лучше посетит десять занятий по совращению миллионеров, 3 года будет читать умную книгу по высвобождению и разморозке своих чакр, чем познакомится с одним нормальным мужиком и начнет с ним нормально жить.

Кстати, если такое все-таки случится, то в критической ситуации женшина-девушка внезапно превратится в капризного, растерянного ребенка.

— Ты мущщщина — ты и решай проблему! — заверещит она внезапно, из ярой феминистки превратившись вдруг в детсадовку, прямо на глазах растерянного партнера.

Взрослых женщин у нас очень мало. Критически мало, я бы сказала. Умных, решительных, умеющих действовать и проявлять себя в партнерских отношениях. Умеющих не только брать, но и отдавать. Принимающих себя в своем теле и в своем возрасте, здесь и сейчас. Умеющих строить равные отношения с равным, порядочным и умным партнером, умеющих наслаждаться мужчиной, а не только ждать от него даров.

Я знаю тысячи женщин, которые хотели бы похудеть. И не одной женщины, которая хотела бы вырасти. Хотя я уверена, что наипервейшей задачей, которая должна стоять перед женщиной, желающей отношений, будет не худеть или наращивать груди, а психологически вырасти, избавиться от инфантилизма и гордыни.

P.S. Кстати, как считаете, на какой стадии психологической зрелости находитесь вы?

P.P.S.Между прочим, у Юрковской этот курс «Психология уверенности и влияния на людей» совершенно БЕСПЛАТНЫЙ:
http://confidence.yurkovskaya.com/signup/

При этом там можно почерпнуть очень дельные вещи, и для этого не надо залезать в дебри сложных психологических теорий. Можете тоже попробовать, очень легко для восприятия, без лишней академичности, и, главное, довольно быстро и реально работает.

    женщины и мужчины 16–59 лет;

    женщины 16–54 и мужчины 16–59 лет.

2. Трудоспособное население – это:

    женщины 16–54 и мужчины 16–59 лет;

    все население в трудоспособном возрасте;

    все население в рабочем возрасте;

    совокупность лиц в рабочем возрасте, способных по своим психофизиологическим данным к участию в трудовом процессе;

    лица 16–59 лет за исключением неработающих инвалидов войны и труда 1-й и 2-й групп и лиц, получающих пенсии на льготных условиях.

3. Экономически активное население – это:

    часть населения, предоставляющая свой труд для производства товаров и услуг;

    работающее (занятое) трудоспособное население;

    безработные, стремящиеся найти работу;

    работающее и неработающее трудоспособное население;

    все занятое население, безработные и женщины, находящиеся в отпусках по беременности, родам и уходу за ребенком.

4 . Трудовые ресурсы – это:

    всетрудоспособное население страны;

    трудоспособное население в трудоспособном возрасте;

    работающие в трудоспособном возрасте;

    работающее и неработающее трудоспособное население, а также работающие моложе и старше трудоспособного возраста;

    часть населения страны, обладающая необходимым физическим развитием и здоровьем, умственными способностями и знаниями для работы в экономике республики.

Занятие 3. Занятость и безработица в Республике Беларусь

Цель занятия: овладеть знанием структуры рынка труда, проблемами занятости и безработицы.

Форма проведения: студенческая конференция.

Темы выступлений (выбираются студентами):

      Эффективность гибких форм занятости.

      Молодежная безработица.

      Женская безработица.

      Экономическое поведение безработных мужчин и женщин в зависимости от длительности безработицы.

      Молодежная безработица: проблемы, тенденции, перспективы / Под ред. Соколовой Г.Н. Мн., 1994. С. 17-27.

      Женская безработица: проблемы, тенденции, перспективы / Под ред. Соколовой Г.Н. Мн., 1995. С. 9-29.

      Гибкие формы труда как механизм регулирования занятости // Социальные механизмы регулирования рынка рабочей силы / Под ред. Соколовой Г.Н. Мн., 1998. С. 174-178.

      Занятость и безработица в Республике Беларусь // Управление трудовыми ресурсами: социально-экономический аспект. Мн., 2002. С. 72-85.

      Экономическое поведение безработных в контексте длительности безработицы. Мн. 1997. С. 39-50.

Занятие 4. Демографические аспекты формирования

трудовых ресурсов

Цель занятия: приобретение знаний в области миграции населения в Республике Беларусь, его территориальной мобильности, возрастного и национального состава.

Форма проведения: решение задач.

Исходные данные см. в табл. 23 и табл. 24.

Исходные данные (табл. 48):

Таблица 48

Распределение населения по возрастным группам

Возрастные группы

Все население

в том числе в возрасте, лет:

70 и старше

Возраст не указан при переписи населения

моложе трудоспособного

трудоспособном

старше трудоспособного

Задание третье: проанализировать возрастную структуру населения Беларуси.

Исходные данные (табл. 49):

Таблица 49

Возрастная структура населения (на начало года)  

Возрастные группы

Тыс. чел.

В процентах к итогу

Все население

в том числе в возрасте, лет:

Продолжение табл. 49

70 и старше

Из общей численности населения в возрасте:

моложе трудоспособного

трудоспособном

старше трудоспособного

Задание четвертое: проанализировать структуру населения Республики Беларусь по национальному составу.

Исходные данные (табл. 50):

Таблица 50

Национальный состав населения

(по данным переписей населения, человек)

Национальности

Все население

Белорусы

Украинцы

Азербайджанцы

Молдаване

Продолжение табл. 50

Другие национальности

Задание пятое: проанализировать динамику населения республики.

Исходные данные (табл. 51):

Таблица 51

Численность населения Республики Беларусь

(на начало года)

Все население,

тыс. человек

В том числе

В общей численности

населения, %

городское

сельское

городское

сельское

Задание шестое: на приведенном примере проанализировать противостояние старших и младших возрастных групп населения, трудовые и социальные отношения участников случившегося.

«Население деревеньки Лапки, что затерялась среди болот и лесов Столбцовщины, уже который день пребывает в состоянии шока. Тела колхозных пенсионерок, бабушек Вали и ее соседки Ефросиньи, обнаружили односельчане…

Предполагается, что неизвестный убийца проник в дома одиноких бабуль через окно. Как заметили корреспонденту в Аталезском сельсовете, на территории которого находится деревня Лапки, жили Валентина Павловна и Ефросинья Ивановна тихо и довольно скромно. И, тем не менее, по словам прокурора Столбцовского района Сергея Метельского, среди мотивов преступления значится и… корысть. Бабули накануне получили пенсию, которая и привела в их жилище «хвост» в виде головорезов (7 дней, № 21, 26.05.01 г., с. 12). Злодеяние совершил 23-летний городской житель, выходец из этой же деревни».

Вспомогательные вопросы:

      Какие возрастные группы населения представлены в анализируемом событии?

      В чем возрастные и ролевые особенности этих возрастных групп?

      По поводу чего возникло противоречие между ними?

      Какие меры профилактики преступлений можно предложить в данном случае?

Дополнительные данные для дискуссии (табл. 52):

Таблица 52

Справка о пенсиях

Пенсионный возраст (года)

Минимальная пенсия (долл.)

Занятие 5. Территориальная мобильность рабочей силы

Цель занятия: проанализировать миграционную ситуацию в Беларуси, ее основные потоки, тенденции, издержки и эффективность.

Форма проведения: игровая ситуация «Выбираю деревню на жительство».

«Николай Григорьевич доверчиво, просто, с удовольствием и подробно рассказывал, что он сам – деревенский, давно оттуда уехал, работал всю жизнь на складах, а теперь, под старость, потянуло опять в деревню…» (Шукшин В.М. Рассказы. М., 1975. С. 30).

«В какой стране Вы хотели бы жить? Ответ патриота сразит своей преданностью: «В своей». Космополит же удивит неслыханным цинизмом: «В той, где мне будет хорошо». Но хорошо, как известно, там, где нас нет. А стало быть, в любом случае человеку будет казаться, что идеальная для жизни страна где-то далеко… Безусловными лидерами в оценке персонального понимания белорусами оптимистического будущего являются Германия и США. Жить так, как живут в этих странах, хотели бы 36,8 и 17,8 % опрошенных. Далее в этом списке следуют Польша, Швеция, Швейцария, Литва и Латвия. Не очень большой процент имеет Россия. Но есть и достаточное количество тех, кому жизнь в Беларуси кажется идеальной (18,7 %).

Мнение экспертов ООН, которые ежегодно составляют рейтинги стран с высоким уровнем развития человеческого потенциала: в этих рейтингах традиционно лидируют Канада, Норвегия, США, Австралия, Исландия. Германия находится лишь на 14-м месте.

Неустроенность жизни вполне естественно поднимает вопрос о потенциале эмиграции. Какое количество жителей Беларуси хотело бы покинуть свою страну? Показатель довольно тревожный – одна треть белорусов (35 %) готовы это сделать. В списке стран, куда бы хотели поехать жить граждане нашей страны, лидируют Германия, США и Польша.» (Из статьи Шендрик М. Не покидай родимую без нужды // 7 дней. № 24 (16.06.01 г.). С. 2.

Справка 1.

По численности населения Беларусь занимает пятое место среди стран СНГ после России, Украины, Узбекистана и Казахстана. Среди европейских государств десятимиллионное население имеют Бельгия, Венгрия, Греция, Португалия, Чешская республика и Югославия. (Население Республики Беларусь. Статистический сборник. Мн., 2000. С. 7).

Справка 2.

Индекс стоимости жизни в различных городах мира: первое место по дороговизне Токио (стоимость проживания в столице Японии – 140 усл. баллов); 7-е место в списке Нью-Йорк – 100 усл.баллов; 4-е место в мире и самый дорогой город Европы – Осло; на 13-е место «откатилась» Москва. (Труд. 10 июля 2001 г. С. 3).

Схема 18. Алгоритм проведения игры

Вопросы для обсуждения:

1. В какой стране Вы живете и почему?

2. В какой стране Вы хотите жить и почему?

3. В какой стране Вы хотели бы, чтобы жили ваши дети и почему?

Занятие 6. Отраслевая мобильность трудовых ресурсов

Цель занятия: определить прогрессивные тенденции реструктуризации экономики.

Форма проведения: научный диспут «Какая отрасль нам нужней?»

Функциональные роли выбирают студенты:

– премьер-министр.

Представители силовых министерств:

– министр внутренних дел;

– министр обороны;

– министр по чрезвычайным ситуациям.

Представители функциональных министерств:

– министр труда и социальной защиты;

– министр экономики;

– министр финансов;

– министр статистики и анализа.

Представители отраслевых министерств: промышленности; сельского хозяйства и продовольствия; лесного хозяйства; архитектуры и строительства; транспорта и коммуникаций; связи и информатизации; торговли; жилищно-коммунального хозяйства; здравоохранения; образования; культуры. (Наименования отраслевых министерств уточнены в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 12 февраля 2004 г.)

Представители отраслей промышленности : министр энергетики; министр машиностроения; министр химической промышленности; министр легкой промышленности; министр пищевой промышленности.

Производственное задание: каждый участник выбирает статистические данные по своей отрасли и на их основе пытается отстоять право своей отрасли на существование и развитие.

Исходные данные см. в табл. 38 и табл. 42, 53.

«– Автослесарем значит после техникума станешь, – осматривая разбитую голову 18-летнего парня, осведомляется заведующий приемным отделением Сергей Прокофьев. – Хорошая профессия, за пару часов сможешь заработать столько, сколько врач за месяц… Да ну-у-у, – растягивается в недоверчивой улыбке пациент.

– Не верит, – обращается ко мне врач. – Сегодня начинающий травматолог получает около 24 тысяч в месяц, заведующий с первой квалификационной категорией – около 38. И это за такую каторжную работу!» (Мытько О. Почему трудно быть травматологом // 7 дней. № 40. (30.09.00 г.). С. 7.

Таблица 53

Распределение численности населения Беларуси и России по отраслям экономики

(в процентах к итогу)

Беларусь

Беларусь

Всего занято в экономике

в том числе:

промышленность

сельское хозяйство

лесное хозяйство

строительство

транспорт

торговля и общественное питание, материально-техническое снабжение и сбыт, заготовки

жилищно-коммунальное хозяйство и непроизводственные виды бытового обслуживания населения

здравоохранение, физическая культура и социальное обеспечение

образование

культура и искусство

наука и научное обслуживание

финансы, кредит и страхование

управление

общественные объединения

Схема 19. Алгоритм проведения дискуссии

Занятие 7. Экономические и социальные методы и механизмы управления трудовыми перемещениями

Цель занятия: научиться, смотря по ситуации, использовать и совмещать разные методы хозяйствования и управления трудовыми перемещениями работников.

Форма проведения: игровая ситуация «Если бы директором был я …». Каждый из студентов предлагает свой вариант ответа: «Если бы директором был я, то в практике управления трудом и трудовыми ресурсами изменил бы следующее …».

Примерные варианты ответов:

«Если бы директором была я, то заменила бы название «пенсия по старости» на название «пенсия по труду». Ведь эта пенсия назначается не каждой женщине, когда ей «стукнуло» 55, а только той, которая к этому времени проработала не менее 20 лет. Значит старость тут ни причем. Все дело в стаже работы».

«Непременно ввела бы в школах урок танцев (пению у нас ведь учат и тех, кому медведь на ухо наступил!). Танцы – это не просто развлечение. Танцы – это, прежде всего, прекрасное средство общения. Так кому же, как не школе, заняться воспитанием культуры этого общения».

«…На щитах, которые окружают стройки, в добавление к написанному – наименованию объекта, названию строительной организации и фамилии прораба – добавил бы: срок ввода в эксплуатацию. Тогда все написанное на таких щитах поставило бы стройку под всеобщий контроль».

«Если бы директором был я, – написал в редакцию «Литературной газеты» заведующий общественной приемной «Забайкальского рабочего» Г. Швец, – то изменил бы порядок, при котором усыновленные дети не приравниваются к родным» (по страницам «Литературной газеты»).

АКТИВНОСТЬ – степень участия работников в процессе труда.

АТТЕСТАЦИЯ – процедура определения соответствия работника (его квалификации, деловых и других качеств) занимаемой должности.

БАЛАНС – способ и форма управления трудовыми ресурсами, выражающая равновесие между их источниками и направлениями использования.

БЕЗРАБОТИЦА – социально-экономическое явление, при котором часть трудоспособного населения не может найти себе работу, становясь относительно избыточным населением, резервной армией труда.

БЕЗРАБОТНЫЙ – человек, который хочет и может работать, но не имеет рабочего места.

БИЗНЕС – экономическая деятельность, направленная на получение прибыли.

ВАЛОВЫЙ ВНУТРЕННИЙ ПРОДУКТ (ВВП) – обобщающий экономический показатель результата труда на уровне общества; выражает стоимость товаров и услуг, произведенных во всех отраслях экономики и предназначенных для конечного потребления, накопления и экспорта.

ВЕРТИКАЛЬНАЯ МОБИЛЬНОСТЬ – продвижение к позициям с более высоким престижем, доходом и властью (социальное восхождение) или движение вниз по социальной лестнице (социальная деградация).

ВОЗРАСТНАЯ СТРУКТУРА ЗАНЯТЫХ – соотношение отдельных неодинаковых возрастных групп в общей численности работающих.

ВОСПРОИЗВОДСТВО НАСЕЛЕНИЯ – процесс постоянного возобновления поколений людей вследствие взаимодействия рождаемости и смертности; результат единства трех видов движения населения: естественного (рождаемость и смертность), пространственного (эмиграция и иммиграция), социального (социальная мобильность).

ДЕМОГРАФИЯ – наука о народонаселении.

ЗАКОН – необходимая, существенная, повторяющаяся взаимосвязь явлений реального мира, определяющая этапы и формы развития природы и общества.

ЗАКОНОМЕРНОСТЬ – объективно существующая, повторяющаяся, значимая связь явлений или процессов.

ЗАНЯТОСТЬ – участие работников в процессе труда.

ЗАРАБОТНАЯ ПЛАТА – часть вновь созданного продукта, национального дохода, выделяемая работникам в их личное потребление для удовлетворения материальных и духовных потребностей, в целях обеспечения воспроизводства населения и трудовых ресурсов общества.

ЗАРАБОТОК – денежный доход, получаемый работником за его труд.

ЗАТРАТЫ – расходы сырьевых, материальных, энергетических, природных и других ресурсов.

ИЗДЕРЖКИ ПРОИЗВОДСТВА – сумма всех расходов в денежном выражении на организацию выпуска товаров или оказание услуг.

ИНТЕРЕС – наиболее глубокая причина деятельности человека по удовлетворению его индивидуальных потребностей.

КАРЬЕРА – запрограммированная последовательность профессиональных ролей, по которой осуществляется вертикальная мобильность индивидов в процессе труда.

КВАЛИФИКАЦИОННАЯ СТРУКТУРА ЗАНЯТЫХ – соотношение групп с разным уровнем образования в общей численности работников.

КВАЛИФИКАЦИЯ – степень профессиональной трудоспособности работника.

КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ на рынке труда – возможность субъекта рабочей силы выдерживать конкуренцию со стороны реальных или потенциальных претендентов на его рабочее место или претендовать самому на другое, более престижное.

КОНКУРЕНЦИЯ – соперничество между отдельными производителями за наиболее выгодные условия производства и сбыта.

КРИЗИС – состояние упадка в развитии хозяйства.

МАТЕРИАЛЬНОЕ СТИМУЛИРОВАНИЕ – условия и формы получения материальных благ, побуждающие работников и трудовые коллективы к активному участию в общественно-полезном труде.

МЕНЕДЖЕР – высококвалифицированный специалист в области организации и управления.

МИГРАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА – деятельность государства и общественных организаций, направленная с помощью различных рычагов и методов на регулирование миграционных процессов.

МИГРАЦИЯ – процесс перемещения людей через границы тех или иных территорий со сменой постоянного места жительства либо с регулярным возвращением к нему.

МОБИЛЬНОСТЬ – передвижение из одной социальной группы в другую.

МОТИВ – побудительная причина, повод к какому-либо действию.

МОТИВАЦИЯ – побуждение к действию.

НАСЕЛЕНИЕ – совокупность людей, естественно исторически складывающаяся и непрерывно возобновляющаяся в процессе воспроизводства непосредственной жизни.

НОМИНАЛЬНАЯ ЗАРАБОТНАЯ ПЛАТА – сумма денежных средств, которую получают наемные работники.

НОРМА – признанный обязательный порядок, регламентирующий поведение человека в определенной ситуации.

ОРУДИЯ – способы облегчения и совершенствования трудовой деятельности человека.

ОТРАСЛЬ – однородная социальная группа людей, выделенная по признаку единства цели труда, факторов труда, своеобразия организационно-технических и социально-экономических условий труда.

ПОЛ – признак отнесения работника к женской или мужской группе трудовых ресурсов.

ПОЛИТИКА – искусство управления государством.

ПРЕДМЕТ – вещество природы, на преобразование которого применительно к человеческим потребностям направлена целесообразная трудовая деятельность людей.

ПРЕМИРОВАНИЕ – одна из форм материального стимулирования высоких показателей трудовой деятельности, важный элемент организации заработной платы.

ПРЕМИЯ – вероятностная часть заработка, которая может быть получена (или не получена) работником в зависимости от выполнения (или невыполнения) им определенных дополнительных трудовых заданий.

ПРИБЫЛЬ – частичный доход предприятия, используемый обществом для обеспечения заинтересованности коллектива предприятия в результатах его хозяйственной деятельности; определяется как разница между выручкой от реализации и издержками производства.

ПРИВАТИЗАЦИЯ – процесс передачи государственной собственности в частную.

ПРОГРЕСС – движение вперед, изменение к лучшему.

ПРОДУКЦИЯ – результат труда в материальной сфере.

ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТЬ ТРУДА – показатель продуктивности труда; характеризуется количеством продукции, произведенной в единицу времени, или затратами времени на производство единицы продукции.

ПРОСТОЙ ТРУД – труд, не требующий от работника специальной подготовки.

ПРОФЕССИЯ – основной вид занятости, не запрещенная законом деятельность, приносящая доход.

ПРОЦЕСС ТРУДА – процесс объединения и потребления рабочей силы и средств производства в целях создания новых потребительных стоимостей.

РЕАЛЬНАЯ ЗАРАБОТНАЯ ПЛАТА – количество товаров и услуг, которые можно приобрести за номинальную заработную плату.

РЕГИОНАЛЬНЫЙ – относящийся к какому-либо району (региону), территориально ограниченный.

РЕГРЕСС – движение назад, изменение к худшему.

РЕДУКЦИЯ – сведение элементов сложного труда к простому.

РЕЗЕРВ – запас производственных ресурсов.

РЕЗУЛЬТАТ – конечная цель целесообразной трудовой деятельности.

РЕСУРС – источник осуществления производственных затрат.

РЫНОК – сфера экономики, в которой осуществляется процесс товарного обращения, обмен товарами и услугами между продавцами и покупателями.

РЫНОК ТРУДА – система экономических отношений купли-продажи товара «рабочая сила», в рамках которой формируется спрос, предложение и цена трудовых ресурсов.

СКРЫТАЯ БЕЗРАБОТИЦА – такой вид безработицы, когда число работников в производстве превышает объективно необходимое.

СЛОЖНЫЙ ТРУД – труд работника, имеющего квалификацию, связан с значительными дополнительными издержками на обучение, подготовку и воспитание квалифицированного работника.

СОЦИАЛЬНАЯ ГРУППА – совокупность индивидов, обладающих теми или иными общими признаками.

СРЕДСТВА ПРОИЗВОДСТВА – совокупность средств труда и предметов труда, участвующих в процессе производства и используемых людьми для создания материальных благ.

СТИМУЛ – вознаграждение или благо, способное побудить человека к более активной деятельности.

СТИМУЛИРОВАНИЕ – комплекс экономических и социальных мер (рычагов), способных направлять трудовую деятельность людей к желаемой цели.

СТРАТИФИКАЦИОННЫЕ ПРИЗНАКИ – средство разъединения людей на слои и группы и средство единения их в качественно однородные структуры общества.

СТРУКТУРА – соотношение отдельных групп между собой и по отношению ко всей совокупности в целом.

СТРУКТУРА ТРУДОВЫХ РЕСУРСОВ – соотношение отдельных, однородных по внутреннему содержанию специфических групп, выделенных по определенному признаку, в общей численности работников.

СТРУКТУРНАЯ БЕЗРАБОТИЦА – безработица, которая возникает в связи с технологическими изменениями, вследствие которых новой структуре рабочих мест не соответствует сложившаяся профессионально-квалификационная структура рабочей силы.

ТЕНДЕНЦИЯ – направление развития какого-либо явления или процесса.

ТОВАР – продукт труда, имеющий стоимость и распределяющийся в обществе путем обмена.

ТРУД – целесообразная деятельность людей по созданию материальных или духовных благ, необходимых для удовлетворения потребностей людей и общества в целом.

ТРУДОВЫЕ РЕСУРСЫ – часть населения страны, обладающая необходимым физическим развитием и здоровьем, умственными способностями и знаниями для работы в экономике республики. Рассчитывается как работающее и неработающее трудоспособное население, а также работающее население моложе и старше трудоспособного возраста.

ТРУДОВЫЕ РЕСУРСЫ МОЛОДЕЖИ – совокупность молодых людей, обладающих трудоспособностью и достигших возраста, открывающего доступ к трудовой деятельности (от 16 до 29 лет).

ТРУДОСПОСОБНОЕ НАСЕЛЕНИЕ – совокупность лиц в трудоспособном возрасте, способных по своим психофизиологическим данным к участию в трудовом процессе.

ТРУДОСПОСОБНОСТЬ – физическая и интеллектуальная способность человека к труду.

УДОВЛЕТВОРЕННОСТЬ – субъективная характеристика отношения к труду.

УПРАВЛЕНИЕ – координация трудовых усилий отдельных работников в процессе производства.

УРОВЕНЬ БЕЗРАБОТИЦЫ – отношение численности безработных, зарегистрированных в органах государственной службы занятости, к численности экономически активного населения.

УРОВЕНЬ ЖИЗНИ – степень обеспеченности населения необходимыми для жизни материальными и духовными благами.

УРОВЕНЬ ЗАНЯТОСТИ – доля рабочей силы, имеющей работу на определенный момент, в общей численности экономически активного населения.

УСЛОВИЯ ТРУДА – совокупность факторов производственной среды, оказывающих влияние на здоровье и работоспособность человека в процессе труда.

УСЛУГИ – результат труда в непроизводственной сфере.

ФОНДОВООРУЖЕННОСТЬ ТРУДА – степень оснащенности труда производственными основными фондами; определяется делением среднегодовой стоимости фондов на среднегодовую численность работников.

ФРИКЦИОННАЯ БЕЗРАБОТИЦА – часть людей находится в процессе смены работы, т.е. на стадии увольнения, поиска нового рабочего места, оформления трудоустройства.

ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ СТРУКТУРА ЗАНЯТЫХ – соотношение отдельных групп работников, неодинаковых по их роли в производственном процессе.

ФУНКЦИЯ – зависимость между различными социально-экономическими процессами или величинами.

ЦЕЛЬ – один из основных элементов сознательной деятельности человека, характеризующий мысленное предвосхищение результата его труда.

ЦЕНА – денежное выражение стоимости товаров и услуг.

ЦЕННОСТЬ – особое общественное отношение, посредством которого потребности и интересы индивида или социальной группы переносятся на мир вещей, предметов, духовных явлений.

ЦИКЛ – ограниченный временем процесс трудовой деятельности.

ЦИКЛИЧЕСКАЯ БЕЗРАБОТИЦА – безработица, вызванная спадом производства и уменьшением спроса на рабочую силу.

ЧИСЛЕННОСТЬ – количественная характеристика трудовых ресурсов.

ЭКОНОМИКА – искусство управления хозяйством.

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА – курс действий, имеющих своей целью скорректировать экономическую проблему или избежать ее возникновения.

ЭКОНОМИЧЕСКИ АКТИВНОЕ НАСЕЛЕНИЕ – часть населения, предоставляющая свой труд для производства товаров и услуг. К экономически активному населению относится занятое население и безработные, зарегистрированные в органах государственной службы занятости.

ЭНЕРГОВООРУЖЕННОСТЬ ТРУДА – вооруженность труда энергией всех видов.

ЭФФЕКТ – полное или частичное достижение определенных технико-экономических или социальных целей.

ЭФФЕКТИВНОСТЬ – соотношение результатов (эффекта) деятельности человека к затраченным ресурсам.

Схема 17. Кроссворд: основные понятия о труде

    Адамчук В.В., Ромашов О.В. Экономика и социология труда. М., 1999.

    Алехина О. Стимулирующий эффект гибких систем заработной платы // Человек и труд. 1997. № 1.

    Андреев В. Каждому по труду // Человек и труд. 2002. № 6.

    Афанасьев М. Экономика Белоруссии: состояние и перспективы // Вопросы экономики. 1996. № 5.

    Ванкевич Е.В. Экономические проблемы становления рынка труда. Мн., 1996.

    Ведута Е.Н. Государственные экономические стратегии. М., 1998.

    Верховин В.И. Экономическое поведение как предмет социологического анализа // Социологические исследования. 1994. № 10.

    Волгин Н.А. Сколько и как платить российскому бюджетнику // Социологические исследования. 2002. № 4.

    Воловская Н.М. Экономика и социология труда. М.: Новосибирск, 2001.

    Генкин Б.М. Экономика и социология труда. М., 2001.

    Завельский М.Г. Экономика и социология труда. М., 2001.

    Заславская Т.И. О социальном механизме посткоммуниститческих преобразований в России // Социологические исследования. 2002. № 8.

    Ильин И., Кузнецов Г. Производительность труда: вверх по лестнице, ведущей вниз // Человек и труд. 2002. № 5.

    Рофе А.И. О содержании понятий “трудовые ресурсы” и “рабочая сила” // Человек и труд. 1997. № 3.

    Рофе А.И. Экономика труда. М., 2000.

    Соколова Г.Н. Социология труда. Мн., 2002.

    Соколова Г.Н. Экономическая социология. Мн., 2000.

    Статистический ежегодник Республики Беларусь. Мн., 2003.

    Статистический портрет Беларуси. Статистический сборник. Мн., 2001.

    Ткаченко С.С., Артюхин М.И. Потенциал внешней трудовой миграции Республики Беларусь // Белорусский экономический журнал. 1999. № 3.

    Травин В.В., Дятлов В.А. Основы кадрового менеджмента. М., 1995.

    Труд и занятость в Республике Беларусь. Статистический сборник. Мн., 2001.

    Труд и занятость в России. Статистический сборник. М., 1999.

    Экономика и рынок труда / Под ред. Головачева А.С. Мн., 1994.

    Экономика СНГ: 10 лет реформирования и интеграционного развития // Российский экономический журнал. 2002. № 1.

    Экономика труда и социально-трудовые отношения / Под ред. Меликьяна Г.Г., Колосовой Р.П. М., 1996.

    Экономика трудовых ресурсов / Под ред. Арещенко В.Д. Мн., 1985.

    Экономическая политика: анализ и альтернатива / Под ред. Злотникова Л.К., Шлындикова В.М. Мн., 1999.

    Экономически активное и неактивное население, занятость и безработица в Республике Беларусь. Статистический сборник. Мн., 2001.

    Эренберг Р. Дж., Смит Р.С. Современная экономика труда. Теория и государственная политика / Пер. с англ. / Под ред. Колосовой Р.П. и др. М., 1996.

Введение…………………………………………………………...

РАЗДЕЛ I . Основные понятия о труде и трудовых ресурсах

Глава 1. МЕСТО УПРАВЛЕНИЯ ТРУДОВЫМИ РЕСУРСАМИ

В СИСТЕМЕ ЭКОНОМИЧЕСКИХ НАУК

1.1. Классификация экономических дисциплин ………………………..

1.2. Место трудовых ресурсов в системе производственных ………….

1.3. Социально-экономическое развитие Республики Беларусь……….

1.4. Объективная необходимость управления трудовыми ресурсами

Глава 2. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ О ТРУДЕ

2.1. Труд как целесообразная деятельность людей …………………….

2.2. Классификация элементов процесса труда ……………….………..

2.3. Характер и содержание труда. Простой и сложный труд …………

2.4. Объективная необходимость управления трудом …………………

Глава 3. ТРУДОСПОСОБНОЕ НАСЕЛЕНИЕ

И ТРУДОВЫЕ РЕСУРСЫ

3.1. Трудоспособное население: понятие и структура …………………

3.2. Трудовые ресурсы: понятие и структура ………………….……….

3.3. Количество и качество трудовых ресурсов ……………….………..

Глава 4. РЫНОК ТРУДА: ПОНЯТИЕ, СТРУКТУРА,

ОСОБЕННОСТИ, МОДЕЛИ

4.1. Понятие и структура рынка труда …………………………………..

4.2. Особенности рынка труда в Республике Беларусь ……….………..

4.3. Анализ моделей рынка труда (мировой опыт) ……………………..

4.4. Государственное регулирование рынка труда ……………………..

Глава 5. ЗАНЯТОСТЬ И БЕЗРАБОТИЦА

В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

5.1. Занятость как социально-экономическая категория ………………

5.2. Виды занятости трудовых ресурсов ……………………….……….

5.3. Эффективность гибких форм занятости ……………………………

5.4. Безработица: понятие, формы, виды, тенденции …………………..

РАЗДЕЛ II . Проблемы управления трудовыми ресурсами

Глава 6. УПРАВЛЕНИЕ ТРУДОВЫМИ РЕСУРСАМИ

КАК ФУНКЦИЯ ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ

6.1. Сущность и содержание управления трудовыми ресурсами………

6.2. Методы управления трудовыми ресурсами ………………………..

6.3. Социально-экономическое развитие трудовых коллективов ………....

6.4. Структура органов управления трудовыми ресурсами Беларуси

Глава 7. ПРОБЛЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ СТРУКТУРОЙ

ТРУДОВЫХ РЕСУРСОВ

7.1. Понятие и показатели структуры трудовых ресурсов …………….

7.2. Структура трудовых ресурсов по полу ……………………………..

7.3. Структура трудовых ресурсов по возрасту ……………….………..

7.4. Структура работающих по квалификации, отраслям, формам

собственности и функциям ……………………………..………………..

Глава 8. ДЕМОГРАФИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ТРУДОВЫХ РЕСУРСОВ

8.1. Демографические факторы трудовых ресурсов ……………………

8.2. Половозрастная структура населения как фактор формирования трудовых ресурсов …………………………………….………………….

8.3. Баланс трудовых ресурсов как способ управления ………………..

Глава 9. ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ МОБИЛЬНОСТЬ РАБОЧЕЙ СИЛЫ

9.1. Сущность и функции миграции. Классификация основных

миграционных потоков …………………………………………………..

9.2. Миграционная ситуация в Беларуси: основные потоки и тенденции

9.3. Миграционная политика Республики Беларусь ……………………

Глава 10. ОТРАСЛЕВЫЕ ПЕРЕМЕЩЕНИЯ ТРУДОВЫХ

РЕСУРСОВ

10.1. Понятие отрасли и прогрессивной отраслевой структуры ……...

10.2. Показатели отраслевой структуры трудовых ресурсов ………….

10.3. Материальная и непроизводственная сферы экономики ………...

Глава 11. УПРАВЛЕНИЕ ЗАТРАТАМИ И РЕЗУЛЬТАТАМИ

11.1. Своеобразие отраслей по структуре затрат труда ………………..

11.2. Производственные ресурсы: понятие и структура ……………….

11.3. Классификация эффекта по видам, формам и уровням

проявления в отдельных отраслях ……………………………...………..

11.4. Соотношение эффектов и затрат как способ оценки

эффективности ……………………………………………………………

Глава 12. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ И СОЦИАЛЬНЫЕ МЕХАНИЗМЫ УПРАВЛЕНИЯ ТРУДОВЫМИ ПЕРЕМЕЩЕНИЯМИ

12.1. Заработная плата как экономический механизм стимулирования

12.2. Заработная плата как социальный механизм управления

трудовыми ресурсами …..………………………………………………..

12.3. Премия, цена, прибыль, налоги, фиксированные платежи как экономические рычаги управления трудовыми ресурсами…………….

12.4. Особенности стимулирования отдельных стратификационных групп работников …………………………………………………………

РАЗДЕЛ III . Семинарские и практические занятия

Занятие 1. Основные понятия о труде …………………………………..

Занятие 2. Трудоспособное население и трудовые ресурсы …………..

Занятие 3. Занятость и безработица в Республике Беларусь …………..

Занятие 4. Демографические аспекты формирования трудовых ресурсов

Занятие 5. Территориальная мобильность рабочей силы …….………..

Занятие 6. Отраслевая мобильность трудовых ресурсов ………………

Занятие 7. Экономические и социальные методы и механизмы

управления трудовыми перемещениями..………………………………

Краткий словарь основных терминов …………………………...

Ключ к кроссворду ………………………………………………..

Литература ………………………………………………………...

Учебное издание

Куропятник Инна Ивановна

Региональные особенности возрастного состава населения

Перепись 2010 года показала, что возрастно-половой состав населения регионов России весьма существенно различается. Средний возраст населения в пяти самых «молодых» регионах России (не являющихся частью другого субъекта федерации), по крайней мере, на 8,5 года ниже, чем в пяти самых «старых». А соотношение полов колеблется от 1240 женщин на 1000 мужчин в Ярославской области, до 996 женщин на 1000 мужчин в Чукотском автономном округе.

На рис. 10 представлено несколько характерных возрастных пирамид населения российских регионов.


Москва


Санкт-Петербург


Республика Дагестан


Республика Саха (Якутия)


Тульская область


Мурманская область

Рисунок 10. Возрастно-половые пирамиды некоторых регионов России по данным переписи 2010 года, тысяч человек

Отличительная черта возрастно-половой пирамиды Республики Дагестан, несмотря на некоторые деформации, – сохранение достаточно выраженной традиционной треугольной формы. Это - следствие сохранявшегося здесь долгое время, до конца 1980-х годов, высокого уровня рождаемости.

Особенности пирамид пяти других регионов не столь очевидны. Пирамида Республики Саха (Якутия) отличается относительно малой долей пожилых в населении, а Тульской области – напротив, высокой долей пожилых, особенно женщин. Пирамиды Москвы и Санкт-Петербурга занимают в этом смысле среднее положение, но имеют еще две особенности: интенсивная миграция сгладила в значительной мере провалы в средних возрастах, характерные для населения России в целом, в то же время основания пирамиды заметно у же, чем во всех остальных регионах.

Как показал анализ возрастного состава населения, несмотря на то, что в переписях населения России, начиная с 1989 года, для выяснения возраста опрашиваемого задается вопрос о дате рождения, а не только о числе исполнившихся лет, в данных переписи 2010 года отмечается более значимая возрастная аккумуляция, чем в предыдущих переписях (индекс Уипла -103), Это хорошо видно и на представленных пирамидах, особенно для Республики Дагестан и Москвы, индекс Уипла в которых равен соответственно 112,7 и 109,7. При этом, если в Дагестане и предыдущие переписи фиксировали достаточно высокую возрастную аккумуляцию, то в Москве столь высокого значения индекса давно не наблюдалось, и оно плохо вяжется с достаточно высоким образовательным и культурным уровнем москвичей. По всей видимости, объяснение московской ситуации кроется в том, что число переписных листов, заполненных не в результате опросов респондентов, а каким-то иным «косвенным» способом (получение сведений в паспортных столах, единых расчетных центрах и др.) в Москве было более распространено, чем в иных регионах.

Различия в возрастно-половом составе между федеральными округами несколько меньше, чем между субъектами федерации, но тоже достаточно существенны (табл. 3).

Таблица 3. Средний возраст живущих и соотношение численностей полов по данным российских переписей населения 2002 и 2010 годов в разрезе федеральных округов

Средний возраст (лет)

Число женщин на 1000 мужчин

Все насе-
ление

Городское насе-
ление

Сельское насе-
ление

Все насе-
ление

Городское
насе-
ление

Сельское
насе-
ление

Федеральные округа

Центральный

Северо-Западный

Северо-Кавказский

Приволжский

Уральский

Сибирский

Дальневосточ-ный

Представленные в табл. 3 и на рис. 11 данные о среднем возрасте сами по себе достаточно выразительны. По данным переписей и 2002, и 2010 годов самым старым было население Центрального федерального, самым молодым – Северо-Кавказского и Дальневосточного округов.

Возрастной состав населения регионов формируется на протяжении длительного времени и связан с региональными особенностями ключевых демографических процессов – рождаемости, смертности и миграции, которая также влияет на возрастной состав населения отдельных регионов страны. Они достаточно сложно взаимодействуют между собой и должны изучаться в каждом отдельном случае. В то же время очевидны крупные зональные различия, в частности, явно относительно более высокий средний возраст населения западных регионов (рис. 11), но, как и в прошлый межпереписной период, самое большое увеличение среднего возраста было в северных и восточных регионах страны (рис. 12).

Рисунок 11. Средний возраст населения субъектов Российской Федерации по переписи населения 2010 года (лет )

Рисунок 12. Изменение среднего возраста населения субъектов Российской Федерации между переписями 2002 и 2010 годов (лет)

В результате действия долговременных тенденций и конъюнктурных изменений демографических процессов, в том числе и динамики внешней и внутренней миграции, старение населения наиболее выражено среди сельских женщин. При среднероссийской доле женщин в возрасте 65 лет и старше в женском населении, равной 16,5%, доля женщин в возрасте 65 лет и старше в общей численности сельских женщин в Псковской области составляет 32,9%, в Рязанской - 32%, в Тверской, Новгородской и Курской областях – около 30%, т.е. можно сказать, что практически почти каждая третья жительница села - это женщина пожилого возраста.

В табл. 4. представлены данные о распределении населения федеральных округов по трем возрастным группам – моложе рабочего, рабочего и старше рабочего (по российским стандартам). Перепись 2010 года показала, что межрегиональная дифференциация в распределении населения по этим трем группам в основном сохраняется, несмотря на происходившие изменения.

Таблица 4. Доля населения в возрастах моложе рабочего, рабочем и старше рабочего в процентах к общей численности населения по данным переписей населения 2002 и 2010 годов в разрезе федеральных округов

Оба пола

Мужчины

Женщины

Моло-
же рабо-
чего

Рабо-
чий

Стар-
ше рабо-
чего

Моло-
же рабо-
чего

Рабо-
чий

Стар-
ше рабо-
чего

Моло-
же рабо-
чего

Рабо-
чий

Стар-
ше рабо-
чего

Федеральные округа

Центральный

Северо-Западный

Северо-Кавказский

Приволжский

Уральский

Сибирский

Дальневосточный

Наибольшая доля населения рабочих возрастов – в Дальневосточном федеральном округе, а минимальная – в Южном. В пяти регионах с наибольшей долей (Ханты-Мансийский, Ямало-Ненецкий и Чукотский автономные округа, Тюменская и Магаданская области) этот показатель, по крайней мере, на 7,4 пункта выше, чем в пяти с самой низкой (Чеченская республика, Республика Адыгея, Курганская, Рязанская и Новгородская области) (рис. 13).

Рисунок 13. Доля населения рабочего возраста в населении субъектов Российской Федерации по переписи населения 2010 года, в процентах

В отличие от предыдущего межпереписного периода (1989-2002 годов), когда доля населения в рабочем возрасте выросла повсеместно, перепись 2010 года показала ее рост только в двух третях регионов при наибольшем росте - около 4 процентных пунктов - в Усть-Ордынском Бурятском автономном округе, Ингушетии и Дагестане (рис. 14). Напротив, почти в трети регионов зафиксировано снижение от -0,01 в Санкт-Петербурге до -3,3% в Камчатской и Магаданской областях. Среди федеральных округов высоким ростом доли населения в рабочих возрастах выделяется Северо-Кавказский. Неожиданным кажется заметный рост доли рабочих возрастов в Воронежской и Брянской областях (2,2-2,1 процентного пункта).

Рисунок 14. Изменение доли (в процентах) населения рабочего возраста в населении субъектов Российской Федерации между переписями населения

В то же время в регионах Дальнего Востока зафиксирован наибольший рост доли населения в возрастах старше рабочего, причем у женщин рост был значительнее, чем у мужчин. Осталась на том же уровне доля населения в послерабочих возрастах на Северном Кавказе, а менее всего выросла в областях Центра.

Так же неравномерно по стране происходило и сокращение доли населения в возрастах моложе рабочего. В ситуации резкого снижения уровня рождаемости доля детей и подростков в населении сократилась повсеместно, но менее всего в регионах Центра (в том числе в Москве), а более всего – в Приволжье.

Заметные региональные различия демонстрируют и показатели демографической нагрузки (табл. 5). Если говорить об общей нагрузке, то она особенно велика в Южном Федеральном округе (655 на 1000), а ниже всего – в Дальневосточном (574 на 1000). Эти различия во многом определяются тем, что в Южном округе самая большая в России нагрузка детьми, а в Дальневосточном – самая низкая нагрузка пожилыми. Напротив, самая низкая нагрузка детьми и самая высокая нагрузка пожилыми отличает Центральный Федеральный округ, однако по общей нагрузке (629 на 1000) он находится только на третьем месте, уступая Южному (655 на 1000) и Приволжскому (631 на 1000) округам. Такую же ситуацию демонстрировали и данные переписи 2002 года.

Таблица 5. Демографическая нагрузка на 1000 человек рабочих возрастов по данным переписей населения 2002 и 2010 годов в разрезе федеральных округов

Все население

Городское население

Сельское население

Об-
щая

Деть-
ми

Пожи-
лыми

Об-
щая

Деть-
ми

Пожи-
лыми

Об-
щая

Деть-
ми

Пожи-
лыми

Федеральные округа

Центральный

Северо-Западный

Северо-Кавказский

Приволжский

Уральский

Сибирский

Дальневосто-чный

По сравнению с 2002 годом, коэффициент нагрузки для России в целом в 2010 году снизился незначительно, всего на 1,3%. Максимальное снижение нагрузки произошло в Северо-Кавказском федеральном округе (на 9,1%), минимальное – в Центральном (на 1,7%). Снижение нагрузки детьми произошло повсеместно. Обращает на себя внимание увеличение нагрузки пожилыми в Дальневосточном федеральном округе (на 26,1%), но этот рост почти в два раза меньше, чем за период между переписями 1989 и 2002 гг. Сейчас, по-прежнему оставаясь самой низкой в России, она все же приблизилась к уровню, характерному для других федеральных округов.

Понравилась статья? Поделитесь ей